Управление товарооборотом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 22:04, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по совершенствованию политики управления товарооборотом торгового предприятия. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи: - исследовано понятие товарооборота и его структуры; - анализ методов управления и прогнозирования товарооборота; - анализ технико – экономических показателей ООО «Мобильный мир» за 2004 – 2006 гг. - оценка эффективности политики управления товарооборотом на предприятии; - разработка мероприятий по совершенствованию политики управления товарооборотом на ООО «Мобильный мир».

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Исследование товарооборота и его структуры 7
1.1. Понятие товарооборота и его структура 7
1.2. Задачи и методы анализа товарооборота 13
1.3. Методы управления и прогнозирования товарооборота 16
Глава 2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Мобильный мир»
25
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 25
2.2. Анализ технико-экономических показателей деятельности ООО «Мобильный мир» за 2004-2006 гг.
28
2.3. Оценка эффективности политики управления товарооборотом на предприятии
38
Глава 3. Разработка мероприятий по совершенствованию политики управления товарооборотом на ООО «Мобильный мир»
50
3.1. Мероприятия по исследованию рынка с целью увеличения
товарооборота торговых точек
50
3.2. Применение потребительского кредитования в розничной торговле
61
Заключение 69
Список использованной литературы 74

Файлы: 1 файл

Диплом 9 товарооборот.doc

— 652.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

4

Глава 1. Исследование товарооборота  и его структуры

7

     1.1. Понятие  товарооборота и его структура

7

     1.2. Задачи  и методы анализа товарооборота

13

     1.3. Методы  управления  и прогнозирования  товарооборота

16

Глава 2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ООО «Мобильный мир»

 

25

     2.1. Организационно-экономическая  характеристика предприятия

25

     2.2. Анализ  технико-экономических показателей  деятельности ООО «Мобильный  мир» за 2004-2006 гг.

 

28

     2.3. Оценка  эффективности политики управления  товарооборотом на предприятии

 

38

Глава 3. Разработка мероприятий  по совершенствованию политики управления товарооборотом на ООО «Мобильный мир»

 

50

     3.1. Мероприятия  по исследованию рынка с целью увеличения

товарооборота торговых точек

 

50

     3.2. Применение  потребительского кредитования  в розничной торговле

 

61

Заключение

69

Список использованной литературы

74

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы выпускной  квалификационной работы обусловлена ростом роли торговых организаций в формировании рыночных отношений. Именно в условиях функционирования нормального рынка торговля должна стать активным рычагом для стимулирования роста эффективности производства, более полного удовлетворения потребностей покупателей, успешного развития всего народного хозяйства. Для выполнения этих задач торговым предприятиям необходимо постоянно совершенствовать свою коммерческую работу, расширять спектр выполняемых функций, отвечающих требованиям рынка. Розничная торговля имеет своей основной функцией доставку товара до потребителя. Одним из важнейших показателей розничной торговли – товарооборот.

Товарооборот, во – первых, результат деятельности предприятия  торговли, его экономический эффект; во-вторых, показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.

В торговом предприятии  объем товарооборота определен  как сумма выручки от реализации товаров. Состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу.

Управление товарооборотом – это процесс целенаправленного, систематического и непрерывного воздействия  руководства предприятия на товарооборот торгового предприятия с помощью  так называемых общих функций  управления, образующих замкнутый и бесконечно повторяющийся управленческий цикл.

Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий  по  совершенствованию политики управления товарооборотом торгового  предприятия.

Для достижения указанной  цели в работе поставлены и решены  следующие задачи:

- исследовано понятие  товарооборота и его структуры;

- анализ методов управления  и прогнозирования товарооборота;

- анализ технико –  экономических показателей ООО  «Мобильный мир» за 2004 – 2006 гг.

- оценка эффективности политики управления товарооборотом на предприятии;

- разработка мероприятий  по совершенствованию политики  управления товарооборотом на  ООО «Мобильный мир».

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является  торговое предприятие - Общество с ограниченной ответственностью «Мобильный мир».

Предметом исследования является политика управления товарооборотом на предприятии.

При выполнении выпускной  квалификационной работы использованы работы многих авторов.  В своей  работе Н.Г. Шредер раскрывает порядок формирования товарооборота на предприятиях розничной и оптовой торговли, дает отличия оптовой торговли от розничной и раскрывает порядок расчетов за товар с предприятиями розничной и оптовой торговли. В своей работе, автор дает ссылку на нормативные и законодательные акты, так «Понятие «розничная торговля» определяется в соответствии с п. 1 ст.491 Гражданского кодекса РФ.» [31, c.5].

Тему анализа доходов  и объемов продаж рассматривает  в своей работе Н. Н. Селезнева, которая  определяет основные задачи анализа товарооборота торговыми предприятиями и систему показателей товарооборота. «К показателям, характеризующим товарооборот торговой компании относятся: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых  ценах, ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров, однодневный объем товарооборота, объем товарооборота в расчете на одного работника и на 1м2 общей и торговой площади …»[26, c. 115].

«В системе управления хозяйствующим субъектом, как отмечает в своей работе В.В. Ковалев, исключительно важную роль играет функция «анализ».  …Анализ носит вспомогательный характер, но планирование не возможно без анализа, как и учет, поэтому можно сказать, что в управлении организацией анализ играет важную роль, обслуживая функцию управления, специфицируясь в соответствии с ней»[17, c.498].

При выполнении выпускной  квалификационной работе также  использована информация по потребительским кредитам, предоставляемая клиентам банками  ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк», ЗАО «Банк Русский Стандарт», ОАО «ИнвестСберБанк», и информация из работы Н.В. Журавлевой о возможностях банковского потребительского кредитования,  статистические данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА И ЕГО СТРУКТУРЫ

 

1.1. Понятие  товарооборота и его структура

 

Одним из основных показателей  хозяйственной деятельности торгового  предприятия является товарооборот - процесс обмена товаров на деньги. На макроуровне товарооборот определяется как стоимость товарной массы, денежная выручка продавцов и одновременно -  расходы покупателей на приобретение товаров. Товарооборот на микроуровне определяется объемом денежной выручки предприятия за проданные товары. Владелец товара - торговое предприятие - за деньги продает товар в собственность другому юридическому или физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот характеризуется наличием одновременно двух признаков:

- товара как объекта  продажи;

- продажи как формы движения товара от производителя к потребителю.

Товарооборот торгового  предприятия можно рассматривать [30, c.112]:

во-первых, как результат  деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект;

во-вторых, (в социально-экономическом  аспекте) как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни (по классификации ООН розничный товарооборот относится к показателям, характеризующим уровень жизни).

В торговом предприятии  объем товарооборота может быть определен как сумма выручки от реализации товаров по всем субъектам торговой деятельности с группировкой субъектов «по каналам реализации». Группировка субъектов спроса будет при этом вторичной, так как покупатели сплошному статистическому наблюдению не подвергаются, а продавцы не отчитываются в том, кому продан товар, за некоторым исключением.

Различают розничный  и оптовый товарооборот.

Розничный товарооборот - это передача товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения  товаров завершается - товар поступает в сферу потребления.

Как экономический показатель розничный  товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящий  в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой - сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, характеризует развитие розничной торговой сети.

Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации розничным товарооборотом является продажа товаров населению; кроме того, в розничный товарооборот включается продажа товаров организациям, учреждениям, предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения [31, c.24]. Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.

Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Показатель розничного товарооборота классифицируется по видам продаж [21, c.69]:

- выручка от продаж  продовольственных и непродовольственных  товаров в магазинах, палатках, с использованием автоматов, в  развозной и разносной торговле;

- товарооборот  предприятий   внедомашнего питания,  состоящий   из оборота по продукции собственного производства и покупных товаров, включая наценку;

- выручка от реализации  медикаментов в аптеках;

- выручка  от реализации   книг и  газет,  журналов, в  том  числе и по подписке, и др.

Необходимо четко различать  понятия «состав» и «величина» товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина - из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

Оптовый товарооборот - это продажа товаров торговыми предприятиями предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям,  использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей перепродажи или переработки [16, c.249].

Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по:

- назначению;

- форме организации  товародвижения.

В зависимости от назначения оптовый товарооборот подразделяется на:

- оптовый товарооборот по реализации;

- внутрисистемный товарооборот.

Оптовый товарооборот по реализации - это отпуск товаров  предприятиям розничной торговли, массового  питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт или по клирингу.

Внутрисистемный товарооборот - это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутри рыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам.

Таким образом, оптовый  товарооборот по реализации характеризует  процесс непосредственной оптовой  продажи товаров, а  внутрисистемный  товарооборот - движение товаров между  звеньями оптовой торговли. Сумма  двух видов оптового товарооборота  составляет валовой оптовый товарооборот.

В зависимости от организации  товародвижения каждый из двух видов  оптового товарооборота делится  на [21, c.160]:

- складской;

- транзитный.

Складской оптовый товарооборот - это продажа товаров со складов  оптовый торговых предприятий. Транзитный товарооборот - это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья.

Транзитный оптовый  товарооборот в свою очередь подразделяется на:

- транзитный товарооборот  без участия в расчетах;

- транзитный товарооборот с участием в расчетах.

Иными словами, торговое предприятие  участвует в процессе товарообмена либо как посредник, получающий за организацию  продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник, оплативший стоимость  товара. Сумма складского и транзитного товарооборота с участием в расчетах составляет оптовый товарооборот с участием в расчетах.

Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные  и непродовольственные товары, которые  разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.

Структура продовольственных  товаров состоит из следующих  ассортиментных групп [21, c.136]: мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; жиры; молоко и молочные продукты и т.д.

Структура непродовольственных товаров  состоит из следующих ассортиментных групп: ткани; одежда, белье, головные уборы, меха; трикотажные и чулочно-носочные изделия; обувь; бытовая техника; галантерея; товары культурно-бытового назначения и др.

Информация о работе Управление товарооборотом