Управление затратами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие понятия как «затраты», «управления затратами»,представлены классификации затрат по основным признакам, а также методы определения затрат хозяйствующих субъектов, теоретические положения проиллюстрированы примерами решения задач.
Рассматриваются основные вопросы,связанные с управлением затратами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 9
1.1. Основные термины и определения. 9
1.2. Эволюция взглядов на управление затратами 11
1.3. Цели и задачи управления затратами 16
1.4. Структура управления затратами хозяйствующего субъекта. 18
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ. 21
2.1. Сравнение классификаций затрат на западных предприятиях
и предприятиях РФ. 21
2.2. Классификация затрат по отношению к объему производства 25
2.2.1. Микроэкономическая модель поведения затрат 25
2.2.2. Линейная модель поведения затрат 28
2.3. Классификация затрат по способу включения в себестоимость
продукции. 34
2.4. Классификация затрат по возможности регулирования
и контроля. 35
2.5. Методы определения составляющей постоянных и переменных затрат
в структуре затрат на единицу продукции (анализ соотношения
"затраты - объем") 36
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТИЧЕСКИХ
ЗАТРАТАХ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 41
3.1. Методы формирования полной себестоимости продукции . 41
3.1.1. Позаказный метод (система отнесения затрат на заказ) . 41
3.1.2. Попроцессный метод (система отнесения затрат на процесс) 43
3.2. Система "директ-костинг" 49
3.2.1. Простой "Директ-костинг" 49
3.2.2. Развитой "Директ-костинг" 51
3.3. Анализ соотношения «затраты - объем производства - прибыль» 53
3.3.1. Сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль». 53
3.3.2. Методы расчета точки безубыточности 56
3.4. Принятие управленческих решений на основе информации системы
"директ-костинг" 61
4. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННЫМИ
(НАКЛАДНЫМИ) ЗАТРАТАМИ. 67
4.1. Функционально-стоимостной анализ 67
4.2. Планирование затрат на нулевом базисе 79
4.3. Управление целевыми затратами 81
5. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ 84
5.1. Сущность стратегического управления затратами 84
5.2. Основные инструменты стратегического управления затратами. 87
5.2.1. Стратегический анализ общих затрат. 87
5.2.2. ФСА 88
5.2.3. Управление факторами поведения затрат 90
5.2.4. Управление динамикой затрат . 95
5.2.5. Управление трансакционными издержками 97
5.3. Проблемы, характерные для процесса стратегического управления
затратами 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЯ. 105

Файлы: 1 файл

Управление затратами.docx

— 401.56 Кб (Скачать файл)

Далее на графике "затраты - объем" отображаются точки X1Y1, X2Y2...XnYn. Имея несколько таких точек, можно приблизительно начертить прямую, которая отвечает зависимости между затратами и объемом производства. Точка пересечения этой линии с осью ординат определяет величину постоянных затрат (рис. 2.4 ).

Рис. 2.4.

Несмотря на то, что данный метод использует всю совокупность данных о затратах за период, сам по себе он является достаточно субъективным. Ошибка в начертании прямой может выразиться в существенном искажении данных, оказывающих непосредственное влияние на качество принимаемых управленческих решений. Таким образом, основным недостатком метода визуальной апроксимации можно считать отсутствие признаков, по которым можно определить достоверность оценки, которую дает построенная прямая. Как правило, метод визуальной апроксимации используется для предварительной оценки составляющих переменных и постоянных затрат в структуре совокупных затрат, для более же точной оценки рекомендуется использовать один из нижеперечисленных методов.

4. Метод наименьших квадратов.  Согласно этому методу, прямая затрат строится таким образом, чтобы сумма квадратов отклонений расстояний от всех точек до теоретической линии регрессии была бы минимальной. Для установления зависимости между затратами и объемом и определения суммы затрат используют методы математической статистики, в частности, метод наименьших квадратов (МНК). Функция Y - а + ЬхХ, отражающая связь между зависимой и независимой переменными, называется уравнением регрессии, а и b - параметры уравнения.

Применительно к задачам управленческого учета функция Y в этом уравнении - зависимая переменная (общая сумма затрат); а - общая сумма постоянных затрат; b - переменные затраты на единицу продукции; Х- независимая переменная (объем производства).

Метод наименьших квадратов  заключается в том, что сумма  квадратов отклонений фактических  значений функции Y от значений, найденных  по уравнению регрессии, должна быть наименьшей.

Метод наименьших квадратов обеспечивает руководство хозяйствующего субъекта более точным по сравнению с методом "Мини-макси".

 

3. ФОРМИРОВАНИЕ  ИНФОРМАЦИИ О ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТАХ  ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА.

3.1. Методы формирования полной себестоимости продукции .

3.1.1. Позаказный метод (система отнесения затрат на заказ) .

Данная  система применяется предприятиями, на которых изделия производятся отдельными партиями, причем партии существенно  отличаются друг от друга. Каждая такая  партия называется заказом или наряд-заказом. Структурная схема позаказной методики определения полной себестоимости представлена на рис. 2.5

Рис. 2.5.

Основными особенностями являются аккумулирование  данных обо всех понесенных затратах и отнесение их на отдельные виды работ или партии готовой продукции: аккумулирование затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени.

Часто в  литературе позаказная система калькулирования полной себестоимости носит название "традиционная система распределения накладных расходов хозяйствующего субъекта".

Для отображения затрат по заказу используется карточка по учету затрат, состоящая из трех разделов:

Прямые материальные затраты. Здесь указывается количество необходимых для производства данного заказа материалов, а также их цена.

Прямые затраты на заработную плату. В этом разделе указывается время, необходимое для выполнения заказа, и ставка оплаты труда основных производственных рабочих. Для определения затрат рабочего времени используется карточка учета затрат рабочего времени, в которой отображается следующая информация: номер цеха, Ф. И. О. работника, табельный номер работника, время начала работы, время окончания работы, номер заказа.

Производственные накладные расходы. Как уже было сказано, вспомогательные затраты на материалы, косвенные затраты на труд, амортизацию, коммунальные услуги и другие накладные расходы не могут быть непосредственно отнесены на готовую продукцию. Для этого такие затраты необходимо распределить по готовым изделиям пропорционально некоторой выбранной базе, в качестве которой, как правило, выступает либо труд основных производственных рабочих в натуральном (человеко-часы) или стоимостном выражении, либо, если процесс производства автоматизирован, накладные расходы распределяются исходя из количества машино-часов работы оборудования. Одним из условий успешного управления затратами является своевременность и полезность информации о затратах. Для обеспечения этого условия используются предварительно рассчитанные коэффициенты распределения накладных расходов. Алгоритм расчета данных коэффициентов выглядит следующим образом:

В начале периода ПЭО (планово-экономический отдел) выбирает базу распределения косвенных расходов.

Определяется  предварительная сумма накладных расходов, которая может быть начислена в течение данного периода времени.

Определяется  сумма по факторам затрат (человеко-часы, машино-часы), которая может быть включена в себестоимость в течение того же периода времени.

Определяется  предварительный коэффициент распределения накладных расходов по следующей формуле:

КН=

НАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ ЦЗ/
. ФАКТОРОВ ЗАТРАТ ЦЗ,       (1.8)

где ЦЗ - центр затрат.

При помощи этой методики могут определяться как  единые общезаводские ставки распределения  накладных расходов, так и данные показатели по каждому структурному производственному подразделению хозяйствующего субъекта.

Традиционная  система уже достаточно подвергалась критике в литературе как зарубежных, так и отечественных экономистов, поэтому в рамках данного раздела  подробно анализироваться не будет. Отметим лишь, что основным ее преимуществом  является соответствие сложившимся  в РФ традициям и требованиям  нормативных актов по финансовому учету и налогообложению. Также плюсом данной системы может оказаться относительная простота применения, что говорит о целесообразности использования традиционной системы на мелких или средних предприятиях, выпускающих небольшой ассортимент продукции.

Основным  недостатком традиционного подхода  является искажение реальной себестоимости  вследствие неадекватного распределения  накладных расходов на предприятиях, выпускающих широкий ассортимент продукции. Причины этого явления будут рассмотрены далее.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование  традиционного подхода в качестве базового инструмента управления затратами вследствие своей ограниченности в целом неприемлемо для хозяйствующего субъекта.

 

3.1.2. Попроцессный метод (система отнесения затрат на процесс)

Общая схема  попроцессной модели представлена на рис. 2.6. Данная методика применяется в случаях серийного и массового производства на предприятиях, выпускающих большие партии аналогичных изделий. В таких случаях нет необходимости относить затраты на специальные партии, так как изделия в различных партиях идентичны. Здесь к концу периода в производстве остаются незавершенные изделия. По своей сути, такие изделия являются незавершенными по отношению к конверсионным расходам, то есть расходам, включающим прямые затраты на оплат)- труда и накладные производственные затраты. Это объясняется тем, что при отпуске материалов в производство их затраты сразу же являются на 100% завершенными. Незавершенные изделия не могут рассматриваться как готовые, однако для целей управления затратами готовые и незавершенные изделия должны быть сведены к единой базе - эквивалентному изделию.

Рис. 2.6. Схема попроцессной модели.

 

Основными особенностями попроцессного метода калькулирования затрат являются аккумулирование производственных затрат по подразделениям безотносительно к отдельным заказам; списание затрат за календарный период, а не за время, необходимое для выполнения заказа.

Общая модель управления затратами при использовании попроцессного метода выглядит следующим образом.

1. Расчет  потока физических единиц изделия.  Для этого можно использовать  следующую формулу: 

Xнк=Xнезнн+Xнезнп-Xзакон (1.9)

где Xнки — количество незавершенных изделий в конце периода; Хнезнн - количество незавершенных изделий на начало периода; Хнезнп - количество изделий, начатых в периоде; Xзакон - количество изделий, законченных в периоде.

2. Расчет  потока эквивалентных изделий.  На данном этапе применяется  два метода:

метод средней  взвешенной, при использовании которого происходит смешение затрат различных отчетных периодов;

метод ФИФО, при использовании которого затраты различных отчетных периодов разграничиваются.

Расчет затрат на одно эквивалентное изделие.

Анализ общих затрат (как по незавершенному производству, так и по готовым изделиям).

Основным  документом, который применяется  для анализа и контроля затрат при использовании попроцессного метода, является отчет производственного подразделения, подготавливаемый в конце каждого отчетного периода.

Рассмотрим  применение попроцессной методики на конкретном примере.

Пример: Имеются следующие данные :

Незавершенное производство на 1.01.2002 г.100 шт.

Прямые затраты на материалы (100% гот.)1000 у. е.

Конверсионные расходы (25% гот.)400 у. е.

ИТОГО на 1.01.2002 г.1400 у. е 

Количество  изделий, начатых в январе1500 шт.

Количество  изделий, законченных в течение1300 шт.

января  и оформленных как готовые

Незавершенное производство на конец января

Прямые  материальные затраты100% готовности

Конверсионные расходы30% готовности

Затраты в течение января,

Прямые затраты на материалы18000 у. е.

Конверсионные расходы16000 у. е.

Менеджеру необходимо провести анализ общих затрат как по готовым изделиям, так и по незавершенному производству.

Решение.

Воспользуемся предложенным выше алгоритмом:

1.Рассчитаем  поток физических единиц изделия  (количество незавершенных единиц  на конец периода): 100 шт. + 1500 шт. - 1300 шт. = 300 шт.

2. Дальнейшие  расчеты приводятся отдельно  для методов средней взвешенной и ФИФО.

2.1. Метод  средней взвешенной.

2.1.1. Расчет  потока эквивалентных изделий  по методу средней взвешенной производится в табл. 2:

 

Таблица 2 Расчет потока эквивалентных изделий по методу средней взвешенной

Изделия

Эквивалентные изделия

Прямые материальные затраты

Конверсионные затраты

Изделия начатые и законченные в течение января, шт.

1300

1300

Незавершенное производство на 30.01.2002г., шт.

300

90

ВСЕГО

1600

1390


 

2.2. Метод ФИФО. Основное отличие данной методики от предыдущей заключается в исключении из общих расчетов величин затрат, не относящихся к отчетному периоду (январю).

2.2.1. Расчет  потока эквивалентных изделий  по методу ФИФО представлен в табл. 3:

 

 

 

Таблица 3 Расчет потока эквивалентных изделий по методу ФИФО

Изделия

Эквивалентные изделия

Прямые материальные затраты

Конверсионные затраты

Изделия, начатые и законченные  в течение января, шт.

1300

1300

Незавершенное производство на 30.01.2002г., шт.

300

90

ВСЕГО

1600

1390

Эквивалентные изделия в незавершенном  производстве на 1.01.2002г., шт.

100

25

Эквивалентные изделия в отчетном месяце, шт.

1500

1365

1


 

 

 

2.1.2. Расчет затрат на эквивалентное изделие производится в табл. 3:

 

Таблица 3 Расчет затрат на эквивалентное изделие

Затраты

Прямые затраты на материалы

Конверсионные затраты

Итого

Незавершенное производство на 1.01. 2002, у.е.

1000

400

1400

Затраты в течение января, у. е.

18000

16000

34000

Общие затраты в январе, у. е.

19000

16400

35400

Количество эквивалентных изделий, шт.

1600

1390

-

Затраты на эквивалентное изделие, у. е.

11,875

11,80

23,675

Информация о работе Управление затратами предприятия