Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа
Как отмечается в работах по кибернетике и управлению, компетентность и обоснованность управления социальными системами находится в прямой зависимости от уровня информационной обеспеченности, управление неразрывно связано с информационными процессами, происходящими как внутри системы, так и в окружающей ее среде функционирования. Таким образом, информационные процессы, составляют основу управления, так как любой управленческий цикл осуществляется в пределах поступающей в систему информации. В связи с этим, рассмотрение вопросов организации информационного обеспечения управления органами внутренних дел и путей его совершенствования имеет как теоретическое, так и чисто практическое значение, а также является необходимой предпосылкой внедрения электронно-вычислительной техники в управленческую, административную, следственную и оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел.
Введение
Глава 1. Информационная работа в ОВД
1. Система информации в органах внутренних дел, требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики
2. Информационное обеспечение управления в органах внутренних дел и основные принципы его организации
Глава 2. Аналитическая работа в ОВД
1. Содержание и основные направления аналитической работы в органах внутренних дел
2. Методика осуществления аналитической работы в органах внутренних дел
3. Организационное обеспечение аналитической работы
Заключение
Библиографический список
В. Текущий (непрерывный) анализ оперативной обстановки осуществляется на основе оценки суточной, декадной и месячной информации. Целью данного вида анализа является обеспечение непрерывного оперативного руководства органом, позволяющее вносить коррективы и дополнения в соответствующие планы работы, изменять дислокацию сил и средств, а также более целенаправленнее проводить определенные мероприятия. Таким образом, текущий анализ предназначен для исследования стихийных, стахостических проявлений преступности и иных правонарушений и принятия неотложных мер по локализации нежелательного развития событий и отличается от комплексного анализа, главным образом, ограниченностью объемов исходной информации и глубиной исследования.
Г. Частный анализ отдельных
проблем состояния правопорядка
и деятельности органов внутренних
дел осуществляется в органах
внутренних дел в тех случаях,
когда добытой комплексным или
текущим анализом информации недостаточно
для объяснения выявившейся тенденции,
либо отклонения от устоявшихся тенденций,
или не встречавшейся ранее конкретной
ситуации. Проблема может заключаться
в установлении особенностей состояния
правопорядка, неопределенности влияния
на него объективных факторов, несоответствия
организации органа условиям внешней
среды, неэффективности его
Результаты частного анализа (в зависимости от их масштаба и возможности реализации) используются чаще всего в частных и в оперативных решениях, при проведении разного рода комплексных, типовых и разовых операций.
Таковы в общих чертах смысл и сущность основных направлений аналитической работы. В своей совокупности они обеспечивают всестороннее рассмотрение сути исследуемых явлений и их природы, объяснение происходящих изменений этих явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности.
Требования, предъявляемые к аналитической работе.
К аналитической работе, как и всякой управленческой деятельности, предъявляется ряд требований, игнорирование которых может привести к необоснованным и даже возможно порочным выводам. К числу таких требований необходимо отнести: достоверность и необходимая полнота используемой при анализе информации; ее всесторонность, заключающаяся во всестороннем изучении анализируемого явления и рассмотрении всех его взаимосвязанных элементов, определяющих совокупные качества и тенденции; изучение исходной информации за достаточно продолжительный период, позволяющий сделать обоснованные выводы, репрезентативность наблюдения - то есть необходимая полнота исходной информации, позволяющая делать обоснованные выводы; сопоставимость исходной информации, а также комплексное использование различных методов анализа, что способствует полноте и объективности выводов.
Таковы в общих чертах основные направления аналитической работы и требования, предъявляемые к ней. Теперь подойдем непосредственно к рассмотрению методики ее осуществления, взяв за основу в качестве примера комплексный анализ оперативной обстановки, как наиболее распространенный и сложный.
2. Методика осуществления
аналитической работы в
Понятие оперативной обстановки, как объекта анализа, и ее компоненты.
Понятие «оперативная обстановка» широко используется в нормативных и методических документах органов внутренних дел и специальной литературе. Как правило, под этим понятием понимается совокупность значимых для организаций деятельности органов внутренних дел факторов и условий, в которых они реализуют свои правоохранительные и правоприменительные функции Иванов Н.Н. Система изучения оперативной обстановки на территории республики, края, области. М, 1991. С. 6; Ипакян А.П. Организация и методика слежения за оперативной обстановкой, ее изучение и оценка. М., 1989. С. 4..
Эти факторы и условия,
составляющие оперативную обстановку,
можно представить как два
взаимодействующих и
· внешние условия, определяющие деятельность органов внутренних дел;
· внутренние условия, отражающие состояние и деятельность самой системы органов внутренних дел.
К внешним условиям относятся компоненты, характеризующие правопорядок, как объект воздействия (внешнего управления) системы органов внутренних дел Здесь и далее под объектом внешнего воздействия системы органов внутренних дел понимаются правонарушения, причины и условия их определяющие, явления, выходящие за рамки установленного общественного порядка, отдельные лица, совершившие противоправные деяния, отбывающие наказание и т.п.; географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживаемой территории; установки концептуальной среды, определяющие как общие социально-политические задачи, так и основные направления и характер деятельности не только органов внутренних дел, но и иных государственных и общественных организаций по поддержанию правопорядка, а также состояние и деятельность государственных органов и общественных
организаций, взаимодействующих с органами внутренних дел в поддержании правопорядка.
К внутренним условиям относятся компоненты, отражающие состояние системы органов внутренних дел, то есть их структуру, штатную численность и укомплектованность личным составом, расстановку сил и средств, техническую оснащенность и пр., а также деятельность системы по поддержанию правопорядка (раскрываемость преступлений, розыск преступников, выявление правонарушений, их профилактика, административная практика, качество расследования и пр.).
Рассмотрим теперь саму методику
осуществления аналитической
Независимо от разновидностей
анализа, в процессе осуществления
аналитической работы исследованию
подвергаются в совокупности и взаимосвязи
все сведения, характеризующие
В соответствии с этими требованиями всю совокупность исходной информации следует изучать в той последовательности, в которой ранжированы ее блоки:
· вначале изучается объект внешнего воздействия (процессы, характеризующие состояние правопорядка);
· затем изучаются причинные связи этих процессов с объективными для органа внутренних дел элементами внешней среды;
· и, наконец, исследованию подвергается организация самого субъекта управления, его деятельность и эффективность его управленческих воздействий на состояние правопорядка (т.е. причинные связи состояния правопорядка и субъективных для органов внутренних дел факторов).
В процессе изучения информации о состоянии правопорядка выявляются внутренние закономерности и тенденции развития правонарушений, изучаются отклонения от этих закономерностей
и тенденций; исследуется характеристика отдельных видов и групп правонарушении.
Изучение информации об оказывающих влияние на состояние правопорядка факторах внешней среды в сопоставлении с уже полученными выводами анализа по первому блоку дает возможность объяснить сформировавшиеся закономерности и тенденции развития правонарушений вполне определенными географическими, политическими, социально-экономическими и демографическими факторами, выявить объективные причины этих отклонений и определить обстоятельства, способствующие совершению отдельных видов правонарушений и их распространенности.
При анализе информации о состоянии органа внутренних дел и его деятельности выясняется, насколько его внутренние параметры (структура, штаты, функциональные обязанности, расстановка сил и средств и прочее) отвечают состоянию правопорядка и детерминирующим его условиям внешней среды, а также насколько изменения в организации деятельности органа соответствовали изменениям в состоянии правопорядка и насколько гибкой оказалась организация органа для адекватной реакции на конкретные ситуации в оперативной обстановке. В этом же блоке устанавливается, какие формы и методы деятельности органа по борьбе с правонарушениями оказались эффективными, а какие не дали ожидаемого результата и в чем состоят причины успехов и неудач в каждой отдельной области работы.
Переходя к рассмотрению
конкретных методов исследований отдельных
компонентов оперативной
Хотя об оперативной обстановке, в основном, и дают представление абсолютные значения того или иного показателя (количество совершенных и раскрываемых преступлений, количество предотвращаемых и т.п.), однако, зачастую, эти показатели целесообразно рассматривать в совокупности с их преобразованными относительными показателями (такими, как уровень преступности, коэффициенты криминогенной активности, плотность милиции, нагрузка на основные категории сотрудников и т.п.). Это позволяет более объективно говорить об интенсивности анализируемого показателя и использовать его для сравнительных оценок.
Наряду с этим, следует помнить, что искать тенденции преступности в масштабах района, если число регистрируемых преступлений незначительно, видимо, не следует, так как закономерности в статистике проявляются лишь при большом массиве регистрируемых преступлений. Тем более не следует искать тенденции в этих масштабах на основе статистики отдельных групп и, особенно, конкретных видов преступлений, носящих зачастую ситуативный характер.
В связи с этим следует иметь в виду, что для статистического изучения правопорядка в районе цифровых сведений о состоянии только преступности недостаточно. Здесь надо собирать и исследовать статистику о всех правонарушениях, так как только эта совокупность отражает в полной мере состояние общественного порядка и общественной безопасности (причем, многие административные правонарушения и уголовно наказуемые деяния носят пограничный характер), а, во-вторых, их значительный массив позволяет делать более обоснованные выводы о существующих тенденциях и закономерностях.
Кроме того, эффективность административной деятельности милиции зачастую имеет и прямое отношение к состоянию преступности и ее отдельных видов (уголовно наказуемое хулиганство и мелкое хулиганство, борьба с пьянством и количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения и пр.).
Также следует отметить,
что все показатели, характеризующие
оперативную обстановку, должны обязательно
изучаться в динамике и в сравнении
с аналогичными показателями, являющимися
средними по региону (либо сравнение
с органами, функционирующими в аналогичных
условиях). Оценка в данных случаях
проводится путем сравнения показателя,
характеризующего деятельность органа,
и усредненного аналогичного показателя
по региону в целом или
Исследование правонарушений
проводится, главным образом, на основе
изучения статистических сведений о
зарегистрированных преступлениях
и административных правонарушениях,
сосредоточенных в органах
Как правило, исследование правонарушений начинается с анализа динамики зарегистрированных правонарушений за отчетный период. Для осуществления этого вида анализа составляются так называемые сравнительные таблицы, которые характеризуют общее количество зарегистрированных преступлений и административных правонарушений, количество преступлений, зарегистрированных по линиям отдельных служб, а также количество правонарушений по отдельным составам (например: общее количество зарегистрированных преступлений, преступления, регистрируемые по линии УР, БЭП, др. служб, тяжкие, против личности, убийства, разбои и пр.)
Абсолютный прирост, темпы
роста (прироста) по данным сравнительным
таблицам рассчитываются либо цепным
методом (сравнение с предшествующим
периодом, взятым за 100%, а при небольшом
количестве рассчитывается лишь абсолютный
прирост), либо методом постоянной базы
(когда сравнение
При помощи расчета показателей динамики определяется, какие службы, а внутри них какие группы и виды правонарушений предопределили изменение динамики всего массива правонарушений, зарегистрированных за анализируемый период.
Полученные в результате расчетов показатели динамики обязательно сравниваются с аналогичными показателями по региону в целом, а также с аналогичными показателями по органу за предшествующий период, либо за аналогичный период предшествующего года (например, показатели динамики зарегистрированных преступлений за второй квартал сравниваются с показателями динамики за первый квартал, либо с показателями динамики второго квартала предшествующего года).
Однако при расчете показателей динамики необходимо учитывать, что, чем меньше исследуемый временный период, тем меньше возможность для дробного деления правонарушений на группы и виды, т. к. выводы о каких-либо тенденциях отдельных видов преступлений на основе, например, месячных данных, будут абсурдны. В данном случае можно говорить лишь о тенденциях преступности в целом или, по крайней мере, ее отдельных групп. Сравнение же динамики не только с предшествующим периодом, а с аналогичным периодом предшествующего года будет учитывать так называемые сезонные колебания состояния правопорядка, которые зачастую бывают весьма значительны.
Для того чтобы исключить при оценке состояния правопорядка влияние изменяемой численности населения региона, используется такой относительный показатель, как уровень правонарушений (либо уровень преступности), рассчитываемый как количество зарегистрированных правонарушений по отношению к количеству населения (выраженному в 10 тыс. или 100 тыс. человек).
Информация о работе Информационное обеспечение орган внутренних дел