Информационное обеспечение орган внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Как отмечается в работах по кибернетике и управлению, компетентность и обоснованность управления социальными системами находится в прямой зависимости от уровня информационной обеспеченности, управление неразрывно связано с информационными процессами, происходящими как внутри системы, так и в окружающей ее среде функционирования. Таким образом, информационные процессы, составляют основу управления, так как любой управленческий цикл осуществляется в пределах поступающей в систему информации. В связи с этим, рассмотрение вопросов организации информационного обеспечения управления органами внутренних дел и путей его совершенствования имеет как теоретическое, так и чисто практическое значение, а также является необходимой предпосылкой внедрения электронно-вычислительной техники в управленческую, административную, следственную и оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Информационная работа в ОВД
1. Система информации в органах внутренних дел, требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики
2. Информационное обеспечение управления в органах внутренних дел и основные принципы его организации
Глава 2. Аналитическая работа в ОВД
1. Содержание и основные направления аналитической работы в органах внутренних дел
2. Методика осуществления аналитической работы в органах внутренних дел
3. Организационное обеспечение аналитической работы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

диплом 1.docx

— 80.41 Кб (Скачать файл)

Всю совокупность сведений, составляющих систему информации органов  внутренних дел по их роли и участию  в процессах управления системой, можно разбить на следующие виды:

1. Информация, характеризующая  установки концептуальной среды  (задающая информация). Эта информация, во-первых, определяет цели и задачи  органов внутренних дел как  объекта их управления и, во-вторых, задает ограничения в их функционировании, определяет положения об их  деятельности. Сюда относятся законы, указы, решения и постановления  федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Федерации, органов  местного самоуправления, наделенных  соответствующей компетенцией.

2. Информация, характеризующая  географические, политические, социально-экономические  и демографические условия, в  которых протекает деятельность  органов внутренних дел. Это  информация о факторах определяющих  и как само состояние правопорядка (как социального явления), так  и характер деятельности системы  органов внутренних дел.

К этому виду относятся  сведения о:

· географических характеристиках (размерах, рельефе, климатических условиях и пр.) региона обслуживания, его административно-территориальном делении и т.д.;

· политической и экономической  ситуации, складывающейся в регионе;

· состоянии и развитии производительных сил, промышленности, агропромышленного комплекса, строительства, транспорта, связи, здравоохранения, образования, культуры, торговли, быта и пр.

· численности населения, его половозрастной структуре, занятости, уровне образования, размещении, миграционных процессах, наличии лиц, ранее судимых, страдающих аномальными проявлениями (алкоголизм, наркомания, психические  и венерические заболевания, суициды  и пр.).

Источниками данного вида информации являются статистические органы, органы образования, культуры, здравоохранения, предприятия, учреждения и т.п.

3. Информация, характеризующая  состояние объектов внешнего  воздействия системы органов  внутренних дел - правонарушения, причины и условия их совершения, явления, выходящие за рамки  установленного общественного порядка,  лиц, совершивших противоправные  деяния, отбывающих наказание и  прочие сведения:

· о состоянии, уровне, динамике и структуре правонарушений (имеются  в виду преступления и административные правонарушения), их географии времени, месте и обстоятельствах совершения и условиях, способствующих совершению, объектах преступного посягательства и т.д.;

· о лицах, совершивших  правонарушения, их половозрастной структуре, занятости общественно -- полезным трудом, месте работы и жительства, образовательном цензе, прошлых судимостях, нарушении общественного порядка и пр.

Основным источником данного  вида информации являются органы внутренних дел, так как они главным образом  ведут данную регистрацию и учет. Дополнительно, в незначительном объеме эти сведения регистрируются судебными  органами (в основном дела частного обвинения), прокуратурой, административными  комиссиями администраций и товарищескими  судами по месту работы и месту  жительства граждан.

4. Информация, характеризующая  состояние и результаты деятельности  самой системы органов внутренних  дел. Этот вид информации определяет  процесс внутриорганизационного  функционирования системы и эффективность  ее деятельности по выполнению  функций внешнего управления.

Соответственно этому  сведения составляют две группы:

1) Сведения о состоянии  органов внутренних дел (так  называемая статика системы), к  которой относятся данные, характеризующие:

· структурное построение органа внутренних дел;

· его штатную численность (в целом и по службам), укомплектованность, качественный состав кадров (образовательный  и возрастной ценз, стаж работы в  органах внутренних дел вообще и  в данной службе в частности), расстановку  личного состава и т.д.;

· техническую оснащенность органа средствами транспорта, криминалистической и оперативной техники и пр.;

2) Сведения о деятельности  органов внутренних дел (так  называемая динамика функционирования  системы), к которым относятся  данные о следующих видах работы:

· организаторской деятельности органа в целом, ее характере и  направленности;

· раскрытии и расследовании преступлений;

· работе по общей и индивидуальной профилактике;

· розыскной работе;

· работе со спецаппаратом;

· работе с подучетным элементом;

· административно-юрисдикционной деятельности;

· соблюдении законности;

· работе по жалобам и  заявлениям граждан;

· использовании оперативной и криминалистической техники;

· правовой пропаганде и  пр.

Источниками данного вида информации, как видно из перечня, также являются в основном органы внутренних дел, а также органы, осуществляющие всевозможные проверки системы, общественные организации, органы местного самоуправления, граждане и средства массовой информации.

5. Информация, характеризующая  состояние и результаты функционирования  взаимодействующих с органами  внутренних дел в поддержании  правопорядка объектов внешней  среды. Этот вид информации  отражает деятельность правоохранительных  органов, не входящих в систему  органов внутренних дел (суд,  прокуратура, ФСБ и налоговая  полиция, таможенные органы; органы  юстиции), и общественных формирований, которые участвуют в поддержании  правопорядка.

К этому же виду можно  отнести и данные, характеризующие  состояние и результаты деятельности транспортных и специальных органов  внутренних дел, а также подразделений  внутренних войск, которые на обслуживаемой  территории также в той или  иной степени участвуют в поддержании  общественного порядка.

С некоторой степенью условности к этому виду информации можно  отнести и сведения научного и  методического характера, которые  используются системой органов внутренних дел при организации охраны общественного  порядка и борьбе с преступностью.

Источниками данного вида информации, как видно из перечня, являются вышеуказанные органы.

Таковы в общих чертах основные виды информации, используемой в деятельности органов внутренних дел, и основные источники ее поступления. Группировка этой комплексной информации в вышеназванные блоки отражает в значительной степени и ее классификацию, основанием которой является участие  в процессах управления системой органов внутренних дел. Вся совокупность этих видов информации составляет систему  информации.

Рассмотрев систему информации органов внутренних дел, необходимо остановиться на требованиях, предъявляемых  к информации, и некоторых вопросах ее количественной и качественной оценки.

В научной и специальной  литературе довольно полно и всесторонне  рассмотрены общие требования, предъявляемые  к информации, используемой в управлении Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом; Атаманчук Г.В. Государственное управление: проблемы методологии правового исследования. М., 2000. С. 215-216. Поэтому рассмотрим лишь те из них, которые имеют наиболее существенное значение для деятельности органов внутренних дел:

1. Строгое соответствие  информации компетенции субъекта  управления, а также его месту  в организационной структуре  управления, означающее, что вся  поступающая в систему информация, должна отражать специфику ее  деятельности, быть связанной с  содержанием ее функционирования  и обеспечивать выполнение поставленных  перед ней общих задач и  функций, а также соответствующих  разовых задач.

2. Оптимальность (необходимость,  достаточность) - соответствие объема, содержания и качества информации, возможности принятия решения,  обеспечивающего эффективное функционирование  системы. То есть всякая информация  должна отражать состояние объектов  системы и внешней среды с  необходимой степенью полноты  и репрезентативности, соответствующей  задачам управления. Оптимальность  информации выражается в ее  количественных и качественных  характеристиках, и суть ее  состоит в том, чтобы минимальные  объемы и виды информации позволили  устранить неопределенность субъекта  по тому или иному вопросу  или решить конкретную задачу  управления. Однако при определении  оптимальности необходимо учитывать,  что она не является постоянной  величиной, а зависит, во-первых, от характера решаемых системой  задач и, во-вторых, от опыта  и уровня квалификации сотрудников.

3. Необходимая достаточная  достоверность и точность информации  означает, что информация должна  объективно отражать состояние  системы и внешней среды с  требуемой в данном случае  степенью точности. Однако при  соблюдении этих принципов необходимо  учитывать, что, как правило,  повышение степени полноты, достоверности  и точности информации увеличивает  время на ее получение (снижается  оперативность), а зачастую увеличивается  и ее стоимостная оценка (увеличивается  количество сотрудников занятых  ее сбором и пр.).

4. Своевременность (или  требуемая периодичность) состоит  в том, что как задержка с  поступлением информации в систему,  так и преждевременный ее сбор  приводят к снижению или потере  ее актуальности и, как следствие,  к значительному понижению эффективности  принимаемых решений. Следовательно,  задача субъекта управления состоит  в том, чтобы исходя из характера решаемых задач и выполняемых функций наиболее правильно установить требуемую периодичность и сроки поступления отдельных видов информации, учитывая при этом необходимую степень полноты и точности содержащихся в них сведений.

5. Комплексность, систематизированность и прогностический характер информации означает, что сведения должны в минимальном объеме выражать всю совокупность явлений, их взаимообусловленность и взаимосвязь с другими явлениями, относящимися к рассматриваемому вопросу, быть систематизированными и обобщенными по определенным критериям, соответствующему характеру решаемых задач и отражать не только текущее состояние системы и объектов внешней среды, но и перспективы их изменения (эволюции) в будущем.

6. Коммуникативность информации - требование к информации, связанное с ее восприятием и усвояемостью как системой управления, так и объектами внешней среды. Это означает лаконичность и логичность построения сообщения, его непротиворечивость, однозначное и последовательное изложение, исключающее возможность разночтения. Еще в древности считали, что о том или ином явлении можно достаточно полно судить, если известны ответы на следующие вопросы: кто и что сделал, где, когда и какими средствами, зачем и кто сообщает об этом.

Это требование может выполняться  унификацией, формализацией и стандартизацией  наиболее распространенных в деятельности органов внутренних дел документов (различных протоколов, актов и  пр.).

Рассматривая требования, предъявляемые к информации, необходимо кратко остановиться и на вопросах ее количественных и качественны характеристик.

Согласно математической теории информации, разработанной Клодом Шенноном, считается, что чем неочевиднее сообщение, чем менее оно вероятно, тем больше оно несет информации. Однако такая оценка сообщения ввиду ряда объективных причин не всегда приемлема для социальной информации, более нуждающейся в качественных характеристиках. Основной из них является ценность информации, критерий которой - сообщение, наиболее приближающее систему к решению поставленных перед ней задач.

Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что количественные и качественные оценки информации связаны  с ее полнотой и ценностью. Степень  полноты информации определяется, как  правило, соотношением той информации, которую субъект управления считает  необходимой для выполнения поставленных перед ним задач, и той, которой  он располагает на данный момент. Однако в данном случае субъекту всегда необходимо помнить о таком требовании, предъявляемом  к информации, как ее оптимальность, а также необходимая и достаточная  достоверность и точность -- то есть четко представлять определенный ее предел. Ценность информации определяется, во-первых, степенью того, насколько устраняется неопределенность субъекта по решаемому вопросу, а, во-вторых - важностью сообщения для решения поставленных задач и его достоверностью.

Таким образом, рассмотрев роль и значение информации, систему информации органов внутренних дел, основные требования, предъявляемые к ней, а также  количественные и качественные характеристики представляется возможным перейти  к рассмотрению вопроса об организации  информационного обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел.

2. Информационное обеспечение  управления в органах внутренних  дел и основные принципы его  организации

В Наставлении по организации  работы городских, районных органов  внутренних дел и линейных органов  внутренних дел на транспорте, объявленном  приказом МВД России от 20 сентября 1994 г. №260, отмечается, что сбор и накопление информации в ГРОВД является первоочередным элементом организаторской работы, направленной на создание условий, необходимых  для выполнения возложенных действующим  законодательством и нормативными актами МВД России оперативно-служебных  задач.

Информационно-аналитическая  деятельность штаба предназначена  для обеспечения выработки своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений начальника ОВД в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также при реализации других функций ОВД.

Информационно-аналитическая  работа Информационно-аналитическая  работа в ОВД регламентируется ведомственными нормативными актами - приказ МВД ССР  от 13 мая 1987 г. №100 «Об организации  информационно-аналитической работы в органах внутренних дел». Приказ МВД России от 11 ноября 1990 г. №415 «Об  утверждении примерной инструкции» (Примерная Инструкция о порядке  приема, регистрации, учета и разрешения в органах и учреждениях внутренних дел заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и  происшествиях). Приказ МВД России от 12 мая 1993 г. №229 «О мерах по реализации Концепции развития информационного обеспечения органов внутренних дел». Приказ МВД России от 14 декабря 1994 г. №319 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления информации на договорной основе». Приказ МВД России от 11 января 1995 г. №14 «О введение в действие автоматизированной информационно-справочной системы «Контроль - Федеральная программа»». включает в себя:

Информация о работе Информационное обеспечение орган внутренних дел