Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 20:19, дипломная работа
Целью настоящей работы является исследование формирования корпоративной культуры на примере одного из действующих предприятий.
Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи работы:
1) определить понятие и сущность корпоративной культуры;
) выявить составляющие элементы и факторы корпоративной культуры;
) изучить процесс формирования корпоративной культуры;
) охарактеризовать корпоративную культуру (сущность, уровень, факторы) ООО НТЦ «Диатекс»;
) раскрыть составляющие элементы корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс»;
) разработать рекомендации по оптимизации корпоративной культуры современных российских предприятий.
Введение
Глава 1. Теоретическое исследование корпоративной культуры
.1 Понятие и сущность корпоративной культуры
.2 Составляющие элементы и факторы корпоративной культуры
.3 Процесс совершенствования корпоративной культуры
Глава 2. совершенствование корпоративной культуры
предприятия на примере ООО НТЦ "Диатекс"
.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
.2 История формирования корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс»
.3 Совершенствование корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс» и персонал предприятия
.4 Совершенствование корпоративной культуры и коллективные формы творчества
.5 Предложения по совершенствованию корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс»
Заключение
Список литературы
Приложения
) Взаимосвязь между некоторыми
подразделениями ООО НТЦ «
) ООО НТЦ «Диатекс» редко участвует в инвестиционных конкурсах.
) Слаба ориентация на
) Некоторые работники слабо
мотивированы в моральном
) Отсутствует использование
) В 2006 г. имело место низкое качество
исполнения некоторых заказов (было
5 рекламаций с последующим
) В основном ООО НТЦ «Диатекс» владеет активами в виде результатов интеллектуальной деятельности (РИД). В их состав входят проекты, техническая документация, технические архивы, информационные базы и т.д. При этом указанные РИД не оформлены как объекты интеллектуальной собственности, на них отсутствуют охранные документы (патенты, свидетельства на зарегистрированные в установленном порядке базы данных и т.д.). Можно сделать вывод о том, что ООО НТЦ «Диатекс», по роду своей деятельности занимающийся чужими РИД, совершенно «забыл» о своих собственных.
Учитывая изложенное, можно определить несколько направлений совершенствования корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс»:
1. Начать постоянное ведение реестра осуществленных фирмой работ. С данными реестра следует знакомить сотрудников предприятия, особенно вновь принятых. Это будет способствовать формированию традиций и ритуалов компании.
Данный единый реестр ООО НТЦ «Диатекс» должен состоять из шести разделов, содержащих следующие данные об объектах учета:
раздел 1 - сведения об индивидуальных особенностях объектов учета (выполненные разработки, предоставленные консультации, участие в выставках и т.д.);
раздел 2 - сведения об организациях, являвшихся партнерами ООО НТЦ «Диатекс» (заказчиками, консультантами, исполнителями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ);
раздел 3 - сведения о государственных заказчиках;
раздел 4 - сведения об основаниях возникновения и объеме прав ООО НТЦ «Диатекс» на объекты учета;
раздел 5 - сведения об авторах - сотрудниках ООО НТЦ «Диатекс», которым в соответствии с законодательством Российской Федерации принадлежат авторские права на объекты учета или их составные части;
раздел 6 - сведения о передаче (предоставлении) юридическим или физическим лицам от ООО НТЦ «Диатекс» результатов деятельности.
. Следует осуществить внедрение системы управления качеством в соответствии с международными стандартами. Полагаю, это поспособствует явному повышению корпоративной культуры, снижению рисков и повышению доверия к предприятию со стороны кредиторов и инвесторов. Напомню, что, как было указано выше, по результатам прошлого года имелись рекламации и претензии заказчиков к качеству выполненных заказов. Дело тут, по моему мнению, в том, что в ООО НТЦ «Диатекс» работают профессионалы высокого класса, которые ориентированы на достижение. Ценным в компании считается профессиональное и личностное развитие. Нормой поведения является постоянный поиск нового, разработка инновационных продуктов и услуг. Сотрудники в большей мере ориентированы на научные достижения как таковые, а не на качественное обслуживание клиентов посредством этих достижений. Поэтому на настоящем этапе только внедрение системы управления качеством в соответствии с международными стандартами улучшит репутацию ООО НТЦ «Диатекс» в глазах партнеров и инвесторов, что очень важно для присутствия на рынке в первых рядах; позволит значительно снизить непроизводительные затраты при повышении качества услуг; оптимизирует систему управления, повысит ее эффективность; послужит большей ориентации на потребителей; мобилизует персонал на дисциплинированную деятельность, совершенствуя этим самым организационную культуру деятельности предприятия в целом (см. рис. 3).
Рис. 3. Система управления качеством
Следует помнить, что все организации, в т.ч., разумеется, и ООО НТЦ «Диатекс», зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания. Поэтому ООО НТЦ «Диатекс» можно порекомендовать дополнительно проводить регулярные анкетирования между уже существующими, а также потенциальными потребителями своих услуг.
. Необходимо внедрить элементы демократического стиля руководства (особенно в низовых звеньях ООО НТЦ «Диатекс»). При таком стиле руководства руководитель децентрализует свою власть. Он консультируется с подчиненными, которые также принимают участие в выработке решения. Подчиненные получают достаточно информации, чтобы иметь представление о перспективах своей работы. Инициатива с их стороны всячески стимулируется. Руководитель делегирует подчиненным часть своих властных полномочий, в том числе при осуществлении контроля, вводит элементы коллективного самоуправления. В целом управление людьми, персоналом в аспекте совершенствования корпоративной культуры - это способность руководителя создавать такое будущее, которое само будет призывать людей к высокоэффективным действиям, поэтому и необходимо внедрение элементов демократического стиля управления.
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с максимальной выгодой использовать их способности. Этот принцип очень важен с точки зрения социального управления, т.к. он отводит немаловажную роль в процессе управления сотрудникам организации, формирует систему мотиваций и поощрений удачных творческих решений. Как результат - существенное развитие корпоративной культуры.
При этом для создания оптимальной социальной технологии управления корпоративными знаниями полагаю необходимым учитывать следующие рекомендации:
при управлении интеллектуальными сотрудниками необходимо учитывать их повышенную степень свободы;
стиль управления и организационная культура должны соответствовать уровню самоидентификации знаний;
необходимо своевременно уточнять у работников знаний их требования и внимательно учитывать эти запросы;
работник знаний должен быть уважаем в компании не только как профессионал, но и как личность.
. В процессе совершенствования
корпоративной культуры ООО
В результате использования таких экспертных систем управленческие решения в ООО НТЦ «Диатекс» будут приниматься только на основании реальных наблюдений, на основе реальных ситуаций, имевших место в том или ином подразделении предприятия, в управленческой практике того или иного управленца. Для ООО НТЦ «Диатекс», как для научного учреждения, особенно важно, что данные экспертные системы используют наряду с математическими алгоритмами человеческую логику.
Считаю нужным в области совершенствования корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс» данные системы использовать для:
оптимизации структуры предприятия на основе многомерного анализа позитивных или негативных тенденций развития и состояния персонала, анализа имиджа руководителя, характера его взаимоотношений с коллективом;
определения для каждого работника профессиональных, психологических, физиологических параметров, для выявления и оценки его негативных проявлений, особенностей поведения в конфликтной ситуации, совместимости, самооценки, потенциальных возможностей, социально-психологической компетенции, формирования для работника различных текстовых характеристик;
для общей и целевой профориентации, профотбора, приема на работу, для сокращения штатов, аттестации, оценки профпригодности работника и его способностей к обучению, получения рекомендаций по наиболее эффективному использованию каждого работника в конкретных условиях предприятия, создания профилей профессий, должностей, "негативных" профилей.
Вот несколько рекомендаций службе по персоналу ООО НТЦ «Диатекс» по использованию экспертных прецедентных систем.
Во-первых, эти системы должны позволять реализовывать экспорт и импорт информации через стандартный текстовый файл или буфер обмена. Это позволит соблюсти принцип единого информационного пространства.
Во-вторых, система должна быть надежно защищена от несанкционированного доступа к данным, так как большинство информации о персонале закрыто и защищено законом.
В-третьих, важно, чтобы экспертная система была ориентирована на специфическую сферу деятельности организации (у ООО НТЦ «Диатекс» это научно-техническая сфера), на опыт работы, характер, образование.
В-четвертых, рекомендуется использовать отечественные продукты, так как они учитывают национальную культуру, национальное своеобразие систем управления.
. Следует провести инвентаризаци
Если провести инвентаризацию РИД, включить их в оборот, правильно оформить на эти объекты документацию, то они станут серьезным резервом для повышения корпоративной культуры компании.
. Учитывая, что деятельность структурных
подразделений организации
Кадровая служба должна функционировать, ориентируясь на привлечение к работе конкретных людей, способных вывести организацию на новый качественный уровень или развить новое направление деятельности. Кроме того, нельзя забывать, что результативность проводимых мероприятий в рамках реформирования корпоративной культуры в значительной степени определяется уровнем развития кадрового состава ООО НТЦ «Диатекс».
Предлагаю следующий пошаговый алгоритм действий по оптимизации деятельности кадровой службы.
ООО НТЦ «Диатекс» в лице своего руководства должен четко поставить определенные цели по совершенствованию собственной корпоративной культуры, соответствующие ресурсам и возможностям ООО НТЦ «Диатекс», а на основании данных целей сформулировать основные задачи для кадровой службы в деле достижения оптимальной корпоративной культуры. Кроме того, считаю, что именно такая постановка проблемы обеспечит и успех в бизнесе при наименьших затратах и в приемлемые сроки.
Реализация указанного зависит от многих факторов деятельности ООО НТЦ «Диатекс». Среди них, по моему мнению, можно выделить следующие основные:
) Цель и характер решаемых организацией задач в сфере своей корпоративной культуры.
) Масштабы деятельности
Отказ от такой реорганизации может привести к снижению уровня корпоративной культуры ООО НТЦ «Диатекс».
) Уровни руководства. Часто руководитель ООО НТЦ «Диатекс» распределяет полномочия, а вместе с ними и сферы ответственности за порученные участки работы между своими заместителями и топ-менеджерами, руководствуясь их личными и деловыми качествами, предоставляя им право самостоятельно формировать свой "блок". Но в этом случае передача полномочий на формирование структурных подразделений и набор сотрудников должна быть четко урегулирована в документах организации. Пока что такое урегулирование в ООО НТЦ «Диатекс» отсутствует.
Необходимо также создать кадровый резерв компании из активных, творческих, целеустремленных людей, объективно представляющих перспективы и возможности роста, осознанно принявших решение работать в данной компании.