Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 00:50, курсовая работа
Период обучения в вузе и получение высшего образования является не только определенной вехой в жизни каждого человека, но и одним из важных этапов социализации личности, способствующих формированию ее мировоззрения. Мотивация получения высшего образования занимает ведущее место в структуре личности; посредством именно этого понятия объясняются движущие силы поведения человека.
Введение 3
Глава 1. Постановка и технология маркетингового исследования 5
1.1. Обоснование цели и задачи маркетингового исследования 5
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных 7
Глава 2. Представление результатов маркетингового исследования 19
2.1. Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации 19
2.2. Презентация результатов маркетингового исследования 37
Глава 3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области товарной политики образовательных услуг 54
Заключение 56
Список использованных источников 60
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА
Кафедра МТЭК
Курсовая
работа
по курсу
«Маркетинг»
Тема: «Исследование рынка образовательных услуг»
Тюмень, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Постановка и технология маркетингового исследования 5
1.1. Обоснование
цели и задачи маркетингового исследования
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных 7
Глава 2. Представление результатов маркетингового исследования 19
2.1. Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации 19
2.2. Презентация результатов маркетингового исследования 37
Глава 3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области товарной политики образовательных услуг 54
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Период обучения в вузе и получение высшего образования является не только определенной вехой в жизни каждого человека, но и одним из важных этапов социализации личности, способствующих формированию ее мировоззрения. Мотивация получения высшего образования занимает ведущее место в структуре личности; посредством именно этого понятия объясняются движущие силы поведения человека.
Изучение мотивации профессионального выбора и системы ценностных ориентаций студенческой молодежи служит инструментом для выявления изменений, происходящих в отношении перспектив получения высшего образования. Общее направление реформ экономической и социальной жизни в нашей стране существенно изменило ситуацию в области высшего образования, в системе жизненных ценностей, иерархии мотивов выбора профессии молодыми людьми. Вопросам изучения мотивации выбора профессии и учебной деятельности студентов вуза уделяется особое внимание.
Актуальность темы объясняется тем, что вопрос мотивации, по существу, является вопросом о качестве учебной деятельности, успешности социально-психологической адаптации студента к условиям обучения в вузе, эффективности профессиональной подготовки будущего специалиста.
Выбор выпускниками школ высшего учебного заведения является задачей со многими неизвестными, от успешного решения которой зависит его будущее. Каждый школьник понимает, что образование является в настоящее время неотъемлемой составляющей всей его жизни. Потому в настоящее время спрос на образовательные услуги достаточно велик. Однако меняются времена, меняется экономическая обстановка в стране, меняется спрос со стороны работодателей, меняются в след за этим и запросы абитуриентов. То, что было для них важно сегодня, завтра может оказаться уже совершенно незначащим фактом. Следовательно, ВУЗы, чтобы выиграть в конкурентной борьбе друг с другом за будущего студента, должны четко отслеживать все тенденции, связанные с мотивацией абитуриентов, предлагать новые формы и методики обучения, чтобы своевременно адаптироваться к происходящим в этой сфере изменениям. Таким образом, определение мотивации выпускников школ позволит выявить те факторы и критерии, которые оказывают решающее влияние на их выбор ВУЗа.
Основная цель исследования заключается в изучении основных мотивов получения высшего образования и определении факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения.
Объектом исследования является рынок образовательных услуг г. Сургута и г. Москвы.
Предмет исследования – мотивация выпускников школ при выборе ВУЗа.
Для достижения основной цели были поставлены следующие задачи:
Разработать концепцию маркетингового исследования предпочтений выпускников школ г. Сургута относительно их намерений продолжить обучение в ВУЗах;
Исследовать первичную (вторичную) информацию по теме «Рынок образовательных услуг»;
Разработать анкету для опроса учащихся 9 и 11 классов средних общеобразовательных школ г. Сургута о мотивации выбора ВУЗа;
Составить базу данных для обработки результатов анкетирования;
Проанализировать данные анкетирования.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе приведено обоснование цели и задачи маркетингового исследования, также установлен выбор методов сбора и технологии обработки данных.
Во второй главе производится обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации и представлена презентация результатов маркетинговых исследований.
В третьей главе сформулированы маркетинговые решения по результатам исследования в области товарной политики образовательных услуг.
Курсовая работа представляет интерес как для выпускников школ и их родителей, так и, прежде всего, непосредственно для высших учебных заведений. Ведь главное правило маркетинговой деятельности – выявить потребность потребителя и удовлетворить ее.
Все
результаты исследования
Для
написания курсовой работы
zelao
zou
Глава 1. Постановка и технология маркетингового исследования
1.1. Обоснование целей и задачи маркетингового исследования
Задачи, которые приходится решать в процессе проведения маркетинговых исследований, очень разнообразны и зависят от размера организационных структур управления, основной философии фирмы. Главная задача маркетинговых исследований сводится к оказанию помощи менеджерам в принятии более правильных решений по текущим вопросам во всех сферах деятельности. Эта высшая задача заключается в разработке общего, целостного представления о структуре, закономерностях динамики рынка; обосновании возможностей предприятия для более эффективной его адаптации к рынку, к конечным требованиям потребителя.
Главная задача может распадаться и структурироваться на производные подзадачи. Все это можно оформить в дерево задач (целей), где последние могут быть независимыми друг от друга, либо соподчиненными. Процесс построения такого дерева очень трудоемок, но это позволяет более рационально организовывать процесс постановки задач и их управления.
Разнообразие задач и целей зависит также от вида предпринимаемых маркетинговых исследований и от объектов предполагаемых исследований.
Главные направления реформирования системы высшего образования начала 21 века подчинены достижению целей эффективности, доступности и качества, для обеспечения прогрессивного развития всех сфер общественной жизни. Поиск принципиально новых социально-экономических связей между субъектами образовательной сферы в условиях рынка сегодня особенно актуален, так как, несмотря на более чем десятилетний опыт работы в новых экономических условиях, целостной концепции управления в сфере высшего образования не существует.
Организовать управление любой системой в условиях рынка представляется возможным, если применить концепцию маркетинга, позволяющую оптимизировать различные процессы на основе учета требований потребителей. Однако методы и конкретные технологии маркетинга обусловлены особенностями той сферы, в которой он применяется. Разработки зарубежных исследователей по проблематике маркетинга образовательных услуг в основном применимы к условиям развитого рынка. Поэтому тема маркетинга образовательных услуг является новой для отечественного исследователя.
В связи с возникающими вопросами были сформулированы следующие цели маркетингового исследования:
Целью исследования является рассмотрение теоретических предпосылок использования маркетингового подхода в решении задач сферы образовательных услуг в условиях трансформационных преобразований в экономике, определение основных составляющих технологии взаимодействия субъектов рынка образовательных услуг с точки зрения маркетингового подхода.
В соответствии с поставленной целью определены состав и последовательность решаемых задач:
1) рассмотреть
образовательную сферу как
2) уточнить
понятие образовательной
3) проанализировать современное состояние рынка образовательных услуг и выявить резервы для улучшения его конъюнктуры;
4) разработать практические рекомендации вузам для оптимизации оперативной и стратегической деятельности на рынке на основе маркетинговой методологии;
5) разработать
систему показателей и
Информационной базой исследования послужили материалы специализированных изданий, монографий и периодической печати, опубликованные результаты социологических исследований, данные приемных компаний вузов, опросы среди абитуриентов и студенческой молодежи.
· В конечном счете, задача любого маркетингового исследования сводится к определению особенностей поведения выбранной группы потребителей, оценке их потребностей.
· В оказание помощи менеджерам в принятии более правильных решений по текущим вопросам во всех сферах деятельности.
1.2. Выбор методов сбора информации и технологии обработки данных
Разделение методов сбора информации на две группы предопределено двумя видами источников маркетинговой информации: первичными и вторичными данными. По способу получения маркетинговой информации исследования подразделяется на два вида: вторичные (desk research) и первичные (field research).
Вторичные исследования как правило базируются на уже имеющейся информации и поэтому носят название кабинетных исследований. Вторичные исследования по своему содержанию - это изучение уже имеющихся источников информации об изучаемой или исследуемой проблеме в системе маркетинга. Различают (по отношению к фирме) внешние и внутренние источники для вторичных исследований. В качестве внутренних источников информации могут быть - маркетинговая статистика (характеристика товарооборота, объем сбыта, объем распродаж, импорт, экспорт, рекламации), данные о маркетинговых затратах (по продукту, рекламе, продвижению, сбыту, коммуникациям), прочие данные (о производительности установок, оборудования, о загрузке производственных мощностей, прайс-листы на сырье и материалы, характеристика системы складирования, карты потребителей и др.).
Информация о работе Исследование рынка образовательных услуг