Исследование социально-экономической конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2012 в 10:02, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Проведение социально-экономического анализа конкурентоспособности предприятия и разработка на его основе конкурентной стратегии предприятия.
В курсовой работе необходимо решить следующие теоретические и практические задачи:
– изучить теоретические основы исследования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия;
– выявить факторы, влияющие на достижение предприятием конкурентных преимуществ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 4
2. АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» 24
2.1 МЕСТО И РОЛЬ УП «МИНСКИЙ МОТОРНЫЙ ЗАВОД» НА РЫНКЕ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 24
2.2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 27
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57

Файлы: 1 файл

Тема Повышение конкурентноспособности товаров предприятия на внутреннем рынке на предприятии.doc

— 646.50 Кб (Скачать файл)

Источник: собственная разработка

Расходы на подготовку и освоение производства в себестоимости химической продукции принимаются в размере 0,1 % от суммы инвестиций и составят 15,107 млн. руб. Проектная калькуляция представлена в таблице 3.13.

Таблица 3.Ё3. Проектная калькуляция себестоимости продукции

 

Наименование калькуляционных статей

 

Сумма затрат, млн. руб.

на единицу продукции

на весь выпуск

Сырье и материалы

2,37

37856

Вспомагательные материалы

0,0588

940,5

Возвратные отходы (вычитаются)

0,034

535,8

Топливо и энергия на технологические цели

0,019

312,9

Основная заработная плата производственных рабочих

0,046

735,55

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

0,008

127,7

 

Отчисления в бюджет и внебюджетные фонды

0,022

345,3

Расходы на подготовку и освоение производства

0,0009

15,107

Общепроизводственные расходы

0,12

1918,58

Цеховая себестоимость продукции

2,61

41715,84

Общехозяйственные расходы

0,13

2085,79

Производственная себестоимость

2,74

43801,63

Коммерческие расходы

0,055

876,03

Полная себестоимость продукции

2,79

44677,66

          Источник: собственная разработка

 

Безубыточное производство – количество единиц продукции (В), которое нужно произвести и продать, чтобы полностью покрыть годовые постоянные издержки (Зпост) при данной продажной цене единицы продукции (Ц) и переменных издержках (Зпер).

При определении точки безубыточности издержки на производство продукции разделяют на условно–постоянные (Зпост), не изменяющиеся при изменении объема производства (общепроизводственные расходы за исключением расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией оборудования; общехозяйственные расходы, за исключением налогов и сборов; сумма полученных кредитов и выплата процентов по ним; коммерческие расходы, за исключением расходов на тару, упаковку и транспортировку продукции) и на условно–переменные (Зпер), меняющиеся прямо пропорционально объему производства (затраты на сырье, материалы, затраты на электро– и теплоэнергию, используемые в производственных процессах, затраты на оплату труда основного производственного персонала с отчислениями в бюджет и внебюджетные фонды, расходы на тару и транспортировку готовой продукции) [43, c.60].

Точка безубыточности (Тб ) определяется по формуле 3.9:

                                                        Тб = Зпост / (Ц–Зпер.),                                                     (3.9)             

Зпост = 467,73 + 2085,79 + 131,4 = 2684,49 млн. руб.,

Зпер = (38796,5 + 312,9 + 735,55 + 127,7 + 345,3 + 742,08) / 16000 = 2,558 млн. руб.,

Тб = 2684,49 / (4,5–2,558) = 1382 т.

Пр = 72000–44677,66 = 27322,3 млн. руб.

Р = 27322,3 * 100/44677,66 = 61,15%.

4.5.Расчет прибыли от реализации продукции и ее рентабельности

 

Таблица 3.14. Расчет прибыли от реализации продукции

и ее рентабельности

 

Наимено–вание продукции

Полная себестоимость,

млн. руб.

 

Оптовая цена единицы продукции, млн. руб.

 

Объем продаж, млн. руб.

 

Прибыль от реализации продукции,

млн. руб.

 

Рентабельность продукции,

%

единицы продукции

всего выпуска

двигатель Д240

2,79

44677,7

4,5

72000

27322,3

61,15

Источник: собственная разработка

 

Таким образом, на основе рассчитанных показателей можно сделать вывод, что проект по внедрению линии производства двигателя Д240 нового поколения в целом эффективен и принесет предприятию доход в размере 27322,3 млн. руб. Рентабельность составляет 61,15%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Рассмотренные в курсовой работе теоретические и практические исследования по формированию и управлению конкурентоспособностью п предприятия позволили сделать следующие выводы и предложения:

В ходе построения данной модели на примере УП «Минский моторный завод» систематизированы причины конкурентоспособности предприятия, идентифицированы фирменные компетенции и способности и определены приоритетные бизнес – направления для формирования конку­рентных преимуществ.

Анализ рынков сбыта за последние годы показывает, что  основными его сегментами по потреблению дизельных двигателей является Минский тракторный завод, доля потребления которого в 2011 году составила 43,86% .

Вторым по значимости потребителем 2011 года  является Московский завод АМО «ЗИЛ», его доля составила 10,7%.

Доля ПО «Гомсельмаш»  и  РУП «МАЗ» соответственно составила 0,13% и 1,47%

От 1% до 3% получили в 2011 году  нашу продукцию производители строительной и дорожной техники, в том числе РУП "Амкодор–Ударник" 1,76 %.            

В нашем случае предприятие практически является монополистом на рынке дизельных двигателей.

Таким образом, целесообразно выбрать стратегию лидера на рынке.

Для того, чтобы упрочить свое положение, УП «ММЗ» как лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлечению новых потребителей, нахождению новых способов потребления и применения продукции. И чтобы уверенно доминировать – УП «ММЗ»  должно находить способы расширения общего спроса, защищать свой сегмент рынка с помощью хорошо спланированных наступательных и оборонительных действий, и попытаться расширить свою долю рынка.

К числу стратегических решений УП «ММЗ» можно отнести:

–        выход на новые рынки сбыта;

–        введение новшеств (новые продукции, технологии);

–        организационные изменения (изменения организационно–правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации оплаты труда, взаимодействие с поставщиками и потребителями).

–        высокая конкурентоспособность дизельного двигателя Д 240 по отношении к аналогам–конкурентам достигается за счет высоких технико–экономических показателей, низкой цены, близости основного потребителя («МТЗ»), сервисного обслуживания.

На основании приведенного выше  расчета оценки конкурентоспособности продукции можно отметить, что дизельный двигатель Д240 «Минского моторного завода» является конкурентоспособным на рынке Республики Беларусь. Двигатель Д240  является конкурентоспособным по цене, по удельной мощности, по массе двигателя и соответственно доступности к его составляющим входе ремонтных работ. На белорусском рынке УП «ММЗ» является монополистом, его основные потребители в основном находятся в Минске:

РУП «Минский тракторный завод» ( до 75% всех потребляемых двигателей серии Д240);

АО «Амкодор–Ударник»;

РУП «Минский автомобильный завод».

Близость потребителя уменьшает цену на двигатели, тем самым ставит «ММЗ» в конкурентоспособное положение.

Исходя из полученных данных, можно рекомендовать отделу маркетинга  «ММЗ»  в его рекламной деятельности отталкиваться от наиболее выигрышных позиций серийного двигателя Д240.

В связи с возросшей конкуренцией на внешнем рынке и требованиям к качеству дизельных двигателей основной задачей УП «Минский моторный завод» является: наряду с модернизацией находящихся в производстве двигателей, и  улучшением мощностно–экономических показателей, еще и доведение этих показателей до соответствия требованиям международным стандартам по выбросам вредных веществ и дымности отработавших газов, а также уровню шума и вибрации.

Таким образом, на основе рассчитанных показателей можно сделать вывод, что проект по внедрению линии производства двигателя Д240 нового поколения в целом эффективен и принесет предприятию доход в размере 27322,3 млн. руб. Рентабельность составляет 61,15%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Азоев Г.Л., Челенков А,П, Конкурентные преимущества фирмы. – М.: ОАО «Типография НОВОСТИ», 2000. – 256с.
  2. Акулич И.Л. Международный маркетинг: Учеб. пособие / Мн.: Выш. шк., 2009
  3. Алексунин В.А. Международный маркетинг: Учебное пособие.– 2–е изд.–М.: Издательский дом "Дашков и Ко", 2001
  4. Анисимов А.С. Сущность и типология стратегий/ Консультант Директора. –2000.–Ш1–С.5–11.
  5. Анн Холгер, Багиев Г.Л. Маркетинг: особенности организации международных бизнес – коммуникаций: Учебное пособие. СПб.: Изд–во СПбГУЭФ, 1998
  6. Ансофф И, Новая корпоративная стратегия. – СПб: Питер Ком, 1999. –416с,
  7. Беленов О., Долгих В.В. Конкурентные преимущества и конкурентоспо­собность промышленных предприятий: Подходы, анализ, опенка. — Воронеж; Изд–во ВГУ, 2004– – 80с.
  8. Белоусов В.И. Анализ конкурентоспособности фирмы/Менеджмент в Рос­сии и за рубежом. –2001– – №5
  9. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Питер, 2001
  10. Виханский О.С. Наумов А.И. – Менеджмент – М.: Гардарики, 2003
  11. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2003. – 296 с.
  12. Гилберт А. Черчилль. Маркетинговые исследования. – СПб: Питер, 2001. – 752с.: ил. – (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
  13. Диксон П.Р. Управление маркетингом. – М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. – 250с.
  14. Жан–Жак Ламбен. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/Пер. с французского– Спб.:"Наука", 1996
  15. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. – М.: 1998.
  16. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг (сто вопросов – сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 1991. – 416с.
  17. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций: Учебное пособие для Вузов.–М.:ЮНИТИ–ДАНА, 1999
  18. Л. Андреев М.И Учет враждебности рынка при осуществление внешнеторговой деятельности/' Менеджмент в России и за рубежом, 2000. – №5. – С. Зй – 44.
  19. Менеджмент организации: учебное пособие / З. П. Румянцева, Н. А., Соломатин, Р. З. Акбердин и др. М.: ИНФРА–М, 1995.
  20. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: 1998.
  21. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учебное пособие/Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –208с.
  22. Мурахтанова Н.М. Маркетинг: Учебное пособие/Н.М. Мурахтанова, Е.И. Еремина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. –208с.
  23. Никифорова С.В. Международный маркетинг: Учебное пособие. СПб.: Изд–во СПбГУЭФ, 1998
  24. Попов С.А. Стратегическое Управление. – М.: Инфра – М, 1999.
  25. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. – 5–е изд., перераб. и доп. – М.: Изд–во «Перспектива», 2000, – 398 с.

26. Стратегический маркетинг. Политика товародвижения : С77   учеб.–метод, комплекс: в 2 ч. 4.1: Стратегический маркетинг; 4.2: Политика товародвижения. – 2–е изд., стереотипн. / В.Я. Стариков. С.Г. Щербакова. – Минск: Изд–во МИУ, 2012. –244с.

  1. Стратегический менеджмент: Учебник / Под ред. проф. А.П. Ефремова, – 2–е изд., испр. и доп. – СПб.: специальная литература, 2004. – 589 с.
  2. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: Новое знание, 2003. – 384с.
  3. Суша Н.В. Работы курсовые, выпускные и дипломные. Структура и правила оформления. СТП МИУ 2.0.01.–05: Стандарт предприятия / Н.В. Суша, В.В. Гедранович, М.И. Пикуль, В.В. Таборовец. – Мн.: изд–во МИУ, 2005. – 48 с.
  4. Суширов А.И. Анализ конкурентоспособности предприятия на  основе        технологии бенчмаркинга, М., 2005. – 502с.
  5. Томпсон А.А., Стратегический менеджмент: Учебник для вузов / Пер. с англ. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999, 576 с.
  6. Филипп Котлер. Маркетинг менеджмент. Экспресс–курс 2–е изд./Пер. с англ. под ред. С.Г. Божук. – СПб.: Питер, 2009. – 464с.: ил. – (Серия «Деловой бестселлер»).
  7. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. – 3–е изд., перераб и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. –560.: ил.
  8. Черенков В.И. Международный маркетинг: Учеб. пособие. – СПБ.: ИВЭСЭП, 2003
  9. Черенков В.И. Международный маркетинг: Учебное пособие. СПб.: Общество "Знание", 1998
  10. Чернобривец А.С. Анализ себестоимости продукции (работ, услуг)//Экономика. Финансы. Управление. –2005– №:5–с.14–23.
  11. Чернобривец А.С. Планирование издержек производства // Экономика. Финансы. Управление. –2005– №:8–с.80–85.

5

 



Информация о работе Исследование социально-экономической конкурентоспособности предприятия