Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 15:42, дипломная работа
Цель работы заключается в анализе и оценке деятельности руководителей предприятия по управлению конфликтами и предложению рекомендаций по их совершенствованию.
В соответствии с целью исследования нами были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия «конфликт» и выявить эффективные методы управления конфликтом;
- провести краткий анализ хозяйственной деятельности предприятия и его системы управления;
Введение……………………………………………………………………....….…..3
1Теоретические основы управления конфликтами на предприятии……………..7
1.1 Понятие конфликта и его виды……………………………..……..…..7
1.2 Причины возникновения конфликтов……………………..…..….....13
1.3 Управление конфликтами на предприятии и способы
их разрешения………………………..…………………………....…...…16
2 Анализ уровня конфликтности и социально – психологического
климата на предприятии ООО «Элит»………………………………………19
2.1Краткая характеристика предприятия ООО «Элит»………………….19
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности
предприятия ООО «Элит»…… …………………………………………...24
2.3 Анализ трудового потенциала предприятия ООО «Элит»…………..34
2.4 Диагностика уровня конфликтности и стилей
поведения руководителей в конфликтных ситуациях………………..…37
2.5 Оценка социально-психологического климата и
взаимоотношений в подразделениях предприятия ООО «Элит»..……41
3 Совершенствование процесса управления конфликтами на
предприятии ООО «Элит»………………………….………………………....43
3.1 Рекомендации по совершенствованию процесса
управления конфликтами на предприятии…………...…………….…...43
3.2 Социально-экономическая эффективность
предлагаемых мероприятий…………………………………………..…46
Заключение…………………………………………………...…………………....50
Список литературы…………………………………….………………………….
Анализ результатов
Рисунок 2.5 – Графическая интерпретация результатов теста по определению стиля поведения в конфликтных ситуациях
Сопоставив результаты обеих анкет можно сделать следующие выводы по каждому руководителю:
1. Начальник отдела
2. Начальник отдела продаж: данный
руководитель по показателям
сочетает в себе два
2.5 Оценка социально-психологического климата и взаимоотношений в подразделениях предприятия ООО «Элит»
Для выявления уровня взаимоотношений внутри каждого отдела нами был использован тест для определения социально-психологического климата в коллективе. Данный тест взят нами на специальном портале для менеджеров HP-Portal, который находится по адресу: www.hr-portal.ru. В тесте работникам каждого отдела предлагалось 74 суждений, из которых им было необходимо выбрать наиболее подходящие для атмосферы коллектива, в котором они работают. Все суждения показывают степень развития коллектива, а следовательно и характеристики социально-психологического климата в нем. Эти характеристики таковы: ответственность, коллективизм, сплоченность, контактность, открытость, организованность, информированность (см. приложение И).
Полученные результаты анкет были сведены к среднему показателю по всему коллективу. Анализ результатов показал, что уровень социально-психологического климата в отделе товародвижения равен 6 баллам, а в отделе продаж - 8 баллов (максимальная оценка социально-психологического климата составляет 10 баллов).
Рисунок 2.6 – Общий уровень социально-психологического климата
Таким образом, в отделе товародвижения наблюдается низкий, приближенный к среднему уровень социально - психологического климата в коллективе, а в отделе продаж - к оптимальному, приближенному к идеальному, уровню.
Следует отметить, что оценка социально - психологического климата в 9 -10 баллов соответствует идеальному уровню.
Рисунок 2.7 - Графическая интерпретация результатов теста по определению социально – психологического климата.
Сопоставив результаты анкеты по определению социально-психологического теста и тесты по оценке уровня конфликтности и стилей поведения в конфликтных ситуациях, мы смогли установить следующие взаимосвязи:
1. Уровень развития
2. Уровень
социально-психологического
Анализ полученных результатов показывает, взаимосвязь влияние стиля управления руководителя в конфликтной ситуации на уровень конфликтности в группе, что в свою очередь отражается на степень развития социально-психологического климата в коллективе.
3 Совершенствование
процесса управления
3.1 Рекомендации по
Проведенное нами исследование позволило не только выявить, влияние стиля управления руководителя в конфликтной ситуации на уровень конфликтности в группе, но и дало возможность сформулировать ряд рекомендаций руководителям по совершенствованию процесса управления конфликтами в исследуемой организации.
Руководитель отдела товародвижения в своей практической деятельности не способен создать бесконфликтную атмосферу в коллективе, так как проведенные исследования показали, что уровень конфликтности находится на высоком уровне, а преобладающим стилем поведения в конфликтной ситуации является «соперничество». В своем управлении руководитель стремиться удовлетворить и отстоять свои интересы, не включая во внимание интересы и мнения его подчиненных, что не дает полного решения проблем в деловом коллективе. На наш взгляд руководителю отдела товародвижения следует избрать такую стратегию поведения в конфликте, когда применяются все пять стилей поведения в равной мере: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Это позволит руководителю управлять конфликтами в зависимости от сложившейся ситуации и приведет, на наш взгляд, к уменьшению уровня конфликтности в коллективе.
Эти рекомендации по совершенствованию процесса управления конфликтами мы предлагаем использовать также как руководителю отдела товародвижения, так и всем руководителям организации.
Так же основываясь на результатах проведенного исследования, мы пришли к необходимости разработки и практической реализации плана мероприятий по совершенствованию процесса управления конфликтами в целом по предприятию ООО «Элит», а не только в производственных отделах товародвижения и отдела продаж данной организации.
Для этого мы разработали оперограмму управления конфликтами, которая включает в себя функции (действия, которые необходимо осуществить) и исполнителей, с обозначением роли каждого при выполнении функций, она представлена в таблице 3.1.
Функции |
Исполнители | ||
| Начальник отдела |
Зам. начальника отдела |
Менеджер по персоналу |
1. Проведение социологических опросов, социально-психологических исследований |
Р. |
К |
П |
2. Проведение лекций и семинаров в подразделениях |
Р. |
К, О |
У |
3. Обеспечение
руководителей организации |
Р. |
К, О |
П., У |
4.
Информирование работников об
общих рекомендациях по |
Р. |
К |
О, У |
5. Информирование работников об их социальном и экономическом положении на текущий момент |
Р. |
К, О |
У |
Прежде всего для организации эффективного процесса по управлению конфликтами на предприятии необходимо провести социологические опросы и психологические исследования по определению уровня конфликтности в рабочих коллективах, выявить стили поведения руководителей подразделений в конфликтных ситуациях, оценить уровень развития социально-психологического климата.
О – отвечает за выполнение функций;
У - участвует в выполнение функций;
П. - предоставляет необходимую информацию, исходные данные;
К - контролирует;
Р - принимает решения.
После проведения опросов и исследований необходимо организовать немедленную работу по их интерпретации и выработке индивидуальных рекомендаций для руководителей организации по повышению эффективности деятельности по управлению конфликтами в подразделениях предприятия.
Как показало наше исследование, как руководители подразделений, так и их работники не владеют достаточными знаниями по конфликтологии. Поэтому обязательным этапом в работе по повышению эффективности управления конфликтами должно стать проведение соответствующих лекций, семинаров социально-психологический тренингов.
Для организации постоянного процесса самосовершенствования и самообразования менеджеров организации необходимым требованием является их обеспечение специальной литературой по конфликтам.
Когда указанная работа будет проведена, следующим этапом в работе будет информирование работников организации по общим и индивидуальным рекомендациям по разрешению конфликтов для того, чтобы они их использовали в своей практической деятельности.
Несомненным направлением в данной работе будет необходимость информирования работников об их социальном и экономическом положении на текущий момент.
3.2 Социально-экономическая
Анализ процесса управления конфликтами в исследуемой организации показал, что реализация данной функции в ООО «Элит» находится на среднем уровне и требует совершенствования.
Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых мероприятий, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов, плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования.
Следует отметить, что оценка эффективности управления персоналом состоит из двух компонентов:
Высокий уровень текучести кадров почти всегда указывает на серьезные недостатки в управлении персоналом и управлении предприятием в целом, это своего рода индикатор неблагополучия.
Для определения величины экономического ущерба от текучести кадров в научно-методической литературе рекомендуется учитывать потери, к которым ведет высокая текучесть, и предлагаются соответствующие методы по их вычислению [50, с.2]:
- потери, вызванные перерывами в работе из-за уволившихся работников;
- потери,
обусловленные необходимостью
- потери,
вызванные снижением
- потери от брака у вновь поступивших работников.
Для расчета экономической эффективности предложенных нами мероприятий, воспользуемся методом описанным в учебнике Кибанова А.Я. [14, с.96]. Предположим, что после внедрения предложенных мероприятий текучесть кадров снизится до 9,48%.
Таблица 3.2 – Исходные данные для расчета экономической эффективности.
Наименование |
Ед. измерения |
Количество |
1.Среднегодовой ущерб, причиняемый
предприятию текучестью - расходы на обучение новых рабочих; - расходы на набор нового персонала; - потери, связанные с простоями рабочих из-за нехватки вспомогательных рабочих 2.Коэффициент текучести рабочих: - до внедрения мероприятий - после внедрения мероприятий 3.Единовременные затраты на внедрения мероприятий |
Руб.
Руб. Руб.
Руб.
% %
Руб. |
57000
23717 10024
23259
14,28 9,48 33000 |
Рассчитаем годовую экономию от сокращения текучести:
Эс = 57000*(1-9,48/14,58) = 19950 руб. (3.1)
Далее рассчитаем годовой экономический эффект:
Эг = 19950– 0,16*33000 = 14670 руб.
Тогда срок окупаемости единовременных затрат составит:
Тед = 33000/19950 = 1,6 лет
Итак, годовой экономический эффект от предложенных мероприятий составил 14670 рублей, при этом срок окупаемости единовременных затрат на внедрение комплекса мероприятий составит 1,6 года.
Оценка эффективности совершенствования системы и технологии управления персоналом требует определения не только экономических, но и социальных последствий их реализации, которая приведена в таблице 11.
Информация о работе Управление конфликтами на предприятии на примере ООО «Элит»