Управление конфликтами на предприятии на примере ООО «Элит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе и оценке деятельности руководителей предприятия по управлению конфликтами и предложению рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «конфликт» и выявить эффективные методы управления конфликтом;
- провести краткий анализ хозяйственной деятельности предприятия и его системы управления;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....….…..3
1Теоретические основы управления конфликтами на предприятии……………..7
1.1 Понятие конфликта и его виды……………………………..……..…..7
1.2 Причины возникновения конфликтов……………………..…..….....13
1.3 Управление конфликтами на предприятии и способы
их разрешения………………………..…………………………....…...…16
2 Анализ уровня конфликтности и социально – психологического
климата на предприятии ООО «Элит»………………………………………19
2.1Краткая характеристика предприятия ООО «Элит»………………….19
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ООО «Элит»…… …………………………………………...24
2.3 Анализ трудового потенциала предприятия ООО «Элит»…………..34
2.4 Диагностика уровня конфликтности и стилей
поведения руководителей в конфликтных ситуациях………………..…37
2.5 Оценка социально-психологического климата и
взаимоотношений в подразделениях предприятия ООО «Элит»..……41
3 Совершенствование процесса управления конфликтами на
предприятии ООО «Элит»………………………….………………………....43
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса
управления конфликтами на предприятии…………...…………….…...43
3.2 Социально-экономическая эффективность
предлагаемых мероприятий…………………………………………..…46
Заключение…………………………………………………...…………………....50
Список литературы…………………………………….………………………….

Файлы: 1 файл

1 Джигаревой Кати (Управление конфликтами на предприятии) диплом.docx

— 248.65 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

КАФЕДРА Менеджмента и государственного и муниципального управления

Специальность – 080507.65 «Менеджмент организации»

Специализация  - 080507.65-01 «Финансовый менеджмент"

 

 

                                                                       ВКР ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ:

                         Заведующий кафедрой МиГМУ

                                                                      _______________  Р.Г.Леонтьев

« ___ »_________________2011г.

 

 

 

 

 

 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

(дипломная работа)

на тему: «Управление конфликтами на предприятии

(на примере ООО «Элит»)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка  5курса                

Джигарева Е.Ю.

Научный руководитель

Н.С. Лазарева к.э.н., доцент кафедры МиГМУ

ВКР защищена с оценкой_____________

Технический секретарь ГАК

_________________Л.А. Левченко

 

 

 

 

 

Биробиджан, 2011 г.

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………....….…..3

1Теоретические основы управления конфликтами на предприятии……………..7

    1. Понятие конфликта и его виды……………………………..……..…..7
    2. Причины возникновения конфликтов……………………..…..….....13
    3. Управление конфликтами на предприятии и способы

 их разрешения………………………..…………………………....…...…16

  1. Анализ уровня конфликтности и социально – психологического

климата на предприятии ООО «Элит»………………………………………19

2.1Краткая характеристика предприятия ООО «Элит»………………….19

2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности

предприятия ООО «Элит»…… …………………………………………...24

2.3 Анализ трудового потенциала  предприятия ООО «Элит»…………..34

2.4 Диагностика уровня конфликтности  и стилей

поведения руководителей в конфликтных ситуациях………………..…37

2.5 Оценка социально-психологического климата и

взаимоотношений в подразделениях предприятия ООО «Элит»..……41

  1. Совершенствование процесса управления конфликтами на

предприятии ООО «Элит»………………………….………………………....43

    1. Рекомендации по совершенствованию процесса

управления конфликтами на предприятии…………...…………….…...43

    1. Социально-экономическая эффективность

предлагаемых мероприятий…………………………………………..…46

Заключение…………………………………………………...…………………....50

Список литературы…………………………………….………………………….52

Приложение………………………………………...…………………………..….56

 

 

 

Введение

 

 

Столкновение точек зрения, мнений, позиций – очень частое явление производственной и общественной жизни. Чтоб выбрать верную линию поведения в различных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое конфликты и как люди приходят к согласию. Знание конфликтов повышает культуру общения и делает жизнь человека не только более спокойной, но и более устойчивой в психологическом отношении.

В настоящее время руководителям многих уровней не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах, о путях их мирного решения. Многие руководители предпочитают решать возникающие конфликтные ситуации  силовыми методами, даже не догадываясь, что есть мирные и конструктивные методы выхода из конфликта.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что в современных условиях менеджеры организаций должны постоянно совершенствовать  свои профессиональные и личностные качества, быть не только формальными руководителями,  а и  обладать необходимыми умениями по управлению конфликтами, так как это оказывает  непосредственное влияние на достижение организационных целей и эффективное использование человеческого ресурса – основного ресурса организации.

Актуальность проблем, связанных с совершенствованием процесса по управлению конфликтами в организации и послужили для выбора темы  выпускной квалификационной работы «Управление конфликтами на предприятии(на примере ООО «Элит»)».

Объектом выпускной квалификационной работы является предприятие ООО «Элит».

Предметом выпускной квалификационной работы является процесс по управлению конфликтами в организации.

Цель работы заключается в анализе и оценке деятельности руководителей предприятия по управлению конфликтами и предложению рекомендаций по их совершенствованию.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования нами были определены следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия  «конфликт» и выявить эффективные  методы управления конфликтом;

- провести краткий анализ  хозяйственной деятельности предприятия и его системы управления;

- провести диагностику по определению уровня конфликтности руководителей организации и их стилей поведения в конфликтных ситуациях;

- оценить социально-психологический  климат коллектива предприятия;

- проанализировать полученные  результаты проведенных исследований  и предложить рекомендации по  совершенствованию процесса управления  конфликтами;

- провести оценку социально  – экономической эффективности  предлагаемых рекомендаций.

Для решения поставленных задач  были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ  научной литературы по экономической теории, менеджменту, социологии, управлению персоналом.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.

В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрена сущность конфликтов, причины  их возникновения и способы их разрешения на предприятии. Во второй главе дана краткая технико – экономическая характеристика предприятия, проведен анализ производственно-хозяйственной деятельности, анализ трудового потенциала предприятия, а так же проведена диагностика уровня конфликтности  и стилей поведения руководителей в конфликтных ситуациях и оценка социально-психологического климата и взаимоотношений в подразделениях предприятия ООО «Элит».

В третьей главе на основе проведенных анализов предложены и экономически обоснованы мероприятия по снижению уровня конфликтности на предприятии ООО «Элит».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические основы  управления конфликтами на предприятии

 

 

1.1 Понятие конфликта и  его виды

 

 

Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления. Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны.

С началом изучения этого сложного явления не утихают споры о том, что есть конфликт - благо или зло. Ряд психологов утверждает, что конфликт есть благо, потому что он:

- помогает выявить проблему и различные точки зрения на нее, разные подходы к устранению проблем;

- иногда может сплотить коллектив против внешнего давления. Сторонники другой точки зрения утверждают, что конфликт есть зло,

потому что:

  • ведет к ухудшению социально-психологического климата;
  • повышает нервозность людей, приводит к стрессам;

- отвлекает внимание от выполнения непосредственных служебных 
обязанностей многих людей [23, с. 235].

Выскажем свою точку зрения: правы те и другие, потому что конфликт-это чрезвычайно сложное и противоречивое психологическое явление, к глубинным причинам возникновения и развития которого ученые только приступают. При всех плюсах и минусах конфликтов они неизбежны, более того, зачастую необходимы. Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.

Само слово конфликт, происходит от латинского con - вместе и flictus -удар, т.е. дословный перевод, означает «столкновение». Однако можно воспользоваться и другим словом, например «противодействие». Такое понимание этого термина позволяет лучше почувствовать суть явления, условия существования, а значит, и средства преодоления.

Самым общим образом конфликт определяется как «предельное обострение противоречий». Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

Существует достаточное большое количество определений понятия «конфликт», рассмотрим ниже некоторые из них.

По мнению Дмитриева А.В., «конфликт» - это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть, ресурсы, в которой целями являются, нейтрализация, нанесения ущерба или уничтожение соперника [54, с. 156]. В данном определении четко и ясно указанны цели конфликтного взаимодействия, возможные действия в случае сопротивления оппонента, причем действия перечисляются в порядке нарастания силы.

Козырев Г.И., считает, что «конфликт» - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух или более людей» [12, с. 56]. В этом определении акцент сделан на предмет столкновения в виде противоположных целей, интересов, а вопрос методов воздействия остается неизвестным.

В психологии конфликт определяется как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимоотношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями» [31, с. 63]. Отсюда видно, что основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями. Конфликты возникают там, где сталкиваются разные школы, разные манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, не подкрепленное соответствующими возможностями. Чем больше разброс критериев при принятии решений и возможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт.

Анализ научных источников позволяет сделать вывод, что конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вызывает расстройство интересов другой стороны, которое порождает ответное противодействие этой (другой) стороны и в результате приводит к снижению эффективности совместной работы, повышению риска, прекращение совместной деятельности или другим последствиям.

Например, Томас Ф. Крам рассматривает конфликт, как проявление сталкивающихся энергий. Он рассматривает природу конфликта на физическом уровне, изнутри, как энергию. Автор не отрицает конфликт, он пытается охватить его и понять. «Конфликт естественен; ни позитивен, ни негативен, он просто есть. Неважно, есть ли конфликт в Вашей жизни. Важно то, как Вы реагируете на конфликт» - утверждает Т. Крам [53, с. 214].

Используя, то общее, что присуще многим понятиям, мы будем понимать термин конфликт следующим образом: «конфликт» - это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений, взглядов и др.) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями» [42, с. 95].

Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

Структура конфликта - совокупность его устойчивых связей, обеспечивающих целостность конфликта, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как взаимосвязанная динамическая система и процесс. Для того чтобы раскрыть структуру конфликта, необходимо четко определить его составляющие [54, с. 320].

Информация о работе Управление конфликтами на предприятии на примере ООО «Элит»