Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:48, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего дипломного проекта является исследование механизма профессионального развития персонала на предприятии.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления профессиональным развитием (понятие, цели и задачи, методы исследования профессионального развития персонала, показатели эффективности профессионального развития персонала);
- разработка типовых программ совершенствования профессионального развития персонала;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации профессионального развития работников
1.1 Понятие, цели и задачи управления профессиональным развитием персонала
1.2 Методические подходы к организации профессионального развития и их оценка
1.3 Характеристика современного состояния организации профессионального развития работников и пути ее развития
2. Анализ существующей системы профессионального развития МУП ЖКХ п. Софийск
2.1 Характеристика организации
2.2 Социально-экономический анализ персонала
2.3 Анализ организации профессионального развития персонала в МУП ЖКХ п. Софийск
3. Разработка проекта совершенствования организации профессионального развития персонала
3.1 Разработка стандарта предприятия «Система организации профессионального развития персонала на МУП ЖКХ п. Софийск»
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
3.3 Мероприятия по внедрению проекта
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 135.11 Кб (Скачать файл)

На пятом  этапе осуществляется само профессиональное обучение, которое может проходить  как на рабочем месте, так и  в учебном заведении.

Основными методами обучения на рабочем месте являются: инструктаж, ротация, ученичество и  наставничество.

Обучение на рабочем месте достаточно распространенный, дешевый и доступный вид обучения.

Однако более  качественным является обучение вне  рабочего места, в учебном заведении. Этот вид обучения предусматривает  наряду с такими традиционными методами обучения, как лекции и семинары, все более широкое применение активных методов обучения: деловых  игр, инсценированных ситуаций, моделирования  и др.

Наряду с  перечисленными видами обучения существует и самостоятельное обучение. Оно  может быть организовано как экстернат, как заочное или дистанционное  обучение.

Завершающим этапом процесса профессионального обучения является приобретение новых знаний и навыков. При этом для оценки эффективности профессионального  обучения крайне важно сопоставить потребность в развитии персонала, выявленную на первом этапе процесса профессионального обучения, с полученными в результате обучения новыми знаниями и навыками. Обучение считается эффективным, если полученные знания соответствую тем потребностям, которые были определены на первом этапе.

Однако полученные знания со временем устаревают, поэтому  в современных организациях серьезное  внимание уделяется повышению квалификации, а в необходимых случаях и  переквалификация работников.

В области переподготовки и повышения квалификации персонала  на предприятии обычно ставятся те же задачи, что и при подготовке персонала. К числу таких задач  обычно относятся:

  • выработка стратегии развития кадров;
  • определение потребности в развитии конкретных категорий и групп работников;
  • выбор форм и методов обучения персонала;
  • программно-методическое и материально-техническое обеспечение процесса обучения;
  • изыскание средств для обучения персонала.

Подготовка  кадров подразумевает обучение людей, которые ранее не имели профессии. Переподготовка рабочих кадров означает, как правило, освоение рабочими новых  профессий.

С позиции организации  процесса обучения принципиальной разницы  между обучением и переподготовкой  нет. Однако некоторые особенности  в переподготовке кадров на предприятии  все же существуют. Эти особенности  связаны прежде всего с контингентом рабочих. Переподготовку проходят, как  правило, рабочие старших и средних  возрастов, проработавшие часто  весьма продолжительное время на предприятии по определенной профессии, что накладывает отпечаток на обучение. Существенно отличается и образовательный уровень этого континента рабочих: низкий уровень среднего образования и давность лет его получения.

Управление  процессом переподготовки рабочих  предполагает:

- определение  масштабов переподготовки и факторов, влияющих на нее;

  • выбор форм переподготовки с учетом достижения нужного результата с минимизацией средств на ее проведение;
  • проведение социологических исследований среди высвобождаемого контингента работников, подбор рационального сочетания прежней и новой профессий как условия выбора программы и методов обучения.

Планирование  переподготовки кадров предполагает наличие  информации о том, по каким профессиям следует обучат рабочих.

Переподготовка  должна носить целенаправленный характер, т.е. быть ориентированной на конкретное рабочее место и работника, согласного его занять.

Повышение квалификации кадров направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков и рост мастерства по имеющийся у работника  профессии. Особенность повышения  квалификации состоит в том, что  слушатели уже обладают определенными  знаниями и навыками практического  выполнения работ и могут в  силу этого критически относится  к учебному материалу, стремясь получить именно те знания, которые им необходимы для производственной деятельности.

Система повышения  квалификации, сложившаяся на производстве, включает производственно-технические  курсы, курсы обучения вторым и совмещаемым  профессиям, курсы целевого назначения по изучению новых изделий, оборудования, технологии.

Эффективность подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров определяется разными  факторами. Среди них большое  значение имеют понимание целей  обучения, поощрение обучающихся, практическая направленность обучения, его этапность, создание среди обучения.

Эффективность обучения в значительной мере определяется его мотивацией. Сотрудники предприятия  могут быть мотивированы на активное обучение по-разному. Среди мотивов  обучения обычно выделяют:

  • стремление сохранит работу;
  • желание получить повышение или занять новую должность;
  • интерес к самому процессу получения новых знаний и навыков;
  • желание установить контакты с другими обучающимися.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подготовка, переподготовка и  повышение квалификации должны быть увязаны с перспективами развития и целями предприятия, профессионально-квалификационным продвижением работников, а также со стимулированием и мотивацией их трудовой деятельности.

 

Заключение

 

Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных отраслей народного хозяйства Российской Федерации, охватывающей многоотраслевой  производственно-технический комплекс, потребность в продукции которого практически не ограничена. Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство – это более 50 тысяч предприятий, каждое пятое из которых – государственное или муниципальное. Стоимость основных фондов отрасли – 580 триллионов рублей. В ЖКХ занято свыше 4 миллионов человек. Казалось бы, ЖКХ должно быть самой богатой отраслью. Однако, в то же время, весь этот огромный механизм был и по-прежнему остаётся самой неэффективной сферой экономики нашей страны. Такое положение связано с целым рядом проблем, которые требуют скорейшего решения. Недофинансирование отрасли за все предшествующие годы, прогнившая структура управления, техническая отсталость применяемых технологий привели к тому, что сейчас, кроме больших единовременных вложений, необходимы ещё и новые неординарные подходы для осуществления её эффективной деятельности. В свете вышеизложенных вопросов и проблем не вызывает сомнений в своей актуальности тема дипломной работы: "Управление профессиональным развитием персонала МУП ЖКХ". При этом основной упор делается на реализацию концептуальных идей реформирования жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации в целом, принимая во внимание специфику ситуации, сложившейся непосредственно в сфере ЖКХ определённого населенного пункта или района. Цель дипломного проекта состоит в разработке предложений и методических рекомендаций по совершенствованию профессионального развития МУП жилищно-коммунального хозяйства п. Софийск Верхнебуреинского района Хабаровского края. Основными видами деятельности которого являются: ремонт и содержание жилищного фонда и нежилых помещений, ремонт и содержание объектов внешнего благоустройства, обеспечение водоснабжения и водоотведения, эксплуатация коммунальных систем канализации, коммунальная энергетика (электро, тепло, газоснабжение), эксплуатация и содержание свалок, содержание зелёных насаждений и др.

Практическая  значимость дипломного проекта заключается в возможности применения изученных мероприятий по совершенствованию профессионального развития персонала к решению проблем МУП жилищно-коммунального хозяйства п. Софийск. Цели и задачи дипломного проекта определили ее структуру и внутреннюю логику. Проект включает такие разделы, как введение, основная часть, состоящая из трёх глав, заключение и библиографию. Теоретической базой исследования послужила обширная финансово-экономическая литература, отечественные монографии, периодические издания, справочная литература, а также база данных глобальной сети Internet. Нормативная и методологическая база исследования – современное российское законодательство и нормативно-правовые акты, затрагивающие отношения в жилищно-коммунальной сфере экономики Российской Федерации.

Обучение персонала – основной путь получения профессионального  образования. Работая в организации, сотрудник постоянно должен совершенствовать свое образование, осваивая теоретическую  часть профессии и приобретая практические навыки. Посредством обучения развивается трудовой потенциал  персонала. Мы живем в век научно-технического прогресса, когда происходит постоянное обновление техники, появляются новые  технологии, совершенствуются и гармонизируются  системы работы с документами, постоянно  обновляется информационная база. Сегодня  уже трудно представить себе рабочие  места руководителей и специалистов, не оснащенные компьютерами и оргтехникой. Рабочие места также снабжаются различными системами диагностики, станками с числовым управлением  и т.п. Таким образом, происходит сближение умственного и физического  труда. Поэтому обучение персонала  – это целенаправленно-организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения теоретическими знаниями, умениями, навыками и способами общения под производством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.

Развитие трудового потенциала (или развитие персонала) - это систематический  поиск, направленный на улучшение функционирования организации путем повышения ценности трудового потенциала персонала.

Развитие персонала представляет процесс подготовки персонала к  выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач.

Работа по развитию персонала имеет  хорошие шансы на успех, если:

- высшее руководство организации  знает о программе развития  персонала и обязуется ее выполнять;

- в программе развития персонала  подчеркивается целенаправленность  и планирование;

- программа  развития персонала соотнесена  с задачами управления персоналом  именно данной организации;

- развитию персонала присущ долгосрочный характер;

  • развитие персонала основывается на деловых знаниях и опыте менеджеров.

Основными путями наращивания работниками  своей профессиональной гибкости являются:

1. Закрепление за работником  двух и более трудовых операций на определенный период времени, часто весьма длительный период. Это обеспечивает более полную загрузку работника, взаимозаменяемость, снижение его монотонности и утомляемости трудом, повышение его эффективности.

2. Освоение многообразия работ, относящихся к различной сложности в пределах своих профессии.

3. Освоение смежных профессий,  т.е. профессий непосредственно  не связанных с основной;

4. Освоение других профессий, не имеющих тесной связи с основной, что создает условия для взаимозаменяемости работника, возможности их перестановки на важнейшие рабочие места.

Дефицит высококвалифицированных  специалистов является ощутимым тормозом в переоснащении предприятий  отрасли и модернизации устаревшего  оборудования, без чего реформа для  ЖКХ останется заявлением о намерениях. Исправить создавшуюся ситуацию может начавшееся создание эффективной системы целевой подготовки кадров для такой остросоциальной отрасли, как жилищно-коммунальное хозяйство.

Сегодня предприятия ЖКХ нуждаются в притоке новой рабочей силы, особенно квалифицированной молодежи. Все больше заметен разрыв между поколениями, ощущается потребность в молодых квалифицированных и рабочих, и специалистах.

Необходимо возродить наставничество, проведение конкурсов - смотров «Лучший  по профессии».

Курсы по повышению квалификации и  профессиональной аттестации руководящих  работников и специалистов жилищно-коммунального  комплекса являются одной из ступеней для профессионального карьерного роста.

Руководство МУП ЖКХ п. Софийск  стремится подобрать лучших претендентов на вакансии, используя при этом активный источники (училища, техникум, университет) и пассивные (служба занятости), а также средства массовой информации (реклама на телевидении, в газетах).

2004 год по  сравнению с 2003 годом стал более  устойчивым к изменениям персонала.  Снизились коэффициент по приему  работников с 25,9 до 8,7 %, коэффициент  по выбытию с 11,1 до 4,3%. За 2004 года  по сравнению с 2003 годом увеличилась  производительность труда на  одного работника на 10,29 %, хотя  среднесписочная численность работников  сократилась на 0,85 %. Однако следует отметить сокращение доли сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование с 18,5 % до 16,9 %.

Общими усилиями снижены текучесть кадров и стабилизация состава линейного персонала.

 

Список использованных источников

 

  1. Блинов А.О. Персонал как важнейший стратегический ресурс организации // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2004. - № 11. – с. 43-48
  2. Блохнин А. «Профессионал» готовит профессионалов // Жилищное и коммунальное хозяйство. – 2004. - № 12. – с. 15-18
  3. Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом. - Новосибирск: ЭКО, 1997.
  4. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристь, 1998.
  5. Волкова К.А., Казакова Ф.К. Предприятие: положения об отделах и службах, должностные инструкции. - М.: Экономика, 2000.
  6. Гордиенко Ю.Ф., Обухов Д.В., Самыгин С.И. Управление персоналом. Серия «Высшее образование». – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 352с.
  7. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1989.
  8. Горнев А.3., Удалов Ф.Е. Некоторые проблемы управления в условиях формирования рыночных отношений: Монография. - Н. Новгород: Изд-во Нижег. ун-та, 1995.
  9. Десслер Г. Управление персоналом / Пер. с англ. – М.: БИНОМ, 1997.
  10. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н. Новгород: НИМБ, 1997.
  11. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Персонал. Словарь понятий и определений. - М.: Экзамен, 1999.
  12. Журавлев П.В., Карташов С.А., Маусов Н.К., Одегов Ю.Г. Технология управления персоналом. Настольная книга менеджера. - М.: Экзамен, 1999.
  13. Зайцев Г.Г. Управление персоналом: Учебное пособие. - СПб.: Северо-Запад, 1998.
  14. Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. - М.: ГАУ, 1995.
  15. Кибанов А.Я., Мамед-заде Г.А., Родкина Т.А. Управление персоналом. Регламентация труда. - М.: Экзамен, 1999.
  16. Кибанов А.Я., Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: отбор и оценка при найме, аттестация: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. И доп./А.Я. Кибанов, И.Б. Дуракова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 416 с.
  17. Кокин Ю. От базового образования – к непрерывному обучению // Человек и труд. – 2004. - № 3. – с.70-75
  18. Колясников А.М. За знаниями в Москву, не выезжая из региона // ЖКХ. Журнал для руководителяи и главного бухгалтера. – 2004. - № 9. – с. 13
  19. Комкова Т.А. Кадры определяют качество работы // Жилищное и коммунальное хозяйство. – 2003. - № 1. – с. 54
  20. Кондратьева О. Кадровые секреты организации // «Бизнес-адвокат», № 19, 2004
  21. Липатов В.С. Управление персоналом предприятий и организаций: Учебник для вузов. - М.: ТОО «Люкс-арт», 1996.
  22. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности для бухгалтера и руководителя – М.: Налоговый вестник, 2003
  23. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под ред. П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М — Новосибирск: НГАЭиУ, 1998.
  24. Мордовин С. К. Управление человеческими ресурсами:17-модульная программа для менеджеров. - М. ИНФРА-М, 2000. - С. 146-150.
  25. Муниципальная кадровая политика: Учеб. пособие для вузов / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, Е.С. Савченко и др.; Под общ. ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева; Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. – М.: Муниципальный мир, 2003. – 256 с. – (Энциклопедия управленческих знаний. Муниципальная наука).
  26. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом: Учебник для вузов. - М.: Финстатинформ, 1997.
  27. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подход. – М.: ДеКа, 1997, с.380
  28. Орлова Е.В. Операции по передаче непрофильных функций сторонним организациям (аутсорсинг): особенности бухгалтерского и налогового учета // «Налоговый вестник», № 1, 2004
  29. Прохоров С.Ю. Образование в сфере ЖКХ // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2004. - № 7. – с. 52-53
  30. Серова И.И. Рынок труда специалистов в области отопления, водоотведения, вентиляции и кондиционирования воздуха // ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. – 2004. - № 1. – с. 65-67
  31. Скворцова В.А. Человеческий фактор производства на пути к постиндустриальной экономике / – Пенза: Пенз.гос.пед.ун-т им. В.Г. Белинского. – 2002. – 126 с.
  32. Татарников А.А. Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. – М.: ИНЭ, 1992
  33. Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. Б.Ю. Сербиновского, С.И. Самыгина. - М.: ПРИОР, 1999.
  34. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М, 1997. – С. 
  35. Управление персоналом: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / [Шлендер П.Э. и др.]; под ред. проф. П.Э. Шлендера. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 320 с.
  36. Чемаков В., Кузнецова Т. Ранжирование – средство управления развитием персонала // Персонал-микс. – 2002. - № 5. – с. 23-31
  37. Хлынов В.А. Формы и методы экономического стимулирования труда на предприятиях Японии // «Проблемы теории и практики управления», № 2, 1998
  38. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современных организациях: уник. подход, обеспечивающий эффектив.работу компании/ С.А. Шапиро. – М.: ГроссМедиа, 2005. – 208 с.
  39. Шекшня С. Методы профессионального обучения // Internet: www.elitarium.ru
  40. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: НОРМА ИНФРА-М, 1998.

Информация о работе Управление персоналом