Управление затратами предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрены такие понятия как «затраты», «управления затратами»,представлены классификации затрат по основным признакам, а также методы определения затрат хозяйствующих субъектов, теоретические положения проиллюстрированы примерами решения задач.
Рассматриваются основные вопросы,связанные с управлением затратами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 9
1.1. Основные термины и определения. 9
1.2. Эволюция взглядов на управление затратами 11
1.3. Цели и задачи управления затратами 16
1.4. Структура управления затратами хозяйствующего субъекта. 18
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАТРАТ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ. 21
2.1. Сравнение классификаций затрат на западных предприятиях
и предприятиях РФ. 21
2.2. Классификация затрат по отношению к объему производства 25
2.2.1. Микроэкономическая модель поведения затрат 25
2.2.2. Линейная модель поведения затрат 28
2.3. Классификация затрат по способу включения в себестоимость
продукции. 34
2.4. Классификация затрат по возможности регулирования
и контроля. 35
2.5. Методы определения составляющей постоянных и переменных затрат
в структуре затрат на единицу продукции (анализ соотношения
"затраты - объем") 36
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ФАКТИЧЕСКИХ
ЗАТРАТАХ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА. 41
3.1. Методы формирования полной себестоимости продукции . 41
3.1.1. Позаказный метод (система отнесения затрат на заказ) . 41
3.1.2. Попроцессный метод (система отнесения затрат на процесс) 43
3.2. Система "директ-костинг" 49
3.2.1. Простой "Директ-костинг" 49
3.2.2. Развитой "Директ-костинг" 51
3.3. Анализ соотношения «затраты - объем производства - прибыль» 53
3.3.1. Сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль». 53
3.3.2. Методы расчета точки безубыточности 56
3.4. Принятие управленческих решений на основе информации системы
"директ-костинг" 61
4. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КОСВЕННЫМИ
(НАКЛАДНЫМИ) ЗАТРАТАМИ. 67
4.1. Функционально-стоимостной анализ 67
4.2. Планирование затрат на нулевом базисе 79
4.3. Управление целевыми затратами 81
5. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ 84
5.1. Сущность стратегического управления затратами 84
5.2. Основные инструменты стратегического управления затратами. 87
5.2.1. Стратегический анализ общих затрат. 87
5.2.2. ФСА 88
5.2.3. Управление факторами поведения затрат 90
5.2.4. Управление динамикой затрат . 95
5.2.5. Управление трансакционными издержками 97
5.3. Проблемы, характерные для процесса стратегического управления
затратами 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
БИБЛИОГРАФИЯ. 105

Файлы: 1 файл

Управление затратами.docx

— 401.56 Кб (Скачать файл)

Таблица 12

Условия для эффективного СУЗ

Преимущества от реализации СУЗ

Возможные неблагоприятные факторы  и последствия, воздействующие на эффективность СУЗ

1 . Есть доступ к источникам дешевого  сырья, рабочей силы или другим  источникам снижения себестоимости продукции.

1 . Появляется возможность использовать  низкие затраты в борьбе за долю рынка, ценовой войны или, наоборот, вести наступательную ценовую политику.

1 . Инфляционный рост затрат, подрывающий способность организации к снижению себестоимости продукции.

2. На рынке преобладает ценовая конкуренция.

2. Изменение предпочтений потребителей, их чувствительности к ценам  в пользу качества товаров,  услуг и других характеристик.

3. Различия в товарных марках  мало значимы для покупателей.

2. Способность организации диктовать  цены действует как дополнительный  барьер входа в данную отрасль.

4. Спрос на продукцию высоко эластичен по цене и достаточно однороден.

3. Появление технологических новинок,  которые сводят на нет преимущества  по затратам.

5. Отраслевая продукция стандартизирована,  покупатель может приобрести  ее у разных продавцов.

4. Неспособность уловить необходимость  смены продукции или сегмента  рынка в результате чрезмерного  увлечения проблемой снижения  себестоимости.

3. Аналогичным образом, возникает  барьер для появления товаров  - заменителей.

5. Увлечение производством одного  вида товара при необходимости  обновления всей продукции.


Получить  конкурентное преимущество по затратам можно несколькими способами, не только не исключающими, но и взаимодополняющими друг друга. Данные способы включают стратегический анализ общих затрат, ФСА (управление конфигурацией цепочки ценностей предприятия), управление факторами поведения затрат, управление динамикой затрат, управление трансакционными издержками. Рассмотрим подробнее каждый из способов.

 

5.2. Основные инструменты стратегического управления затратами.

5.2.1. Стратегический анализ общих затрат.

Стратегический анализ общих затрат необходим тогда, когда полные издержки по производству и доведению товара до потребителя представляют собой объект повышения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта. На рис. 3.0. в общем виде изображена схема проведения стратегического анализа совокупных затрат предприятия, которая представляет собой видоизмененную ветвь диаграммы, предложенной японским консультантом Р. Омаэ (Ohmae) для проведения управленческого анализа.

Рис. 3.0. Стратегический анализ общих затрат предприятия

Еще одним  методом оценки совокупных затрат, который применяется пока еще только на зарубежных предприятиях, является сравнение общих затрат хозяйствующего субъекта с затратами, отображенными в опытной кривой данной отрасли. В основе понятия опытной кривой лежит предположение, что если предприятие накапливает опыт производства продукции, то его реальные затраты без учета инфляции до начала действия закона убывающей отдачи будут уменьшаться предсказуемыми темпами: при удвоении объема выпуска добавленные затраты на единицу продукции уменьшаются на фиксированный процент (обычно 20-30%), который различен для разных отраслей (рис.3.1 ).

Рисунок. 3.1.

Основными причинами существования опытной  кривой является действие различных  факторов поведения затрат, которые будут подробно рассмотрены в разделе 5.2.4. Очевидно, что реализация потенциальной возможности снижения затрат по мере роста объема производства зависит от эффективности системы управления затратами хозяйствующего субъекта. Следует отметить, что российские органы статистики публикуют информацию о структуре затрат в целом по промышленности и по ее отдельным отраслям, которая, несомненно имеет важное значение для сравнительного анализа издержек отдельного предприятия. Однако информация об опытных кривых для отдельных отраслей, которая имеется в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой, в отечественной системе статистики пока отсутствует.

 

5.2.2. ФСА

Поведение затрат фирмы, а также ее положение относительно затрат конкурентов определяется бизнес-функциями, которые выполняет предприятие в ходе конкуренции в отрасли. Таким образом, с одной стороны, необходимо анализировать затраты в рамках каждой из этих бизнес-функций, а не всего предприятия в целом. С другой стороны, конкурентное преимущество нельзя понять без целостного, системного взгляда на предприятие.

Устранить данное разногласие позволяет предложенная М. Портером концепция «цепочка ценности предприятия», которая позволяет достаточно четко анализировать бизнес-функции хозяйствующего субъекта с системной точки зрения. Ценность представляет собой сумму, которую покупатели готовы заплатить за продукцию, предлагаемую фирмой, или, другими словами, ценность - это общая выручка, которая отражает цену, установленную на товары или услуги, а также их количество, которое предприятие может продать. Если эта величина превышает затраты на создание ценности, то фирма работает с прибылью, что является целью любой стратегии. Маркетинг, производство, управление, финансы и многие другие бизнес-функции хозяйствующего субъекта играют свою роль в создании ценности и конкурентного преимущества. Все бизнес-функции хозяйствующего субъекта объединены в единый комплекс - «цепочку ценности». Каждая из ее составляющих имеет свою структуру затрат. Поведение затрат часто подвержено влиянию со стороны бизнес-функций как внутри, так и вне фирмы. Концепция ФСА и «цепочки ценности» позволяет достаточно подробно анализировать затраты внутри как отдельной бизнес-функции, так и внутри их совокупности, и эффективно управлять ими на стратегическом уровне.

Общий вид "цепочки ценности" хозяйствующего субъекта по М. Портеру представлен  в табл. 13:

Таблица 13

Вспомогательные бизнес-процессы

Управленческая инфраструктура фирмы

Управление человеческими ресурсами

Развитие технологии

Основные бизнес-процессы

Запасы Материалы Персонал

Производство

Хранение и распределение продукции

Маркетинг и сбыт

Сопровождающие услуги


 

Таким образом, весьма эффективным инструментом стратегического  управления затратами является анализ и трансформация «цепочки ценности» хозяйствующего субъекта. Часто основная задача здесь связана с организацией отделов маркетинга и сбыта, усовершенствованием инфраструктуры, управлением персоналом на основе общеизвестных принципов управления в условиях рынка.

 

5.2.3. Управление факторами поведения затрат

Поведение затрат зависит от структурных факторов, которые М. Портер назвал cost drivers {дословно: двигатели затрат). В русскоязычной аббревиатуре такие структурные факторы называются факторами поведения затрат (ФПЗ). Согласно Портеру, существует десять главных ФПЗ, а именно: масштаб, обучение, схема использования ресурсов, связи между разными видами деятельности, взаимосвязи между родственными деловыми единицами, интеграция, выбор времени, политика фирмы, место расположения, институциональные факторы.

Часто взаимодействие нескольких ФПЗ определяет поведение затрат данной бизнес-функции. Кроме того, относительная важность данного ФПЗ сильно меняется для разных бизнес-функций. Поэтому никогда какой-нибудь один ФПЗ не будет полностью определять конкурентное положение фирмы по затратам. Далее рассмотрим подробнее влияние каждого ФПЗ на затраты.

Влияние масштаба на затраты, как известно, из экономической теории, и как показывает практика, в долгосрочном периоде абсолютное большинство затрат носит переменный характер. Соответственно, поведение затрат будет полностью зависеть от масштаба производства продукции хозяйствующим субъектом. Важно учитывать два аспекта влияния данного ФПЗ на затраты: положительный эффект масштаба и отрицательный эффект масштаба, возникающий вследствие действия закона убывающей отдачи. Положительный эффект масштаба (или эффект экономии) имеет место, когда предприятие может выполнять ту или иную деятельность более эффективно в больших объемах.

Обучение. Затраты, связанные с определенной деятельностью, могут уменьшаться благодаря эффекту обучения, которое приводит к повышению ее эффективности. В число механизмов, приводящих к снижению расходов, входят такие факторы, как оптимизация схемы работ, улучшение расписания; повышение эффективности рабочей силы; модификация продукции, приводящая к облегчению ее производства; процедуры, повышающие интенсивность использования активов; выбор более подходящих для производственного процесса сырья и компонентов. Обучение может также приводить к снижению расходов по строительству заводов, торговых точек и других объектов.

Обучение  может передаваться от одной фирмы  к другой через поставщиков, консультантов, бывших работников. Это явление называется эффектом перелива.

Схема использования  ресурсов. Если с деятельностью связаны  значительные постоянные затраты на оборудование, помещения, персонал, тогда ее затраты будут чувствительны к интенсивности использования ресурсов. Различные способы организации данной бизнес-функции могут влиять на характер поведении затрат в зависимости от степени загруженности имеющихся в распоряжении ресурсов.

Схема использования  ресурсов частично зависит от внешних  условий и поведения конкурентов (особенно их инвестиционной политики), частично от политики самой фирмы  в таких областях, как маркетинг выбора ассортимента производимой продукции.

Для многих предприятий переходной экономики  характерна слишком высокая численность  персонала, получающего фиксированный  оклад, но работающего неэффективно. Это существенно ухудшает их схему  использования ресурсов. Положение  усугубляется экономическим спадом и тем обстоятельством, что работники  часто являются акционерами предприятия, влияющими на его политику (результат  проведенной приватизации). Кроме  того, серьезную проблему представляет широкое распространение неквалифицированного ручного труда в промышленности России.

Связи между  различными бизнес-функциями. Затраты, связанные с некоторой деятельностью, часто зависят от того, как выполняются другие бизнес-функции. Это значит, что поведение затрат в данной деятельности может быть понято только после анализа связей этой деятельности с другими бизнес-функциями.

Когда бизнес-функции хозяйствующего субъекта связаны между собой, то существует возможность уменьшения их суммарных затрат путем изменения одной из них. Возможна даже ситуация, когда увеличение расходов на одну бизнес-функцию приводит к общему снижению затрат.

Взаимосвязи между родственными бизнес-единицами. Важнейшей разновидностью таких взаимосвязей является разделение той или иной деятельности между деловыми единицами. Такие виды деятельности, как обработка заказов, организация сбыта, маркетинг, могут быть распределены между несколькими бизнес-единицами компании. Это распределение может повысить эффективность данной бизнес-функции за счет увеличения ее масштаба, более быстрого движения затрат фирмы вниз по кривой обучения или оптимизации схемы использования ресурсов фирмы. Другая форма взаимосвязи - использование одного know how в разных областях бизнеса компании. Эта взаимосвязь может привести к снижению затрат, если бизнес-функции в деловых единицах, использующих know-how, подобны если наличие know-how имеет большое значение для повышения эффективности этой деятельности.

Однако  создание взаимосвязей между бизнес-единицами всегда сопряжено с затратами, которые необходимо сравнивать с потенциальными выгодами от их использования.

Интеграция. Интеграция может уменьшить затраты по следующим причинам: во-первых, она избавляет фирму от необходимости расходов по снабжению, транспортировке и другим бизнес-функциям, связанным с рынком. Во-вторых, интеграция уменьшает рыночную власть поставщиков или покупателей. В-третьих, интеграция может создать условия для непрерывного производства, которое приводит к экономии затрат за счет устранения дорогостоящих производственных этапов (например, разогрева стального проката при направлении его в цех металлообработки).

Интеграция также может привести и к росту затрат из-за недостаточно гибкого управления; дороговизны выполнения данной деятельности внутри предприятия по сравнению с независимыми поставщиками; из-за отсутствия мотивации для повышения эффективности деятельности по причине отсутствия выбора между поставщиками; из-за повышения выходных барьеров из отрасли. Часто оптимальным решением может стать дезинтеграция.

Выбор времени. Часто на затраты фирмы в той или иной деятельности влияет время ее выхода на рынок со своей продукцией. Предприятие может получить преимущество благодаря более раннему или, наоборот, более позднему, чем у конкурентов началу своей деятельности в определенной области бизнеса.

Информация о работе Управление затратами предприятия