Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:42, дипломная работа
Цель работы заключается в анализе и оценке деятельности руководителей предприятия по управлению конфликтами и предложению рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «конфликт» и выявить эффективные методы управления конфликтом;
- провести краткий анализ хозяйственной деятельности предприятия и его системы управления;
Введение……………………………………………………………………....….…..3
1Теоретические основы управления конфликтами на предприятии……………..7
1.1 Понятие конфликта и его виды……………………………..……..…..7
1.2 Причины возникновения конфликтов……………………..…..….....13
1.3 Управление конфликтами на предприятии и способы
их разрешения………………………..…………………………....…...…16
2 Анализ уровня конфликтности и социально – психологического
климата на предприятии ООО «Элит»………………………………………19
2.1Краткая характеристика предприятия ООО «Элит»………………….19
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ООО «Элит»…… …………………………………………...24
2.3 Анализ трудового потенциала предприятия ООО «Элит»…………..34
2.4 Диагностика уровня конфликтности и стилей
поведения руководителей в конфликтных ситуациях………………..…37
2.5 Оценка социально-психологического климата и
взаимоотношений в подразделениях предприятия ООО «Элит»..……41
3 Совершенствование процесса управления конфликтами на
предприятии ООО «Элит»………………………….………………………....43
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса
управления конфликтами на предприятии…………...…………….…...43
3.2 Социально-экономическая эффективность
предлагаемых мероприятий…………………………………………..…46
Заключение…………………………………………………...…………………....50
Список литературы…………………………………….………………………….
При реализации мероприятий по совершенствованию процесса управления конфликтами к числу позитивных изменений на предприятии ООО «Элит» можно отнести:
- увеличение благоприятного
Таблица 3.3 - Социальная эффективность процесса управления конфликтами на ООО «Элит»
Область формирования (функциональные подсистемы СУП) |
Показатели |
Значение до проведения мероприятий |
Значения после проведения мероприятий |
Социально-психологический климат |
Уровень социально-психологического климата (10 баллов) Организация в целом Отдел товаро-ния Отдел продаж |
7 баллов 6 баллов 8 баллов |
9 баллов 7 баллов 9 баллов |
Продолжение таблицы 3.3
Подсистема трудовых отношений |
Уровень конфликтности в трудовых коллективах Отдел товародвижения Отдел продаж |
40% (высокий уровень) 44% (средний уровень) |
30% (средний уровень) 20% (низкий) |
В результате проведенных исследований и предложенных мероприятий
можно сделать вывод о том, что: при снижении уровня конфликтности на предприятии в целом, снижается уровень конфликтности и в отдельных производственных подразделениях;
Следовательно, исходя из полученных результатов можно сделать вывод о том, что предложенные нами мероприятия эффективны и должны быть внедрены на предприятие для совершенствования процесса управления конфликтами.
Заключение
Возникновение конфликтов в организации закономерно и неизбежно, поскольку при разнообразных целях и задачах, стоящих перед людьми, при различных уровнях информированности, находясь в тесном взаимодействии, участники потенциального конфликта вынуждены отстаивать свои позиции "в интересах дела до победного конца".
Многочисленные исследования выявили четкую связь между проблемами управления персоналом и эффективностью бизнеса. Стало очевидно, что управление людьми может сильно влиять на эффективность деятельности предприятия. Достаточно вспомнить старый добрый лозунг: «Кадры решают все!». Поэтому современные руководители все больше обращают внимание на проблему управления конфликтами на предприятии. Профессиональные менеджеры по персоналу как никогда стали очень необходимыми. Управление трудовыми ресурсами продолжает пока оставаться слабым звеном в общей системе управления предприятием. Одним из направлений решения важной задачи современного менеджмента является совершенствование процесса управления конфликтами на предприятии.
Актуальность проблемы, связанная с совершенствованием процесса управления конфликтами на предприятии, позволили сформулировать цель нашего исследования: анализ и оценка деятельности руководителей предприятия по управлению конфликтами и разработка рекомендаций по совершенствованию данного процесса.
Предметом исследования явился процесс по управлению конфликтами на предприятии ООО «Элит».
В соответствии с данной проблемой были обозначены задачи выпускной квалификационной работы, которые и были решены в процессе нашего исследования:
- раскрыта сущность понятия
«конфликт» и выявлены
- изучен отечественный и зарубежный опыт управления конфликтами на предприятии;
- предложены рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами
- проведена оценка социально – экономической эффективности предлагаемых рекомендаций.
Для оптимальной работы организации лучшим вариантом управления конфликтностью является своевременная их профилактика и минимизация конфликтогенных потерь. Предупредить конфликт можно, устраняя причины, порождающие конфликтные ситуации. Поэтому в организации необходимо проводить соответствующие социально – психологические тренинги, консультирование и текущий конфликтологический мониторинг. Такая работа снижает вероятность конфликтов, их остроту, делает конфликты менее острыми и повышает уровень конструктивного их разрешения.
Надеемся, что предложенные мероприятия по совершенствованию процесса управления конфликтами на предприятии, возможно, будут реализованы и помогут руководителям предприятий в дальнейшем более эффективно управлять персоналом.
Список использованной литературы
1. Абчук, В.А. Лекции по менеджменту: Решение. Предвидение. Риск./ В.А. Абчук. -СПб.: 2006.-336 с.
2. Албастова, М.В. Технологии эффективного менеджмента: Учеб.-практ. пособие./ М.В. Албастова. - М.: "Издательство ПРИОР", 2001. - 288 с.
3. Алешина, И.В. Поведение потребителей: Учебн. пособие для вузов./ И.В. Алешина. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005.- 384 с.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология. / Г.М. Андреева. - М.: Изд-во МГУ, 2007. -416 с. (включая последующие издания).
5. Бандурка, A.M. Психология управления. / A.M. Бандурка, СП. Бочарова, Е.В. Землянская. - Харьков: ООО "Фортуна-пресс". 2002. - 464 с.
6. Бороздина, Г.В. Психология делового общения: Учеб.- пособие. / Г.В. Бороздина. - М.: ИНФРА-М, 2003- 224 с.
7. Вересов, Н.Н. Психология управления: Учеб. пособие./ Н.Н. Вересов. - М.;МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2001.- 224 с.
8. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе./ В.Р. Веснин. — М.: Юристъ, 2005. — 496 с.
9. Власова, Н.М. Руководство по управлению людьми: инструменты власти и влияния./ Н.М. Власова. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 304 с.
10. Гончаров, В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. / В.В. Гончаров. - М.: МНИИПУ, 2006. - 176 с.
11. Гончаров, В.В. Ключевые элементы управления и их практическое значение. - М.: МНИИПУ. 2002 - 192 с.
12. Гришина, Н.В. Психология конфликта. / Н.В. Гришина. - СПб.: Издательство "Питер", 2000.- 464 с.
13. Дмитриев, А.В. Введение в общую теорию конфликтов / А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев. - М.: 2000. - 247 с.
14. Кибанов А.Я. Учебно-экономическое пособие для экономических вузов и факультетов; под ред. А.Я. Кибанова и Л. В. Ивановской. - М.: "Издательство ПРИОР", 1999. - 352 с.
15. Кричевский, Р.Л. "Если вы - руководитель"./ Р.Л. Кричевский. - М.:2004. - 476 с.
16. Ксенчук, Е.В. Технология успеха / Е.В. Ксенчук, М.К. Киянова. - М.: Изд-во "Дело ЛТД", 2003. - 192 с.
17. Лебедев, О.Т. Основы менеджмента/Учеб. пособие / Под ред. О.Т. Лебедева, А.Р. Каньковская. Изд. 2-е, доп. - СПб.: ИД "МиМ", 2005. -192 с.
18. Литвак, М.Е. Командовать или подчиняться./ М.Е. Литвак. - Ростов-на-Дону: Изд-во "Феникс", 2004 - 288 с.
19. Майерс, Д.А. Социальная психология / Перев. с англ. / Д.А. Майерс. - СПб.: Питер, 2001. - 684 с: ил.
20. Мануйлов, Г.М. Психологическое управление в кризисном обществе / Г.М. Мануйлов, В.В. Новиков. - СПб.: Издательство "Алетейя",2005.-347 с.
21. Мастенбрук Ч.У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации Т.Т.Тёрев. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 256 с.
22. Мещерякова, Е.В. Психология управления./ Е.В. Мещерякова. — Мн.: Вышэйшая школа, 2005.-255 с.
23. Науменко, Е.А. Психологические основы управления. Учебное пособие./ Е.А. Науменко. - Тюмень: издательство "Вектор Бук", 2000. - 112 с.
24. . Никифорова, Г.С. Психология менеджмента: Учебник / Под ред. проф. Г.С.Никифорова - СПб.: Издательство СПбГУ, 2006. - 572 с.
25. Панфилова, А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: Учеб. пособие. / А.П. Панфилова. - СПб.: Знание, СПб ИВЭСЭП, 2003. - 496 с.
26. Панкратов, В.Н. Психотехнология управления людьми: Практическое руководство./ В.Н. Панкратов. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 336 с.
27. Потеряхин, А.Л. Психология управления. Основы межличностного общения./ А.Л. Потеряхин. - К.: ВИРА-Р,2005. - 3 84 с.
28. Руденский, Е.В. Социальная психология: Курс Лекций./ Е.В. Руденский. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ. 2007. - 224 с.
29. Руденский, Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск; НГАЭиУ, 2004. - 180 с.
30. Розанова, В.А. Психология управления: Учебное пособие. / В.А. Розанова. - М. ЗАО "Бизнес-школа "ИНТЕЛ-СИНТЕЗ", 2002. - 304 с.
31. Сельченок, К.В Прикладная конфликтология: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест,2004. - 624 с.
32. Сельченок, К.В Психология бизнеса: Хрестоматия. / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2006. - 496 с.
33. Снетков, В.М. Психология коммуникации в организациях: Учебное пособие. / В.М. Снетков. - СПб.: Издательство СПбГУ, 2005. - 112 с.
34. Скавитин, А.В. Методические
подходы к управлению текучестью кадров.
/ А.В. Скавитин/ http://www.aur.ru/articles/
35. Станкин, М.И. Психология управления: Практическое пособие./ М.И. Станкин. - М.: ЮНИТИ, 2006. - 304 с.
36. Удальцова, М.В. Психология управления: Курс лекций / Л.А. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мошканцев, В.М. Николаенко; Отв. ред. М.В. Удальцова. - Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ; ИНФРА-М, 2004. - 150 с.
37. Удальцова, М.В. Социология управления: Учеб. пособие. / М.В. Удальцова - М.: НИФРА-М;
38. Удальцова, М.В. Социология и психологическое управление / М.В. Удальцова, Л.К Аверченко. Практикум. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2006. - 180 с.
39. Урбанович, А.А. Психология управления: Учебное пособие. / А.А. Урбанович. - Мн.: Харвест, 2005. - 640 с. - (Библиотека практической психологии).
40. Ховард, К. Принципы менеджмента. Управление в системе цивилизованного предпринимательства / К. Ховард, Э. Короткое.: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 224 с.
41. Цепцов, В.А. Психология общения для менеджеров: Руководство по ведению переговоров. / В.А. Цепцов. - М.: ПЕР СЭ, 2007. - 175 с.
42. Чернышов, В.Н. Человек и персонал в управлении /В.Н. Чернышов, А.П. Двинин.- СПб: Энергоатомиздат. Санкт-петербургское отделение, 2005. -568 с:
43. Шпалинский, В.В. Психология менеджмента: Учебное пособие. / В.В. Шпалинский. - М.: Изд-во УРАО, 2006. -184 с.
44. Соломатин, А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под редакцией А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2007 – 295 с.
45. http/www.hr-portal.ru
Приложение А
Рисунок А.1 – Организационная структура ООО «Элит»
Приложение Б
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова
Текст опросника
1) а. Центральное руководство
требует, чтобы обо всех делах
докладывали именно ему.
б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
2) а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
б. Приказывает так, что хочется выполнить.
в. Приказывать не умеет.
3) а. Старается, чтобы его
заместители были
б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
4) а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
в. Решая производственные задачи, старается создать хорошие отношения между людьми в коллективе.
5) а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
Информация о работе Управление конфликтами на предприятии на примере ООО «Элит»