Информационное обеспечение орган внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Как отмечается в работах по кибернетике и управлению, компетентность и обоснованность управления социальными системами находится в прямой зависимости от уровня информационной обеспеченности, управление неразрывно связано с информационными процессами, происходящими как внутри системы, так и в окружающей ее среде функционирования. Таким образом, информационные процессы, составляют основу управления, так как любой управленческий цикл осуществляется в пределах поступающей в систему информации. В связи с этим, рассмотрение вопросов организации информационного обеспечения управления органами внутренних дел и путей его совершенствования имеет как теоретическое, так и чисто практическое значение, а также является необходимой предпосылкой внедрения электронно-вычислительной техники в управленческую, административную, следственную и оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Информационная работа в ОВД
1. Система информации в органах внутренних дел, требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики
2. Информационное обеспечение управления в органах внутренних дел и основные принципы его организации
Глава 2. Аналитическая работа в ОВД
1. Содержание и основные направления аналитической работы в органах внутренних дел
2. Методика осуществления аналитической работы в органах внутренних дел
3. Организационное обеспечение аналитической работы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

диплом 1.docx

— 80.41 Кб (Скачать файл)

Соответствующая задачам  управления информационная обеспеченность системы сведениями о состоянии  объектов управления и внешней среды  достигается рядом организационных  мер, которые базируются на таких  принципах как: интенсификация информационных процессов; единство (общность) информационного  обеспечения; функциональный; оптимальности  и интеграции информационного обеспечения, а также ряд других технических  и организационных мероприятий, обеспечивающих оперативность и  достоверность передаваемых сведений, улучшающих их качество и содержание.

Рассмотрим эти принципы более подробно:

- Интенсификация информационных  процессов, входя составной частью  в процесс интенсификации системы  управления в целом, является  наиболее общим принципом организации  информационного обеспечения. Использование  его предполагает максимально  возможное устранение или нейтрализацию  существующих в системе органов  внутренних дел информационных  барьеров, а также устранение  других всевозможных помех и  шумов.

- Принцип единства (общности) информационного обеспечения предполагает  методическое единство организации  и информационную совместимость  массивов информации органов  внутренних дел на всех уровнях  управления, а также возможность  их взаимосвязи с информационными  массивами других правоохранительных  органов, а также государственных  и общественных организаций путем  применения унифицированных форм  обмена информацией. Использование  этого принципа позволяет органам  внутренних дел более полно  и всесторонне использовать в  организации борьбы с правонарушениями  весь комплекс оперативной, учетной  и отчетной информации, имеющейся  как в системе органов внутренних  дел, так и концентрирующейся  в других правоохранительных  органах, а также органах здравоохранения,  образования и пр. Особое значение  этот принцип приобретает в  связи с созданием общегосударственных  системы сбора и обработки  данных и таких их отдельных  подсистем, вкладчиками и заемщиками информации которых будут государственные органы, учреждения и организации.

- Функциональный принцип  организации информационного обеспечения  предполагает строгое соответствие  поступающей к субъекту информации  выполняемым им задачам и функциям  и соответствующим этому управляющим  параметрам. Определяющим, в данном  случае, является компетентность  субъекта, то есть каждый документ  должен доставляться тому, кто  наделен правом принимать по нему решение, либо тому, кто, согласно возложенным на него задачам и функциям, должен знать о содержащейся в нем информации или принятом решении.

- Принцип оптимальности  информационного обеспечения* является  одним из наиболее существенных  принципов. Он вытекает из принципа  оптимальности управления в целом.  Многими исследователями отмечается, что в настоящее время управляющие  органы наряду с испытываемым  ими информационным голодом (отсутствием  необходимой для управления информации) страдают от обилия ненужной  информации, создающей в своей  массе так называемый информационный взрыв, который точнее можно назвать взрывом избыточной информации.

Оптимальность информационного  обеспечения управления органами внутренних дел достигается решением двух основных задач: определением оптимально необходимой  системе управления информации и  определением оптимальных режимов  функционирования информационных систем.

Эти укрупненные задачи оптимизации  информационных процессов разбиваются  на ряд более мелких, конкретизирующих и детализирующих подзадач, к которым  можно отнести:

· обеспечение однократности  сбора информации с учетом многократного  и полифункционального ее использования  заинтересованными службами и подразделениями  органов внутренних дел (создание единых информационных центров сбора всей оперативно-розыскной и управленческой информации);

· устранение параллельных информационных потоков и создание банков данных коллективного пользования;

· более широкое использование  накопительных форм хранения информации и замена ими разовых форм документов;

· установление сопоставимых форм накопления информации и содержащихся в них показателей по всем службам  и подразделениям органов внутренних дел;

· разработка и внедрение  обобщенных показателей деятельности служб и подразделений органов  внутренних дел;

· внедрение машинных носителей  информации и применение электронно-вычислительных средств для сбора, обработки и хранения информации;

· строгое соблюдение общегосударственных  и ведомственных требований по работе с документами, а также соблюдение юридических требований к документам, информационной культуре их оформления, соблюдение необходимых реквизитов и требований технической эстетики.

Пути совершенствования  информационного обеспечения управления органами внутренних дел.

Как показывают материалы  общетеоретических и прикладных исследований, основным условием оптимальности  информационного обеспечения является организация его в строгом  соответствии с характером выполнения органами внутренних дел функций-задач  с нормативно закрепленной их компетенцией и применяемыми при этом конкретными  методами управления. Несоблюдение этих принципов ведет к сбору ненужной информации и отсутствию действительно  полезной информации, а также к  хаотичному ее движению.

Поэтому первым и основным условием оптимизации информационного  обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел является построение информационного фонда  органа и порядка движения информации в строгом соответствии с характером и объемом задач, возложенных  на каждое конкретное подразделение  или службу, в соответствии с их местом в иерархической структуре  управления, структурой органа и соответствующими критериями оценок их деятельности.

Для выполнения этой задачи, то есть для упорядочения информационных правоотношений, требуется упорядочение управленческих правоотношений, которое  должно найти свое отражение в  более углубленной разработке и  детализации типовых и примерных  положений об органах внутренних дел и их ведущих служб. Эти  нормативные документы должны содержать  четкое разграничение задач и  функций служб по различным уровням  управления, порядок их взаимодействия, а также их взаимодействие с объектами  внешней среды. Кроме этого, в  указанных нормативных актах  должны содержаться четкие, обоснованные и однозначные критерии оценки деятельности по каждой службе органа всех уровней  управления.

Существенным резервом уменьшения потоков информации является также  разработка в данных положениях системы  построения отчетной информации с использованием принципа увеличения коэффициента сжатия информации. Выражается это соотношением количества показателей о деятельности служб, концентрируемого на уровне ГРОВД и поступающего, например, в МВД, ГУВД, УВД. В настоящее время это соотношение близко к единице, что ведет к перегрузке субъектов управления излишне детализированными и неукрупненными сведениями.

Целесообразно в положениях оговаривать также четко и  состав информационных фондов по каждой службе органа и по каждому уровню управления.

Наиболее детально вопросы  информационного обеспечения должны быть определены в непосредственных функциональных обязанностях сотрудников  по каждой из выполняемых ими задач.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ОВД

1. Содержание и основные  направления аналитической работы  в органах внутренних дел

Термин «аналитическая работа», употребляемый в органах внутренних дел, означает исследовательскую, познавательную деятельность по выявлению причинных  связей, тенденций и закономерностей, необходимую для обоснования  принимаемых решений и оценки эффективности функционирования системы  Веселый В.В. Методика и процедура  аналитической работы в МВД, УВД. М., 1996..

Аналитическая работа является непременной составной частью процессов  управления всех социальных систем. Любая  организационная или тактическая  проблема в управленческой деятельности органов внутренних дел решается на основе предварительного изучения оперативной обстановки. Так, в частности, с ее помощью обеспечивается осведомленность субъекта управления о состоянии правопорядка, как объекта воздействия, внешней среды и самой системы органов внутренних дел, а также определяется стратегия и тактика деятельности органов внутренних дел и обеспечивается упреждающий характер управленческих воздействий, исходя из объективных и субъективных условий, в которых протекает функционирование системы.

На основании всего  вышеизложенного аналитическую  работу в органах внутренних дел  можно определить как исследовательскую  познавательную деятельность по выявлению  причинных связей, тенденций и  закономерностей, охватывающую своим  содержанием изучение и оценку информации о состоянии правопорядка и результатах  практической деятельности органов  внутренних дел, а также об условиях внешней среды, в которой эта  деятельность протекает. Целью ее является обеспечение управления системой органов внутренних дел и оценка эффективности ее управленческих воздействий.

Из данного определения  видно, что аналитическая работа тесно связана с получением и  изучением широкого комплекса разносторонней информации. Целью ее является выработка  и обоснование разного рода управленческих решений, а также уяснение общих  тенденций и явлений практики. Являясь базой текущего и перспективного планирования, анализ дает возможность  наиболее целесообразно использовать имеющиеся в распоряжении силы и  средства, принимать обоснованные и  наиболее эффективные конкретные меры по воздействию на причины и условия, способствующие совершению правонарушений, по улучшению оперативно-служебной  деятельности, ее объективной и всесторонней оценке.

Таким образом, информационно-аналитическая  работа в органах внутренних дел  преследует чисто практические цели. На уровне горрайорганов она прямо  способствует решению выполняемых  ими задач по борьбе с преступностью  и охране общественного порядка. На этом уровне практическая направленность аналитической работы дополняется  максимальной конкретностью исследуемых  проблем и микроанализом, доходящим  до масштабов отдельных населенных пунктов микрорайонов, предприятий  и учреждений.

Основные  направления аналитической работы.

Осуществляемая органами внутренних дел аналитическая работа весьма многогранна и разнообразна. В ней выделяют несколько самостоятельных  направлений, для каждого из которых  характерна своя цель и соответствующие  виды и объемы исходной информации, подлежащей сбору, изучению и оценке. К этим направлениям относятся См.: «Научная организация управления органами внутренних дел», с. 174. Классификация этих направлений другими авторами почти аналогична. В горрайорганах на сегодняшний день обязательным является проведение текущего и комплексного анализов оперативной обстановки (См.: «Наставление по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте», объявленное приказом МВД РФ от 20 сентября 1994 г. №260).:

А. Изучение тенденций правонарушений, деятельность органов внутренних дел  и обуславливающих их факторов за длительный период (5--15 лет). Целью данного  вида анализа является получение  прогностических выводов о возможных  изменениях этих тенденций и выработка  на этой основе перспективных мероприятий  по их возможной нейтрализации, укреплению правопорядка и совершенствованию  деятельности системы органов внутренних дел.

Необходимость такого вида анализа предопределяется тем, что  органы внутренних дел, как и всякая социальная система, должны иметь свою стратегию, разработка которой невозможна без предварительного уяснения закономерностей  и тенденции развития правонарушений, детерминирующих их криминогенных  и антикриминогенных факторов внешней среды, а также состояния и деятельности самой системы органов внутренних дел.

Б. Комплексный анализ оперативной  обстановки (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Целью данного вида анализа является выявление изменений  в состоянии правопорядка и установление факторов внешней среды, а также  состояния и деятельности органов  внутренних дел, которые детерминировали  эти изменения.

В процессе комплексного анализа  оперативной обстановки изучению и  исследованию подвергаются географические, политические, социально-экономические  и демографические характеристики обслуживаемой территории; время, место  и характерные обстоятельства наиболее часто совершаемых правонарушений; выявленные причины правонарушений, условия, способствующие их совершению и меры по их устранению; характеристики лиц, совершающих противоправные деяния или состоящих на профилактических, оперативных и иных видах учетов; материалы изучения писем, жалоб, заявлений граждан и публикаций средств массовой информации о состоянии общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, а также состояние и результаты деятельности самого органа внутренних дел, соседних органов и транспортной милиции.

Выводы этого вида анализа  содержат оценку состояния правопорядка и характеристику изменений, прошедших  в нем за анализируемый период; определение наиболее актуальных и  специфических для данного региона  проблем борьбы с преступностью  и охраны общественного порядка, личной и общественной безопасности, а также определение территорий и объектов, где оперативная обстановка осложнилась и причины такого осложнения; оценку результатов работы органа по выполнению возложенных на него задач и характеристику основных недостатков в его деятельности, а также прогнозные оценки по возможному изменению оперативной обстановки и возникновению чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, результаты комплексного анализа оперативной обстановки составляют базу текущего планирования работы органа внутренних дел (составления  полугодовых и квартальных планов работы горрайлинорганов и отделений милиции), на основе их вносятся изменения в расстановку сил и средств, разрабатываются комплексные мероприятия и принимаются решения по усилению борьбы с наиболее распространенными и опасными правонарушениями, а также информируются о состоянии правопорядка и оперативно-служебной деятельности органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и население, а также вышестоящие органы внутренних дел.

Информация о работе Информационное обеспечение орган внутренних дел