Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 12:39, реферат
Работа над этой книгой началась в январе 2006 года, и тогда ее рабочим названием было "Маркетинг города: скоро в России". Прошло два года, и стало ясно, что название устарело: "скоро" теперь можно смело заменить на "уже". Стремительность перемен в жизни российских городов подтверждает, насколько актуальна тема, которой посвящена книга. В итоге было решено "не гнаться за временем" и оставить "обобщенное" название. Мы видим, что, несмотря на трудности специфического местного самоуправления в России, множится число городов, пытающихся формировать осознанную и даже относительно самостоятельную социально-экономическую политику своего развития.
Для того чтобы довести маркетинговое послание до целевой аудитории с максимальной эффективностью, необходимо правильно выбрать информационные каналы. В этом отношении города также могут брать пример с коммерческих компаний, изобретательность которых поистине не знает границ. Рассмотрим основные виды каналов воздействия и их сравнительные преимущества.
Газеты и журналы:
- своевременный выход на аудиторию;
- огромный тематический выбор изданий, а следовательно высокая вероятность "попадания" в целевую аудиторию;
- есть возможность бесплатных публикаций. Телевидение, радио:
- возможность с помощью
визуальных и звуковых средств
сформировать у целевой
- огромный охват аудитории;
- своевременный выход на аудиторию. Интернет:
- возможность многократного
воздействия на целевую
- своевременный выход на аудиторию;
- большой охват аудитории;
- возможность поддерживать обратную связь с целевой аудиторией.
Телефон:
- возможность прямого общения с целевой аудиторией;
- своевременный выход на аудиторию, высокая оперативность контактов;
- возможность многократного
воздействия на целевую
- возможность поддерживать обратную связь с целевой аудиторией.
Организация событий, связи с общественностью:
- возможность прямого общения с целевой аудиторией;
- большой охват аудитории;
- оригинальность подхода,
делающая информацию
- опосредованность информации (поступление информации по косвенным каналам и из независимых источников).
Присутствие, позиционирование города в информационной среде оказывает огромное влияние на его имидж. Причем важен не столько масштаб присутствия (число статей, упоминаний, репортажей и т.д.), сколько то, в каком ключе (позитивном или негативном) упоминается город, а также какие ассоциации с городом вызывает предлагаемая информация. На рис. 22 показана тематика упоминаний некоторых крупных российских городов в "Независимой газете" в период с 2004 по 2006 год.
"Рис. 22. Преобладающая тематика публикаций "Независимой газеты", посвященных региональным центрам Урала и Юга России"
Анализируя информационные каналы воздействия, которыми можно пользоваться в городском маркетинге, нельзя не уделить особого внимания интернет-маркетингу. Любой другой информационный канал проигрывает Интернету в доступности, эффективности и "быстродействии". Возможности Интернета огромны, и сегодня в продвижении интересов городов используется лишь ничтожно малая их часть. И не только в России, но и за рубежом.
Сегодня практически каждый малый город, невзирая на удаленность и инфраструктурную оторванность, может обеспечить себе быстрый доступ к информации со всего мира и столь же быстро распространить сведения о себе. Не каждый город может позволить заказать рекламу или напрямую общаться с целевой аудиторией по телефону, но каждый способен создать свой сайт, насыщать его информацией и при случае использовать эту коммуникативную площадку и для рекламы, и для выхода на целевую аудиторию.
Российские города сегодня проявляют очень разную степень активности в Интернете. И встречное внимание интернет-пользователей к ним распределяется соответствующим образом. Авторы исследования, посвященного анализу присутствия крупных российских городов в Интернете, пришли к интересным выводам. Во-первых, популярность российских городов в Сети не всегда соответствует их людности и месту в административной иерархии. Во-вторых, рейтинг популярности городов различается в российских (Rambler, Yandex, Google-Россия) и глобальных (Google, MSN, Yahoo) поисковых системах (рис. 23).
"Рис. 23. Число сайтов, содержащих упоминания крупных региональных центров Российской Федерации (по данным на март 2007 г.)"
Таким образом, в маркетинге города у Интернета две функции:
1) обеспечение, подпитка
города информацией - это необходимо
на этапе позиционирования, при
проведении маркетинговых
2) распространение информации о городе - основная задача на этапе продвижения, и главное значение здесь имеет прежде всего выход на целевую аудиторию.
Основные преимущества интернет-маркетинга:
- возможность интерактивного общения с целевой аудиторией с выходом на долгосрочное взаимодействие;
- скорость распространения информации вне зависимости от расстояний;
- возможность точного "попадания" в целевую аудиторию;
- отсутствие ограничений
по объемам пересылаемой
- сравнительно невысокая стоимость коммуникации. Ниже в табл. 4 приведены различные инструменты интернет-маркетинга, применяющиеся при решении разных маркетинговых задач.
Задачи маркетинговой коммуникации |
Технологии интернет-коммуникации |
Целевые аудитории |
Формы коммуникаций |
-
Создание благоприятного -·Разъяснение политики властей. -
Освещение происходящих в |
- Web-сайт (WWW). - Электронная почта. -
Почтовые реестры в |
Потребители ресурсов города, его товаров и услуг |
- Размещение краткой информации на популярных серверах. - Регистрация сайта в поисковых системах и каталогах (отечественных и зарубежных). -
Обмен ссылками с другими -
Размещение ссылок на - Списки рассылки. - Индивидуальные письма. - Текстовые блоки. - Сетевые конференции, видеоконференции. - Рассылки новостей сервера (или информирование на web-сайте о новостях) |
- Изучение рынка. -
Анализ ожиданий и -
Мониторинг общественного |
- WWW, информационный поиск и его программное обеспечение. - Электронная почта. -
Почтовые реестры в - Электронные доски объявлений. - Личные сайты горожан. - Счетчики посещений сайта |
Целевые аудитории инвестиционного и туристического маркетинга |
- Комплектование обзоров прессы, статистической информации, аналитических материалов, размещенных на различных серверах WWW. - Списки рассылки. - Дискуссионные листы. - Конференции Usenet (группы новостей). - Опросы, голосование, анкетирование, интервью в режиме on-line. - Наблюдение (имплицитный подход) и сотрудничество (эксплицитный подход) |
-
Завязывание и поддержание - Связи с общественностью |
- Web-сайт. - Электронная почта. -
Почтовые реестры в - Голосовая связь. - Проведение видеоконференций. - Многопользовательский диалог. - Ретрансляция беседы в Интернет |
-
Потребители ресурсов -
Субъекты регионального и |
- Списки рассылки. - Рассылки новостей сервера. -
Базы данных ответов на - Консультационная поддержка в режиме on line. - Сетевые фокус-группы, профессиональные форумы, конференции, чат-клубы. - Управленческие игры, тренинги и дистанционное обучение в режиме on-line. - Интернет-серверы. - Электронные базы данных |
-
Поддержка городских -
Стимулирование спроса |
- WWW, информационный поиск и его программное обеспечение. - Электронная почта. -
Почтовые реестры в - Электронные доски объявлений. - Личные сайты горожан. - Счетчики посещений сайта |
- Инвесторы. - Туристы. - Сторонние группы влияния |
- Экстранет-серверы. - Виртуальные выставки. - Электронные магазины. - Аукционы в режиме on-line. - Интернет-банки, брокерские серверы и платежные системы. -
Размещение баннеров на -
Участие в баннерообменных |
Источник: Николаева Ю. Использование маркетингового подхода в стратегическом управлении инвестиционной деятельностью регионов: Дис. в виде науч. докл. ... канд. экон. наук. М., 2004. С. 102. |
Итак, мы обсудили способы распространения маркетингового послания города и по каким каналам можно его осуществлять. Теперь самое главное - выбрать оптимальные методы, каналы, спланировать масштаб и интенсивность маркетинговой коммуникации. Это непростая процедура. Разработчики кампании должны проанализировать множество параметров перед тем, как определить, кому, по каким каналам, когда, с какой частотой и с каким ожидаемым эффектом "подавать" город в информационной среде. Тщательное планирование, во-первых, делает проект результативным, во-вторых, минимизирует риски его выполнения, в-третьих, уменьшает стоимость. Информационное продвижение города - это самый дорогостоящий из всех этапов городского маркетинга. Средства, которые город может потратить, всегда ограниченны, и организаторы маркетинга сначала планируют, что следует сделать, а потом думают, от чего можно отказаться, чтобы уложиться в бюджет.
Вот примерная последовательность этапов планирования маркетинговой коммуникации.
1. Анализ маркетингового послания, уникального предложения города. Кодировка послания (представление маркетинговой идеи города в виде информации, которую хочет распространить о себе город, закодированной в наборе символов, образов, ассоциаций). Формирование обращения (текст, репортаж, ролик, фильм, картинка, мелодия, событие, информационный повод и т.д.). Разработка оформления обращения.
2. Установка параметров
информационного воздействия
- степень воздействия (охвата
целевой аудитории
- частота воздействия. С одной стороны, необходимо постоянно (в правильно установленные промежутки времени) напоминать целевой аудитории о своем обращении, дабы оно не забылось и стало устойчивым, привычным. А с другой стороны, нельзя повторять обращение слишком часто, чтобы не вызвать реакции отторжения, как это часто случается при навязчивой рекламе;
- вид и глубина воздействия. Обращение может апеллировать к соображениям рациональной выгоды, которую получит адресат от "покупки" города (цена, качество, преимущества на фоне других мест), а может стараться вызвать эмоциональный отклик - чувство гордости за город, или восхищение его красотой, или даже чувство жалости и сострадания городу.
3. Выбор методов воздействия (реклама, стимулирование продаж, прямое общение, установление связей с общественностью). На этом этапе определяется, какими способами обращение города дойдет до целевой аудитории.
4. Выбор информационных каналов воздействия (СМИ, Интернет, телефон, рекламные площади, агенты влияния, привлечение внимания через организацию событий и т.д.).
5. Определение желаемой ответной реакции. В каком из шести состояний "покупательской готовности" должна находиться целевая аудитория после получения обращения? Таких состояний можно выделить шесть:
1) осведомленность о городе; 2) знание о городе; 3) благорасположение к городу; 4) предпочтение города другим местам; 5) убежденность в том, что решение "воспользоваться" городом (посетить, инвестировать, помочь, переселиться) будет целесообразным; 6) принятие такого решения.
6. Определение вероятных способов обратной связи. Какие желательные действия должен предпринять адресат после получения обращения? Как он вероятнее всего будет искать контакта с городом или дополнительной информации о нем? Город должен быть готов к этим действиям.
Стратегию маркетинговой коммуникации, включающую комплекс действий для каждой группы целевой аудитории, можно подробно расписать в виде таблицы с указанием численности клиентов каждой категории, лиц, ответственных за осуществление контактов, сроков исполнения, показателей успешности работы. Такая таблица - ключевой элемент маркетинговой стратегии.
Важная составляющая разработки стратегии информационного продвижения города - отбор участников кампании и распределение функций между ними. В чем смысл привлечения различных посредников в маркетинговой коммуникации? Во-первых, это дает возможность организаторам маркетинга поручить отдельные виды работ в рамках коммуникации тем организациям, для которых это основной вид деятельности и они поэтому выполнят работу профессионально и эффективнее других. Разделение труда, таким образом, ведет к экономии на издержках и повышает качество результатов. Например, лучше, если планирование маркетинговой коммуникации будет поручено профессиональному PR-агентству, а не сотрудникам городской администрации. В то же время администрации целесообразно оставить за собой позиционирование города.
Во-вторых, партнерские организации, посредники могут иметь выходы на целевую аудиторию. Например, региональная торгово-промышленная палата может охотнее согласиться на сотрудничество, если о нем попросят представители городской ассоциации малого бизнеса. А у городских некоммерческих организаций могут быть более тесные связи с международными донорскими организациями и отдельными группами горожан. Наконец, реклама города всегда убедительнее, если ее распространяют сторонние субъекты - посредники.