Управление конфликтами на предприятии на примере ООО «Элит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:42, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в анализе и оценке деятельности руководителей предприятия по управлению конфликтами и предложению рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «конфликт» и выявить эффективные методы управления конфликтом;
- провести краткий анализ хозяйственной деятельности предприятия и его системы управления;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………....….…..3
1Теоретические основы управления конфликтами на предприятии……………..7
1.1 Понятие конфликта и его виды……………………………..……..…..7
1.2 Причины возникновения конфликтов……………………..…..….....13
1.3 Управление конфликтами на предприятии и способы
их разрешения………………………..…………………………....…...…16
2 Анализ уровня конфликтности и социально – психологического
климата на предприятии ООО «Элит»………………………………………19
2.1Краткая характеристика предприятия ООО «Элит»………………….19
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ООО «Элит»…… …………………………………………...24
2.3 Анализ трудового потенциала предприятия ООО «Элит»…………..34
2.4 Диагностика уровня конфликтности и стилей
поведения руководителей в конфликтных ситуациях………………..…37
2.5 Оценка социально-психологического климата и
взаимоотношений в подразделениях предприятия ООО «Элит»..……41
3 Совершенствование процесса управления конфликтами на
предприятии ООО «Элит»………………………….………………………....43
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса
управления конфликтами на предприятии…………...…………….…...43
3.2 Социально-экономическая эффективность
предлагаемых мероприятий…………………………………………..…46
Заключение…………………………………………………...…………………....50
Список литературы…………………………………….………………………….

Файлы: 1 файл

1 Джигаревой Кати (Управление конфликтами на предприятии) диплом.docx

— 248.65 Кб (Скачать файл)

В числе основных структурных компонентов конфликта можно выделить следующие:

  • объект конфликта;
  • субъекты (участники, оппоненты) конфликта;
  • конфликтная ситуация;
  • инцидент.

Субъектами конфликта являются участники конфликтного взаимодействия, в качестве которых могут выступать отдельные личности, группы, организации. Следует подчеркнуть, что оппоненты должны иметь возможность действовать от своего лица, а не выступать от третьего лица, не быть средством в реализации чьих-то интересов. В этом случае речь будет идти о посредниках, а не о конкретных участниках конфликта.

Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение чего одним из участников полностью или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей.

Объект конфликта характеризуется тем, что он:

  • может быть как материальным, так и психологическим;
  • всегда достаточно значим для участников противоборства, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной;

обычно является одним из факторов, определяющих поведение конфликтующих.

Однако конфликтная ситуация может существовать, но конфликта может не быть. Другими словами, конфликт может долго оставаться на потенциальном уровне, не переходя в реальную плоскость. Для того чтобы конфликт перерос из потенциального в реальный, необходим инцидент, то есть действия со стороны участников (оппонентов) конфликта, направленные на овладение объектом и ущемляющие интересы другой стороны. Поэтому стоит отметить, что конфликт есть конфликтная ситуация плюс инцидент.

Конфликтная ситуация - это противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и другое [54, с. 319]. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т. е. инцидента - и конфликт может начаться.

Инцидент - формальный повод, случай для начала непосредственного столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом естественного хода событий [48, с. 158].

Из выше изложенного, можно сформулировать признаки конфликта:

  • наличие ситуации, воспринимаемой участниками как конфликтной;
  • неделимость объекта конфликта, то есть предмет конфликта не может быть поделен справедливо между участниками конфликтного взаимодействия;
  • желание участников продолжить конфликтное взаимодействие для достижения своих целей.

В социальной психологии существует многовариантная классификация конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.

Конфликт бывает внутриличностным. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм - ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.

Конфликт может быть межличностным. Этот вид конфликта считается самым распространенным. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, использования оборудования, вакантную должность. Может так же проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Различают так же конфликт между личностью и группой. Он проявляется как противоречие ожиданиями или требованиями отдельной личности и, сложившихся в группе, нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства, уровня зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.

Межгрупповые конфликты возникают внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп коллектива, между формальной и неформальной группами.

Конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт); между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространенны конфликты вертикальные и смешанные. В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина; многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а так же кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта.

Исходя из временных параметров, конфликты делятся на кратковременные (чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются); затяжные (связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами, или с объективными трудностями).

Длительность конфликта зависит от предмета противоречия и от черт характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, в них конфликтующие стороны закрепляют свое негативное состояние.

Конфликты различают и по их значению для организации, а так же по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Бывают конфликты, проходящие без кризисов, но, правда, очень редко и, как правило, характерны они для организаций с очень высоким уровнем интеллектуальной и коммуникативной культуры (как корпоративной, так и каждого сотрудника, прежде всего администрации), и само общество должно быть на столь же высоком уровне развития. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Положительная роль конфликта заключается в росте самосознания участников конфликта. Конструктивный конфликт во многих случаях формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и конструктивного выхода эмоций. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации, создают напряженные отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии сотрудников.

 

 

    1. Причины возникновения конфликтов

 

 

Немаловажным этапом проведения нашего исследования является изучение причин возникновения конфликта, потому что при выявлении конфликтной ситуации, руководитель организации в первую очередь должен выяснить причину конфликта для выбора подходящего метода решения данной проблемы. К основным причинам возникновения конфликтов относят: распределение ресурсов, взаимозависимость задач, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения и жизненном опыте, неудовлетворительные коммуникации [24, с. 332].

Распределение ресурсов, при котором большую долю ресурсов выделяют какому-то одному руководителю, подчиненному или группе почти неизбежно ведет к конфликтам.

Взаимозависимость задач может стать причиной конфликта, так как организации являются системами, состоящими из взаимозависимых элементов, и проблемы возникают при ненадлежащей работе одного подразделения или человека.

Различия в целях является причиной конфликта, вероятность которого увеличивается по мере того, как в организации развивается специализация и она разбивается на подразделения. Специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целям всей организации.

Различия в представлениях и ценностях служит причиной конфликта, когда люди рассматривают стороны дела, которые, по их мнению, важны для их группы и личных потребностей.

Различия в манере поведения и жизненном опыте. Некоторые люди постоянно проявляют агрессивность и враждебность и готовы оспаривать каждое слово, создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом. Люди с весьма авторитарными, догматичными чертами характера скорее вступают в конфликт. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, в возрасте и социальных характеристиках способствуют возникновении конфликтов.

Неудовлетворительные коммуникации - плохая передача, искажение информации затрудняет взаимопонимание, а конфликт усугубляет эти затруднения.

Выделяют функциональные и дисфункциональные последствия конфликта [12, с. 241].

Функциональные последствия. Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в работе, такие как враждебность, несправедливость и подавление воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.

Дисфункциональные последствия. Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут образоваться следующие дисфункциональные последствия, т.е. условия, мешающие достижению целей:

  • неудовлетворённость, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности;
  • меньшая степень сотрудничества в будущем;
  • сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами в организации;
  • представление о другой стороне как о «враге»;
  • представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;
  • сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами;
  • увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения взаимодействия и общения;
  • смещение акцента: придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы.

Из вышесказанного мы можем сделать вывод, что эффективный руководитель должен предвидеть начало конфликтной ситуации, вовремя вмешаться в процесс протекания конфликта, внести свои коррективы и вывести конфликтную ситуацию к оптимальному разрешению.

 

 

 

1.3 Управление конфликтами  в организации и способы их  разрешения

 

 

Многие специалисты, занимающиеся вопросами разрешения конфликтов профессионально, считают, что процесс управления конфликтами зависит от множества факторов, значительная часть которых плохо поддается управляющему воздействию.

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач [42, с. 384].

Существуют несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории: структурные и межличностные. Отметим, однако, что управлять конфликтной ситуацией теоретически может любой его участник, но практически такой возможностью обладают не все, в большинстве случаев это начальник, руководитель, менеджер или просто авторитетный человек, более того, управлять конфликтом может и совершенно посторонний человек.

Структурные методы управления конфликтами - это, прежде всего разъяснение требований к работе, использование координационных и интеграционных механизмов, установление общеорганизационных комплексных целей и использование системы вознаграждений.

Разъяснение требований к работе. Руководитель должен разъяснять, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника в подразделении, кто предоставляет и кто получает различную информацию, каковы система полномочий и ответственности, политика, процедуры и правила.

Координационные и интеграционные механизмы. Иерархии полномочий должны четко упорядочивать взаимодействия людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Подчиненные должны знать, к какому руководителю обращаться при разногласиях, то есть должен реализовываться принцип единоначалия.

Общеорганизационные комплексные цели следует ставить перед двумя или большим количеством сотрудников, групп или подразделений, когда эффективное достижение этих целей требует совместных усилий.

Структура системы вознаграждений должна быть сформирована так, чтобы вознаграждались сотрудники, которые вносят свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно.

Наиболее удачную модель управления конфликтами предложили К.У. Томас, которую можно отнести к межличностному стилю разрешению конфликтов. Он применил двухмерную модель: по вертикали выражена степень напористости при защите собственных интересов; по горизонтали - степень склонности к кооперации и внимание к интересам оппонентов [34, с. 347].

Информация о работе Управление конфликтами на предприятии на примере ООО «Элит»