Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 00:50, курсовая работа
Период обучения в вузе и получение высшего образования является не только определенной вехой в жизни каждого человека, но и одним из важных этапов социализации личности, способствующих формированию ее мировоззрения. Мотивация получения высшего образования занимает ведущее место в структуре личности; посредством именно этого понятия объясняются движущие силы поведения человека.
Введение 3
Глава 1. Постановка и технология маркетингового исследования 5
1.1. Обоснование цели и задачи маркетингового исследования 5
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных 7
Глава 2. Представление результатов маркетингового исследования 19
2.1. Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации 19
2.2. Презентация результатов маркетингового исследования 37
Глава 3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области товарной политики образовательных услуг 54
Заключение 56
Список использованных источников 60
В данной главе была собрана и проанализирована вторичная информация, соответствующая основной цели нашего исследования – мотивация абитуриентов - выпускников школ г. Сургута при выборе ВУЗа и были найдены ответы на следующие поставленные задачи:
1. Определить, собираются ли учащиеся 9-11 классов получать высшее образование.
2. Выявить,
какие основные причины
3.Определить, какие факторы влияют на выбор выпускником ВУЗа.
4. Посмотреть, какие ВУЗы Сургута являются наиболее популярными среди учащихся школ и выпускников.
5. Выявить,
какими источниками информации
пользуются абитуриенты при
6. Изучить, какие ВУЗы являются самыми дорогими в городе.
7. Проанализировать, сколько затрат на обучение тратит семья в год.
8. Проанализировать, высока ли степень воздействия референтных групп на выбор ВУЗа выпускниками школ.
9. Узнать, какие специальности являются наиболее популярными среди выпускников школ при поступлении в ВУЗы.
10. Посмотреть,
на какую заработную плату
рассчитывают абитуриенты в
Для решения поставленных задач была собрана вторичная информация из нескольких источников разных лет по каждой задаче, с целью узнать, как менялся рынок образовательных услуг от года к году.
Сделали ли учащиеся 9 и 11 классов свой профессиональный выбор?
В большинстве случаев к последнему звонку современные старшеклассники подходят с точным ответом на вопрос, что делать дальше. И если в окончательном выборе вуза многие сомневаются до последнего момента, то будущая специальность почти всегда известна заранее. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного проектом EXAMEN компании Begin Group среди старшеклассников и их родителей на выставке "Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка" в сентябре 2005 и апреле 2006 года в Москве. В исследовании приняли участие более 300 старшеклассников и их родителей.
Чаще всего семьи старшеклассников начинают выбирать ВУЗ за 1-2 года до момента поступления. 48% опрошенных родителей абитуриентов отмечают, что окончательное решение относительно вуза приняли за 2 года до момента поступления, еще 31% - за год.
Подавляющее большинство старшеклассников поступают сразу в несколько вузов одновременно (69% опрошенных), 19% планируют поступать сначала в один вуз, а в случае неудачи - в другой, и только 12% респондентов окончательно определились с единственным учебным заведением, в которое они будут подавать документы.
В случае неудачи на вступительных экзаменах более половины абитуриентов (56%) попробуют поступить в другой вуз, 19% - на другой факультет выбранного вуза, 9% повторят попытку через год.
К началу вступительных экзаменов в 2007 году компания Begin Group провела сразу два исследования: по первому высшему и по дополнительному образованию. Данные исследования «Подготовка абитуриентов к вступительным экзаменам» свидетельствуют: подавляющее большинство поступающих выбирают специальность осмысленно – 89% опрошенных уже в марте точно знали, в какой вуз будут поступать. Впрочем, большинство из них – 59% – решили попробовать свои силы, поступая не в один, а в несколько вузов того же направления. В единственное учебное заведение подаст документы лишь треть абитуриентов. Не определились с вариантами для поступления около 11% респондентов.
Наибольшим спросом по-прежнему пользуется гособразование. Большинство поступающих – 85% – стремятся поступить на бесплатное отделение государственного вуза.
В исследовании приняли участие учащиеся 9-11-х классов в августе 2007г, зарегистрировавшиеся на выставку «Alma Mater: высшее образование для вашего ребенка». Методом телефонного интервью было опрошено 250 человек. Исследование позволило выявить следующие факты:
86% респондентов планируют поступать в вуз в текущем учебном году. Остальные — в ближайшие 2 года.
84% старшеклассников в первую очередь намерены попробовать поступить на бесплатное отделение государственного вуза, 12% сразу будут поступать на платное отделение государственного вуза и 4% изначально планируют поступать в негосударственный вуз.
Исследователи Фонда “Общественное мнение” в 2008 г. ознакомили общественность с образовательными планами разных групп молодежи. Как выяснилось, планы подрастающего поколения в отношении образования тесно связаны с ситуацией социального расслоения в нашем обществе. Так, по данным опроса молодежи 16–25 лет (1500 человек), обнаружился существенный разрыв в приоритетах высшему образованию между высоко- и низкоресурсными группами молодежи. По результатам опроса, почти две трети (63%) представителей нового поколения заявили, что для достижения своих жизненных целей им необходимо получить высшее образование. Однако при этом чаще о важности высшего образования говорят выходцы из семей, где хотя бы один человек такое образование имеет и достиг более-менее приемлемого общественного статуса (72%), а также молодые люди, семьи которых не испытывают материальных затруднений (70%). Несколько реже о важности высшего образования заявляют молодые люди из семей с низким статусно-образовательным положением (46%), а также юноши и девушки, семьи которых имеют материальные трудности (51%).
Причины мотивирующие выпускников школ к поступлению в ВУЗы
В мае 2005 года было проведено локальное социологическое исследование, касающееся вопросов мотивации получения высшего образования и выбора будущей профессии среди студентов Российского университета дружбы народов (РУДН).
Анализ
мотивационной структуры
В группе девушек ведущими мотивами получения высшего образования стали: возможность хорошо зарабатывать (36%); получение определенного статуса в обществе (33%); занять высокую руководящую должность (11%); расширить свой культурный кругозор (11%); возможность получить диплом как таковой и начать свое дело (9%).
Как видно из результатов исследования, получение высшего образования юношами во многом определяется будущим положением в обществе. Для девушек мотивация получения высшего образования в большей степени детерминируется материальными возможностями, которые предоставит будущая профессия.
В рамках исследования в 2006 году был проведен опрос среди 45 школьников от 14 до 16 лет, обучающихся на экономическом (Научно-образовательный центр ВНКЦ ЦЭМИ РАН) и математическом (детско-юношеский центр "Единство") школьных факультативах с целью выявления мотивации профессионального выбора старшеклассников и выбора учебного заведения, в котором они планируют продолжить обучение после окончания школы. Результаты этого исследования наглядно изображены на рис.2.
Рис.2
Мотивы выбора профессии учащимися (в % от числа опрошенных)
Таким образом, главным мотивом выбора профессии учащимися являются собственные увлечения и интересы, а также размер оплаты труда, что вполне естественно, если учитывать сложившийся характер и уровень жизни в стране.
1 сентября 2008 учебного года в рамках состоявшейся в ФГОУ ВПО «УГСХА» «Дня Знаний» было проведено маркетинговое исследование с целью выявления мотива выбора абитуриентами ВУЗ и специальности.
Табл.2
Основные мотивы выбора абитуриентами ВУЗа и специальности
Номер п/п
Перечень обстоятельств
1 Удачно
устроить свою личную жизнь
2 Это связано
с моей мечтой
3 Стоимость
обучения ниже, чем в других вузах
4 Страх,
что в другие вузы не поступлю
5 Не имею четких профессиональных предположений,
все равно, где учиться
6
Поступил(а) за компанию с друзьями
7 По результатам
ЕГЭ в другие вузы не прошел(а)
8 Нежелание
терять год
9 Страх
перед службой армии
Факторы влияющие на выбор выпускником ВУЗа
Образовательный портал «ВСЕВЕД», на проходившей в ноябре 2005 г. Международной Выставке «Образование и Карьера XXI», проводил независимое анкетирование будущих абитуриентов. На вопрос: «Какими же основными критериями руководствуются абитуриенты при выборе ВУЗа?»
Главным критерием снова было названо – трудоустройство (28%), затем следует выдача дипломов государственного образца – 26%, третье место поделили между собой известность (престижность) вуза и углубленное изучение языков (по 14% соответственно), и далее по убыванию значимости:
территориальное месторасположение ВУЗа – 9%,
материально-техническая база ВУЗа – 8%,
другое – 1%.
При выборе вуза решающим фактором (проект EXAMEN в сентябре 2005 и апреле 2006) для родителей старшеклассников являются перспективы дальнейшего трудоустройства ребенка. На первое место этот фактор поставили 40% респондентов. Треть родителей и абитуриентов в первую очередь руководствуются при выборе наличием интересующих специальностей.
Для 12% решающей характеристикой является стоимость обучения; число таких респондентов несколько больше, чем в прошлые годы. Это связано с постепенным сокращением бесплатного набора и прогрессирующей дифференциацией вузов по стоимости обучения. Родители абитуриентов все чаще интересуются программами кредитования образования, поддерживаемыми вузом. Среди прочих факторов выбора наиболее часто указывались следующие:
Уровень
сложности вступительных
Удобное расположение вуза - 9%;
Контакты с зарубежными вузами и другими организациями - 8%;
Количество изучаемых иностранных языков - 7%;
Возможность получения двух дипломов - 6%;
Бренд вуза - 5%;
Наличие военной кафедры - 5%;
Положительные отзывы знакомых - 5%;
Возможность получения образовательного кредита на льготных условиях - 3%;
Наличие подходящих форм обучения - 3%;
Спортивные сооружения вуза, наличие спортивных секций - 3%;
Форма оплаты обучения - 3%;
Наличие магистратуры - 2%;
Наличие известных преподавателей - 2%.
Как показал анализ данных исследований, уменьшается, однако, значимость таких факторов, как наличие военной кафедры (собственно, вузов, в которых она осталась, не так много), близость к месту жительства. Наоборот, возрастает роль связей вуза с иностранными университетами, а также зависимость от количества изучаемых иностранных языков.
На основании полученных данных исследования, проведенного в 2006 году, можно сделать заключение о о том, что главным критерием при выборе профессии молодежь считает оплату труда (62%). Значительно меньшая доля школьников отмечает престиж профессии, возможность карьерного роста (12%), легкость обучения в вузе по выбранной специальности (8%) и др. Заметно ниже рейтинг такого критерия, как собственные интеллектуальные возможности (5%) (рис.3).
Информация о работе Исследование рынка образовательных услуг