Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 14:35, курсовая работа
Отсутствие сильных российских брендов порождает необходимость тщательного изучения и развития теоретических основ технологии брендинга, разработки соответствующих организационно-механических механизмов и способов их практической реализации в условиях соответствующих фирм-производителей и организаций, составляющих инфраструктуру бизнеса. Целью данной курсовой работы является обоснование важности перспективной на сегодняшний день технологии брендинга как неотъемлемой части рекламной кампании фирмы. При этом предметом исследования является сам брендинг как ключевая категория маркетинговой деятельности, а объектом - вышеупомянутая технология брендинга на мировом рынке так называемых брендов или торговых марок, в частности на российском рынке товаров и услуг.
Введение .………………………………………………………………. 3
Глава 1. Брендинг – технология фирменности…………………….. 5
1.1 Периоды и основные этапы становления…………….. 5
брендинга
1.2 Понятие бренда и особенности его……………………. 7
определения
1.3 Методы оценки марочного капитала………………….. 14
Глава 2. Разработка бренда…………………………………………... 19
2.1 Анализ рыночной ситуации.…………………………... 19
Выявление преимуществ бренда
2.2 Разработка стратегии позиционирования……………. 26
2.3 Разработка имиджа марки…………………………….. 32
2.4 Разработка атрибутов бренда ………………………... 35
Глава 3. Практическая ситуация (кейс-стади): …………………… 42
разработка бренда и оценка его эффективности
на примере фирмы «АкрилNova»
3.1 Анализ рыночной ситуации…………………………… 42
I этап: конкурентный анализ
3.2 Анализ рыночной ситуации…………………………… 48
II этап: анализ потребителей и потребительских
предпочтений брендов водно-дисперсионных ЛКМ
3.3 Создание концепции бренда…………………………... 54
Заключение……………………………………………………………….... 67
Список использованной литературы……………………………………. 69
____________________
1Бобров В.Б. Англо-русский словарь по рекламе и маркетингу. – М.: Руссо, 1997. С.64
2Дымшиц М.Н. Бренд – это не только торговая марка, но и… //Yes! Рекламные идеи, 1998. №8. С.19
3Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России. – СПб.: Питер, 2002. С.186
Но разберём основные различия между данным определением и традиционным переводом конкретных слов в определении АМА. Name переведено как слово, так как использование в определении «название, имя» потенциально сужает возможные наименования до имён существительных, хотя практически таких ограничений нет. В качестве имени бренда может использоваться любое слово (может быть создано слово, структурно напоминающее ту или иную часть речи), и сделать из него имя собственное является задачей брендинга, а не исходным ограничением.
Term переведено как выражение, хотя традиционно это переводится как «термин, период, срок, условия». В практическом плане под этим термином подразумеваются не только первыми приходящие на ум слоганы, но и текст рекламного объявления, инструкция по использованию товара и любые другие предложения и тексты, используемые для идентификации конкретного товара.
Под знаком и символом подразумеваются не только графические обозначения, но и звуки, цвета, запахи и т.д., то есть то, что сообщает окружающим нечто не о себе, а о чём-то (ком-то) другом. Слово design переведено как дизайнерское решение, чтобы ограничить признаки бренда только тем, что является результатом работы дизайнеров (дизайн как деятельность включает в себя конструирование и проектирование, что не может являться признаком).
Таким образом, с точки зрения тех, кто первым стал употреблять слово «бренд» как профессиональный термин, под ним подразумевается всё, что служит отличительным признаком товара или услуги от конкурентных. То есть для потребителя товар конкретного производителя замещается чем-то иным, непосредственно с товаром не связанным, но отличающим его от других товаров. В этом и есть основная идея концепции брендинга.
Определение, которое даёт В. Перция – руководитель компании Brand AID, оказывающей услуги в области брендинга в Украине: «Бренд – это последовательный набор функциональных, эмоциональных и самовыразительных обещаний целевому потребителю, которые являются уникальными, значимыми и трудно имитируемыми».1 По мнению В. Перции, эти «обещания» активно сообщаются и удовлетворяются через следующие ключевые элементы: продукт, цена, дистрибуция, промоушн, упаковка. Функциональность означает, что бренд, «обещающий» определённый товар, обязан предоставить именно этот (а не какой-либо другой) товар. Эмоциональность – это сфера ощущений, которые испытывает потребитель по отношению к определённому бренду. То есть бренд – способ самовыражения потребителя, инструмент создания имиджа, ведь покупатель выражает себя через те товары, которые он приобретает. Уникальность бренда - «изюминка» - набор индивидуальных признаков, обязательным условием которого является значимость и практическая польза для потребителя. Трудноимитируемость бренда означает то, что в самой его сути заложена способность защиты подразумеваемого товара от конкурентов. Чем «изюминка» более трудноимитируемая, тем больше преимуществ перед конкурентами получает товар. Наконец, бренд в своём развитии обязательно должен быть как можно более понятным: необходимо, чтобы изменения в его позиционировании происходили плавно, он должен последовательно подтверждать свои «обещания». Непостоянство может «убить» бренд, поскольку потребитель может не узнать или не принять его кардинально видоизменённую форму.
Это определение создано на базе подхода к бренду, как к личности, который был разработан в рекламном агентстве JWT и широко применяется в настоящее время на практике.2 Согласно этому подходу бренд является уникальной композицией трёх составляющих:
________________
1Перция В. Что тебе в имени моем. //Yes! Рекламные идеи, 2000, №6. С.20
2Бренд: Сила личности. /Под ред. М.Н.Васильевой. - СПб.: Питер, 2003. С. 76
Суммируя
эти составляющие, мы получаем не что
иное, как личность. Ведь людей, с
которыми мы ежегодно общаемся, можно
описать именно с помощью чувственных,
рациональных и эмоциональных составляющих.
Бренд также должен включать в
себя эти компоненты, поскольку товар
только тогда становится брендом, когда
он умеет вызывать определённые ощущения
у потребителей. Такой подход к
построению бренда позволяет добиться
чёткой обратной связи от покупателей,
попадающих в целевую группу, на
которую направлен бренд. Надо заметить,
что сегодня большинство
Так ли важен бренд для потребителя, как это хотят представить специалисты? До недавнего времени в маркетинге господствовала концепция «уникального торгового предложения» (УТП) (unique sales proposition (USP)), которая ставила во главу угла отличительную рациональную черту именно продукта, а не бренда. Почему же мы можем утверждать, что именно отношение потребителя к бренду определяет его выбор при покупке, а не понимание реальных отличительных свойств товара?
В. Перция для доказательства существования брендов и их эффективности приводит результаты одного эксперимента. Суть опыта проста. Группе испытуемых предлагают попробовать применить товары (моющие средства и картофельные чипсы) первый раз в таком виде, что их невозможно опознать, второй раз – в их «родной» упаковке. Люди должны были в обоих случаях выбрать те продукты, которые лучше: в первом случае – стирают грязные вещи, во втором – на вкус. На рисунке 1 графически изображены результаты такого эксперимента.
Рис. 1 Результаты «слепого» тестирования
двух товаров-конкурентов
Испытуемые в первом и во втором опытах отдали свои предпочтения не качествам товаров, а своим ощущениям по отношению к этим товарам. Так, не зная, что скрывается за безликими пачками, участвующие в испытании отметили моющее средство А как лучшее, но после того, как тот же порошок был представлен в упаковке, их «любовь» снизилась на 14%. Картофельные же чипсы В от упаковки только выиграли – упаковка помогла ещё 15% покупателей обозначить их как самые вкусные.
Благодаря этому опыту, специалисты подтвердили свои предположения, что любой товар имеет свой образ, является некоторой персоналией с точки зрения потребителя. Если этот образ положительный, то товар получает дополнительные преимущества по сравнению с конкурентами (чипсы В), если нет – отрицательно влияет даже на хорошие товары (порошок А). В этом опыте специалисты столкнулись с добавленной стоимостью, которая появляется откуда-то и не связана с физическими качествами продукта. С той ценностью, которая привлекает потребителя, заставляет его приписывать товару не свойственные ему качества, позволяет создавать образ товара, помогающий отличить его от конкурентных.
Таким образом,
бренд – это всё, что помогает
потребителю однозначно идентифицировать
товар, то есть такие вербальные, визуальные
и другие элементы, по которым потребитель
может установить принадлежность данного
продукта к данному названию, даже
не видя названия (коричневая жидкость,
налитая в фирменную бутылку Co
М. Дымшиц
выделяет 6 основных преимуществ, которые
бренд даёт потребителю. Он считает,
что потребители брендов платят
дополнительные деньги не только за реальные
качества, а за «миф брендов», функция
которого – определение источника
товара (производителя), причём именно
на том уровне, на котором это
необходимо владельцу бренда. Однозначное
определение источника
1) «передать ответственность» изготовителю бренда;
2) снизить субъективный риск покупки;
3) уменьшить затраты на поиск товара;
4) «заключить договор» с производителем;
5) получить
подтверждение качества
6) приобрести
символическое значение бренда,
являющегося для большинства
дорогих товаров практически
единственной выгодой для
Главное
отличие бренда от торговой марки
– это то, что бренд определяет
перспективу продвижения
1.3 Методы оценки марочного капитала
Успешное сочетание визуальных (упаковка, визуальная часть рекламных материалов) и вербальных (имена брендов, слоганы, тексты рекламных материалов различного типа, PR-материалы) частей маркетинговой коммуникации является необходимым условием как понимания адресатом сообщения, так и целесообразности финансовых затрат, неминуемых в такой форме взаимодействия. Для маркетинговой коммуникации важным является соответствие вербальных и визуальных частей друг другу и значимость используемых элементов для целевой группы в контексте продвигаемых товаров, услуг или идей.1
Любой бренд является нематериальным активом и кроме выгод, связанных со своим созданием, имеет экономический смысл, присущий всем нематериальным активам, - стоимость. Другими словами, его можно продавать, покупать, «сдавать в аренду» и т. д. И чем сильнее бренд, тем большую выгоду он приносит, тем быстрее окупаются инвестированные в его создание средства (в том числе и за счёт ранних предпосылок низких трансакционных издержек (ТАИ)), тем выше отдача от его использования, его стоимость, наконец, экономическая эффективность процесса брендинга.2
_______________________
1Брендинг в управлении маркетингом. /Под общ. ред. Н.К.Моисеевой. – М.: Омега-Л, 2006. С.51
2Тамбовцев В. Товарный знак как капитальный нематериальный актив. //Вопросы экономики, 1999, № 3. С.87
Но для использования выгод от бренда необходимо адекватно оценить этот актив. Если стоимость нематериальных активов выходит на первый план и является одной из стратегических целей любой компании, целенаправленно создающей бренд как один из основных своих активов, то необходимо рассмотреть способы оценки стоимости бренда или марочного капитала.
Существуют три основных метода оценки стоимости бренда:
Рассмотрим названные методы подробнее. Самый популярный метод носит название Premium profit («дополнительный доход»). Основная идея этого метода состоит в том, что брендированный товар можно продать дороже, чем небрендированный.
∆M = ∆Pбренда × Q
Разница в цене умножается на прогнозируемые объёмы продаж товара ( в натуральном выражении) под брендом за время жизненного цикла товара. Полученная цифра и будет составлять стоимость бренда. С помощью метода Premium profit английский Институт защиты торговых знаков оценивал стоимость бренда Coca-Cola в Великобритании, выяснив в процессе исследования, что в английской рознице банка небрендированного напитка типа «кола» продаётся в среднем на 15 пенсов дешевле. В том редком случае, когда брендированный и небрендированный товары продаются по одной цене, стоимость бренда определяется на основе разницы в объёмах продаж этих товаров в денежном выражении.
Главный недостаток Premium profit – сложность нахождения небрендированного аналога, а также вариации цен в разных регионах, сезонные изменения и т. п.
Следующий метод – The relief from royalty method («освобождение от роялти»). Его можно применять в случае заключения сделки по передаче права пользования маркой другой компании с выплатами роялти. После определения размера роялти, выражаемого в проценте от продаж, оценивается продолжительность активного рыночного существования бренда и прогнозируется годовой объём продаж. Сумма произведений годовых продаж на уровень роялти, приведённая к сегодняшним ценам, и составит стоимость бренда.
∆M = r × ((Rбренда × Q) × t)
Иной вариант применения метода – определение параметров гипотетической сделки на основе маркетинговых исследований и финансового анализа. Использовать этот метод на практике довольно сложно, чтобы наверняка оценить бренд, таким образом, надо иметь реальную сделку, где указана конкретная сумма роялти, а такие сделки редки даже на Западе.
К третьему методу, методу Earnings basis («метод поступлений»), чаще всего прибегают для подтверждения суммы, полученной первыми двумя методами. Прежде всего, определяют, за какую часть дохода компании «ответственны» материальные, а за какую – нематериальные активы. Затем (с учётом данных, полученных первыми двумя методами) оценивается та часть «нематериального дохода», за которую «ответственен» именно бренд. Эту величину в свою очередь умножают на Р/Е-ratio (отношение рыночной цены акции компании к «чистой» прибыли в расчёте на одну акцию), а результат, по мнению аналитиков, должен с высокой точностью соответствовать рыночной цене бренда.