Исследование рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

Период обучения в вузе и получение высшего образования является не только определенной вехой в жизни каждого человека, но и одним из важных этапов социализации личности, способствующих формированию ее мировоззрения. Мотивация получения высшего образования занимает ведущее место в структуре личности; посредством именно этого понятия объясняются движущие силы поведения человека.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Постановка и технология маркетингового исследования 5
1.1. Обоснование цели и задачи маркетингового исследования 5
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных 7
Глава 2. Представление результатов маркетингового исследования 19
2.1. Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации 19
2.2. Презентация результатов маркетингового исследования 37

Глава 3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области товарной политики образовательных услуг 54
Заключение 56
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу 2.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)

             На рисунке 17 представлена диаграмма, иллюстрирующая какой процент респондентов осведомлены о стоимости обучения в выбранном ими ВУЗе.

 
 
 
 
 
 
 

 Рис. 17

 

Осведомленность респондентов о стоимости обучения в выбранном ими ВУЗе

 

             Не знают о стоимости обучения в ВУЗе 63,33%, 66,7% которых составляют девятиклассники и 22% планируют поступать на бюджетную форму.

             Таблица 7 наглядно демонстрирует, каковы максимальные и минимальные названные суммы стоимости обучения и по ним вычислена средняя сумма.

 

Табл. 7

 

Стоимость обучения           Знают точную                         Примерно знают        

 в  ВУЗе  стоимость обучения                 стоимость обучения

                       

Минимальная сумма            30 тыс. руб.                            25 тыс. руб.  

                                             

Максимальная  сумма       120 тыс. руб.                          70 тыс. руб.

                                      

Средняя сумма                 56 тыс. 375 руб.               38 тыс. 964 руб.

 

             Таким образом, средняя стоимость обучения по результатам опроса среди тех, кто точно знает сумму, составила 56 тысяч 375 рублей и среди тех, кто примерно знает 38 тысяч 964 рубля. Конечно, вторая цифра занижена из-за того, что многие из респондентов назвали сумму в 25 тысяч, хотя действительная стоимость обучения в ВУЗах начинается с 30 тысяч рублей).

            Для анализа степени влияния различных факторов на принятие решения абитуриентами о выборе ВУЗа, обратимся к следующей таблице (табл. 8).

 

 Табл. 8

 

Степень влияния различных факторов на принятие решения о выборе ВУЗа

 

Фактор      Значительно   Скорее    Затрудняюсь    Скорее         Абсолютно

                          влияет          влияет     ответить           не влияет      не влияет

 

Мнение         6,7%               17,3% 23,3%    28%         24,7%

моих  друзей

Мое                  73,3%            14%             2,7%              1,3%           8,7%

собственное решение

Мнение        23,3%            35,3%    22%              11,3%         8%

родителей

Мнение         6,7%                13,3% 18,7%    24,7%                 36,7%

других  родственников

Мнение          7,3%              26,7%  22%                 18%             26%

студентов ВУЗА

Информация        6,7%               29,3% 28%             15,3%           20,7%

из интернета

Информация   6,7%              12,7%  22%       17,3%           41,3%

из газет

Информация   5,3%     28%  22%              16%             28,7%

из справочников

 

            Обработаю данный шкальный вопрос методом расчета традиционных статистических показателей: среднее значение, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. Результаты приведены в таблице 9.

 

 Табл. 9

 

            Факторы, оказывающие влияние на принятие абитуриентами решения о выборе ВУЗа

 

Фактор     Среднее значение               СКО                           Коэффициент

                                                                                                         вариации

Мнение  моих друзей 3,47                     0,086                              0,029

Мое собственное           1,58                 0,366                       0,122

решение

Мнение  родителей 3,39                     0,268                       0,089

Мнение  других            3,71                     0,288                        0,096

родственников

Мнение  студентов       3,286                        0,263                                0,088

ВУЗА

Информация          3,14                      0,264                           0,088

из интернета

Информация                  3,74                       0,291                             0,097

из газет

Информация           3,35                       0,266                     0,089

из справочников

 

            По результатам проведенного исследования и расчетов статистических показателей были получены следующие выводы:

- мнение  друзей скорее не влияет на  принимаемое решение. Причем мнение  респондентов по этому вопросу оказалось максимально однородным (КВ-0,029)

- респонденты  полагаются по большей части  только на свое собственное  мнение (73,3%). Среднее значение –  1,58, а вот мнение было достаточно  неоднородным КВ=0,122.

- мнение  родителей скорее влияет на  абитуриентов (35,3%), чем нет (КВ=0,089).

- мнение  других родственников абсолютно не влияет на принимаемое решение (36,7%), хотя мнение респондентов было достаточно разрозненным (КВ=0,096).

- мнение  респондентов относительно степени  влияния мнения студентов данного  ВУЗа разделились: 26,7% сказали, что  оно скорее влияет и 26% - что абсолютно не влияет (КВ=0,088).

- относительно  степени влияния информации из  интернета мнения респондентов  также разделились: 29,3% сказали, что  она скорее влияет и 28% - затруднились  ответить.

- как  показало исследование, информация из газет абсолютно не влияет на принимаемое абитуриентами решение (41,3%), хотя мнение было достаточно разрозненным (КВ=0,097).

- информация  из справочников, по мнению респондентов, скорее влияет на их решение  (28%).

 Рассмотрим  теперь, какие области знаний выбрали респонденты (рис. 18).

             Четверть респондентов выбрали такую область знаний, как менеджмент (25,3%). Далее следует экономика – 17,3% и юриспруденция – 14%. Вот уже на протяжении нескольких лет данные области выбирает большинство абитуриентов, считая их наиболее прибыльными, престижными и востребованными. Даже призывы в СМИ, что в настоящее время производство остро нуждается в специалистах технических областей, строителях, малярах и т.п. не оказывает влияния на абитуриентов. Скорее всего, это связано с тем, что респонденты считают эти специальности низкооплачиваемыми. Потому они все еще делают свой выбор в пользу экономики, менеджмента и юриспруденции.

 

 Рис.18

 Рейтинг  областей знаний, выбранных респондентами

            Однако 14,7% и 13,3% респондентов хотят получать знания в области информатики и инженерии соответственно, что является положительной тенденцией на сегодняшний момент, т.к. именно в этих областях чувствуется недостаток квалифицированных кадров.

            Эти данные подтверждают полученную информацию о выбранных ВУЗах: МИЭТ и МГАДА как раз имеют все перечисленные специальности.

           Относительно ожиданий по заработной плате в течение 1-2 лет после окончания ВУЗа мнения респондентов распределились следующим образом (рис. 19).

 

Рис. 19

Ожидания  респондентов относительно заработной платы

 

 
 

             Из этой диаграммы видно, что мнение респондентов достаточно неоднородно. 26% ожидают получать 21-25 тысяч рублей после окончания ВУЗа, что вполне соответствует действительности, т.к. работодатели не готовы платить высокую заработную плату выпускникам, тем более, если они не имеют опыта работы. 23,3% ожидают зарабатывать 26-30 тысяч рублей и, как ни странно, 13,3% респондентов отметили сумму в более 55 тысяч рублей, что скорее всего является достаточно завышенной суммой для выпускника.

 

            

 
 
 
 
 

Глава 3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области товарной политики образовательных услуг

 

             Традиционно высшее образование реализует множество функций, к которым относятся образовательные, научно-исследовательские, воспитательные, культурно-просветительские и даже опытно-производственные. В связи с чем, выделим основные параметры, определяющие свойства предоставляемых образовательных услуг:

 

желаемые  характеристики будущего контингента  обучающихся;

 

цели  обучения и адекватное им соотношение  между общекультурными, фундаментальными и специальными, прикладными знаниями;

 

длительность  и режимы, ступени обучения;

 

тип образовательного учреждения, с учетом места его расположения;

 

технологии  обучения и контроля его результатов. Хотя технология производства, оказания услуги традиционно не входит в сферу  пристального внимания маркетинга, но уже выявленные особенности образовательных услуг заставляют это сделать;

 

характеристики  персонала, оказывающего образовательные  услуги;

 

типы  учебно-методических средств и направления  их использования, в том числе  средств визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения, тренинга и др.

            С решением этих вопросов прямо связано и решение классических вопросов маркетинга в отношении ассортиментной, ценовой, коммуникационной, сбытовой, кадровой политики. Все перечисленные виды деятельности составляют инструментарий маркетинговой деятельности компании.

            Концепция маркетинга ориентирует участника рынка видеть все многообразие взаимодействующих, часто разнонаправленных факторов. На деятельность вуза, в частности, помимо воздействий субъектов маркетинговой среды (в виде предприятий, государственных органов управления, финансово-кредитных учреждений и т.д.) оказывают влияние большое количество факторов: демографические процессы, социально-культурные факторы, научно-технический прогресс, политическая и экономическая обстановка в государстве, наличие международных связей, природно-географические условия и т.д. Поэтому каждый субъект рыночных отношений, с одной стороны, заинтересован в том, чтобы максимально приспособиться к требованиям рынка, а с другой - активно воздействовать на него, защищая свои интересы. Это также является одним из принципов маркетинга.

            На первом этапе производится оценка общей рыночной ситуации, определяются параметры спроса и перспективы планирования.

             На втором этапе проводится оценка производственно-сбытовых возможностей фирмы с целью разработки продуктов, удовлетворяющих выявленным в ходе проведенного мониторинга потребностям. Этот этап целесообразно представить в виде двух самостоятельных функциональных направлений: экономика и производство.

            На третьем этапе осуществляется разработка и внедрение плана, обеспечивающего наличие продукта и информирование потребителей о его свойствах. В процессе реализации, который для товара-услуги совпадает с процессом производства, предприятие формирует имидж и решает задачу привлечения потребителей в долгосрочном периоде.

            На развитых рынках в проблемное содержание маркетинга входят находящиеся в едином комплексе функции и проблемы товарной политики (качество, ассортимент, сервис), ценообразование и адаптация цен, коммуникации (рекламная политика, организация взаимоотношений с общественностью и прямых контактов с клиентами, выставочная и ярмарочная деятельность), товародвижение, сбыт и продажи, а также проблемы персонала (отбор, обучение, организация труда и стимулирование). Итоговым показателем работы практически всех подразделений предприятия (организации) в такой системе может служить уровень конкурентоспособности образовательного учреждения и его услуг, оцениваемый как отношение суммы оценок потребительских свойств услуги к экономическим затратам потребителя в сравнении с аналогами, представленными на рынке. При этом известно, что при высоком качестве товаров и соответствующем имидже фирмы высокую прибыль обеспечивают относительно невысокие затраты на маркетинг (около 6% от оборота).

Информация о работе Исследование рынка образовательных услуг