Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 01:01, курс лекций
Совершая покупки, посещая врача, концерт или дискотеку, находясь в общественном транспорте – везде без особого труда можно выделить присутствие маркетинга. В современной жизни маркетинг является частью менталитета потребителей и занимает центральное место в производственно-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования.
1. Сущность маркетинга.
2. Виды маркетинга.
3. Концепции управления маркетингом.
4. Принципы маркетинга.
5. Функции маркетинга.
6. Процесс управления маркетингом.
Критерий "полезности" маркетинговой информации определяется соотношением объема "полезной" информации (информации, которая используется отделом маркетинга) к общему объему поступающей информации из источника.
Критерий "достоверности" маркетинговой информации определяет уровень точности получаемой информации. Оценка достоверности источника маркетинговой информации сводится к определению степени отклонения полученного значения от среднего по источникам.
Критерий "периодичности" определяет устойчивость источника информации по времени ее поступления. Этот критерий обычно не оценивают математически - сроки поступления информации должны соответствовать периоду, определенному отделом маркетинга (отделом маркетинговой информации).
Критерий "систематизации" подразумевает возможность систематизировать поступающую информацию в формате хранения бумажных файлов или компьютерных баз данных. В частности, для качественной информации должна существовать возможная в отношении источника и состава информации система ее преобразования к количественному виду. Должна быть возможность автоматизированного преобразования получаемой информации на базе компьютерных технологий.
3. Этапы маркетинговых исследований и методы сбора первичной маркетинговой информации.
Руководство любого предприятия, исходя из положения на рынке, характера поставленных целей и решаемых задач, заданной стратегии действий, вынуждено решать, какие исследования и в какой последовательности проводить, какие людские и финансовые ресурсы задействовать, что можно сделать собственными силами, какие исследования выгоднее заказать внешним исполнителям и т.д.
Этапы процесса маркетинговых исследований и основные решаемые задачи приведены в виде схемы на рис. 1.
ПРОЦЕСС МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ | |
Этап I. |
Определение проблемы и целей маркетингового исследования |
| |
Этап II. |
Разборка плана маркетинговых исследований |
| |
Этап III. |
Реализация плана маркетинговых исследований |
|
|
Этап IV. |
Оценка, интерпретация систематизированной информации и доведение результатов до руководства |
|
Рис. 1. Этапы процесса маркетинговых исследований
Методами сбора первичной маркетинговой информации являются:
- опрос,
- фокус-группа,
- наблюдение,
- эксперимент и др.
Наиболее важным и широко применяемым методом сбора данных являются опросы потребителей. Они предполагают отбор представительной выборки респондентов из всей совокупности, разработку вопросника, постановку вопросов перед респондентами и анализ результатов.
Опрос - это метод сбора первичной маркетинговой информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.
Метод фокус-группы представляет собой тщательно спланированную дискуссию, нацеленную на сбор мнений по определенной тематике в непринужденной обстановке. Фокус-группа является одним из самых интересных и творческих методов сбора первичной маркетинговой информации. Она позволяет получать не столько количественную, сколько преимущественно качественную информацию, основанную на сборе, анализе и интерпретации данных выборочного опроса и наблюдения за поведением небольшого числа потребителей.
Наблюдение — метод сбора первичной маркетинговой информации, регистарции определенных процессов, событий, ситуаций, действий и поступков людей. Это процесс, который служит определенной исследовательской цели; проходит планомерно и систематически; предназначен не только для сбора интересных фактов, но и для выработки обобщающих суждений; позволяет постоянно контролировать надежность и точность результатов.
Эксперимент — метод сбора первичной маркетинговой информации путем манипулирования независимыми переменными с целью определения их влияния на зависимые переменные при сохранении контроля за влиянием других — неизучаемых — параметров. Независимые переменные (например, цены, затраты на рекламу и т.п.) могут меняться по усмотрению экспериментатора, зависимые переменные (например, объем продаж, изменение доли рынка) практически находятся вне сферы его непосредственного управления.
4. Исследования маркетинговой среды.
Любая организация функционирует в изменяющихся условиях, которые обуславливаются процессами происходящими как внутри организации, так за ее пределами.
Среда маркетинга – это совокупность активных субъектов и сил, действующих внутри и за пределами предприятия, и оказывающих существенное влияние на его маркетинговую деятельность.
Маркетинговую среду можно разделить на две составляющие: внутреннюю (микро) и внешнюю среду.
Внутренняя среда (микросреда) - это часть общей маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется им. Она имеет несколько составляющих, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов предприятия, в совокупности определяющих его потенциал. Потенциал предприятия - комплекс его возможностей и достижений, обеспечивающих конкурентные преимущества на рынке.
Анализу подлежат следующие элементы внутренней среды:
Цель исследования внутренней среды - уяснение сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны служат базой, на которую предприятие опирается в конкурентной борьбе и которую ему следует расширять и укреплять, а от слабых оно должно стараться избавиться.
Внешняя среда - совокупность двух относительно самостоятельных подсистем - макроокружения и непосредственного окружения.
Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды функционирования предприятия. Образуют ее совокупность сил и факторов, оказывающих глобальное воздействие на рынок в целом, а значит, и на каждое предприятие в отдельности. Важнейшие характеристики факторов макросреды предприятия, которые необходимо учитывать и оценивать в процессе маркетинговых исследований, приведены в табл. 1.
Таблица.1 Характеристики факторов макросреды предприятия
Факторы |
Важнейшие характеристики |
Демографичес-кие |
Численность населения; размещение по территории страны (региона); степень урбанизации; плотность населения; миграционные тенденции; возрастная структура; рождаемость; смертность; количество браков и разводов, количество, структура и состав семей; этническая и религиозная структура населения |
Экономические |
Уровень экономического развития страны; общехозяйственная конъюнктура; циклические и структурные кризисы; инфляция; валютные курсы; уровень доходов населения; структура населения по доходам; структура расходов; покупательная способность населения; цены и тенденции потребления населения; эластичность спроса; система налогообложения |
Природные |
Природные ресурсы; климатические условия; использование ресурсов в производстве; источники сырья; дефицитность отдельных ресурсов; уровень загрязнения окружающей среды; экологическая ситуация
|
Научно-технические |
Технологические изменения
в контролируемой и смежных отраслях;
внедрение современных |
Политико-правовые |
Состояние законодательства,
регулирующего хозяйственную |
Социально- культурные |
Особенности культурных и нравственных ценностей общества; формы культуры; степень подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов; уровень образования населения; культура потребления; изменение стереотипов поведения; стиль жизни; экологизация мышления населения |
Непосредственное окружение включает: поставщиков, конкурентов, посредников, потребителей и контактные аудитории.
Существенное влияние на деятельность предприятия оказывают отношения с контактными аудиториями. Под ними, в соответствии с определением Ф. Котлера, понимается “всякая группа, имеющая действительный или потенциальный интерес к работе организации или влияние на ее способность достичь стоящих перед ней целей”. Принято выделять следующие группы контактных аудиторий:
Исследование среды
маркетинга позволяет, оценив условия
в которых предприятие
5. Исследования рынка.
Рынок – это совокупность экономических, политических и социальных отношений, складывающихся в процессе обмена в связи с реализацией товара.
Основными элементами рынка являются:
-субъекты (продавцы, покупатели, поставщики, посредники и др.),
-объекты (товары, услуги, платежные средства и др.),
-отношения (обмен,
партнерство, конкуренция и др.
-среда (природная, социальная, культурная и др.).
В маркетинге классификация рынков осуществляется с использованием широкого круга признаков. Отметим лишь наиболее важные, имеющие первостепенное значение для целей практического использования.
В зависимости от
соотношения спроса и
Рынок продавца возникает, когда спрос значительно превосходит предложение. Совершенно другая ситуация характерна для рынка покупателя. Он возможен при превышении предложения над имеющимся спросом. В данном случае свои условия диктует уже не продавец, а покупатель. Для рынка покупателя характерна конкуренция. Это заставляет продавца предпринимать значительные усилия для реализации своих товаров. Именно рынок покупателя является непременным условием применения концепции маркетинга.
С точки зрений пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:
- местный (локальный);
- региональный (внутри страны);
- национальный;
- региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т.д.);
- мировой.
Товарные рынки различаются
по характеру конечного
Первоочередной задачей изучения рынка является оценка его конъюнктуры.
Конъюнктура (от лат. conjungere — соединяю, связываю) — экономическая ситуация на рынке в определенный момент как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на товары, а также уровень и динамику цен на них.
Конъюнктуру товарного рынка характеризуют следующие основные показатели:
В отдельных случаях
возникает необходимость в
На практике для прогнозирован