Исследование рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

Период обучения в вузе и получение высшего образования является не только определенной вехой в жизни каждого человека, но и одним из важных этапов социализации личности, способствующих формированию ее мировоззрения. Мотивация получения высшего образования занимает ведущее место в структуре личности; посредством именно этого понятия объясняются движущие силы поведения человека.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Постановка и технология маркетингового исследования 5
1.1. Обоснование цели и задачи маркетингового исследования 5
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных 7
Глава 2. Представление результатов маркетингового исследования 19
2.1. Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации 19
2.2. Презентация результатов маркетингового исследования 37

Глава 3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области товарной политики образовательных услуг 54
Заключение 56
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу 2.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 

 Распределение  респондентов по классу обучения  выглядит следующим образом (рис.7)

 

 Рис.  7

 Распределение  респондентов по классу обучения

 

             Как видно из диаграммы, учащихся 11 классов было опрошено больше почти на 30%, т.к. предполагалось, что большинство свое решение в отношении ВУЗа уже приняли и потому они смогут дать более четкий ответ что именно повлияло на выбор того или иного учебного заведения.

             В настоящее время трудно устроиться на высокооплачиваемую работу без наличия диплома о высшем образовании, поэтому практически все школьники планируют поступить в ВУЗ, тем самым хотя бы формально проложить себе дорогу к получению престижной работы. Доказательством этому служат полученные данные исследования: 94,7% опрошенных планируют получать высшее профессиональное образование, 4,7% пока не знают и лишь 0,7% не будут поступать в ВУЗ (рис.8)

 Рис.8

Намерения абитуриентов в отношении получения высшего профессионального образования

            Относительно причин желания получить высшее образование мнения молодых людей и девушек были достаточно однородными (табл. 5).

 

Табл. 5

 

Дифференциация  причин получения высшего образования в зависимости от пола респондентов

 

Причины получения высшего  Кол-во респондентов Молодые люди Девушки

профессионального

образования

             

1. Хочу  стать                                 55                                      20             35

 дипломированным

 специалистом 

2. Хочу  получить                          24                                        6             18

диплом  престижного вуза 

3. Хочу  получить                          3                                    3                   0

специальность

как у  родителей   

4. Хочу  получить больше            60                                       24            36

 знаний  по специальности, 

которая меня интересует 

5. Возможность познакомиться   42                                       14           28  

с людьми и приобрести связи,

которые помогут в жизни 

6. В  жизни высшее                        71                                       35            36

образование необходимо 

7. Другое                                       5                                         4             1

 

 Полученные данные в обобщенном виде представлены на диаграмме (рис. 9).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.9

 Дифференциация  причин получения высшего профессионального  образования

 

            Таким образом, большинство респондентов хотят получить высшее образование, потому что считают, что оно необходимо в жизни (47,3%). 40% хотят получить больше знаний по специальности, которая их интересует, 36,7% хотят стать дипломированными специалистами. 3,3% назвали другие причины, среди которых:

 

 повысить  свой социальный статус;

 

 работать  в высокооплачиваемой фирме;

 

 получить  отсрочку от армии;

 

 получать  стипендию;

 

 получить  хорошую работу после окончания  ВУЗа.

 

             Рассмотрим вопрос, касающийся критериев выбора абитуриентами ВУЗа. Представим данные в виде таблицы с целью анализа дифференциации ответов в зависимости от пола опрашиваемых (табл.6).

 
 
 
 
 

 Табл. 6

 

Дифференциация  критериев выбора абитуриентами  ВУЗа в зависимости от пола респондентов

 

Критерии  выбор ВУЗа    Кол-во респондентов  Молодые люди      Девушки

1. Интересная  специальность         120                    52                     68

2. Высокая  квалификация               52                     21                     31

 преподавателей 

3. Возможность  бесплатного          75                     32                  43

 обучения 

4. Местонахождение  ВУЗа          61                     23                  38

5. Мнение  о ВУЗе моих друзей      14                      7                      7

6. Друзья  учатся в этом ВУЗе          13                      8                      5

7. Родители  учились в этом ВУЗе 4                      4                      0

8. Есть  военная кафедра              20                      20                    0

9. У  ВУЗа хорошая техническая      25                      19                      6

  база 

10. Возможность  дополнительно     36                       14                     22

обучаться за границей и 

получить  сразу 2 диплома 

11. Изучение  более 1

иностранного  языка                       36                             9                        27

12. ВУЗ  государственный        65                    26                        39

13. Предоставление  общежития   17                    7                              10

14. Другое                                        2                              1                         1

 
 
 

             Как и в вопросе относительно причин получения высшего образования, так и в вопросе о критериях выбора ВУЗа мнение молодых людей и девушек было достаточно однородным. Однако важно отметить, что 27 девушек одним из немаловажных критериев отметили изучение более 1 иностранного языка, в то время как молодые люди отметили другой критерий: наличие хорошей технической базы у ВУЗа (19 человек) и, конечно же, наличие военной кафедры (20 человек). Представим обобщенные данные в виде диаграммы (рис. 10).

 
 
 
 
 
 
 
 

 Рис. 10

 Дифференциация  критериев выбора абитуриентами  ВУЗа

 

             80% респондентов важнейшим критерием назвали наличие интересной им специальности в ВУЗе, далее идет возможность бесплатного обучения (50%) и наличие у ВУЗа аккредитации (43,3%). Немаловажным критерием было названо также местонахождение ВУЗа (40,7%). Как выяснилось, абитуриенты отдают предпочтение объективным критериям (специальность, местонахождение, аккредитация, бесплатное обучение, квалификация преподавателей), нежели субъективным (мнение друзей – 9,3%, родители учились в этом ВУЗе – 2,7%, друзья учатся в этом ВУЗе – 8,7%).

            Среди 150 опрошенных 56 человек – учащиеся 9 класса и 94 человека – 11 класса. Только 39,3% девятиклассников и 69,1% одиннадцатиклассников определились с выбором ВУЗа (рис. 11).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Рис. 11

Процент респондентов, определившихся с выбором  ВУЗа

 

Рассмотрим, какие же ВУЗы выбрали респонденты (рис. 12).

 

             Таким образом, наибольшее количество респондентов 28,7% планируют поступать в Московский институт электронной техники (МГИЭТ). Такой результат был достаточно предсказуем: МИЭТ соответствует всем критериям, которые были отмечены респондентами (местонахождение, наличие аккредитации, возможность бесплатного обучения).

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Рис. 12

 

 Рейтинг  ВУЗов, в которые планируют  поступать респонденты

 

 

             Данные характеристики вместе с наличием в МИЭТе технических специальностей, факультета дизайна и иностранных языков определяет его лидирующую позицию среди абитуриентов. 13,8% абитуриентов планирует поступать в Московскую государственную академию делового администрирования. МГАДА также отвечает критериям удобного местонахождения, возможности бесплатного обучения, высокой квалификации преподавателей, наличия аккредитации. Среди московских ВУЗов 8% респондентов сделали выбор в пользу МГУ им. Ломоносова и 6,9% - в пользу РГГУ. Были названы также следующие ВУЗы: МАИ, МГИМО, РМАТ, ГИТИС. 8,3% учащихся 9 классов остановили свой выбор не на высших учебных заведениях, а на колледжах как г. Сургута, так и г. Москвы.

             Для правильного выбора учебного заведения абитуриентам необходимо получать максимально полную, качественную и достоверную информацию об интересующих ВУЗах. Источников информации в настоящее время достаточное количество, рассмотрим в связи с этим какие же из них, наиболее популярны среди абитуриентов (рис.13).

 

Популярность  источников информации, из которых  абитуриенты узнают об интересующих ВУЗах

 

Рис.13

 
 

            Наиболее популярным источником оказался Интернет, ему отдали предпочтение 74,7% респондентов, что явилось результатом все большего проникновения всемирной сети в России. 59,3% абитуриентов планируют узнавать информацию об интересующих ВУЗах посредством посещения Дней открытых дверей, что позволит получить эту информацию уже непосредственно от студентов и преподавателей ВУЗа. 45,3% отдали свое предпочтение справочникам для поступающих в ВУЗы. Наименее популярными источниками информации стала реклама в транспорте (0,7%) и газеты (10%). Таким образом, ВУЗам для привлечения абитуриентов следует больше обращать внимание на качество информации, содержащейся в Интернете, справочниках для поступающих, а также на организацию Дней открытых дверей, чтобы будущие студенты смогли получить самую полную информацию о ВУЗе, в который пришли.

 

Обратимся теперь к форме обучения, на которую  бы хотели поступить респонденты (рис. 14).

 

Рис. 14

 

Распределение мнений респондентов относительно формы обучения в ВУЗе

 
 
 

             Исключительно бюджетную форму обучения выбрали для себя 32,7%. Данный факт может объясняться, как нежеланием оплачивать обучение, так и невозможностью это делать в силу низкого дохода семьи (у 22% респондентов доход в семье на 1 человека менее 10 тысяч рублей). 57,3% попытаются поступить на бюджет, но если не получится, будут обучаться платно. Это связано с тем, что абитуриент может не набрать необходимый проходной балл на экзаменах и ему придется согласиться на платную форму обучения, тем более количество бюджетных мест с каждым годом имеет тенденцию к уменьшению. Только платно согласны обучаться 10% респондентов, из них более половины имеют доход в семье более 30 тысяч рублей, что позволяет им даже не пробовать свои силы в поступлении на бюджетную форму.

 

Распределение мнений респондентов относительно желаемого  отделения обучения выглядит следующим образом (рис. 15):

 
 

Рис.15

 

Распределение мнений респондентов относительно желаемого  отделения обучения

 
 
 

            Подавляющее большинство респондентов (84,7%) планируют обучаться на очном отделении, т.к. именно дневная форма позволяет получить наиболее полное и качественное образование. 9,3% выбрали очно-заочную (вечернюю) форму и 8% заочную.

 

             Рассмотрим теперь какую сумму готовы заплатить абитуриенты (их родители) за обучение в ВУЗе (рис.16).

 
 
 
 
 

 Рис.16

 

Размер  оплаты за обучение в семестр

 
 
 

            40,7% респондентов сказали, что готовы заплатить 20-30 тысяч рублей в семестр за обучение, т.е. самую минимальную сумму. Важно отметить, что во всех ВУЗах с каждым годом идет повышение стоимости обучения и 20-30 тысяч не хватит для оплаты. Потому большинство абитуриентов и рассчитывают поступить на бюджетную форму в связи с невозможностью оплаты обучения. 24,7% респондентов готовы заплатить 31-40 тысяч рублей, что является средней стоимостью оплаты семестра обучения, по крайней мере, в сургутских ВУЗах. Максимальную сумму, представленную в анкете, т.е. более 55 тысяч рублей могут заплатить 10,7% респондентов, что объясняется достаточно высоким доходом в их семье.

Информация о работе Исследование рынка образовательных услуг