Исследование корпоративной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование формирования корпоративной культуры на примере одного из действующих предприятий.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:
1) определить понятие и сущность корпоративной культуры;
) выявить составляющие элементы и факторы корпоративной культуры;
) изучить процесс формирования корпоративной культуры;
) охарактеризовать корпоративную культуру (сущность, уровень, факторы) ООО НТЦ «Диатекс»;
) раскрыть составляющие элементы корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс»;
) разработать рекомендации по оптимизации корпоративной культуры современных российских предприятий.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретическое исследование корпоративной культуры
.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
.2 Составляющие элементы и факторы корпоративной культуры
.3 Процесс совершенствования корпоративной культуры
Глава 2. совершенствование корпоративной культуры
предприятия на примере ООО НТЦ "Диатекс"
.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
.2 История формирования корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс»
.3 Совершенствование корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс» и персонал предприятия
.4 Совершенствование корпоративной культуры и коллективные формы творчества
.5 Предложения по совершенствованию корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс»
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом исследование корпоративной культуры.docx

— 115.60 Кб (Скачать файл)

Когда слушают таким образом, что имеют дело с тем, что говорят, а не со своим пониманием того, что говорят. Это и является психологической основой эффективности: благоприятной атмосферы, хороших отношений, высокой производительности.

Совершенствуется такая корпоративная культура в процессе психологической подготовки, в ходе которого высвечиваются психологические различия в говорении и слушании в форме, доступной для внутреннего присвоения, а не для возможности только, в сущности, бесполезного понимания этих различий. Когда формируется сама возможность эффективных действий (говорения и слушания), а не только понимание, как надо действовать эффективно. Когда говорение и слушание становятся действиями.

Важным шагом в деле совершенствования корпоративной культуры российских предприятий и выработки стандартов наилучшей деловой практики является российский Кодекс корпоративного поведения. В апреле 2002 г. Кодекс корпоративного поведения в окончательной редакции был представлен российскому деловому сообществу на заседании Координационного совета по корпоративному управлению при ФКЦБ России. Как записано в его преамбуле, Кодекс представляет собой часть международной системы стандартов корпоративного управления. Поэтому основной главой Кодекса является глава о принципах корпоративного поведения. Они сформулированы на основе принципов корпоративного управления ОЭСР, международной практики, требований российского законодательства. И.В. Костиков отмечает, что Кодекс, учитывающий передовой зарубежный опыт, дал основу для системного анализа практики корпоративного управления, для формирования этических стандартов в сфере корпоративного управления.

Кодекс, базируясь на положениях действующего законодательства, выполняет функцию конкретизации и восполнения норм законодательства. Данный Кодекс носит характер рекомендательного документа, но ФКЦБ последовательно работает над тем, чтобы обеспечить внедрение его рекомендаций в практику российских компаний. Те компании, которые избрали для себя политику следования положениям Кодекса, не лишены возможности детализировать их в собственных кодексах корпоративного поведения с учетом особенностей своей корпорации. Кодекс создает предпосылки для подобной свободы усмотрения, так как включает большое количество оценочных норм, а также требования о постоянном совершенствовании стандартов корпоративного поведения.

Когда нужно менять культуру? Есть два ответа на это вопрос: во-первых, тогда, когда персонал по какой-то причине не ведет себя наилучшим для целей организации образом. И когда приходится контролировать, наказывать и дополнительно стимулировать определенные действия сотрудников компании. Это значит, что эффективное и результативное поведение не является "нормальным", "ценным", типичным и обычным. А второй ответ - постоянно. Культура не статична, не формализована, ее нельзя сформировать раз и навсегда, «каждый новый человек, который приходит в организацию, привносит с собой новые ценности и нормы, которые не могут не повлиять на поведение других сотрудников организации». Изменения на рынке, во внешней среде, любые поступки влиятельных лиц (руководства) также влияют на определенные элементы существующей культуры. Это значит, что необходимо отслеживать такое влияние на культуру и сознательно им управлять для того, чтобы подходить ближе к поставленной цели. Но важно понимать, что и как должно меняться.

Для того чтобы изменить в правильном направлении и к тому же сделать это правильно, результативно и с наименьшими потерями, важно создать «четкое видение новой культуры, которую компания стремится воплотить, разложить это видение на отдельные элементы корпоративной культуры», определить по каждому элементу основные факторы, которые его формируют или влияют на него, и определить, как именно нужно изменить этот фактор. Только комплексный подход, то есть изменение нескольких факторов, которые влияют на элемент культуры, может дать результат (см. рис. 1).

Для того чтобы определенным образом изменить корпоративную культуру, нужно действовать на те факторы, которые ее определяют (перечислены выше). Самым сильным фактором является поведение сотрудников и руководителей.

 

Рис. 1. Что формирует и определяет корпоративную культуру в компании?

 

Фактически этот фактор является природным мультипликатором (множителем) изменений. Если меняются факторы, которые изменят поведение одной группы, это определенным образом повлияет и на поведение других групп и отдельных лиц. Менять корпоративную культуру можно только "сверху-вниз". В первую очередь потому, что «рычаги, которые влияют на корпоративную культуру, находятся преимущественно в руках руководства».

Чего не следует делать в процессе формирования и развития корпоративной культуры? Спешить и делать поспешные выводы, праздновать или сдаваться слишком рано. Корпоративная культура содержит общепринятые ценности, поверья, нормы, а для их изменения должно пройти достаточно много времени. В зависимости от того, насколько сильной была старая культура и насколько кардинально ее хотели изменить, изменения могут длиться от трех месяцев до трех лет.

Большинство отечественных организаций обладает не связанными друг с другом системами корпоративных культур и ведения деловой деятельности, а успешное руководство организацией и ее функционирование возможно при наличии систематичного и разностороннего управления. В этом смысле использование некоторых международных стандартов дает возможность объединения этих систем в единое целое, на основе разработанных стандартом принципов.

Итак, корпоративную культуру формирует поведение сотрудников, то есть культуру определяют те факторы, которые способны повлиять на поведение: прежде всего персональная и групповая мотивация сотрудников, их ценности и нормы, система стимулирования и вознаграждения (сотрудник определяет, что является ценным для компании и какие нормы поведения тут приемлемы, исходя из того, за что компания вознаграждает и за что наказывает). Очень сильными факторами, которые влияют на корпоративную культуру, являются поведение лидеров, внешние и внутренние информационные потоки, ритуалы, выдающиеся и торжественные события, которые происходят в компании.

 

Глава 2. формирование корпоративной культуры предприятия на примере ООО НТЦ "Диатекс"

 

2.1 Краткая характеристика  деятельности предприятия

 

Фирма ООО НТЦ «Диатекс», зарегистрированная Департаментом муниципального имущества администрации г. Волгограда за № 807, является обществом с ограниченной ответственностью (ООО). Полное название: общество с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Диатекс».

В своей деятельности ООО НТЦ «Диатекс» руководствуется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. Об обществах с ограниченной ответственностью, а также Учредительным договором о создании Общества и Уставом. Общество владеет правами юридического лица с момента его государственной регистрации.

Место нахождения и почтовый адрес Общества: 400005, город Волгоград, Центральный район, ул. Советская, 20.

ООО НТЦ «Диатекс» зарегистрировано:

в Регистрационной палате г. Волгограда (Свидетельство о регистрации № 3000661 от 25 февраля 1999 г.);

в Государственной налоговой инспекции по Центральному району г. Волгограда (Свидетельство серия 34 № 0016206 от 1 марта 1999 г.; ИНН 3444080412);

получена лицензия ТД № 0004516 от 9 апреля 2002 г.

Назначение ООО НТЦ «Диатекс» - получение прибыли, а также разработка и реализация инновационных проектов.

Основные цели создания ООО НТЦ «Диатекс»:

участие в формировании современного российского инновационного рынка;

оказание физическим и юридическим лицам платных услуг в своей сфере деятельности;

извлечение прибыли.

Для достижения указанных целей ООО НТЦ «Диатекс» осуществляет:

высокопрофессиональное управление инновационным циклом;

реализацию инновационных программ, определяющих процедуры предоставления кредитов и гарантий инвесторам;

разработку алгоритмов создания институциональных структур информационного и технического содействия инновациям;

снижение рисков в инновационной сфере.

Виды деятельности ООО НТЦ «Диатекс»:

) проведение (по договорам с  предприятиями) инвентаризации результатов  научно-технической деятельности, полученных  на данных предприятиях.

Инвентаризация осуществляется специалистами ООО НТЦ «Диатекс» с учетом требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете и отчетности, а также нормативных правовых актов о порядке проведения инвентаризации нематериальных активов организаций и включает дополнительно следующие мероприятия:

·осуществление научно-технического, правового и экономического анализа результатов научно-технической деятельности, в том числе отчетной научно-технической, проектной, конструкторской, технологической и другой документации, с целью выявления в них потенциально охраноспособных результатов, включая изобретения, промышленные образцы, полезные модели, а также секретов производства (ноу-хау) и результатов научно-технической деятельности, не являющихся объектами исключительных прав;

·идентификацию субъектов прав на выявленные результаты;

·разработку рекомендаций о получении (оформлении) правовой охраны на выявленные результаты и использование их в гражданском обороте;

) выполнение представительских  функций в подаче заявок на  выдачу патентов (свидетельств) и  приобретении исключительных прав  на выявленные в результате  инвентаризации изобретения, полезные  модели, промышленные образцы, селекционные  достижения;

) оказание консультационных услуг  заказчикам по вопросам проведения  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ гражданского  назначения;

) по договорам с предприятиями - оказание помощи в процессе  введения в хозяйственный оборот  результатов научно-технической  деятельности, т.е. реализация всех  этапов "технологической цепочки": от "добычи" нового знания до  его использования при решении  технических задач и разработке  новых технологий, т.е. от фундаментальной  науки до производства конечной  продукции. "Технологическую цепочку" можно представить весьма образно в следующем упрощенном виде: научный поиск ("добыча" новых знаний) -> разработка экспериментальных образцов новой техники или технологий -> развитие экспериментальной базы -> испытания (модельные и натурные) -> доводка и т.д.;

) содействие (консультационное, организационное, представительское и т.п.) развитию  малого предпринимательства в  научно-технической сфере (создание  малых наукоемких фирм инкубаторов  бизнеса, инновационных, инжиниринговых  центров и др.);

) самостоятельная разработка высокоэффективных  наукоемких проектов;

) участие в разработке, проведении  экспертизы, конкурсном отборе и  реализации федеральных, отраслевых, региональных программ и проектов, обеспечивающих демонополизацию  процесса создания и освоения  новых технологий, насыщение рынка  произведенными на их основе  конкурентоспособными товарами;

) освоение и внедрение новых  технологий и "ноу-хау" с использованием  патентов и лицензий;

) создание временных творческих  коллективов, в том числе с  привлечением иностранных специалистов;

) участие в научно-практических  конференциях, симпозиумах, выставках  и других мероприятиях, в том  числе международных, связанных  с основными направлениями деятельности ООО НТЦ «Диатекс»;

) осуществление рекламно-издательской  деятельности;

) организация обучения, переподготовки  и повышения квалификации специалистов;

) разработка методических рекомендаций, необходимых для государственного  учета результатов научно-технической  деятельности;

) взаимодействие с представителями  предпринимательского сообщества  в сфере развития промышленного  и высокотехнологичного секторов  экономики в области научной, научно-технической и инновационной  деятельности;

) выработка предложений по совершенствованию  механизмов привлечения инвестиций, в том числе прямых;

) определение механизмов стимулирования  производства конкурентоспособной  отечественной продукции и услуг;

) подготовка предложений по  развитию производственных мощностей  в сфере промышленности, созданию  интегрированных структур;

) подготовка предложений по  повышению результативности деятельности  финансовых институтов, в том  числе по совершенствованию механизмов  поддержки лизинга;

) организация трансферта технологий;

) координация подготовки научных, инженерно-технических кадров как для собственных нужд, так и для высокотехнологичного сектора экономики;

) ннформационно-аналитическое обеспечение деятельности (как собственной, так и по договорам);

) участие в федеральной целевой  программе "Исследования и разработки  по приоритетным направлениям  развития научно-технологического  комплекса России на 2007 - 2012 годы";

) содействие развитию исследовательской  деятельности в высших учебных  заведениях;

) прогнозирование развития научно-технической  сферы;

) подготовка экспертных заключений  на реализуемые проблемно-ориентированные  поисковые исследования с оценкой  соответствия их уровня и результатов  прогнозу развития научно-технической  сферы;

) осуществление иной деятельности  в соответствии со своими задачами.

При осуществлении своей деятельности ООО НТЦ «Диатекс» сотрудничает с самыми разнообразными организациями всех форм собственности. В качестве заказчика в ООО НТЦ «Диатекс» может обратиться любое предприятие. Так, в 2006 г. ООО НТЦ «Диатекс» были выполнены работы по договорам, заказчиками по которым являлись такие предприятия нашего региона, как Волгоградский тракторный завод, Волгоградский завод тракторных деталей и нормалей, заводы «Эталон», «Ахтуба», «Аврора», Завод железо-бетонных изделий (ЖБИ-1), Канатный завод, Волжский трубный завод, ОАО «Лукойл», сельскохозяйственное предприятие Калачевского района «Волго-Дон», ООО «Вектор», ООО «Стройкровля», ООО «Волгофарм», АО «Комус», муниципальное предприятие «Фокстрот» и др.

На постоянной основе ООО НТЦ «Диатекс» сотрудничает, например, с такими научными учреждениями и центрами:

Информация о работе Исследование корпоративной культуры