Информационное обеспечение орган внутренних дел

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 15:46, курсовая работа

Описание работы

Как отмечается в работах по кибернетике и управлению, компетентность и обоснованность управления социальными системами находится в прямой зависимости от уровня информационной обеспеченности, управление неразрывно связано с информационными процессами, происходящими как внутри системы, так и в окружающей ее среде функционирования. Таким образом, информационные процессы, составляют основу управления, так как любой управленческий цикл осуществляется в пределах поступающей в систему информации. В связи с этим, рассмотрение вопросов организации информационного обеспечения управления органами внутренних дел и путей его совершенствования имеет как теоретическое, так и чисто практическое значение, а также является необходимой предпосылкой внедрения электронно-вычислительной техники в управленческую, административную, следственную и оперативно-розыскную деятельность органов внутренних дел.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Информационная работа в ОВД
1. Система информации в органах внутренних дел, требования, предъявляемые к информации, ее количественные и качественные характеристики
2. Информационное обеспечение управления в органах внутренних дел и основные принципы его организации
Глава 2. Аналитическая работа в ОВД
1. Содержание и основные направления аналитической работы в органах внутренних дел
2. Методика осуществления аналитической работы в органах внутренних дел
3. Организационное обеспечение аналитической работы
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

диплом 1.docx

— 80.41 Кб (Скачать файл)

Расчет уровня правонарушений (преступности) дает возможность сравнить состояние правонарушений, как во времени, так и в пространстве. С его помощью можно сравнивать состояние преступности в нынешнем году с состоянием преступности за любой минувший год, несмотря на то, что численность населения в  регионе за эти годы как угодно сократилась или увеличилась. Применение данного показателя позволяет также  сравнивать состояние преступности в исследуемом регионе с состоянием преступности в любом другом, как  угодно большом или малом, а также  в регионе и в России в целом. Таким образом, расчет этого показателя, отвечает на вопрос, является ли увеличение количества регистрируемых преступлений ростом собственно преступности или  это следствие роста количества населения в регионе, то есть позволяет  определить реально степень сложности  оперативной обстановки.

В процессе анализа рассчитываются различные показатели уровня. Так, в  частности, рассчитывается общий уровень  преступности, уровень административных правонарушений, уровень преступности несовершеннолетних (по отношению к  количеству лиц в возрасте 14--17 лет), уровень рецидивной преступности(по отношению к количеству проживающих в регионе лиц, ранее судимых), уровень дорожно-транспортных происшествий (по отношению к количеству состоящего на учете автотранспорта либо протяженности дорог) и пр.

Интересным с точки  зрения анализа являются не только сравнение показателей уровней  с аналогичными показателями по региону  в целом или с показателями предшествующего периода, но и сопряжение различных сравнительных показателей  уровня, между которыми существуют определенные корреляционные зависимости. Так, например, обнаружение существенных различий в сравнительных показателях  изменения уровня преступности и  уровня административных правонарушений может свидетельствовать о недостатках  административной практики. Аналогичным  образом проводится сопряжение и  между другими взаимосвязанными сравнительными показателями (такими, например, как уровень судимого населения, уровень рецидивной преступности и  пр.)

Анализ структуры правонарушений позволяет определить распространенность каждой группы правонарушений или вида правонарушений в исследуемой совокупности зарегистрированных правонарушений в  регионе обслуживания. Структура  исчисляется как долевое соотношение  отдельных групп или видов  правонарушений в общем количестве зарегистрированных правонарушений. В  процессе комплексного анализа, как  правило, исчисляются: доля преступности по линиям отдельных служб (УР, БЭП, др. служб) в общем количестве зарегистрированных преступлений, далее структура отдельных  групп преступлений (тяжких преступлений, преступлений против личности, преступления против собственности и пр.); структура  отдельных видов преступлений, а  также структура административных правонарушений.

Рассчитанные показатели структуры также, как и показатели динамики, для их оценки соотносятся с аналогичными показателями предшествующего периода и со средними показателями по региону в целом. Однако, при анализе структуры необходимо учитывать, что этот показатель может эффективно работать лишь при достаточно большом исходном массиве зарегистрированных правонарушений. При небольшом массиве структуру более целесообразно оценивать с помощью абсолютных показателей.

Анализ «географии» правонарушений включает в себя определение степени  пораженности правонарушениями отдельных административных участков, микрорайонов (населенных пунктов), а также отдельных предприятий, учреждений, учебных заведений, объектов торговли, отдыха и пр. Для большей точности выявления «пораженных участков» необходимо анализировать распространенность, уровень и прирост не только общей преступности и административных правонарушений, но также наиболее опасных их видов или групп.

Анализ и оценка географии  зарегистрированных правонарушений позволяет  с учетом исследования их динамики, уровня и структуры выявлять первоочередные задачи органа, предопределить принципиальную расстановку сил и средств, а  также маневрирование ими в процессе ежедневного оперативного управления.

Анализ зарегистрированных правонарушений по времени их совершения (времени суток, дням недели, месяцам), способам, объектам преступного посягательства и обстоятельствам, способствующим их совершению, позволяет с помощью  совмещения показателей, характеризующих  конкретные места совершения правонарушения, со временем их совершения и другими  обстоятельствами еще более конкретизировать задачи органа, а также расстановку  сил и средств.

Анализ личности правонарушителей проводится с целью исследования социально-демографических характеристик  данного контингента лиц. В процессе этого анализа устанавливается: динамика общей численности лиц, совершивших преступления, и отдельных категорий привлеченных (мужчин, женщин, несовершеннолетних, лиц, не имеющих постоянного источника доходов, местных жителей и приезжих, ранее судимых и проч.); долевое соотношение в структуре преступников отдельных категорий и ее изменения, а также соотношение географии совершения преступлений с местами проживания лиц, их совершивших.

Результатом анализа контингента  лиц, совершивших правонарушения, является определение конкретных категорий  граждан, с которыми, в первую очередь, необходимо осуществлять профилактическую работу, либо среди которых необходимо проводить поисковые мероприятия, где конкретно эта работа должна проводиться, и тех обстоятельств, по поводу которых следует осуществлять те или мероприятия.

Однако, изучение и оценка состояния правопорядка на обслуживаемой  территории будет неполной без анализа  писем, заявлений и жалоб граждан, выступлений средств массовой информации, сообщений должностных лиц и  спецаппарата по вопросам состояния правопорядка, так как зачастую эта информация раскрывает действительное состояние общественной безопасности, которое иногда не находит адекватного отражения в имеющихся статистических данных. Кроме этого, анализ данного вида информации в определенной степени позволяет судить и о таких

явлениях, как латентность, а также об эффективности деятельности и самой системы органов внутренних дел.

Исследование  состояния внешней среды и выявление факторов, влияющих на состояние правопорядка.

Выявленные в результате анализа состояния правопорядка, его изменения и тенденции  требуют своего объяснения. В первую очередь, ответ на возникшие вопросы  надо искать в анализе статистических и фактических данных, характеризующих  явления реальной жизни, т.к., во первых, они имеют прямое отношение к состоянию правопорядка, как социального явления, и, во-вторых, они оказывают влияние и на деятельность системы органов внутренних дел.

Анализ установок концептуальной среды позволяет выяснить, не явились  ли изменения в состоянии правопорядка следствием изменения законодательства, выходом в свет решений, постановлений  и распоряжений центральных, региональных и местных органов власти и  управления, органов прокуратуры, юстиции, вышестоящих органов внутренних дел, а также других органов, наделенных по отношению к системе органов внутренних дел компетенцией надведомственности. Так, например, выход в свет Указа Президента о неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности повлек увеличение количества уголовных дел по организованной преступности.

Анализ демографических  ситуаций позволяет определить, насколько  выявленные тенденции в состоянии  правопорядка связаны со структурой прироста численности населения (соотношение  естественного и механического  прироста), с миграцией населения  по региону (в том числе маятниковой), с изменением возрастного состава  населения (в том числе несовершеннолетних), с изменением количества проживающего спецконтингента (ранее судимых, условно осужденных и условно освобожденных) и лиц с аномальными отклонениями (наркоманы, алкоголики, психически больные, венерически больные), а также проживающих беженцев, лиц без гражданства, безработных и пр.

Анализ локальных социально-экономических  факторов позволяет определять объективные  причины в изменении состояния  правопорядка. При этом изучаются  и устанавливаются взаимосвязи  состояния правопорядка с такими факторами, как изменения в экономике  района (открытие новых коммерческих структур, предприятий, объектов торговли, сферы обслуживания и общественного  питания, культурно-зрелищных и учебных  заведений), а также другими происходящими  в социальной сфере изменениями.

Кроме этого, по данному блоку  подвергается анализу состояние  и деятельность органов и общественных организаций, взаимодействующих с  органами внутренних дел в поддержании  правопорядка, что позволяет определить соответствие их численности и расстановки  складывающейся оперативной обстановке, а также результативность их работы по охране общественного порядка  и профилактике правонарушений.

Исследование состояния  и деятельности органа внутренних дел  заключается в изучении его структуры, численности личного состава, расстановки  сил и средств технической  оснащенности и результатов практической деятельности. Это исследование имеет  целью определить, насколько рационально  распределена численность личного  состава, степень загруженности  сотрудников и насколько соответствовала  практическая деятельность органа складывающейся оперативной обстановке.

Анализ по данному блоку  целесообразно начинать с расчета  нагрузки на сотрудников различных  служб, проводимого на основе соответствующих  критериев. Так, для уголовного розыска  это количество зарегистрированных преступлений (особенно совершенных  в условиях неочевидности) в расчете  на одного работника, для следственного  аппарата - количество дел, находящихся  в производстве и законченных  на одного следователя. Для определения  степени загруженности показатели нагрузки по службам можно сравнивать с аналогичными средними показателями по региону, с аналогичными показателями по органу за предшествующий период. Резкое увеличение нагрузки на аппарат соответствующей  службы можно расценивать как  объективную причину низких показателей  работы этого аппарата.

Проведя расчет нагрузки, целесообразно  проанализировать расстановку сил  и средств, что позволяет выяснить правильность. Значительный практический интерес представляет исследование динамики общей численности личного  состава органа и его служб, который  проводится с целью сравнения  темпов ее изменения с темпами  динамики зарегистрированных правонарушений. Это позволяет делать обоснования  для изменения штатной численности  органа и его соответствующих  служб. В необходимых случаях  этот анализ может дополняться расчетами  плотности сотрудников органа и  его служб (по отношению к количеству населения, транспортных средств или  протяженности автомагистралей  и пр.).

Кроме этого, в этом разделе  анализируются сведения об оснащенности органа техническими средствами, средствами транспорта и связи. Здесь, во-первых, исследуется соответствие фактического наличия этих средств табельной  положенности, а, во-вторых, соответствие количества и качестве этих средств складывающейся оперативной обстановке.

При исследовании результатов  деятельности органа анализу и оценке подлежат показатели, характеризующие  общепрофилактические мероприятия (количество представлений и их тематическая направленность, количество и результативность проведенных профилактических оперативно-поисковых мероприятий по линиям служб и пр.), индивидуальную профилактическую работу с лицами, находящимися на различных видах учетов, а также результаты работы по предотвращению преступлений - (абсолютное количество предотвращенных преступлений, их соотношение с количеством зарегистрированных, участие служб органов в этой работе и пр.).

Анализ рассмотрения и  разрешения заявлений и сообщений  о преступлениях также позволяет  оценить деятельность органа. Эта  работа оценивается по количеству рассмотренных  и разрешенных заявлений и  сообщений о преступлениях, срокам их рассмотрения и результатам, а  также участию служб и подразделений  органа в данной работе. Эти данные учитываются также при оценке нагрузки на основные службы и подразделения  органа, а также анализируются  на предмет соблюдения требований закона в отношении этой деятельности.

Работа органов внутренних дел по раскрытию преступлений и  розыску преступников является одним  из основных направлений его деятельности. Она оценивается по общей раскрываемости преступлений; раскрываемости тяжких преступлений; раскрываемости преступлений, совершенных в условиях неочевидности; раскрываемости отдельных видов  преступлений; раскрываемость преступлений, совершенных ранее отчетного  периода, по участию служб и подразделений  органа в раскрытии преступлений и использованию всевозможных специфических  сил, средств и методов в данной работе (учетов, технических средств, общественности, личного сыска и  проч.), а также розыску преступников и лиц, без вести пропавших. Деятельность органа внутренних дел по расследованию  преступлений, хотя и связана с  раскрытием преступлений, имеет свою специфику. Так, эффективность работы по раскрытию преступлений оценивается  по количеству уголовных дел, приостановленных в связи с неустановлением лиц, совершивших преступление; по количеству раскрытых в процессе расследования преступлений прошлых лет, а также ранее неизвестных и прочее.

Качество и своевременность  расследования уголовных дел  оценивается по наличию или отсутствию дел, возвращенных на дополнительное расследование, по процентному соотношению дел, оконченных производством с превышением  сроков следствия к общему количеству оконченных дел и проч. Отдельной  оценке подлежит работа по возмещению материального ущерба и соблюдению законности в процессе расследования (число необоснованных арестов, необоснованная квалификация и пр.).

Информация о работе Информационное обеспечение орган внутренних дел