Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 10:20, курс лекций
Рынок – сложная общественно-экономическая система, базирующаяся на совокупности экономических и правовых механизмов, отношений, мер, рычагов, методов и способов организации и функционирования целостной общественно-экономической, производственно-сбытовой и финансово-денежной системы на основе разнообразных форм собственности и хозяйствования, использования капитала и ресурсов, заинтересованности товаропроизводителей и предпринимателей. Но и такое понимание рынка также будет неполным, если не учесть, что рыночные отношения часто строятся на неформальных договорах и связях, которые должны основываться на критериях честности, справедливости, ответственности и нравственности.
1. Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинга 4
2. Современная концепция маркетинга 14
3. Маркетинговые исследования 23
4. Поведение покупателей и потребителей 30
5. Товарная политика 37
6. Политика распределения 44
7. Цена в комплексе маркетинга 49
8. Коммуникационная политика 56
9. Современные информационные технологии в развитии маркетинга 62
10. Список литературы 67
6. Потребительская привлекательность (ценность) товаров. Потребительскую привлекательность (ценность) товаров характеризует максимальная сумма положительных и минимальное количество отрицательных свойств товаров, определяющих вместе их качество, потребительскую полезность, выгодность и безопасность. Потребительскую привлекательность характеризуют следующие факторы: стоимость (цена) продукции, качество, функциональная пригодность и долговечность пользования, незаменимость, внешний вид, безопасность, престижность и др.
7. Стимулирование заинтересованности (интересов) товаропроизводителей. Виды и формы материальной заинтересованности могут быть самыми различными: рост оплаты труда, участие в прибылях, увеличение процентов на паи собственности, приобретение акций, рост дивидендов, возможность расширения доли и воспроизводства капитала, возможность расширения частного дела и предпринимательства, выгодность вложения свободных средств в развитие производственной инфраструктуры и т.д.
8. Распределение доходов по труду. Эта закономерность требует учета необходимости распределения различных видов доходов от хозяйственной деятельности пропорционально затратам живого и овеществленного труда работников, предпринимателей, собственников и коллективов. Если распределение и присвоение доходов осуществляются без учета затрат труда (живого и овеществленного) и предпринимательских усилий, то это прямо вызывает деформации в экономическом развитии, снижение степени заинтересованности в эффективном труде, иждивенчество или стремление к нетрудовым доходам.
9. Возмещение и воспроизводство затрат материальных и трудовых ресурсов. Производство приобретает устойчивость, а экономика стабильность, если осуществляются непрерывные возмещение и воспроизводство использованных материальных и трудовых затрат. Причем воспроизводство материальных средств должно осуществляться с учетом прогрессивных изменений в технике, технологии и организации производства.
10. Наибольший эффект полной собственности. Известно, что полная собственность (на имущество, на средства производства, на получаемую продукцию, на формируемые доходы и т.д.) предполагает три основных вида правоотношений в их единстве – владение, пользование, распоряжение. Исключение из состава собственности хотя бы одного вида правоотношений, а тем более двух ведет к резкому ограничению прав, а значит, и степеней свободы действий товаропроизводителей и предпринимателей. Такое ограничение действий напрямую связано с потерей экономического эффекта. В этом – объективная закономерность, изменить или скорректировать ее в угоду субъективным целям невозможно.
Основные принципы развития рыночной экономики. Еще одна группа обязательных категорий – это принципы, или непременные правила и нормы, организации и ведения производства для достижения заданного эффекта. Без принципов (правил) невозможно учесть объективные закономерности, а тем более использовать объективные законы рыночной экономики.
1. Принцип свободной отрасли.
2. Принцип свободной зоны.
3. Принцип приоритетного
4. Принцип базового значения (исходного
состояния) сельского
5. Принцип свободы
6. Принцип прямого и
7. Принцип устоявшейся культуры производства.
Основополагающие принципы коммерческого расчета. Творческий характер коммерческого расчета исключает его жесткую регламентацию, усиливает риск и указывает на необходимость обобщенного представления его сути. Для повышения эффективности коммерческого расчета достаточно использования общих положений, которые могут быть применимы в каждом конкретном случае. Это позволяет определить некоторые основные принципы коммерческого расчета:
1. Принцип целевого назначения коммерческой деятельности.
2. Принцип двойной эффективности коммерческой деятельности.
3. Принцип обратной зависимости.
4. Принцип баланса товарообмена и экономических интересов.
5. Принцип самоокупаемости.
6. Принцип заинтересованности в
развитии творчества
7. Принцип коммерческой тайны.
Важнейшие принципы конкуренции. Конкуренция выполняет ряд важных общественных функций, основная из которых – выявление и установление рыночной или общественной стоимости и ценности продукции, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Конкуренция вызывает выравнивание индивидуальных стоимостей, оптимизацию издержек и соответственно дифференциацию размеров доходов и прибыли различных контрагентов рынка исходя из различий в эффективности производства. Поэтому были определены некоторые важнейшие принципы конкуренции:
1. Принцип наличия предмета
2. Принцип альтернативности вариантов.
3. принцип конкурентной среды.
4. Принцип многообразия
5. Принцип спроса.
6. Принцип отношений
7. Принцип запаса
8. Принцип сочетания основной линии поведения предприятия (товаропроизводителей) на рынке с мобильностью и гибкостью производства.
8. Принцип риска.
9. Принцип окупаемости и
10. Принцип законности
11. Принцип обязательности
Классификация рынков. Классификация рынков возможна по различным признакам, в том числе в зависимости от масштаба (мировой, национальный, региональный рынки) и вида товаров и услуг. Но при этом необходимо учитывать, что при любом подходе к классификации рынков границы между ними имеют весьма условный характер. Достаточно типичными с данной точки зрения являются проблемы, возникающие при выделении национальных и региональных рынков и проведении политики правительства, направленной на защиту собственных рынков – политики протекционизма.
Роль государства в период перехода к рынку. Опыт рыночных преобразований в нашей стране и некоторых других, прежде всего, восточно-европейских странах, показывает, что одной из основных задач государства в условиях в условиях переходного периода является правовое обеспечение проводимой экономической реформы. Переход к рыночным отношениям требует существенного изменения и дополнения действующей нормативно-законодательной базы. При этом один из центральных вопросов – реформирование отношений собственности. Как показывает мировой опыт, государственные предприятия могут быть полноценными участниками рыночных отношений, строя свою политику так же, как и частные предприятия, в соответствии с законами спроса и предложения. Однако, что касается эффективности их функционирования, то имеется ряд доводов в пользу проведения скорейшей приватизации, рассматриваемой в качестве существенного способа ее повышения.
Во-первых, в соответствии с принципами
либеральной экономической
Во-вторых, достаточно проблематичной является неотвратимость воздействия рыночных механизмов и, в частности, банкротства на государственные предприятия.
В-третьих, один из доводов в пользу массовой приватизации связывается именно с особенностями переходного периода, когда одновременное сосуществование, например, мощного государственного сектора и развивающегося частного будет приводить к тому, что при условии установления жестких ограничений на развитие процессов приватизации источники для формирования частных капиталов и развития частного предпринимательства будут складываться преимущественно за счет незаконной перекачки средств и материальных ценностей (в тех или иных формах) из государственного сектора в частный.
Реформирование отношений к собственности. Формирование государственной политики по преобразованию отношений собственности в переходный период происходит под влиянием различных и порой противоположно воздействующих факторов: с одной стороны, это вполне понятное желание расширить действие рыночных критериев, освободив государство от вмешательства в хозяйственную жизнь, с другой, - не менее объяснимое объяснение опасение того, что нерегулируемое воздействие рынка может привести к необратимому (и непредвидимому) разрушению экономического потенциала страны. В этой связи возникают два вопроса: методологический и практический. Первый можно сформулировать следующим образом: может ли свободное действие рыночных сил привести к такому снижению экономического потенциала страны, которое было бы неоправданным даже с точки зрения рыночных критериев? Второй связан с поиском тех форм государственного регулирования и государственной поддержки, прежде всего процессов структурной перестройки производства, которые отвечали бы особенностям переходного периода.
Модели развития рынка. Являясь ключевым элементом рыночной экономики – рынок претерпевает в различных станах определенные трансформации как по уровню зрелости, степени развития, так и по особенностям модификации социальным, историческим и иным условиям, определяющим его функционирование.
Японская модель рынка. Тяготеет к «корпоративному патернализму» (от лат. paternus – отцовский) как форме социально-экономической политики, выражающейся в заботе собственника или администрации компании о нуждах трудящихся.
Американской модели свойственна тяга к классической – инициативной схеме рыночной экономики (от франц. Initiative, лат. initium начало, как внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость).
Французская модель тяготеет к государственному «дирижизму» (от франц. diriger – управлять) как форме управления, направленной на отражение в системе личностных особенностей руководителя, понимании им существенных характеристик нововведений.
Немецкая рыночная экономика берет за основу «социально-рыночное хозяйство», ключевыми элементами которого являются «свобода потребления» и «принудительное распределение». Сильная социально-экономическая политика возникает в условиях нестабильности государства. Немецкая модель капитализма гораздо больше подходит для достижения успеха на нынешних мировых рынках.
1.2. Участие государства в
Белорусский опыт первых лет реформы показывает, что те решения, которые принимаются предприятием под воздействием чисто рыночных рычагов и критериев, во многих случаях оказываются далекими от оптимальных. Причин этому несколько.
Во-первых, это отсутствие у многих предприятий возможности для сопоставления реально имеющихся альтернатив развития и перестройки производства (в том числе в силу определенного информационного вакуума, неразвитости службы маркетинга и т.д.). В этом случае достаточно эффективной и оправданной может явиться именно государственная поддержка формирования объектов рыночной инфраструктуры, включая как службы маркетинга на предприятиях, так и оказание финансового содействия предприятиям в доступе к соответствующим банкам данных и услугам крупных консалтинговых фирм, специализирующихся в данной области.
Во-вторых, реализация альтернативных вариантов развития на более низком техническом уровне в ряде случаев является и прямым следствием отсутствия достаточных финансовых средств у предприятий. В условиях возрастающей инфляции прибыль предприятий все в большей мере расходуется на пополнение оборотных средств, превращаясь из источника расширенного в источник простого воспроизводства.
В-третьих, на выбор предприятиями порой не самых эффективных решение воздействует, как и такой фактор, естественная отсрочка спроса, когда, например, ранее приобретенное оборудование или товары длительного пользования еще могут использоваться, а их замена в силу невысокой платежеспособности потребителей может быть отсрочена на некоторое время.
В силу этого на начальном этапе становления рыночных отношений является необходимым и оправданным регулирующее воздействие со стороны государства на процессы структурной перестройки производства.
1.3. Формы воздействия
государства на спрос и
Можно выделить следующие формы такого воздействия.
1. Косвенное воздействие государства на спрос и предложение. Одним из примеров успешного проведения такой политики могут служить те защитные меры, которые применяло японское правительство по отношению к собственным автомобильным компаниям на этапе их становления. Временная защита японского автомобильного рынка от наплыва более дешевых в то время американских автомобилей предоставила автомобильным компаниям Японии время и средства, необходимые для выхода на новейший уровень, который в итоге позволил им более успешно конкурировать с автомобильными гигантами Старого и Нового Света.