Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:00, курс лекций
Маркетинг, как система, управления деятельностью на рынке, изучения и регулирования рыночных процессов, предлагает механизмы взаимовыгодного обмена между различными субъектами рынка, создает условия для выявления требований потребителей и определения воз¬можностей их удовлетворения. Это предполагает изучение рынка услуг и прогнозирование его динамики, формирование спроса на услуги и стимулирование их распределения.
Лекция № 1. Принципы, задачи и функции маркетинга услуг...3
Лекция № 2. Методы маркетингового исследования услуг…...5
Лекция № 3. Экономическая сущность, классификация и основные характеристики услуг. Особенности рынка услуг…12
Лекция № 4. Комплекс маркетинга в сфере услуг и особенности его реализации……………………………………………………17
Лекция № 5. Маркетинговые стратеги предприятия на рынке услуг…………………………………………………………...….23
Лекция № 6. Внешний, внутренний и интерактивный маркетинг…………………………………………………………30
Лекция № 7. Коммуникативная политика. Планирование и контроль маркетинга в сфере услуг…………………………….36
Лекция № 8. Маркетинг в туризме……………………………..46
Лекция № 9. Маркетинг транспортных услуг………………….49
Лекция № 10. Маркетинг аудиторских услуг………………………51
Лекция № 11. Маркетинг услуг в отрасли общественного питания……………………………………………………………57
Лекция № 12. Маркетинг на рынке образовательных услуг.....61
Лекция № 13. Маркетинг в консалтинговой деятельности…...68
Лекция № 14. Маркетинг отношений в банковской сфере…...75
Лекция № 15. Маркетинговые технологии в банковской сфере……………………………………………………………..83
Список использованной литературы……………………..……96
В сфере услуг в качестве носителя рекламы можно использовать ярмарки и выставки. Но здесь сказывается сложность экспозиции услуг и ограниченные возможности в их опробовании. Поэтому большое распространение получили презентации и встречи с потребителями — представителями целевых групп. При проведении таких мероприятий можно осуществлять достаточно длительный контакт с потребителями, в ходе которого можно использовать различные средства рекламы: кино- и видеоматериалы, рассказы лиц, уже опробовавших услугу, высказывание экспертов и т. д.
Основным показателем, обусловливающим выбор носителя рекламы, является численность контактной аудитории, охваченной этим носителем (количество читателей газет и журналов, число лиц, получивших печатное обращение). Важно соотнести этот показатель с затратами на использование того или иного носителя. Но даже при низкой величине относительного показателя, полученной за счет большого объема затрат, не всегда целесообразно отказываться от использования носителя. Необходимо обеспечить комплексный подход к проблеме и рассматривать эффективность всей рекламной кампании.
На практике предприятие услуг использует, как правило, несколько носителей рекламы. При этом охват контактной аудитории будет иметь комбинированный характер, так как часть рекламных воздействий «пересекается».
Важным фактором в планировании рекламы является частота контакта. Здесь необходимо учесть, что любая реклама воспринимается бегло и незаинтересованно, поэтому одного контакта недостаточно. Повторения не только увеличивают известность услуги, но и улучшают ее эмоциональное восприятие. Основное правило в распространении рекламы — равномерное распределение числа контактов в целевой группе.
С увеличением числа контактов действенность рекламы снижается, так как на уже известную рекламу обращается меньше внимания. Более того, с достижением определенного количества контактов реклама производит действие, обратное желаемому. В этой связи частота рекламных сообщений должна постепенно снижаться, а на каком-то этапе иметь длительные перерывы и видоизменяться.
Таким образом, проблему планирования использования носителей рекламы можно свести к следующему: необходимо найти такую комбинацию рекламы, которая содействовала бы необходимым контактам с возможно большей целевой группой в определенной временной последовательности при заданном бюджете. Как и любой план, план использования носителей рекламы разрабатывается в условиях альтернативности и выбора наиболее рационального варианта. Выбор можно осуществлять с помощью метода оптимизации и применения обоснованных критериев.
Завершив выбор целей, носителей и средств рекламы, приступают к разработке рекламного обращения.
К рекламному обращению предъявляются следующие требования:
• оно должно соответствовать целям фирмы и маркетинга;
• оно должно аргументировать полезность услуги для потребителя;
• оно должно раскрывать специфические черты услуги или предприятия.
С помощью средств рекламы содержание рекламного обращения приобретает конкретную форму, образуя некую целостность, единство формы и содержания.
При разработке содержания рекламного обращения учитываются следующие факторы [6, с. 199-200].
1. Фактор влияния.
Учет этого фактора обусловливает попытку достичь цели рекламы через авторитарные призывы. Особенность такой рекламы — обращение к потребителям, не склонным принимать самостоятельные решения. Такой тип рекламы может быть применен на любом рынке.
2. Фактор идентификации.
Он учитывает свойство потребителей ориентироваться на примеры поведения. Такая реклама часто основывается на привлечении социальных авторитетов или знаменитостей. Однако в сфере услуг в качестве примера может использоваться обычный тип поведения, особенно если производитель предлагает услуги повседневного и бытового характера.
3. Фактор презентации.
Он используется для привлечения внимания потребителей и отличается дорогостоящим оформлением. Этот фактор следует учитывать при производстве уникальных и редко используемых услуг, а также услуг, реализуемых по высокой цене (например, туристических круизов, услуг ресторанов и отелей высшего класса).
4. Фактор конкретизации.
При рекламировании услуг этот фактор особенно значим. Чтобы реклама могла заинтересовать широкие слои потребителей, она должна включать конкретные, а не символические элементы. Рекламирование повседневного, часто используемого продукта с помощью символов и условностей не достигнет своей цели, так как основная идея может быть не понята большим числом потребителей. Символизм допустим при рекламировании элитарных услуг (например, вернисажей и специализированных выставок для творческой интеллигенции).
5. Фактор информативности.
Он предусматривает не эмоциональный, а информативный рекламный эффект. Если эмоциональная реклама поддерживает известность и положительный имидж предприятия, то информативная реклама имеет целью передачу вполне конкретной информации о предприятии и его услугах.
6. Фактор престижа.
Он проявляется в установлении социального престижа услуги. Так, потребление редких и дорогостоящих услуг помогает потребителю приобщиться к образу жизни среднего класса и повысить свой социальный статус. Такая мотивация должна обеспечиваться дополнительными преимуществами услуги и усиливать заинтересованность в покупке.
Средства рекламы, в принципе, могут обращаться к одному из пяти человеческих чувств. Но основные «проводники» рекламного обращения — зрение и слух. Чтобы эти «проводники» были задействованы, надо обеспечить правильную подачу текстовой и визуальной информации.
В рамках непроизводственной сферы преимущество отдается текстовой информации, которая чаще выступает самостоятельно, но может и дополнять визуальные средства рекламы.
Для характеристики текстовой информации используется понятие «читаемость текста». «Читаемость текста» отражает его способность легко восприниматься и запоминаться потребителем. Для обеспечения необходимой «читаемости» рекламного текста учитывают разнообразные факторы и характеристики:
• информативное содержание;
• длину предложений;
• тип шрифта;
• цвет и контрастность шрифта;
• расположение текста и т. д.
Восприятию рекламного текста способствуют графические, пиктограммные элементы и иллюстрации. Они легко запоминаются потребителем и могут вмещать в себя большой объем информации. Такие элементы должны быть представлены в форме, способной сосредоточить внимание на ключевой информации.
В рекламе услуг исключительно важна убедительная аргументация. Приводимые аргументы должны вызывать согласие у широких слоев населения. Например, призывы к сохранению традиций образа жизни способствуют быстрому продвижению на рынок практически всех бытовых услуг; нацеленность на общечеловеческие ценности — услуг неприбыльных организаций; ориентация на экологические проблемы — коммунальных услуг.
План рекламной кампании должен отражать последовательность и сроки осуществления рекламных мероприятий, а также рассматривать вопросы их обеспеченности ресурсами. При разработке стратегии и целей рекламы производится укрупненная оценка затрат и ресурсов, которые могут быть привлечены для реализации этих целей. При планировании использования носителей и средств рекламы ресурсный блок должен уточняться, достигая полной согласованности затрат и ресурсов. На стадии определения длительности рекламных мероприятий, их последовательности и сроков необходима детальная разработка ресурсного блока, где указываются максимально точные оценки объема возможных ресурсов, их источники и сроки поступления. Такой подход позволит обеспечить реализуемость планируемой рекламной кампании в условиях ограниченности ресурсов.
Другим условием реализуемости плана рекламной кампании является его альтернативность. Множественность разрабатываемых вариантов и использование верных критериев обеспечивает обоснованность выбранных решений и возможность их практической реализации. Дополнив выбранный, наиболее рациональный, вариант еще двумя планами — повышенным и резервным (подробнее — в главе 3), можно обеспечить больший учет возможных изменений рыночной конъюнктуры.
В качестве критерия выбора базового плана рекламной кампании целесообразно использовать показатель эффективности рекламы. В соответствии с положением теории эффективности он может измеряться как отношение эффекта, достигаемого в результате осуществления рекламных мероприятий, и необходимых затрат.
Эффект рекламы включает в себя экономические и социально-психологические компоненты. Показателями экономического эффекта могут быть изменения объема прибыли, дохода, доли рынка, объема продаж, произошедшие вследствие осуществления рекламных мероприятий. Но реклама интегрирована в единый комплекс маркетинга и изолировать ее конкретный вклад в конечный результат маркетинговой деятельности достаточно сложно. Только в ходе специального тестирования рынка можно проследить степень влияния рекламы на динамику сбыта. На стадии планирования для измерения экономического эффекта можно воспользоваться аналоговым, экспертным или экспериментальным методами. При использовании экспериментального метода можно выйти на узкий сегмент рынка (тест-рынок) с пробной рекламой без использования других элементов комплексного маркетинга, отследив динамику объема продаж и получив удельные оценки (например, в расчете на 1 тыс. жителей). Необходимым условием для проведения экспериментального метода является сопоставимость тестируемого и контрольного сегментов с точки зрения структуры целевой группы, а также отсутствие влияния рекламы на контрольный сегмент рынка. Кроме того, важно обеспечить репрезентативность периода тестирования и его достаточную продолжительность.
Социально-психологический эффект рекламы обусловлен изменением качественных характеристик: созданием требуемого общественного мнения, установлением благоприятного отношения к услуге со стороны целевой группы. Их количественные оценки тоже требуют специального социологического обследования. Если социально-психологический эффект измеряется на стадии планирования, можно организовать тестирование типичных представителей целевой группы на предмет их отношения к демонстрируемой рекламе.
Социально-психологический эффект (как и экономический) и рассчитанный с его помощью показатель эффективности рекламного воздействия используются при контроле результатов рекламы — определении степени достижения поставленных целей и оценке конкретных носителей рекламы с точки зрения их соответствия выбранной целевой группы.
Необходимо отметить, что ни в одной другой отрасли инвестиций нет таких трудностей с оценкой и контролем, как в области рекламы. Сложные инструменты оценки эффективности рекламных мероприятий дополняются не менее сложными инструментами по двум другим составляющим. Доказательства возможностей носителей рекламы добываются всеми звеньями рекламного процесса и, в первую очередь, самими средствами информации. При этом предприятие услуг, испытывающее, как правило, жесткие финансовые ограничения, не способно развернуть собственные исследования по оценке возможностей рекламных носителей и вынуждено опираться только на данные средств информации. Не имея практической возможности оценить эти данные, оно несет всю полноту риска от их недостоверности.
При определении степени достижения целей рекламы возникают те же трудности, что и при оценке эффекта. Полученный результат слагается из многих компонентов, дезинтегрирование которых требует сложного экономико-математического аппарата. Альтернативой может являться социологическое обследование, экспериментальный метод. Использование этих методов связано, как правило, со значительными финансовыми затратами. В этой связи на предприятии услуг можно воспользоваться экспертным методом, включая в число экспертов представителей руководства данного предприятия. В этом случае точность полученных результатов обусловлена следующими факторами:
• наличием достаточного числа экспертов;
• независимостью их суждений;
• отсутствием зависимости оценки результатов их основной деятельности от результатов контроля (непредвзятость мнений).
Если в процессе контроля не удается соблюсти эти условия (например, ввиду небольшой численности руководящих кадров на малом предприятии), необходимо привлечь сторонних экспертов.
Лекция № 8. Маркетинг в туризме
1. Понятие и классификация туристских услуг.
2. Классификация видов туризма.
3. Специфика маркетинга услуг туризма.
1. Понятие и классификация туристских услуг
Туризм - это временные путешествия граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
Маркетинг в туризме - это стратегия выявления и использования потребностей общества в услугах туризма в коммерческих целях.
Туристская услуга - деятельность, являющаяся полезным бла-
гом и направленная на удовлетворение потребностей потребителей в
путешествиях.
Характеристики туристских услуг видятся в их неосязаемости, неспособности к хранению, неразрывности производства и потребления, непостоянстве качества, подверженности сезонным колебаниям спроса, территориальной разобщенности производителя и потребителя услуг. Все это и определяет особенности применения маркетинга в туризме.
Одной из особенностей туристских услуг является их комплексность. Комплексность обусловливает оказание целого набора услуг, в котором основная профильная услуга предоставляется в совокупности с дополнительными и сопутствующими услугами.
Комплексная природа туристских услуг оказывает непосредственное влияние на качество сервиса. Например, полезный эффект от потребления туристского продукта может быть заметно ухудшен, в случае если одна либо несколько дополнительных или сопутствующих услуг окажутся неудовлетворительного качества.