Управление затратами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие понятия как «затраты», «управления затратами»,представлены классификации затрат по основным признакам, а также методы определения затрат хозяйствующих субъектов, теоретические положения проиллюстрированы примерами решения задач.
Рассматриваются основные вопросы,связанные с управлением затратами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 9
1.1. Основные термины и определения. 9
1.2. Эволюция взглядов на управление затратами 11
1.3. Цели и задачи управления затратами 16
1.4. Структура управления затратами хозяйствующего субъекта. 18
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ. 21
2.1. Сравнение классификаций затрат на западных предприятиях
и предприятиях РФ. 21
2.2. Классификация затрат по отношению к объему производства 25
2.2.1. Микроэкономическая модель поведения затрат 25
2.2.2. Линейная модель поведения затрат 28
2.3. Классификация затрат по способу включения в себестоимость
продукции. 34
2.4. Классификация затрат по возможности регулирования
и контроля. 35
2.5. Методы определения составляющей постоянных и переменных затрат
в структуре затрат на единицу продукции (анализ соотношения
"затраты - объем") 36
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТИЧЕСКИХ
ЗАТРАТАХ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 41
3.1. Методы формирования полной себестоимости продукции . 41
3.1.1. Позаказный метод (система отнесения затрат на заказ) . 41
3.1.2. Попроцессный метод (система отнесения затрат на процесс) 43
3.2. Система "директ-костинг" 49
3.2.1. Простой "Директ-костинг" 49
3.2.2. Развитой "Директ-костинг" 51
3.3. Анализ соотношения «затраты - объем производства - прибыль» 53
3.3.1. Сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль». 53
3.3.2. Методы расчета точки безубыточности 56
3.4. Принятие управленческих решений на основе информации системы
"директ-костинг" 61
4. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННЫМИ
(НАКЛАДНЫМИ) ЗАТРАТАМИ. 67
4.1. Функционально-стоимостной анализ 67
4.2. Планирование затрат на нулевом базисе 79
4.3. Управление целевыми затратами 81
5. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ 84
5.1. Сущность стратегического управления затратами 84
5.2. Основные инструменты стратегического управления затратами. 87
5.2.1. Стратегический анализ общих затрат. 87
5.2.2. ФСА 88
5.2.3. Управление факторами поведения затрат 90
5.2.4. Управление динамикой затрат . 95
5.2.5. Управление трансакционными издержками 97
5.3. Проблемы, характерные для процесса стратегического управления
затратами 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЯ. 105

Файлы: 1 файл

Управление затратами.docx

— 401.56 Кб (Скачать файл)

Расширение  производства. Система "Директ-костинг" позволяет правильно оценить  целесообразность размещения на предприятии  дополнительного заказа, расширения производственной программы.

Пример. Некоторое предприятие ежемесячно производит и продает изделие «X» в количестве 200 шт.

Общие затраты на производство и реализацию продукции составляют (табл. 6):

Таблица 6

Наименование затрат

Всего, руб.

На единицу, руб.

Полные

240000

1200

Из них: переменные постоянные

180000

900

60000


 

Свободные мощности на предприятии существуют, и в настоящий момент оценивается  целесообразность выполнения дополнительного  заказа в количестве 50 шт. Покупатель согласен приобрести эту партию (50 шт.) по цене 1000 рублей.

Решение на основе данных о полных затратах.

Выручка от реализации дополнительной партии изделия «X» составит 50х 1000=50000 рублей.

При этом затраты по данной партии изделий составят 50x1200=60000 руб.

Соответственно, в случае принятия положительного решения  о размещении дополнительного заказа предприятие получит убытки в размере 60000-50000=10000 рублей.

Решение на основе данных системы "Директ-костинг".

Выручка от реализации дополнительной партии изделия «X» составит 50х 1000=50000 рублей.

При определении  дополнительных затрат на заказ следует исходить из того, что величина постоянной составляющей общих затрат остается неизменной, а увеличение затрат будет происходить только за счет переменной составляющей.

Таким образом затраты по данной партии изделий составят 50x900=45000 рублей.

Следовательно, дополнительная прибыль от выполнения заказа составит 50000-45000=5000 рублей, и его выполнение следует признать целесообразным.

Капитальные вложения. Наряду с другими методами инвестиционного анализа "Директ-костинг" обеспечивает возможность принятия обоснованных решений о целесообразности инвестиций в новые основные фонды или новые виды продукции, а также позволяет сделать разумный выбор в пользу того или иного варианта капитальных вложений.  

4. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННЫМИ (НАКЛАДНЫМИ) ЗАТРАТАМИ.

 В последнее время в экономике как отечественных, так и зарубежных хозяйствующих субъектов начала четко прослеживаться тенденция увеличения доли постоянных накладных расходов в общей структуре затрат. Вместе с этим усложнился и сам процесс управления затратами, поскольку прежние методы управления накладными расходами уже не могут обеспечить руководство предприятия объективной информацией о затратах. К сожалению, существующие в РФ методики управления затратами в рамках традиционной системы формирования полной себестоимости продукции или системы "Директ-костинг", а также система "Стандарт-кост" являются эффективным средством контроля и регулирования прямых затрат, однако обладают целым рядом недостатков, рассмотренных в предыдущих главах, и не могут обеспечить руководство полноценной для принятия решений информацией о накладных расходах. Таким образом, возникает острая необходимость внедрения для отечественных хозяйствующих субъектов современных методик по управлению накладными расходами. В зарубежной практике для этих целей используются методы функционально-стоимостного анализа, планирование затрат на нулевом базисе, управление целевыми затратами.

 

4.1. Функционально-стоимостной анализ

Функционально-стоимостной анализ (ФСА) является инструментом управления затратами, который, в отличие от других методик, строится на изучении функций объекта и последующем анализе этих функций с целью минимизации затрат на ее реализацию. В исследованиях отечественных и зарубежных экономистов можно встретить множество вариантов классификаций ФСА, но основными из них являются следующие.

По моменту  проведения исследования на этапе жизненного цикла наблюдаемого объекта:

а)Объекты находятся на стадии разработки. Цель ФСА – формирование стоимостных характеристик объекта.

б)Объекты уже созданы или введены в действие. Цель ФСА - улучшение стоимостных характеристик объекта.

По предмету исследования: а) ФСА продуктов; б) ФСА  процессов.

Проблемы  проведения ФСА продуктов достаточно подробно рассмотрены в различных  литературных источниках. Кроме того, трансформация функций продукта очень часто связана с большими издержками на изменение конструкции изделия, технологических процессов, вследствие чего отрицательный эффект от увеличения затрат может превысить положительный эффект от проведения ФСА. Поэтому ФСА продуктов мы подробно рассматривать не будем, а данный раздел посвятим исследованию ФСА процессов (а именно, ФСА бизнес-функций хозяйствующего субъекта), потому что его проведение связано с более низкими затратами по сравнению с ФСА продуктов, а положительный эффект от внедрения может быть гораздо выше.

ФСА бизнес-функций хозяйствующего субъекта является одной из методик, позволяющей эффективно управлять накладными затратами как на оперативном, так и на стратегическом уровне.

В настоящее  время в зарубежных странах с  развитой рыночной экономикой на основе ФСА разработана целая концепция управления затратами ABC (activity based costing) - management. ABCM - это теория потребления ресурсов, обеспечивающая эффективное управление затратами. Здесь внимание акцентируется не на том, чтобы распределить накладные расходы по заказам, а на том, чтобы определить операции, потребляющие ресурсы. После определения данных операций разрабатываются программы управления этими ресурсами. В результате достигается более рациональное распределение ресурсов компании вследствие снижения уровня накладных расходов.

На предприятии  использование метода ФСА преследует две основные цели:

а) Снижение накладных расходов предприятия. Как было показано выше, традиционные системы управления затратами в большей степени ориентированы для контроля за прямыми переменными издержками, но плохо адаптированы для управления постоянными накладными расходами. При использовании ФСА достигается непосредственный контроль причин накладных расходов (носителей издержек), а не самих затрат как таковых, что, в свою очередь, обеспечивает долгосрочный контроль затрат. Данная цель является элементом оперативного уровня управления затратами.

б) Стратегический элемент управления затратами заключается в выявлении возможностей рационализации и совершенствования производственной деятельности предприятия. Это достигается благодаря появившейся возможности менеджеров выявлять направления по улучшению соотношения затраты/полезность для услуг отделов. Основными направлениями по улучшению данного соотношения являются отказ от ненужных бизнес-функций; рационализация существующих бизнес-функций; введение новых бизнес-функций.

Следовательно, ФСА позволяет руководству компании более объективно управлять затратами как на оперативном, так и на стратегическом уровне, оценивая не только их величину, но и причины. Существующие системы управления затратами не дают реального представления о затратах на инспектирование, хранение, перемещение и т.д. Схематическое изображение потоков деятельности (бизнес-процессов) и расчет затрат по бизнес-функциям дают руководству представление обо всей массе понесенных затрат и о лишних затратах, которые продолжает нести хозяйствующий субъект.

По своей  сути ФСА подобен традиционной (позаказной) системе распределения накладных расходов, но имеет два существенных отличия:

При распределении  накладных расходов в качестве базы редко используется труд основных производственных рабочих.

Накладные расходы рассматриваются как совокупность статей, имеющих различные значения для функционирования предприятия, и различные базы распределения.

Сама  процедура проведения ФСА включает следующие стадии:

1. Определение бизнес-функций предприятия.

* При  выделении бизнес-функций основных и вспомогательных бизнес-процессов и распределении затрат внутри них, необходимо следовать следующим принципам. Во-первых, выделяются те бизнес-функции, на которые приходится большая или быстро растущая часть расходов или активов. Напротив, бизнес-функции, имеющие небольшую или слабо меняющуюся долю расходов или активов фирмы, могут быть объединены в более широкие категории. Во-вторых, бизнес-функции, затраты которых ведут себя по-разному, должны рассматриваться отдельно. Те же бизнес-функции, которые имеют одинаковые закономерности поведения затрат, могут быть объединены в одну группу. В-третьих, важным критерием для выделения бизнес-функций является поведение конкурентов. Если конкуренты выполняют ту или иную деятельность по-другому, то она должна рассматриваться отдельно. Это объясняется тем, что различия между конкурентами могут привести к тому, что данная бизнес-функция окажется источником конкурентного преимущества или недостатка. Необходимо заметить, что процесс выделения бизнес-функций хозяйствующего субъекта может потребовать нескольких итераций, поскольку не всегда сразу ясны закономерности поведения затрат. Кроме того, в стратегическом анализе затрат часто полезен эвристический подход и умение делать приблизительные оценки при распределении расходов и активов между бизнес-функциями, особенно когда для получения требуются большие затраты.

2. Создание  для каждой бизнес-функции центра затрат.

3.Определение  факторов затрат (носителей издержек) для каждой конкретной бизнес-функции хозяйствующего субъекта. Термин "носитель издержек" используется для обозначения событий, от которых зависит величина затрат бизнес-функции. Например, количество принятых заказов для отдела маркетинга и сбыта, количество заказов на закупку для отдела снабжения, количество производственных периодов для затрат на наладку оборудования.

Перенесение затрат с бизнес-функций на созданные продукты.

Проведение анализа накладных расходов и разработка мероприятий по сокращению их уровня.

а. Традиционная модель распределения накладных расходов:

шаг 1- Накладные расходы распределяются по производственным подразделениям;

шаг 2 - Накладные расходы распределяются на продукты

б. Система ФСА (распределение затрат по функциям):

шаг 1 - Накладные расходы распределяются по бизнес-функциям (центрам затрат);

шаг 2 - Накладные расходы распределяются на продукты с использованием ставок носителей издержек.

Следовательно, на практике ФСА использует множество  носителей издержек в качестве баз  распределения, в то время как  традиционная система использует максимум две базы, находящихся в тесной взаимосвязи с объемом производства.

Однако, как показывает практика, при использовании  базы распределения на основе объема производства на продукты с большим  объемом будет распространяться большая часть накладных расходов, не учитывая сложность и комплексность производства, следовательно, объемоемкие продукты будут субсидировать малоемкие. Как показывает ФСА, иногда более существенное влияние на затраты оказывают факторы, не связанные с объемом производства, например, ассортимент продукции, сложность и комплексность производства. Следующий пример иллюстрирует данную закономерность.

Пример. Некое предприятие производит два вида продукции: X - мелкосерийный и Y - крупносерийный. Оба производятся на аналогичном оборудовании и используют подобные процессы. Имеется следующая информация о производстве продукции (табл. 6):

Таблица 6

 

Показатели

Продукты

Итого

X

Y

Количество машино-часов на ед. продукции

2

2

-

Количество прямых трудо-часов на ед. 4 продукции

4

-

Объем производства, шт.

200

2000

2200

Общее количество машино-часов

400

4000

4400

Общее количество прямых трудо-часов

800 8000

8800

Количество заказов на продукцию

16

32

48

Количество циклов организации производства

40

60

100


 

Кроме того, имеется информация о распределении производственных накладных расходов по основным бизнес-функциям предприятия (табл. 7):

Таблица 7

Производственные накладные расходы, руб.

110000

Вт. ч. связанные с обеспечением объема производства . связанные с реализацией продукции связанные с организацией производства

22000 28800 59200


Требуется определить накладные расходы на единицу и весь объем производства изделия X и Y.

Решение на основе данных традиционной модели распределения затрат.

а) Определяем коэффициент распределения накладных расходов на основе прямых трудо-часов или машино-часов (данные методы являются абсолютно равносильными): 110000/8800=12,5 руб. или 110000/4400=25.

б) Определяем накладные расходы на единицу изделия.

X: 12,5x4 =50 руб. или 25x2=50 руб.; Y: 12,5x4=50 руб.  или 25x2=50 руб. 

в) Определяем общие накладные расходы, распределенные на продукты. X: 50x200=10000 руб.; Y: 50x2000=100000 руб.

Решение на основе данных ФСА.

Для удобства расчеты целесообразнее произвести в табл. 8:

Таблица 8

Показатели

Бизнес-функции

 

Обеспечение объема производства

Реализация продукции

Организация производства

Затраты на бизнес-функции, руб.

22000

28800

59200

Затраты по факторам затрат (носителям издержек)

4400 м.-ч.

48 заказов

1 00 циклов

Затраты на единицу фактора затрат, руб.

5

600

592

Затраты, распределенные на продукты:

     

X

2000 (400*5)

9600 (16*600)

23680 (592*40)

Y

20000(4000*5)

19200(32*600)

35520 (592*60)


 

Таким образом, накладные расходы на единицу продукции составят:

X: (2000+9600+23680)7200=176,4 руб.; Y: (20000+19200+35520)72000=37,36 руб. 

Информация о работе Управление затратами предприятия