Исследование рынка образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2012 в 00:50, курсовая работа

Описание работы

Период обучения в вузе и получение высшего образования является не только определенной вехой в жизни каждого человека, но и одним из важных этапов социализации личности, способствующих формированию ее мировоззрения. Мотивация получения высшего образования занимает ведущее место в структуре личности; посредством именно этого понятия объясняются движущие силы поведения человека.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Постановка и технология маркетингового исследования 5
1.1. Обоснование цели и задачи маркетингового исследования 5
1.2. Выбор методов сбора и технологии обработки данных 7
Глава 2. Представление результатов маркетингового исследования 19
2.1. Обработка первичной (вторичной) маркетинговой информации 19
2.2. Презентация результатов маркетингового исследования 37

Глава 3. Формирование маркетинговых решений по результатам исследования в области товарной политики образовательных услуг 54
Заключение 56
Список использованных источников 60

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по маркетингу 2.doc

— 1.14 Мб (Скачать файл)
 

Менее 1000 у.е. - 6%

 

От 1000 до 2000 у.е. - 19%

 

От 2000 до 3000 у.е. - 31%

 

От 3000 до 5000 у.е. - 19%

 

От 5000 до 7000 у.е. - 6%

 

Более 7000 у.е. - 8%

 

Вообще  не готовы платить - 11%

 

             Тем не менее, учитывая серьезные конкурсы, многим приходится рассматривать варианты обучения на платной основе. В августе 2007 года, из тех, кто готов платить за обучение, более трети (39%) готовы отдавать за него $6-8 тыс. вгод и треть (33%) — $4-6 тыс. в год. 11% рассчитывают уложиться в сумму $2-4 тыс. в год, 9% не готовы платить более $2 тыс., 8% могут заплатить более 8 тыс. условных единиц за год обучения.

            Таким образом, в настоящее время к тому, что обучение становится платным, в нашей стране постепенно привыкают. Количество родителей, не готовых вообще платить за образование, сокращается. В целом платежеспособность населения медленно, но растет. Растет и популярность образовательных кредитов, ряд банков предоставляет кредиты на высшее образование на льготных условиях.

 
 
 

 Влияние референтных групп на выбор ВУЗа

 

             С этой целью в Белгородской государственной академии строительных материалов в рамках социологических исследований «Абитуриент БелГТАСМ–2001» и оценки рейтинга вузов г.Белгорода лабораторией профессиональной адаптации и трудоустройства специалистов (ПАТС) было проведено пилотное исследование мотивов, влияющих на стремление молодежи получить высшее образование. Всего в опросе приняли участие 85 абитуриентов, приехавших из различных регионов России и 636 школьников, заканчивающих школы города. Основная масса (75%) иногородних абитуриентов представлена выпускниками общеобразовательных школ, еще 23,5% пришли после средних специальных учебных заведений, 1% иногородних абитуриентов работал.

             Исследование показало, что больше половины иногородних абитуриентов (59%) при выборе учебного заведения руководствовались собственным мнением и 31% мнением родителей. Преобладающая часть белгородских школьников (75%) при выборе вуза ориентируются на собственное мнение и только 25% учитывали мнение родителей.

             В сентябре 2005 и апреле 2006 года в Москве было проведен опрос, одним из вопросов которого был: «Кто в семье принимает участие в выборе вуза?». Прозвучали следующие ответы:

 

Сам абитуриент - 40%

 

Мать - 30%

 

Отец - 27%

 

Бабушки/Дедушки - 4%

 

Друзья  и знакомые - 4%

 

Братья/Сестры - 3%

 

Другие  члены семьи - 2%

 

 Был  задан также вопрос: «Чье мнение  является решающим при выборе  вуза?».

 

Самого  абитуриента - 74%

 

Матери - 14%

 

Отца - 3%

 

Обоих родителей - 9%

 

             Большинство родителей в опросе указывают, что решающее слово остается за абитуриентом. В то же время на практике чаще всего происходит так: в согласии с родителями обычно определяются основные варианты для поступления (возможные специальности, вузы, где эти специальности преподают).

             Сами абитуриенты при выборе вуза чаще всего советуются с обоими родителями (54% старшеклассников), 24% - с мамами, 19% - с друзьями, 6% - со старшими братьями или сестрами.

            1 сентября 2008 учебного года в рамках состоявшейся в ФГОУ ВПО «УГСХА» «Дня Знаний» в исследовании приняли участие 657 респондентов пяти факультетов. Из числа опрошенных на вопрос «Кто повлиял на твой выбор вуза и специальности?», половина (50,7%) ответила, что, именно родители и родственники выступили в качестве «советчиков», во-вторых, сами абитуриенты сделали такой выбор, так как эта специальность нравится с детства (39,0%), в-третьих, друзья (13,4%), в- четвертых, школьные учителя (9,5%), в-пятых, сотрудники академии, проводившие профконсультирование и профориентирование в школе (7,0%), в-шестых, средства массовой информации (4,4%) и, в-седьмых, рекламодатели (0,8%).

 

 Выбор специальности

 

             Выбирая вуз и специальность, абитуриенты и их родители во многом руководствуются определенным общественным мнением относительно популярности и престижности тех или иных специальностей. Также немалую роль играет и то, какими дисциплинами абитуриент интересовался в школе. На вопрос одного из исследований: «Кем хотят работать старшеклассники?» были получены ответы:

 

Менеджером - 23%

 

Специалистом  по финансам - 15%

 

Специалистом  по рекламе, маркетингу, PR - 15%

 

Лингвистом, переводчиком - 9%

 

Психологом - 8%

 

IT-специалистом - 8%

 

Дизайнером - 4%

 

Инженером, архитектором - 4%

 

Врачом - 4%

 

Журналистом - 3%

 

HR-менеджером - 3%

 

Социологом - 2%

 

Юристом - 2%

 

             Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) насчитывает более 600 наименований. Специалисты агентства «РейтОР» решили определить, какие же специальности (направления подготовки) сейчас наиболее популярны среди абитуриентов и их родителей. С этой целью проведен опрос посетителей 24-й Международной Московской выставки «Образование и карьера – XXI век» и изучены перечни образовательных программ, предлагаемых в российских вузах.

             Как показали опросы абитуриентов, выпускники школ практически 10-лет не меняют свои пристрастия при выборе будущей специальности (рис. 5).

Рис.5

 Популярные  специальности (в процентах от  общего числа опрошенных)

 

 Ожидания выпускников по заработной плате после окончания ВУЗа

 

             Наибольшее число абитуриентов (43%) по результатам опроса, проведенного в августе 2007 года, рассчитывают на стартовый оклад при устройстве на работу в размере $800-1000. 7% планируют получать до $600, 18% — $600-800, 8% — $1000-1300, 7% — $1300-1500, 17% — более $1500.

             Тем не менее, по данным анализа предложений сайтов по поиску работы, сотрудникам без опыта работы и с неполным высшим образованием работодатели предлагают в среднем до $600. С опытом работы до года и желательно с высшим образованием — $600-800. С опытом работы 1-3 года и обязательным наличием высшего образования предлагаются оклады $800-1500. Оклады более $1500 предлагаются людям с высшим образованием и опытом работы 3-6 лет (табл.4).

 

 Табл.4

 

 Предложение  заработной платы работодателями  в зависимости от опыта работы  и образования.

 

Стартовый оклад                            Опыт работы                           Образование

 

До $600                                Не обязателен                      Неполное           высшее

        образование

$600-800                                        До 1 года                 Высшее образование      

                         желательно

$801-1000                                    1-3 года                       Высшее образование

        образование

$1001-1300                                          1-3 года                Высшее образование

         обязательно

$1301-1500                                          1-3 года                Высшее образование

        обязательно

Более $1500                                      3-6 лет                Высшее образование

              обязательно

 

 Выводы:

 

1) абсолютное  большинство студенческой молодежи (более 90% опрошенных) считает, что  получение высшего образования  в современных социально-экономических условиях необходимо для получения хорошей профессии и достижения определенного успеха в жизни.

 

2) Считается,  что мотивация получения абитуриентами  высшего образования является  преимущественно внешней — это  ориентация на престижность высшего образования и получение квалифицированной специальности, пользующейся спросом на рынке труда. Так же возможность устроить личную жизнь.

3) Таким образом, если на первом по значимости месте оказываются факторы, непосредственно связанные с будущим абитуриента (перспективы трудоустройства, подходящая специальность), то на втором - ориентированные на удобство обучения (стоимость, сложность вступительных испытаний, местоположение вуза). Причем главным здесь является стратегическая ориентация абитуриентов и первокурсников не на престижность вуза или на качество образования, а на результат обучения – возможность успешного трудоустройства после окончания вуза. При этом диплом престижного вуза воспринимается как конкурентное преимущество при трудоустройстве.

 

4) Самым  популярным среди абитуриентов  ВУЗом Москвы является МГУ  им. Ломоносова. Российская экономическая  академия им. Г. В. Плеханова  – ведущий вуз в подготовке  экономистов, Государственный университет  управления специализируется на  выпуске менеджеров для всех отраслей, МГТУ им. Н.Э.Баумана лидирует в подготовке IT-специалистов, Финансовая академия при Правительстве РФ – «финансистов», МГЮА – юристов.

 

5) Среди  основных источников информации  при выборе вуза лидируют Интернет (82%), образовательные выставки (55%), советы знакомых (50%), а также справочные издания (43%).

 

7) Расходы на оплату услуг системы образования в структуре совокупных расходов семьи среднего класса достигли уровня 3-5%. Это чрезвычайно высокий уровень. И мы имеем достаточно оснований полагать, что если сами расходы на образование в семьях среднего класса и будут в дальнейшем расти небольшими темпами, то их доля в совокупных расходах скорее должна снижаться. Для справки - средняя американская семья тратит сегодня на оплату образовательных услуг всего лишь около 1.5-2% от общего размера своих потребительских расходов.

 

8) При  выборе учебного заведения абитуриенты  ориентируются в основном на  собственное мнение. Хотя последнее  время мнение родителей на  выбор ВУЗа играет значительную  роль. 9)Традиционный интерес к таким профессиям, как финансист и менеджер, сохраняется. Увеличивается число абитуриентов, интересующихся карьерой в области информационных технологий и творческими профессиями - архитектурой, дизайном.

 

10) Наибольшее  число абитуриентов (43%) рассчитывают на стартовый оклад при устройстве на работу в размере $800-1000. Хотя начальная заработная плата молодых специалистов в основном составляет от $300 до $700. Вместе с тем во всех отраслях, за исключением машиностроения, есть значительная доля предприятий, где средняя зарплата выпускников превышает $700. Больше всего таких предприятий в сфере менеджмента, IТ и телекоммуникаций.

2.2. Презентация  результатов маркетингового исследования

        

             В рамках данной курсовой работы было проведено маркетинговое исследование с целью выявления мотивации абитуриентов при выборе высшего учебного заведения. Исследование проводилось с помощью такого рабочего инструментария, как анкета. На вопросы данной анкеты ответило 150 респондентов. Опрос был проведен в школах номер 8, 9, 25, 29, 32, 39,42, 44, гимназии Салахова, а также в 32 и 33 микрорайонах среди учащихся 9 и 11 классов с 10 по 20 апреля 2012 года. Вся полученная информация была приведена к более сжатому виду с помощью программ Microsoft Excel и Microsoft Access. В результате данного исследования мною были получены описанные ниже результаты.

             В проведенном опросе участвовало 150 респондентов, из которых 69 человек (46%) – молодые люди и 81 человек (54%) – девушки, что графически представлено на рисунке 6.

 

 Рис. 6

 Распределение  респондентов по половому признаку

 
 
 

Информация о работе Исследование рынка образовательных услуг