Информационное обеспечение орган внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Как отмечается в работах по кибернетике и управлению, компетентность и обоснованность управления социальными системами находится в прямой зависимости от уровня информационной обеспеченности, управление неразрывно связано с информационными процессами, происходящими как внутри системы, так и в окружающей ее среде функционирования. Таким образом, информационные процессы, составляют основу управления, так как любой управленческий цикл осуществляется в пределах поступающей в систему информации. В связи с этим, рассмотрение вопросов организации информационного обеспечения управления органами внутренних дел и путей его совершенствования имеет как теоретическое, так и чисто практическое значение, а также является необходимой предпосылкой внедрения электронно-вычислительной техники в управленческую, административную, следственную и оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Информационная работа в ОВД
1. Система информации в органах внутренних дел, требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики
2. Информационное обеспечение управления в органах внутренних дел и основные принципы его организации
Глава 2. Аналитическая работа в ОВД
1. Содержание и основные направления аналитической работы в органах внутренних дел
2. Методика осуществления аналитической работы в органах внутренних дел
3. Организационное обеспечение аналитической работы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

диплом 1.docx

— 80.41 Кб (Скачать файл)

Немаловажное значение при  комплексном анализе оперативной  обстановки имеет также исследование и оценка деятельности органа по борьбе с правонарушениями, наказуемыми  в административном порядке, обеспечению  общественной безопасности, борьбе с  экономическими преступлениями и пр. Критерии, по которым проводится оценка этих направлений деятельности, достаточно подробно изложены в соответствующих  специальных курсах и поэтому  здесь не рассматривается.

Такова общая методика комплексного анализа оперативной  обстановки.

Перейдем теперь к рассмотрению несколько специфичной методике частного анализа отдельных проблем  состояния правопорядка и деятельности органа внутренних дел.

Как было сказано выше частный  анализ отдельных проблем состояния  правопорядка и деятельности органа внутренних дел является дополнением  или как бы дальнейшим развитием  комплексного анализа. Поэтому процесс  осуществления этого анализа  несколько специфичен и состоит  из следующих основных этапов:

1) поиск проблемы -- то  есть ее обнаружение, которое  осуществляется либо на основе  комплексного анализа, когда его  материалов недостаточно для  объяснения причин тех или  иных отклонений в состоянии  правопорядка, либо на основе  анализа выступлений средств  массовой информации или заявления  граждан, либо формулируется органами  власти и управления или вышестоящими  органами внутренних дел как  задача или проблема. Это могут быть такие проблемы, как рост квартирных краж или автомототранспорта, рост преступлений, совершенных по бытовым мотивам или на почве пьянства, рост преступности в сельской местности, ухудшение раскрываемости какого-то определенного вида преступления и пр.;

2) выдвижение рабочих  гипотез (предположений), то есть  построение вероятностного вывода  о причинных связях анализируемого  явления с какими-либо определенными  факторами или явлениями. Так, например, гипотезами в отношении повышения уровня преступности в сельской местности могут быть факторы, относящиеся к условиям жизни и досуга на селе, появление транспортных магистралей, связывающих село с городом, падение жизненного уровня и пр.;

3) разработка программы  исследования (определение основных  вопросов исследования);

4) выбор объектов исследования -- проводится таким образом, чтобы полученные в результате исследования материалы были репрезентативны и полностью отвечали на поставленные вопросы;

5) выбор методики исследования  связан с определением методов  социологических и криминологических  исследований, с помощью которых  наиболее эффективно можно провести  запланированное изучение проблемы (наблюдение, опрос, изучение документов, методы математической статистики  и пр.). На этом же этапе определяются  и источники получения информации, порядок ее сбора, систематизации, заранее разрабатываются формы  статистических таблиц, анкеты и  пр. Весьма эффективным в таком исследовании является метод сравнительного анализа, который используется для выявления всевозможных причинных связей;

6) подготовка материалов  до выхода на объект - заключается  в подборе и изучении необходимых  данных (научной и специальной  литературы, статистических и справочных  материалов и пр.);

7) пилотаж, апробирование  методики -- проводится с целью проверки возможности получения необходимой информации, правильности составления анкет и таблиц. Осуществляется, как правило, на ограниченном объекте, наиболее квалифицированным работником;

8) организация исследований  на объекте;

9) обработка собранного  материала и составление итогового  документа проводится по окончанию  сбора и обработки исходного  эмпирического материала, а также  оценке, насколько они отвечают  целям и задачам исследования. Итоговый документ начинается, как  правило, с небольшой преамбулы,  в которой излагаются актуальность  исследуемой проблемы, цель, программы  и методика исследования. Затем  излагаются результаты исследования (тезис, аргумент, выводы и предложения). В конце документа все выводы  и практические рекомендации  повторяются в укрепленном виде.

3. Организационное обеспечение  аналитической работы

Аналитическая работа пронизывает  все службы и подразделения органов  внутренних дел. Ни один вид деятельности, как правило, немыслим себе без того или иного вида анализа, без осмысления и без поиска наиболее эффективных  мер борьбы с правонарушениями. Практически  аналитической работой занимается в том или ином объеме каждый сотрудник  органов внутренних дел.

В настоящее время специальное  выделение этой функции осуществляется в виде создания информационно-аналитических  подразделений на всех уровнях системы  МВД России. На уровне исполнителей-работников уголовного розыска и следствия  анализируются обстоятельства, способствующие совершению правонарушений, исследуется  влияние микросреды на формирование правонарушителей и осуществляется поиск наиболее эффективных форм и методов работы.

На уровне служб и подразделений  органа внутренних дел осуществляется уже комплексный анализ состояния  правопорядка по линии соответствующей  службы, выявляются наиболее актуальные проблемы и проводится их детальное исследование. Специальные аналитические подразделения горрайорганов осуществляют уже периодический комплексный и текущий анализ оперативной обстановки по всем линиям служб. Основная работа по аналитике ложится на штабные подразделения. В соответствии с приказом Об утверждении Временного наставления по службе штабов органов внутренних дел. Приказ МВД РФ № 86 от 12.02.1997 г., информационно-аналитическая деятельность штаба предназначена для обеспечения выработки своевременных, обоснованных и рациональных управленческих решений начальника ОВД в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью, а также при реализации других функций ОВД.

Штаб осуществляет следующие  основные виды комплексного анализа:

- текущий анализ (за сутки,  неделю, месяц), который должен обеспечивать  потребности оперативного управления, повседневной организации работы  личного состава ОВД. На его  основе принимаются меры реагирования  на конкретные правонарушения  и преступления, вносятся необходимые  коррективы в расстановку сил  и средств, осуществляются другие  управленческие мероприятия;

- анализ с нарастающим  итогом за отчетный период (квартал,  полугодие, девять месяцев, год), при котором выявляются возникающие  в оперативной обстановке отклонения  от сложившихся тенденций в  состоянии правопорядка, динамике  и структуре преступности, исследуются  причины произошедших изменений  во взаимосвязи с эффективностью  работы ОВД. Он является основой  для внесения необходимых коррективов  в оперативно-служебную деятельность  на предстоящий период. На его базе готовятся аналитические документы о состоянии правопорядка и результатах борьбы с преступностью, информации в инстанции, разрабатываются планы мероприятий;

- анализ на длительный  период (более года), основное назначение  которого выявить тенденции, характерные  для состояния преступности на  обслуживаемой территории и эффективности  деятельности ОВД, с целью использования  полученных выводов при разработке  комплексных и целевых программ  борьбы с преступностью.

- внеочередной анализ, представляющий  собой разновидность анализа  за отчетный период, осуществляемый  по итогам нескольких месяцев  при резком осложнении оперативной  обстановки, либо в случае возникновения  необходимости проведения заседания  коллегии, совещания и других  организационных мероприятий;

- проблемный анализ, предназначенный  для изучения отдельных проблем  и вопросов организации борьбы  с преступностью, обеспечения  правопорядка, в качестве которых  могут быть причины низкой  раскрываемости тех или иных  преступлений, роста уличной, рецидивной  либо подростковой преступности, существенного снижения темпов  прироста или сокращения числа  зарегистрированных преступных  посягательств конкретного вида, распространенности преступлений, связанных с наркотиками, совершенных  с применением огнестрельного  оружия и т.п.;

- сравнительный анализ, проводимый  в целях выявления причин существенных  различий в конечных результатах  оперативно-служебной деятельности  двух или более ОВД, работающих  в схожих условиях.

При анализе и оценке штабом оперативно-служебной деятельности, эффективности использования сил  и средств ОВД:

- исследуются установленные  ведомственными нормативно-правовыми  актами Приказ МВД ССР от 13 мая 1987 г. №100 «Об организации  информационно-аналитической работы  в органах внутренних дел». Приказ  МВД России от 14 ноября 1995 г. №433 «О мерах по повышению эффективности  управленческой деятельности в  органах внутренних дел». отдельные показатели оперативно-служебной деятельности и на этой основе определяется ее фактическое состояние;

- оценивается эффективность  оперативно-служебной деятельности  и определяется степень влияния  работы ОВД на состоянии преступности  и правопорядка;

- выявляются неиспользованные  резервы и возможности повышения  эффективности оперативно-служебной  деятельности для принятия последующих  управленческих решений;

- изучаются количественные  и качественные характеристики  кадрового состава (некомплект, сменяемость,  уровень профессиональной подготовки  и другие); нагрузка на сотрудников  подразделений ОВД; состояние  дисциплины и законности, другие  показатели.

По результатам комплексного анализа и оценки оперативной  обстановки готовятся справки, докладные  записки, обзоры, иные документы информационно-аналитического характера. В них должны отражаться:

- краткая характеристика  общего состояния объекта изучения (преступности в целом, преступлений  экономической направленности, рецидивной  или подростковой преступности, административных правонарушений, наркомании и т.д.);

- основные изменения в  объекте изучения, во внешней  среде и причины этих изменений;

- наиболее актуальные  задачи, которые решались в течении исследуемого периода ОВД;

- результаты работы ОВД  в целом или на конкретном  направлении оперативно-служебной  деятельности;

- особо заметные достижения  и способствовавшие этому факторы  (совершенствование организации  работы, качественное укрепление  кадров, привлечение дополнительных  сил и средств, использование  положительного опыта, эффективная  дисциплинарная практика и т.п.), лучшие по результатам работы  подразделения ОВД;

- наиболее существенные  недостатки в оперативно-служебной  деятельности, в том числе в  организации работы, худшие по  показателям работы подразделения  ОВД, причины допущенных просчетов  и виновные в этом должностные  лица;

- имеющиеся проблемы и  пути их решения (конкретные  предложения и проекты управленческих  решений по их реабилитации).

Штаб организует через  соответствующие научно-исследовательские  и образовательные учреждения профессионального  образования МВД России, другие аналогичные  учреждения РФ проведение социологических  и криминологических исследований, изучение общественного мнения населения  о состоянии правопорядка и деятельности ОВД, подготовку прогнозов развития криминогенной обстановки (криминологических прогнозов) на обслуживаемой территории. В этих целях:

- определяет совместно  с другими заинтересованными  подразделениями ОВД тематику  исследований, готовит в установленном  порядке заявки на их проведение  Приказ МВД России от 23 июня 1995 г. №237 «Об объявлении решения  коллегии МВД России от 23 мая  1995 г. №4км/1». Приказ МВД России  от 23 июня 1995 г. №238 « О повышении  эффективности научно-исследовательской  деятельности в системе МВД  России». Приказ МВД России от 23 июня 1995 г. №239 «О совершенствовании правового регулирования научно-исследовательской деятельности в системе МВД России».;

- вносит руководству ОВД  обоснованные предложения о необходимости  привлечения для проведения исследований  сторонних организации с приложением  экономических расчетов;

- непосредственно участвует  в качестве соисполнителя совместно  с другими подразделениями ОВД в проведении исследований, а также прогнозировании тенденций и процессов в оперативной обстановке;

- готовит совместно с  НИ и образовательными учреждениями  годовой прогноз развития криминогенной ситуации;

- поддерживает деловое  сотрудничество с учреждениями  и организациями, проводящими  по заявкам (заказам) штаба  исследования, осуществляет в соответствии  с установленным порядком прием  результатов работы;

- изучает на территории  обслуживания раз в год по  единой методике, утвержденной соответствующим  нормативным правовым актом МВД  России Приказ МВД России от 22 августа 1992 г. №295 «Об организации  изучения общественного мнения  о деятельности органов внутренних  дел»., отношение населения, государственных  структур, органов местного самоуправления  и общественных объединений к  состоянию правопорядка и деятельности  ОВД. Результаты изучения общественного мнения докладываются начальнику ОВД. Они используются при подготовке управленческих и иных документов, обеспечивающих повышение эффективности правоохранительной деятельности ОВД.

Штаб на основе результатов  исследований, прогноза, а также  комплексного анализа самостоятельно (при необходимости совместно  с другими подразделениями) готовит:

Информация о работе Информационное обеспечение орган внутренних дел