Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 14:48, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего дипломного проекта является исследование механизма профессионального развития персонала на предприятии.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления профессиональным развитием (понятие, цели и задачи, методы исследования профессионального развития персонала, показатели эффективности профессионального развития персонала);
- разработка типовых программ совершенствования профессионального развития персонала;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы организации профессионального развития работников
1.1 Понятие, цели и задачи управления профессиональным развитием персонала
1.2 Методические подходы к организации профессионального развития и их оценка
1.3 Характеристика современного состояния организации профессионального развития работников и пути ее развития
2. Анализ существующей системы профессионального развития МУП ЖКХ п. Софийск
2.1 Характеристика организации
2.2 Социально-экономический анализ персонала
2.3 Анализ организации профессионального развития персонала в МУП ЖКХ п. Софийск
3. Разработка проекта совершенствования организации профессионального развития персонала
3.1 Разработка стандарта предприятия «Система организации профессионального развития персонала на МУП ЖКХ п. Софийск»
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
3.3 Мероприятия по внедрению проекта
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

Управление персоналом.docx

— 135.11 Кб (Скачать файл)

Организация, в  свою очередь, использует возможности  объединяемых ею людей для собственного укрепления и развития. Поэтому она  ожидает от своих членов определенного  опыта, знаний, квалификации, активного  участия в делах, исполнительности, ответственности, дисциплины, подчинения установившимся правилам и нормам поведения, разделения своих целей и ценностей.

В идеале взаимоотношения между  человеком и организацией должны быть сбалансированы, но баланс может  нарушаться в результате злоупотребления  с той или с другой стороны, когда либо организация низводит людей до положения винтиков, либо люди используют организацию в своих корыстных целях, нанося ущерб ее потенциалу и репутации. В том и другом случае результат оказывается одинаковым – организация ослабевает и перестает нормально выполнять свои функции.11

Перемены, происходящие в стране в 90-х годов прошлого столетия, также  привели к негативным последствиям в отрасли. Снабжение коммунальной сферы «по остаточному принципу»  привело к кадровому развалу  отрасли. Усугубилась кадровая проблема и ликвидацией системы профессионально-технической  подготовки рабочих.

Раньше привлекала и удерживала специалистов в коммунальной сфере  возможность получения служебной  площади. Но сегодня и этой возможности  нет. В сложившейся ситуации назрела  необходимость законодательно закрепить  предоставление предприятиям ЖКХ служебной  площади. Это стало бы действенной  мерой для привлечения и удержания  квалифицированных специалистов, нужных коммунальному хозяйству, что особенно актуально для удаленных от центра регионов, где оклады на отраслевых предприятиях значительно ниже, чем  в столице. Проблема это повсеместная и требует решения на федеральном  уровне. Дело держится на мастерах –  это аксиома. Без квалифицированного инженерного корпуса и высокопрофессиональных специалистов массовых рабочих профессий  на предприятиях и службах ЖКХ  отрасль из кризиса не вытащить.

Специфика работы отдельных отраслей обусловливает необходимость формирования отраслевых образовательных стандартов. Такие стандарты, как правило, предусматривают  особые требования к подготовке работников определенных профессий и специальностей, которые превышают нормативы, установленные по профессиям рабочих и должностям служащих Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником руководителей, специалистов и других служащих.

К этому существуют объективные  предпосылки, связанные с ситуацией  на рынке труда: когда предложение  рабочей силы превышает спрос  на нее, работодатель имеет возможность  выбрать тех, кто в наибольшей степени отвечает его требованиям, предложив им повысить свою квалификацию до необходимого уровня.

Существующая система базового профессионального образования  часто не позволяет привести объем  знаний обучающихся в должное  соответствие с требованиями квалификационных характеристик ЕТКС и КС в условиях непрерывно развивающегося производства. Это диктует необходимость объединить в единый процесс организацию  подготовки повышения квалификации работников по специально разработанным планам, осуществляя ступенчатое обучение.

Суть концепции непрерывного образования  состоит в постоянной адаптации, периодическом повышении квалификации и переподготовке рабочей силы в  течение всей активной трудовой жизни в рамках как формальной, так и неформальной системы образования на основе качественной базовой подготовки. Образовательный процесс должен строится по восходящей линии таким образом, чтобы каждая следующая ступень являлась логическим продолжением предыдущей и представляла собой законченный цикл обучения.

Функционирование системы непрерывного образования предполагает наличие:

  • общего образования (развитие природных задатков и способностей, освоение накопленного обществом социального опыта, основных научных представлений, социокультурных правил и норм);
  • базовой профессиональной подготовки (освоение профессиональных основ, взглядов и оценок, объективных причинно-следственных связей и реальностей), формирующей основы квалификации специалиста (проводится один раз за весь период трудовой деятельности);
  • специализированной профессиональной подготовки (овладение методами и инструментарием осуществления профессиональной деятельности, а, по существу, - поддержания уровня необходимых профессиональных знаний);
  • переподготовки и повышения квалификации (расширение и углубление общеобразовательного и профессионального уровня, овладение более широким диапазоном видов, методов, предметов и средств осуществления профессиональной деятельности);
  • адаптация (перевод вновь освоенных видов деятельности в «привычные»).

Таким образом, система непрерывного образования  должна состоять из двух основных частей: базового и дополнительного образования.

Сроки и периодичность профессиональной подготовки целесообразно дифференцировать в зависимости от уровня предшествующей полготовки, объема дополнительных знаний, которые объективно необходимо приобрести.

Представляется важным еще один вариант организации системы  непрерывного образования - через систему  дополнительного образования и  повышение квалификации кадров. Достаточно распространено мнение, что нынешних условиях многим профессиональным группам  работников (квалифицированным рабочим, техническим исполнителям и руководителям  административно-хозяйственных подразделений) необходимо высшее и среднее специальное  образование.

Между тем очевидно, что подобная подготовка нужна далеко не всегда, а в ряде случаев просто излишня. По существу, требуется, чтобы работник владел рядом специальных дисциплин  в объеме программ учебных заведений  среднего и высшего профессионального образования. Для этого нередко вполне достаточно обучения на специальных курсах и в учебных заведениях дополнительного профессионального образования.

Независимо от масштаба подразделения  и организации, занимающиеся развитием  и обучением персонала, решают общие  задачи, которые можно разделить  на две группы: содействующие росту  сотрудников и развитие личности.

Таблица 3.1.1

Развитие  личности и рост сотрудников

Как содействовать развитию и росту  сотрудников

Что способствует развитию личности и  улучшению результатов работы

Ставить перед каждым достижимые и  стимулирующие цели

Широкая коммуникация, доброжелательность, забота о каждом

Предлагать решение все более  сложных проблем

Индивидуальный подход

Предоставлять всевозрастающую ответственность

Уважение каждой личности

Делегировать задачи, проблемы, полномочия

Внимательное отношение к каждому

Предоставлять всю необходимую информацию

Интерес к мнениям, суждениям м  взглядам сотрудников

Поощрять:

По возможности учет личных целей  и потребностей

- собственную инициативу

Поощрение творчества

- предложения

Видеть в каждом сотруднике источник новых идей

- инновации

Дискуссии о качестве продукции

- экспериментирование

Привлечение к постоянной ревизии  своих рабочих методов

- соразмерный риск

Достаточные возможности суверенного  действия

- творчество

Право делать ошибки и идти на соразмерный  риск

Не наказывать за ошибки

Похвала и признание малейших успехов

Хвалить за малейшие успехи

Подбадривающие советы

Постоянно консультироваться с сотрудниками

Шансы на продвижение

Широкая информация

Поощрение к высказыванию замечаний

Ограничение контроля, введение системы  самоконтроля


 

Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального  роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно  в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.

Существует  несколько наиболее типичных ошибок, которые допускаются организациями  в области профессионального  развития персонала, своего рода «капканов», в которые может попасть любая  компания.

1. Развитие ради развития. Это  наиболее часто встречающаяся  проблема: увлекшись самим процессом  развития своих сотрудников, организации  выпускают из вида то, ради  чего осуществляется это развитие  – цели организации. Такие  ситуации возникают практически  всегда в том случае, когда  стратегические цели организации  либо не сформулированы, либо  держатся в секрете от руководителей,  занятых управлением профессиональным  развитием. Еще одна причина  попадания в данный капкан  — отстраненность линейных руководителей  от процесса профессионального  развития, тотальное делегирование  функции управления им отделу  человеческих ресурсов.

2. Развитие как развлечение.  В организациях, которые попали  в эту ловушку, к профессиональному  обучению относятся как к оплачиваемому  отпуску, не имеющему никакого  отношения к тому, что происходит  на рабочих местах. Причиной подобного  отношения могут стать позиция  руководства, не участвующего  и не поддерживающего процесс  профессионального развития, отсутствие  системы оценки эффективности  развития, не включения результатов  профессионального обучения в  процесс оценки сотрудников организации.  Пожалуй, в России и после  десятилетия рыночных реформ  подобное отношение к образованию  на предприятии остается наиболее  распространенной и наиболее  грубой ошибкой, возможно, связанной с разного рода налоговыми "схемами", когда "стажировка" является заменой оплачиваемой туристической поездки.

3. Суперразвитие одних за счет  других. К сожалению, во многих  организациях встречается ситуация, при которой львиная доля ресурсов, выделяемых на профессиональное  развитие, расходуется на работу  с ограниченным числом сотрудников.  Часто — это сотрудники с  лидерским потенциалом. Опасность  суперразвития состоит в том,  что из сотрудников организации,  перед которыми стоят конкретные  бизнес-цели, группа людей превращается  в "профессиональных студентов", чей успех зависит исключительно  от удачи в освоении очередного  курса. Оторвавшись от ежедневных  реальностей организации, эти  сотрудники могут растеряться,  когда им снова придется столкнуться  с повседневными проблемами в  новом качестве руководителей.

Обратной стороной излишнего внимания к развитию отдельных групп сотрудников  становится пренебрежение развитием  всего остального персонала. Наиболее часто в число "забытых" попадают рядовые сотрудники, относительно давно  работающие в организации, люди предпенсионного  возраста и, самое парадоксальное и  опасное для организации, руководители высшего звена. Последние настолько  заняты, что не находят времени  для повышения своего профессионального  уровня, чем наносят серьезный  ущерб не только своей карьере, но и своей организации.

4. Сокращение расходов на профессиональное  развитие. К сожалению, многие  менеджеры, руководствуясь краткосрочными  целями, относятся к бюджету профессионального  развития как наиболее доступному  источнику экономии издержек. В  период экономических сложностей  первым делом урезаются затраты  на обучение, стажировки и т.п.  Тем самым конкурентоспособности  организации в среднесрочной  и долгосрочной перспективе наносится  серьезный ущерб. Как отмечал  классик теории управления Питер  Друкер, современные компании должны  относиться к 90 процентам своих  издержек как переменным, зависящим  от конъюнктуры и подлежащим немедленному сокращению в случае ухудшения параметров бизнеса. Оставшиеся 10 процентов, львиную долю которых составляет бюджет на развитие, не должны зависеть от сиюминутных результатов. В этом залог долгосрочного успеха, компании в эпоху "экономики знаний".

В современных условиях быстрого устаревания  профессиональных навыков способность  организации постоянно повышать квалификацию своих сотрудников  является одним из важнейших факторов успеха. Управление профессиональным развитием превратилось в последние  два десятилетия в ключевой элемент  управления современной организацией. Формами профессионального развития являются — планирование и развитие карьеры, подготовка резерва руководителей, профессиональное обучение.

Сегодня большинство ведущих организаций  взяло на себя основные функции обучения сотрудников. Многие из них создали  постоянно действующие учебные  центры, институты и университеты. Руководители организации рассматривают  профессиональное обучение как непрерывный  процесс, оказывающий непосредственное влияние на достижение организационных  целей, и управляют им соответствующим  образом.

Цикл профессионального обучения начинается с определения потребностей, которое состоит в выявлении  несоответствия между требуемыми и  существующими компетенциями сотрудников  и организации. На основании анализа  потребностей и ресурсов организации  формируется бюджет и определяются цели профессионального обучения, а  также критерии оценки его эффективности. Поскольку затраты на профессиональное обучение рассматриваются как капиталовложения в квалификацию сотрудников, организация  ожидает от них отдачи в виде повышения  эффективности ее деятельности (более  полной реализации организационных  целей) и соответствующим образом  измеряет его эффективность. Помимо интегральной оценки, организации оценивают  эффективность каждой отдельной  программы обучения по степени достижения целей этих программ.

Информация о работе Управление персоналом