Корректировка маркетинговой стратегии «ОАО Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 02:31, курсовая работа

Описание работы

Описание сущности маркетинговой стратегии в организации, а так же особенности маркетинговых стратегий предприятий ракетно-космической сферы. Ситуационный анализ компании ОАО РКК «Энергия», выявление сильных и слабых сторон организации, ее конкурентной позиции. Мероприятия руководства компании ОАО «РКК «Энергия», которые должны быть предприняты для совершенствования маркетинговой стратегии организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 МЕСТО И РОЛЬ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА В СТРУКТУРЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….16
1.1 Маркетинговая стратегия организации…………………………………..16
1.2 Маркетинговые стратегии в ракетно-космической сфере………………30
2 АНАЛИЗ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОАО «РАКЕТНО - КОСМИЧЕСКОЙ КОРПОРАЦИИ «ЭНЕРГИЯ» им. С.П. Королева»…34
2.1 Маркетинговый анализ ОАО «РКК Энергия»…………………………34
2.1.1 Организационная структура ОАО «РКК Энергия»…………………….34
2.1.2 Ситуационный анализ ОАО «РКК «Энергия»…………………………..38
2.1.3 SNW – анализ ОАО «РКК Энергия»…………………………………..42
2.1.4 Декомпозиция целей в ОАО «РКК «Энергия………………………….49
2.1.5 Маркетинговый потенциал ОАО «РКК «Энергия»……………………50
2.1.6 Сегментирование рынков B2B ОАО «РКК «Энергия»…………………51
2.1.7 Позиционирование ОАО «РКК «Энергия»………………………..........53
2.1.8 Анализ пяти сил по М. Портеру в ОАО «РКК «Энергия»…….............54
2.2 Маркетинговый комплекс ОАО «РКК «Энергия»………………..……59
2.2.1 Товар (ABC-анализ, модель товара Ф. Котлера) 60
2.2.1 Планирование услуги…………………………………………………….61
2.2.2 Планирование цены……………………………………………………….66
2.3 Маркетинговые стратегии ОАО «РКК Энергия»……………………….67
2.3.1 Матрица «Дженерал Электрик»……………………………………….67
2.3.2 Матрица И. Ансоффа…………………………………………………….69
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ ОАО «РКК «Энергия»…………………………………………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. 74

Файлы: 1 файл

моооой.doc

— 586.00 Кб (Скачать файл)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      1. Позиционирование  ракетно-космической  корпорации

      «РКК  «Энергия» 

Идентификация компании и понимание её преимуществ  невозможно без позиционирования.

Корпорация  «Энергия» акционерное общество, осуществляющее космическую  деятельность по  созданию и производству космической техники, космических материалов и технологий, а также созданию и реконструкции космической инфраструктуры; монтажу оборудования, ввода и приема в эксплуатацию объектов космической инфраструктуры, их доработку, ремонт и реконструкцию; подготовку средств выведения и космических объектов к запуску; подготовку космонавтов к полету на космических кораблях и научно-методическое обеспечение пилотируемых космических полетов; запуск и управление полетом космических объектов; использование (эксплуатация) космической техники, космических материалов и космических технологий, в том числе: проведение исследований и экспериментов с применением космической техники; прием и обработка информации, получаемой с космических аппаратов дистанционного зондирования Земли; международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.1.8 Анализ пяти сил по М. Портеру в компании ООО «АНКОР ЭНЕРДЖИ СЕРВИСЕЗ» 

     Чтобы определить уровень конкуренции, и, следовательно, привлекательности ведения бизнеса в конкретной отрасли для компании ОАО РКК «Энергия» используется Анализ пяти сил Портера (таб. 2.1.7)

     Привлекательность отрасли, в данном контексте, имеет  отношение к достаточной рентабельности отрасли. «Не привлекательной» отраслью является такая, в которой сочетание сил снижает рентабельность. Самой «не привлекательной», является отрасль, которая приближается к совершенной конкуренции.

     Портер  определил 5 сил конкуренции как «микросреду», противопоставляя ее большому количеству факторов, включенных в термин «макросреда». Макросреда состоит из тех сил, которые влияют на способность компании к обслуживанию собственных клиентов и получению прибыли. Изменение в любой из сил «микросреды» обычно требует, чтобы компания пересмотрела свое место в отрасли и на рынке.

 

1. Конкуренция в  данной отрасли 2. Потенциальные конкуренты 3. Поставщики 4. Клиенты
5. Альтернативные  товары и услуги
  1. Оценить совокупный рынок труда в отрасли представляется сложным.Предприятий  этой отрасли не так много, однако все они масштабны по количеству занятых в производстве.       По приблизительным подсчетам рынок составляет сотни тысяч рабочих мест, среди ни проектанты, конструктора, рабочие и управленческий состав. Наблюдается высокая потребность в персонале по сем направлениям,
  2. нехватка специалистов с высшим инженерным образованием и хорошим знанием ПК
  3. Конкуренция носит олигопольный характер, так как существует всего несколько крупных игроков в России, специализирующихся в данной области.
4. ОАО «РКК Энергия» -лидирующее предприятие в отрасли по пилотируемым космическим кораблям. 
 
 
Основной российский конкурент: ГКНПЦ имени М.В.Хруничева был образован Распоряжением № 421-рп Президента РФ от 7 июня 1993 г. на базе крупнейших предприятий ракетно-космической промышленности России – завода им. М.В.Хруничева и КБ «Салют». Целью создания было сохранение, укрепление и развитие научно-технического потенциала, повышение эффективности работы промышленности в новых экономических условиях и выход на мировой космический рынок.

В соответствие со стратегией развития ракетно-космической  промышленности, а также согласно Федеральной целевой программе  “Реформирование и развитие оборонно-промышленного  комплекса (2002-2006 гг.), утвержденной Постановлением Правительства РФ 11 октября 2001 года № 713 на базе ФГУП ГКНПЦ им. М.В. Хруничева было решено создать крупную интегрированную структуру в области разработки и создания ракет-носителей тяжелого класса. Важнейшая задача интеграции – сохранение существующего производственного и научно-технического потенциала предприятия, обеспечение выполнения государственных заказов, предусмотренных Федеральной космической программой.  

Основные мировые  конкуренты:

Американские компании

1. The Boeing Company — американская корпорация. Один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники. Штаб-квартира находится в Чикаго (штат Иллинойс, США).

В состав корпорации входят два основных подразделения: Boeing Commercial Airplanes (гражданская продукция) и Integrated Defense Systems (продукция военного назначения). Кроме того, в состав корпорации входят «Boeing Capital Corporation» (вопросы финансирования проектов), «Shared Services Group» (инфраструктурная поддержка) и «Boeing Engineering, Operations & Technology» (разработка, приобретение и внедрение инновационных технологий и процессов).

2. Lockheed Martin Corporation (NYSE: LMT) — американская компания, специализирующаяся в области авиастроения, авиакосмической техники, судостроения, автоматизации почтовых служб и аэропортовой логистики. Штаб-квартира в городе Бетесда (Мэриленд), США. Число сотрудников по всему миру составляет 130 тыс. человек. В настоящее время пост президента, председателя и генерального директора (CEO) корпорации занимает Роберт Стивенс. Корпорация Lockheed Martin — крупнейшее в мире предприятие ВПК (по данным на 2010 г.).[1] 95 % доходов компания получает от заказов Министерства обороны США, др. агентств и департаментов правительства США, а также от зарубежных заказчиков.

Основной европейски конкурент

Арианэспас  СА (фр. Arianespace SA или в английском произношении «Арианспейс») — основанная в 1980 году французская компания, которая является первой коммерческой компанией, осуществляющая космические перевозки. Они осуществляют производство, эксплуатацию и маркетинг ракеты-носителя «Ариан 5» как часть программы «Ариан».

На 2004 год Арианэспас СА контролировало более 50 % мирового рынка запусков на ГСО. Более чем 240 коммерческих запусков было осуществлено с 22 мая 1984 года и Арианэспас СА утверждает, что общее число контрактов, заключенных с момента начала работы компании с 1984 года, составляет 285. Арианэспас использует Гвианский Космический центр (Guiana Space Centre), Куру, Французская Гвиана в качестве стартовой площадки. Штаб-квартира находится в Эври, Франция. 

ФГУП НПЦ  АП

ЗАО ЗЭМ

ФГУП  ИЦ имени М.В, Келдыша

ВМЗ –  филиал ГК НПЦ Хруничева

Потребителем продукции, на оборот с которым приходится более 10% общей выручки, является Российская Федерация, от имени которой выступает Федеральное космическое агентство

( Роскосмос) - осуществляет функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения. Важнейшей функцией Роскосмоса является организация эксплуатации космодрома «Байконур» и всех проводимых на нём работ (эти обязанности возложены на одно из ключевых предприятий Роскосмоса — ФГУП «ЦЭНКИ»). Кроме того, под руководством Роскосмоса в ближайшие годы будет строиться и эксплуатироваться новый российский космодром«Восточный». Также Роскосмос занимается реализацией федерального проекта ГЛОНАСС.

Факторы, которые  могут негативно повлиять на сбыт эмитентом его продукции (работ, услуг), и возможные действия эмитента по уменьшению такого влияния: 
На сбыт эмитентом продукции может повлиять изменение Федеральной Космической программы России.

_

 
 
 
 

 

2.2 Маркетинговый комплекс  ОАО «РКК Энергия» 

     Под маркетинговым комплексом будем  понимать набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, без мониторинга которых  невозможно предвидеть и планировать желательную реакцию целевого рынка.

     Концепция комплекса маркетинга (4P) включает 4 составляющих:

       Product — товар, продукт, набор изделий  или услуг, которые фирма предлагает целевому рынку.

       Price — цена, денежный эквивалент, который  оплачивает потребитель.

       Place — дословно — место, в данном  контексте — методы распространения,  возможная деятельность, благодаря  которой продукт становится более  доступным для целевых покупателей.

       Promotion — стимулирование (продвижение), возможная  деятельность фирмы по распространению  сведений о достоинствах своего  товара и убеждение целевых  потребителей покупать этот товар. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2.1 Товар (ABC-анализ, модель товара Ф. Котлера) 

Первоначально был проведён анализ товара по методу Ф.Котлера или АВС-анализ.

Продукция корпорации «Энергия» находится на третьем уровне, т.е. «товар с подкреплением».

Структура Корпорации такова, что в ней производится весь комплекс работ по проектированию, производству, сборке летательных аппаратов, а так же запуску, стыковке и управлению полётом (для этого создана специальная оперативная группа управления полетами) 

Рис.3. Многоуровневая модель товара по Ф.Котлеру. 

    Многоуровневая  модель Ф. Котлера является классической моделью рассмотрения товара или услуги, поскольку при данной методике выделяются ее ключевые характеристики.  
 
 

     2.2.2 Планирование услуги 

     НПО "Энергия" осуществляло деятельность как государственное предприятие – головное в отечественной ракетно-космической промышленности по ракетным комплексам, космическим аппаратам различного назначения и ракетно-космическим комплексам и системам. 

Потребности потребителей услуг  в ракетно-космической  отрасли:

    • разработка, производство и эксплуатация ракетно-космической техники
    • развитие наукоёмких космических технологий
    • разработка основных направлений и перспектив развития пилотируемых орбитальных комплексов, ракет-носителей различного класса и создаваемых  на их базе ракетно-космических систем различного назначения
    • качественное, постоянное сопровождение процесса полета на всех этапах
    • международное сотрудничество по космическим проектам с ведущими компаниями в отрасли

     Спектр  услуг ОАО «РКК Энергия»:

 

1. Проектно-конструкторские работы по созданию, наземной отработке, испытаниям и запуску:

• космических пилотируемых станций;

• целевых космических модулей;

• пилотируемых и грузовых космических кораблей;

• автоматических космических аппаратов и систем;

• разгонных ракетно-космических блоков;

• средств выведения

2. Обеспечение управления полетом, подготовки экипажей, подготовки и проведения космических исследований и экспериментов на орбитальных станциях и космических аппаратах.

Обеспечение технической подготовки и полётов зарубежных космонавтов, астронавтов и участников космического полёта, в том числе в рамках контрактов с зарубежными космическими агентствами и организациями. Размещение полезных нагрузок зарубежных космических агентств и организаций на борту кораблей  "Союз ТМА", "Прогресс М", РС МКС. Обеспечение использования  в их интересах российской научной аппаратуры на борту этих средств. Проектирование, изготовление, испытания и эксплуатация ракетно-космической техники для государственных ведомств и коммерческих заказчиков из России и других стран по согласованию с Роскосмосом, в том числе создание спутников связи, наблюдения и другого целевого назначения, коммерческой космической станции для эксплуатации на околоземной орбите. Инжиниринговые  услуги, консультации в области разработки, создания и эксплуатации наукоёмких и сложных инженерных космических систем по обращениям сторонних организаций и согласованию с Роскосмосом.

3. Внедрение космических наукоёмких технологий в некосмические сферы производства.

4. Создание Международной космической станции (МКС), обеспечение эксплуатации.

Разработка (с 1993) и эксплуатация (с 1998) РС МКС, включая координацию работ по нему российских и зарубежных предприятий, участие в создании и эксплуатации функционально-грузового блока "Заря", создание и эксплуатация  служебного модуля "Звезда" (2000), стыковочного модуля-отсека "Пирс" (2001),  малого исследовательского модуля "Поиск" (2009), малого исследовательского модуля "Рассвет" (2010). Изготовление и обеспечение полетов по программе МКС космических транспортных грузовых и пилотируемых кораблей  "Прогресс М", "Союз ТМ"  (с 2000). Разработка, изготовление и эксплуатация  (с 2002) в рамках программы МКС космического транспортного пилотируемого космического корабля "Союз ТМА" как современной модификации кораблей "Союз". Реализация услуг по осуществлению длительных и кратковременных пилотируемых космических полётов космонавтов, астронавтов и участников космического полёта с использованием возможностей кораблей "Союз ТМА", в том числе на коммерческой основе. Реализация услуг по доставке на околоземную орбиту (на МКС)  различных грузов с использованием  космических  кораблей  "Союз ТМА" и "Прогресс М", а также по возвращению на Землю грузов в спускаемых аппаратах кораблей "Союз ТМА". Обеспечение проведения программ космических экспериментов и исследований, а также программ работ по коммерческим контрактам с использованием средств РС МКС, транспортных кораблей  "Союз ТМА" и "Прогресс М". Проектные разработки и создание модулей РС МКС, включая многоцелевой лабораторный модуль, научно-энергетические и узловой модули.

5. Обеспечение запусков космических аппаратов (КА) с использованием разгонных блоков (ДМ-SL, ДМ-SLБ, 11С861-03).

Разработка и производство разгонных блоков ДМ (с 1969), ДМ-SL (с 1998), используемых в качестве космических ступеней ракет-носителей типа "Протон" и "Зенит", включая разработку и производство современных модернизаций этих блоков, в том числе разгонного блока ДМ-SLБ для проекта "Наземный старт", разгонного блока 11С861-03 для ракет-носителей среднего и тяжёлого классов. Обеспечение подготовки и запусков разгонных блоков типа ДМ в составе ракетно-космических комплексов типа "Протон" и "Зенит" для выведения космических аппаратов различного назначения. Обеспечение контроля полёта блоков на участке  автономного выведения  космических аппаратов  с опорной на рабочие (переходные) орбиты космического комплекса  после отделения от ракет-носителей. 
Создание и эксплуатация (с 1999) совместно с компаниями США, Украины и Норвегии  ракетно-космического комплекса морского базирования "Морской старт" для запусков коммерческих спутников на высокие околоземные орбиты с помощью ракет-носителей "Зенит-3SL", включая создание, оснащение и интеграцию в состав комплекса его ракетного сегмента в целом. Проведение работ по улучшению менеджмента проекта . Участие в создании и эксплуатации ракетно-космического комплекса наземного базирования "Наземный старт" как варианта развития комплекса "Морской старт" применительно к использованию возможностей инфраструктуры космодрома "Байконур".Участие совместно с ГНП РКЦ "ЦСКБ-Прогресс" и ГРЦ им. академика В.П. Макеева в разработке и создании ракетно-космического комплекса среднего класса повышенной грузоподъёмности для его эксплуатации с нового российского космодрома "Восточный" на Дальнем Востоке. Проектные разработки предложений по модернизации и улучшению характеристик российских ракет-носителей в интересах решения практически важных задач выведения на околоземные орбиты космических аппаратов различного назначения.

Информация о работе Корректировка маркетинговой стратегии «ОАО Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королёва