Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:50, курсовая работа
В данной работе рассмотрены такие понятия как «затраты», «управления затратами»,представлены классификации затрат по основным признакам, а также методы определения затрат хозяйствующих субъектов, теоретические положения проиллюстрированы примерами решения задач.
Рассматриваются основные вопросы,связанные с управлением затратами.
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 9
1.1. Основные термины и определения. 9
1.2. Эволюция взглядов на управление затратами 11
1.3. Цели и задачи управления затратами 16
1.4. Структура управления затратами хозяйствующего субъекта. 18
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ. 21
2.1. Сравнение классификаций затрат на западных предприятиях
и предприятиях РФ. 21
2.2. Классификация затрат по отношению к объему производства 25
2.2.1. Микроэкономическая модель поведения затрат 25
2.2.2. Линейная модель поведения затрат 28
2.3. Классификация затрат по способу включения в себестоимость
продукции. 34
2.4. Классификация затрат по возможности регулирования
и контроля. 35
2.5. Методы определения составляющей постоянных и переменных затрат
в структуре затрат на единицу продукции (анализ соотношения
"затраты - объем") 36
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТИЧЕСКИХ
ЗАТРАТАХ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 41
3.1. Методы формирования полной себестоимости продукции . 41
3.1.1. Позаказный метод (система отнесения затрат на заказ) . 41
3.1.2. Попроцессный метод (система отнесения затрат на процесс) 43
3.2. Система "директ-костинг" 49
3.2.1. Простой "Директ-костинг" 49
3.2.2. Развитой "Директ-костинг" 51
3.3. Анализ соотношения «затраты - объем производства - прибыль» 53
3.3.1. Сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль». 53
3.3.2. Методы расчета точки безубыточности 56
3.4. Принятие управленческих решений на основе информации системы
"директ-костинг" 61
4. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННЫМИ
(НАКЛАДНЫМИ) ЗАТРАТАМИ. 67
4.1. Функционально-стоимостной анализ 67
4.2. Планирование затрат на нулевом базисе 79
4.3. Управление целевыми затратами 81
5. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ 84
5.1. Сущность стратегического управления затратами 84
5.2. Основные инструменты стратегического управления затратами. 87
5.2.1. Стратегический анализ общих затрат. 87
5.2.2. ФСА 88
5.2.3. Управление факторами поведения затрат 90
5.2.4. Управление динамикой затрат . 95
5.2.5. Управление трансакционными издержками 97
5.3. Проблемы, характерные для процесса стратегического управления
затратами 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЯ. 105
2.1.3. Анализ общих затрат.
а) Рассчитываются затраты по изделиям, законченным в производстве и оформленным как готовые: 1300 шт. х 23,675 у. е. = 30777,50 у. е.
б) Рассчитываются затраты по незавершенному производству на 30.01.2002г.:
по прямым материальным затратам: 300 шт.х1 1,875 у.е. = 3562,50 у.е.;
по конверсионным затратам: 90 шт. х 11,80 у.е.=1062,00 у.е.
Итого по незавершенному производству на 30.01.2002 г.: 3562,50 у.е. + 1062,00 у.е. = 4624,50 у.е.
Если просуммировать полученные результаты, получим итоговую сумму по общим затратам в январе из табл. 9: 30777,50 у.е. + 4624,50 у.е. = 35400 у.е.
2.2.3. Анализ общих затрат.
I. Затраты по изделиям, законченным в производстве и оформленным как готовые:
а)Рассчитываются затраты по изделиям, оставшимся на 1.01.2002 г.в производстве: 100 шт. х 0,75х 11,72 у. е. = 879 у. е.;
б)Затраты на производство изделий, начатых и законченных в течение января: 1200 шт. х 23,72 у. е. = 28464 у. е.
Итого по изделиям, оформленным как готовые: 879 у.е. + 28464 у.е. = 29343 у.е.
II. Затраты по незавершенному производству на 30.01.2002 г. :
а) По прямым материальным затратам: 300 шт. х 12 у.е. = 3600 у.е.;
б) По конверсионным затратам: 90 шт. х 11,72 у.е.=1054,80 у.е. Итого по незавершенному производству на 30.01.2002 г.:
3600 у.е. ++1054,00=4654,80 у.е.
Если просуммировать полученные результаты, получим итоговую сумму по затратам в январе из табл. 11: 29343,00 у.е. + 4654,80у.е. = 34000 у.е.
3.2. Система "директ-костинг" .
Дословный перевод термина direkt-costing - учет прямых затрат - предполагает формирование ограниченной себестоимости с включением в нее прямых затрат (только переменных или переменных и постоянных). До сих пор различные исследователи-экономисты не пришли к единому мнению по поводу того, какие виды затрат следует включать в себестоимость, поэтому в теории и практике управления затратами существует несколько концепций системы "Директ-костинг", а именно простой и развитой "Директ-костинг".
3.2.1. Простой "Директ-костинг"
Простой "Директ-костинг" основан на использовании в учете данных только о переменных затратах. В этой системе только переменные затраты распределяются по готовым изделиям, постоянные же целиком относятся на результаты того отчетного периода, в котором они возникли. Из общей суммы выручки от реализации продукции предприятия вычитаются переменные затраты на производство и реализацию данной продукции. Получается некоторый промежуточный результат, называемый маржинальной прибылью (прибыль-брутто, маржинальный доход, сумма покрытия). Именно при использовании маржинальной прибыли появляется возможность значительно расширить традиционный инструментарий, обеспечивающий принятие управленческих решений. В свою очередь, в системе простого «Директ-костинга» существует два подхода к формированию маржинальной прибыли хозяйствующего субъекта: одноступенчатый (французский) и двухступенчатый (американский).
Французская модель
Выручка - Переменные затраты = Mapжинальная прибыль — Постоянные затраты = Прибыль-нетто.
Американская модель
Выручка — Переменные затраты на производство = Производственная маржинальная прибыль-Переменные затраты на реализацию продукции = Торговая маржинальная прибыль - Постоянные затраты = Прибыль-нетто.
Основными преимуществами простого «Директ-костинга» являются:
Простота и объективность калькулирования себестоимости, поскольку отпадает необходимость в условном распределении постоянных затрат.
Возможность проведения анализа «затраты - объем производства - прибыль».
Возможность использования модели при разработке основных направлений деятельности хозяйствующего субъекта, таких как ассортиментная политика, ценовая политика, инвестиционная политика. Эта особенность будет подробно рассмотрена в разделе 3.4. В качестве недостатков системы, можно отметить следующие.
Некоторая условность разделения общих затрат на постоянную и переменную компоненты может привести к существенному искажению ин формации для принятия управленческих решений.
Как показывает практика, большинство постоянных затрат в долгосрочном периоде становятся переменными, а это требует подробного анализа факторов, вызывающих изменение таких расходов во времени. Система "Директ-костинг" не может обеспечить руководство такой информацией.
В числе постоянных затрат есть такие, которые могут быть прямо отнесены на отдельные виды продукции. Такой вид затрат называется прямыми постоянными затратами. В простом «Директ-костинге» они не включаются в себестоимость, вследствие чего информация о реальной себестоимости продукции искажается.
3.2.2. Развитой "Директ-костинг"
В модели
развитого «Директ-костинга»
Таблица 4
Вид продукции |
А |
В |
С |
D |
Е |
F |
G |
Н | ||
Выручка |
120000 |
80000 |
140000 |
100000 |
70000 |
160000 |
180000 |
60000 | ||
Переменные затраты |
24000 |
18000 |
50000 |
36000 |
22000 |
46000 |
84000 |
16000 | ||
Сумма покрытия 1 |
96000 |
62000 |
90000 |
64000 |
48000 |
114000 |
96000 |
44000 | ||
Постоянные затраты по видам продукции |
22000 |
12000 |
16000 |
8000 |
14000 |
10000 |
18000 |
4000 | ||
Сумма покрытия 2 |
74000 |
50000 |
74000 |
56000 |
34000 |
104000 |
78000 |
40000 | ||
Сумма |
124000 |
130000 |
138000 |
118000 | ||||||
Постоянные затраты участков |
90000 |
60000 |
96000 |
92000 | ||||||
Сумма покрытия 3 |
34000 |
70000 |
42000 |
26000 | ||||||
Сумма |
104000 |
68000 | ||||||||
Постоянные затраты цехов |
76000 |
62000 | ||||||||
Вид продукции |
ABCDEFGH | |||||||||
Сумма покрытия 4 |
28000 6000 | |||||||||
Сумма |
34000 | |||||||||
Постоянные затраты |
30000 | |||||||||
Производственный результат (+ прибыль - убыток) |
+ 4000 |
Таким образом,
основное преимущество развитой системы
по сравнению с системой простого
«Директ-костинга» заключается
К недостаткам
системы прежде всего хотелось бы
отнести более сложную
3.3. Анализ соотношения «затраты - объем производства - прибыль» .
3.3.1. Сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль».
На базе системы учета затрат "Директ-костинг" проводится анализ соотношения "затраты - объем - прибыль" (в различной литературе CVP-метод, анализ безубыточности, анализ ВЕР), являющийся мощным информационным инструментом при принятии управленческих решений.
Главной целью проведения такого анализа является исследование поведения затрат и финансовых результатов при различных уровнях деловой активности организации. В основе CVP-метода лежит принцип безубыточности, то есть покрывать расходы можно только тогда, когда совокупный доход за вычетом совокупных переменных издержек равен уровню постоянных издержек. Любой уровень производства сверх точки безубыточности будет рентабельным. Методика проведения данного анализа включает построение на основе данных о предполагаемой выручке, затратах и объемах производства графика безубыточности и расчета целого ряда показателей, центральным из которых является маржинальная прибыль, концепция которой была изложена в описании системы "Директ-костинг".
Анализ безубыточности является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции
между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Однако при его проведении необходимо исследовать целый ряд допущений, в случае невыполнения которых полученная информация будет необъективной:
Производится единственное изделие или постоянная номенклатура изделий. Во втором случае при проведении анализа используются усредненные данные по всей номенклатуре.
Существуют неизменные цены реализации, с одной стороны, и цены на потребляемые производственные ресурсы, с другой стороны.
Поведение постоянных и переменных затрат можно измерить с высокой степенью достоверности.
Объем производства должен быть равен объему реализации.
Поступающая выручка должна быть прямо пропорциональной объему реализации, при этом и затраты, и выручка имеют линейные зависимости. Производительность внутри релевантного уровня деловой активности не меняется. Это допущение объясняется тем, что изменение производительности приведет к изменению затрат, а соответственно, и к смещению точки безубыточности.
Существует лишь одна точка безубыточности. Приверженцы микроэкономического подхода к изучению затрат и анализу безубыточности могут справедливо возразить на данное допущение - такая модель предусматривает наличие двух точек безубыточности (рис. 2.7.)
Рис. 2.7. Точка безубыточности
Особенности поведения кривой общих затрат (ТС) уже были рассмотрены ранее. Поведение кривой совокупного дохода (TR) объясняется тем, что на определенном этапе происходит насыщение рынка продукцией, и предприятие вынуждено снижать цену для того, чтобы не потерять свою долю рынка. Когда кривая совокупного дохода начинает ниспадать, это означает, что отрицательный эффект от снижения цены превысил эффект от увеличения масштаба. Таким образом, получается две точки безубыточности (А и В), но предварительно рассчитать их величины практически невозможно.
Еще одним фактором возникновения нескольких точек безубыточности являются скачкообразные затраты. И здесь также величины точек безубыточности весьма трудно поддаются анализу и контролю.
Однако, несмотря на вышеперечисленные исключения, на практике совсем необязательно знать совокупные издержки и доход абсолютно для всех уровней производства. Достаточно знать релевантный уровень деловой активности организации, то есть диапазон между объемом производства, которого предприятие придерживалось и которого планирует достичь, и информацию о доходах и затратах, которые имеются. И в этом случае можно говорить о наличии одной точки безубыточности.
3.3.2. Методы расчета точки безубыточности
Порог рентабельности (точка безубыточности) — это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это тот объем продаж, при котором хозяйствующий субъект не имеет ни прибыли, ни убытка.