Управление затратами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие понятия как «затраты», «управления затратами»,представлены классификации затрат по основным признакам, а также методы определения затрат хозяйствующих субъектов, теоретические положения проиллюстрированы примерами решения задач.
Рассматриваются основные вопросы,связанные с управлением затратами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 9
1.1. Основные термины и определения. 9
1.2. Эволюция взглядов на управление затратами 11
1.3. Цели и задачи управления затратами 16
1.4. Структура управления затратами хозяйствующего субъекта. 18
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ. 21
2.1. Сравнение классификаций затрат на западных предприятиях
и предприятиях РФ. 21
2.2. Классификация затрат по отношению к объему производства 25
2.2.1. Микроэкономическая модель поведения затрат 25
2.2.2. Линейная модель поведения затрат 28
2.3. Классификация затрат по способу включения в себестоимость
продукции. 34
2.4. Классификация затрат по возможности регулирования
и контроля. 35
2.5. Методы определения составляющей постоянных и переменных затрат
в структуре затрат на единицу продукции (анализ соотношения
"затраты - объем") 36
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТИЧЕСКИХ
ЗАТРАТАХ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 41
3.1. Методы формирования полной себестоимости продукции . 41
3.1.1. Позаказный метод (система отнесения затрат на заказ) . 41
3.1.2. Попроцессный метод (система отнесения затрат на процесс) 43
3.2. Система "директ-костинг" 49
3.2.1. Простой "Директ-костинг" 49
3.2.2. Развитой "Директ-костинг" 51
3.3. Анализ соотношения «затраты - объем производства - прибыль» 53
3.3.1. Сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль». 53
3.3.2. Методы расчета точки безубыточности 56
3.4. Принятие управленческих решений на основе информации системы
"директ-костинг" 61
4. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННЫМИ
(НАКЛАДНЫМИ) ЗАТРАТАМИ. 67
4.1. Функционально-стоимостной анализ 67
4.2. Планирование затрат на нулевом базисе 79
4.3. Управление целевыми затратами 81
5. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ 84
5.1. Сущность стратегического управления затратами 84
5.2. Основные инструменты стратегического управления затратами. 87
5.2.1. Стратегический анализ общих затрат. 87
5.2.2. ФСА 88
5.2.3. Управление факторами поведения затрат 90
5.2.4. Управление динамикой затрат . 95
5.2.5. Управление трансакционными издержками 97
5.3. Проблемы, характерные для процесса стратегического управления
затратами 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЯ. 105

Файлы: 1 файл

Управление затратами.docx

— 401.56 Кб (Скачать файл)

На практике для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода.

1. При  графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты - объем производства -прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

на графике  строится линия постоянных затрат (FC), для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс;

на оси  абсцисс выбирается какая-либо точка, то есть какая-либо величина объема. Для  нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных затрат (постоянных и переменных). Строится прямая ТС на графике, отвечающая этому значению;

вновь выбирается любая точка на оси абсцисс  и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая (TR), отвечающая данному значению.

Рис. 2.8. Точка безубыточности

 

Изображенная  на рис. 2.8. точка безубыточности (порог рентабельности) -это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат.

Точка безубыточности, на графике это точка А, расположенная на пересечении прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис. 2.8.).

Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль.

2.Метод  уравнений основан на исчислении прибыли предприятия последующей формуле:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль (2.0)

Детализируя порядок расчета показателей  данной формулы для расчета точки безубыточности, ее можно представить в следующем виде:

Р*Х- Yvc*X- Yfc = 0,   (2.1.)

где Р - цена единицы продукции; Yvc - переменные затраты на единицу продукции; Yfc - постоянные затраты; Х- пороговый объем производства. Отсюда нетрудно рассчитать пороговый объем производства.

Х= YFC /(P-Yvc) (2.2)

3.Разновидностью  метода уравнений является метод  маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:

Х = Уfс/Нмд  (2.3.)

Нормой  маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара (величина P-Yvc из формулы 2.3).

Кроме показателей, рассмотренных при проведении анализа «затраты — объем производства - прибыль», необходимо рассчитать показатели маржинального запаса прочности и уровень производственного рычага. Использование этих показателей поможет быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

Маржинальный запас прочности (МЗП) - это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:

МЗП - Фактическая выручка - Пороговая выручка х 100 /Фактическая выручка,   (2.4)

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

Производственный рычаг - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг). Данный показатель характеризует долю постоянных затрат в структуре общих затрат данной организации. Эффект производственного рычага может быть рассчитан по следующей формуле:

Эпр = МД/П,   (2.5)

где Эпр - эффект производственного рычага; МД - маржинальный доход хозяйствующего субъекта; П - прибыль хозяйствующего субъекта.

Уровень производственного рычага значителен на тех предприятиях, где высока доля постоянных затрат по отношению к переменным. Наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где производимой продукции, дифференциацию уровня механизации и автоматизации труда. Кроме того, следует отметить, что постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие высокое значение производственного рычага, теряют гибкость в управление своими затратами, большой удельный вес в составе затрат занимают переменные затраты. Если у предприятия высокий уровень операционного рычага, его прибыль очень чувствительна к изменениям в объеме продаж и незначительное изменение объема продаж приводит к значительному изменению прибыли.

Производственный рычаг является показателем, помогающим менеджерам выбрать оптимальную стратегию предприятия в управлении затратами и прибылью. Величина производственного рычага может изменяться под влиянием цены и объема продаж; переменных и постоянных затрат; комбинации любых из этих перечисленных факторов.

Следует отметить, что в конкретных ситуациях  проявление механизма производственного рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования. Эти особенности состоят в следующем:

1.Положительное  воздействие производственного рычага начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку беззубыточности своей деятельности.

По мере дальнейшего увеличения объема продаж и удаления от точки безубыточности эффект производственного рычага начинает снижаться.

Механизм  производственного рычага имеет и обратную направленность: при любом снижении объема продаж в еще большей степени будет уменьшаться прибыль предприятия.

Между производственным рычагом и прибылью предприятия существует обратная зависимость. Чем выше прибыль предприятия, тем ниже эффект производственного рычага и наоборот. Это позволяет сделать вывод о том, что производственный рычаг является инструментом, уравнивающим соотношение уровня доходности и уровня риска в процессе осуществления производственной деятельности.

Эффект производственного рычага проявляется только в коротком периоде. Это определяется тем, что постоянные затраты предприятия остаются неизменными лишь на протяжении короткого отрезка времени. Как только в процессе увеличения объема продаж происходит очередной скачок суммы постоянных затрат, предприятию необходимо преодолевать новую точку безубыточности или приспосабливать к ней свою производственную деятельность. Иными словами, после такого скачка эффект производственного рычага проявляется в новых условиях хозяйствования по-новому.

При неблагоприятной  конъюнктуре товарного рынка, определяющей возможное снижение объема продаж, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия, когда им еще  не преодолена точка безубыточности, необходимо принимать меры к снижению постоянных затрат предприятия.

При управлении постоянными затратами следует иметь в виду, что высокий их уровень в значительной мере определяется отраслевыми особенностями деятельности, определяющими различный уровень фондоемкости. Однако, несмотря на эти объективные ограничители, на каждом предприятии имеется достаточно возможностей снижения при необходимости суммы и удельного веса постоянных затрат. К числу таких резервов можно отнести существенное сокращение накладных расходов (расходов по управлению) при неблагоприятной конъюнктуре товарного рынка; продажу части неиспользуемого оборудования и нематериальных активов с целью снижения потока амортизационных отчислений; широкое использование краткосрочных форм лизинга машин и оборудования вместо их приобретения в собственность; сокращение объема ряда потребляемых коммунальных услуг и другие.

При управлении переменными затратами основным ориентиром должно быть обеспечение постоянной их экономии, так как между суммой этих затрат и объемом производства и продаж существует прямая зависимость. Обеспечение этой экономии до преодоления предприятием точки безубыточности ведет с росту маржинального дохода, что позволяет быстрее преодолеть эту точку. После преодоления точки безубыточности сумма экономии переменных затрат будет обеспечивать примой прирост прибыли предприятия. К числу основных резервов экономии переменных затрат можно отнести снижение численности работников основного и вспомогательных производств за счет обеспечения роста производительности их труда; сокращение размеров запаса сырья, материалов и готовой продукции в периоды неблагоприятной конъюнктуры товарного рынка; обеспечение выгодных для предприятия условий поставки сырья и материалов и другие.

Использование механизма производственного рычага, целенаправленное управление постоянными и переменными затратами, оперативное изменение их соотношения при меняющихся условиях хозяйствования позволит увеличить потенциал формирования прибыли предприятия.

Для российских предприятий CVP-метод не является официально рекомендованным методом управления затратами. Поэтому пока он может использоваться в основном для прогнозных расчетов. Оценить по достоинству аналитические возможности этого метода могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства.

 

 

3.4. Принятие управленческих решений на основе информации системы "директ-костинг" .

Система "Директ-костинг" может применяться  при разработке основных направлений  деятельности хозяйствующего субъекта.

Ассортиментная  политика. При планировании производственной программы учитывается финансовый вклад (маржинальная прибыль) каждого вида выпускаемой продукции в общую выручку предприятия. Именно на основании данных о переменных затратах можно получить не искаженные распределением косвенных затрат показатели рентабельности выпускаемой продукции. Это позволит выявить изделия с большей рентабельностью и переориентировать производство и сбыт именно на данные изделия. Кроме того, производственные ресурсы предприятия (особенно сырьевые) почти всегда ограничены. С помощью системы "Директ-костинг" можно составить производственную программу с учетом рентабельности каждого изделия и количества, потребляемых на единицу ресурсов таким образом, чтобы суммарная прибыль была максимальной.

Ценовая политика. С использованием системы "Директ-костинг" появляется возможность оперативно реагировать на изменение конъюнктуры, устанавливать цены реализации более обоснованно, что особенно важно при снижении платежеспособного спроса или выхода предприятия на рынок с новыми видами продукции.

Пример. Предприятие ежемесячно производит и продает изделие «X» в количестве 50 шт. Общие затраты предприятия составляют 50000 рублей, в том числе 20000 рублей - постоянные затраты. Отпускная цена изделия составляет 1400 рублей. Исследование рынка прогнозирует увеличение сбыта на 15% при снижении цены на 100 рублей. Требуется определить, насколько эффективно такое снижение цены.

Решение на основе данных о полных затратах.

Общие затраты предприятия на производство и реализацию единицы изделия «X» составляют 50000/50=1000 рублей.

Прибыль от всей производственной программы составит: при существующей цене: (1400-1000) х 50=20000 рублей; при планируемой цене: (1300-1000) х 50 х 1,15=17250 рублей.

Следовательно, при существующей цене предприятие получает большую прибыль, и снижение цен нецелесообразно.

Решение на основе данных системы "Директ-костинг".

Переменные затраты предприятия на производство и реализацию единицы изделия «X» составляют (50000-20000)750=600 рублей.

Маржинальная прибыль от всей производственной программы составит:

при существующей цене: (1400-600) х 50=40000 рублей; при планируемой  цене: (1300-600) х 50 х 1,15=40250 рублей.

3.Тогда прибыль-нетто от всей производственной программы будет равна:

при существующей цене: 40000-20000=20000 рублей; при планируемой  цене: 40250—20000=20250 рублей.

Следовательно, снижение цены позволит увеличить прибыль.

Производственная кооперация. Система "Директ-костинг" позволяет сделать мотивированный выбор: покупать или производить, что важно в связи с современными тенденциями к увеличению степени специализации и развитию производственной кооперации.

Пример. Предприятие производит и продает двигатели внутреннего сгорания и традиционно собственными силами изготавливает все необходимые для них комплектующие и детали, в том числе и турбокомпрессор. Себестоимость данного узла выглядит следующим образом (табл. 5):

Таблица 5

Наименование статьи затрат

Сумма, руб.

Прямые затраты на материал

Прямые затраты на заработную плату

Переменные накладные расходы

3000

2500

1500

Итого переменных затрат

Постоянные накладные расходы

7000

6500

Итого полная себестоимость единицы  продукции

13500


 

В настоящее  время предприятие получило предложение от одного из поставщиков на поставку турбокомпрессоров по цене 10000 рублей за единицу. Требуется принять решение о покупке или продолжении собственного производства турбокомпрессоров.

Решение.

При первом рассмотрении данных, поскольку собственные затраты на производство данного узла выше, чем цена, предложенная поставщиком, представляется, что правильным будет решение о покупке детали на стороне. Но следует иметь в виду, что вне зависимости от того, какое из двух возможных решений примет предприятие, его постоянные накладные расходы останутся неизменными. Поэтому фактор содержания в себестоимости детали планируемых на единицу продукции постоянных накладных расходов в размере 6500 рублей не должен учитываться при принятии решения, а сравниваться между собой должны 7000 и 10000 рублей, что заставляет склоняться в сторону собственного производства. Однако на принятие окончательного решения может оказать влияние и тот факт, что если покупать этот узел на стороне, освобождающиеся при этом производственные мощности можно с прибылью использовать для других целей, что позволят покрыть эти постоянные накладные расходы.

Информация о работе Управление затратами предприятия