Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 17:00, курс лекций
Маркетинг, как система, управления деятельностью на рынке, изучения и регулирования рыночных процессов, предлагает механизмы взаимовыгодного обмена между различными субъектами рынка, создает условия для выявления требований потребителей и определения воз¬можностей их удовлетворения. Это предполагает изучение рынка услуг и прогнозирование его динамики, формирование спроса на услуги и стимулирование их распределения.
Лекция № 1. Принципы, задачи и функции маркетинга услуг...3
Лекция № 2. Методы маркетингового исследования услуг…...5
Лекция № 3. Экономическая сущность, классификация и основные характеристики услуг. Особенности рынка услуг…12
Лекция № 4. Комплекс маркетинга в сфере услуг и особенности его реализации……………………………………………………17
Лекция № 5. Маркетинговые стратеги предприятия на рынке услуг…………………………………………………………...….23
Лекция № 6. Внешний, внутренний и интерактивный маркетинг…………………………………………………………30
Лекция № 7. Коммуникативная политика. Планирование и контроль маркетинга в сфере услуг…………………………….36
Лекция № 8. Маркетинг в туризме……………………………..46
Лекция № 9. Маркетинг транспортных услуг………………….49
Лекция № 10. Маркетинг аудиторских услуг………………………51
Лекция № 11. Маркетинг услуг в отрасли общественного питания……………………………………………………………57
Лекция № 12. Маркетинг на рынке образовательных услуг.....61
Лекция № 13. Маркетинг в консалтинговой деятельности…...68
Лекция № 14. Маркетинг отношений в банковской сфере…...75
Лекция № 15. Маркетинговые технологии в банковской сфере……………………………………………………………..83
Список использованной литературы……………………..……96
Туристский продукт - совокупность предметов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста в период его путешествия и вызванных этим путешествием.
Комплекс услуг, входящих в туристский продукт может быть неодинаков. Принято различать в соответствии с составом включаемых услуг два основных вида туров:
• Инклюзив-тур: предоставление по выбору туриста отдельных услуг транспорта, питания, размещения, экскурсионного обслуживания;
• Пэкидж-тур: более широкий в сравнении с инклюзив-туром на бор услуг, предусматривающий наряду с традиционным обслуживанием, размещением, питанием, экскурсиями, еще и спортивно-оздоровительные, культурно-массовые развлекательные услуги и др. Набор услуг может меняться в зависимости от спроса туристов и находится под влиянием общей стоимости тура.
Комплексность услуг раскрывается через их классификацию, основанную на включении в состав классификации различных группировочных признаков. В разделе «Туристские и экскурсионные услуги»
классификатора услуг населению, включены следующие группы услуг:
Услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий (в том числе бронирование услуг, оформление выездных документов, оформление турпутевок, обмен валюты);
Туристский отдых и путешествия по туристским маршрутам (с использованием различных видов транспорта);
Туристские походы выходного дня (как пешие, так и с использованием транспортных средств;
Услуги для делового туризма (услуги перевозчика, связи, оргтехники, информации и т.п.);
Рекламно-информационные услуги туристских предприятий и организаций;
Услуги по предоставлению мест проживания (в гостиницах, пансионатах, мотелях, турбазах и т.п.)
Прочие услуги туристских предприятий и организаций (обеспечение встреч, сопровождений, проводов, массовых туристских мероприятий, безопасности и т.д.);
Экскурсионные услуги (услуги бюро экскурсий, по бронированию, доставке, рекламе, организации экскурсий).
2. Классификация видов туризма
Направления и цели путешествия обусловливают потребительское поведение туристов. Соответственно этому осуществляется классификация видов туризма.
По сфере распространения различают:
• Внутренний туризм (путешествия граждан в пределах той страны, где они постоянно проживают);
• Выездной туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих в
одной стране, в другую страну);
• Въездной туризм (путешествия в пределах данной страны лиц,
не проживающих постоянно на ее территории).
По цели распространения выделяют:
Рекреационный туризм (отдых и лечение);
Экскурсионный туризм (путешествие для знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями);
Научный туризм (путешествие для участия в работе выставок, конгрессов, конференций, съездов, для знакомства с достижениями науки, промышленности, сельского хозяйства, для обмена опытом и т.д.);
Деловой туризм (поездки для проведения деловых мероприятий);
Этнический туризм (поездки для свидания с родственниками);
Спортивный туризм (поездки на соревнования);
Религиозный туризм;
Лингвистический туризм и др.
Разнообразие видов туризма предполагает их классификацию первоначально по территориальному принципу, а внутри национального рынка - по видам туризма.
Виды туризма могут классифицироваться также:
По форме организации путешествий: индивидуальные или групповые туры;
• По социально-демографическому составу туристов: молодежный, население трудоспособного возраста, население старших возрастных групп, семейные туристы, элитарные туристы и т.п.;
• По профессиональному составу: врачи, юристы, банковские служащие, преподаватели;
• По уровню доходов: высокодоходные, средний слой, а также социальные туристы (путешествия могут быть организованы за счет субсидий, выделяемых государством на социальные нужды);
• По сезонности туризма (круглогодичный, сезонный, эпизодический);
• По регионам туризма (Европа, Северная и Латинская Америка, Африка, Австралия, Ближний Восток и т.п.).
Перечисленные в данном разделе виды туризма, конечно, этим не исчерпываются, классифицируют их также различными другими способами.
3. Специфика маркетинга услуг туризма
Рынок услуг туризма представляет собой часть потребительского рынка, посредством которого устанавливаются взаимоотношения между компаниями, работающими в сфере туризма и их потенциальными клиентами. Стремления таких компаний повысить собственную конкурентоспособность, побуждает их к изучению и анализу рынка. В современной практике для этого используются различные приемы и методы, среди которых маркетингу отводится особое место.
Специфика маркетинга туристских услуг определяется особенностями рынка и характерными чертами самих услуг.
Методология маркетинга включает:
• анализ рыночных возможностей: призван продемонстрировать степень вовлеченности туристских ресурсов в экономический оборот, оценить производство и потребление туристских услуг, охарактеризовать состояние туристской индустрии в целом. Кроме этого, на макроуровне решаются задачи по согласованию спроса и предложения, а на микроуровне - анализируются сильные и слабые стороны конкурентных позиций фирмы и определяются направления деятельности, способные
принести наибольшую выгоду;
• сегментацию рынка: осуществляется по географическому, социально-демографическому (разделение туристов по полу и возрасту, по уровню образования, по семейному и доходному положениям и т.д.), позиционирование на рынке (по конкурентным преимуществам
фирмы и предоставляемым ею туристским услугам);
• разработку и реализацию мероприятий по усилению сбалансированности между спросом и предложением, по созданию собственного имиджа, по продвижению своих услуг на рынок, и многое другое.
Более полная адаптация к рыночной конъюнктуре нередко требует модификации предлагаемого на рынке туристского продукта, уточнения ценовой политики, проведения локальных рекламных мероприятий, поиска путей сокращения риска, применения новых технологий организации сервиса.
Анализ внешней среды позволяет определить внешние по отношению к организации факторы, с целью определения возможностей и угроз.
Ф. Котлер подразделяет ее на макросреду и рыночную микросреду.
Маркетинговая микросреда включает в себя совокупность субъектов и факторов, непосредственно оказывающих воздействие на предприятие в плане удовлетворения потребностей своих клиентов. К ней относятся: само предприятие, посредники, поставщики, конкуренты, банки и т.д.
Под макросредой маркетинга понимается совокупность неконтролируемых факторов, которые воздействуют на все субъекты рыночной среды, рассматриваются в качестве условий деятельности и включают:
политические (стабильность политической обстановки, защита государственных интересов предпринимателей);
социально-экономические (жизненный уровень и покупательная способность населения, демографические, инфляционные процессы и др.);
правовые (законодательная система, в т.ч. нормативные документы и законодательные акты по защите окружающей среды и прав потребителей);
научно-технические (дают преимущества предприятиям, применяющим в своей практике достижения научно-технического прогресса);
культурные (культурные традиции, мода и т.д.);
природные факторы (наличие природных ресурсов и состояние окружающей среды).
Полномасштабные исследования и анализ рынка влечет за собой временные и финансовые затраты, поэтому в должном объеме они доступны далеко не каждому предприятию.
После определения собственного положения на рынке, положения конкурентов и потребителей, формируются цели деятельности и методы их достижения.
По результатам всех проведенных исследований, формируется конъюнктура рынка, знание которой, наряду с прогнозом его дальнейшего развития, позволяет оценить возможности, угрозы и негативные воздействия, исходящие от рынка. Иначе говоря, дается объективная оценка сильных и слабых сторон деятельности туристской организации.
Анализ конъюнктуры рынка позволяет выбрать маркетинговую стратегию развития туристской компании
Лекция № 9. Маркетинг транспортных услуг
1. Классификация транспортных услуг.
2. Транспортные тарифы.
3. Маркетинговые стратегии развития транспортных услуг.
1. Классификация транспортных услуг
Транспортный маркетинг (маркетинг транспортных услуг) - это совокупность мероприятий по продвижению транспортных услуг на рынок.
В Украине объективно значение транспортного маркетинга выше, чем в других странах мира, в силу большой территории и чрезвычайно растянутых транспортных коммуникаций.
Транспортная услуга как товар, характеризуется:
- объектом - грузы и пассажиры;
- субъектом - перевозчики отправители, покупатели, посредники;
- способом перевозки — виды транспортных средств;
- своевременностью - время перевозки и предоставления транспортных услуг;
- комфортностью - условия перевозки пассажиров и грузов и др.
Груз как основной объект транспортной услуги может быть классифицирован по:
- отраслям народного хозяйства;
- видам и способам перевозок;
- стоимости перевозки;
- другим классификационным признакам.
Сам транспортный процесс включает, по меньшей мере, три основных операции:
1) погрузка (посадка пассажиров);
2) перевозка;
3) выгрузка (высадка пассажиров).
Поэтому организация перевозочного процесса объединяет целый комплекс мероприятий: от выбора типа транспортного средства и марке-тинга перевозки, до обеспечения безопасности движения, контроля и устранения сбоев при транспортировке.
2. Транспортные тарифы
Цены на транспортные услуги дифференцируются по видам транспорта, формам организации перевозок, расстояния перевозки и по другим признакам. Их чаще всего называют транспортными тарифами, хотя на морском транспорте - это фрахт, на автомобильном - цена перевозки, и т.д.
Транспортный тариф - величина, ставка денежной оплаты за транспортные услуги, предоставляемые гражданам и предприятиям со стороны государства, коммерческих организаций, компаний, фирм.
Фрахт - плата за перевозку груза водным путем.
Маркетинговое изучение транспортных тарифов показывает, что монопольное положение транспортных организаций на отечественном рынке транспортных услуг позволяет им поддерживать монопольно высокий уровень тарифов.
Один из способов решения проблемы диспаритета цен на товары и транспортные услуги - достижение компромисса между транспортными организациями и клиентами (грузоотправителями и грузополучателями). Установление взаимоприемлемых тарифов позволяет существенно снизить себестоимость продукции.
Тарифные соглашения должны сочетаться с активной поддержкой транспортных организаций со стороны государства. Должно предусматриваться не только установление приемлемых цен на материально-технические ресурсы, потребляемые предприятиями транспорта, но и финансирование убыточной социальной сферы транспортных организаций, установление минимальных ставок налогов, закупку и передачу пассажирского подвижного состава на баланс транспортных организаций и многое другое.
3. Маркетинговые стратеги развития транспортных услуг
С точки зрения маркетинга, стратегия развития транспортной сферы должна разрабатываться как по отраслям, так и по отдельным предприятиям транспорта.
Например, целесообразно существенно обновить и пополнить транспортный флот, ввести в действие портовые мощности по переработке грузов на 1 млн. тонн.
Воздушный транспорт должен обеспечить надежное регулярное авиасообщение между регионами страны, устойчивое функционирование местных воздушных линий, расширение объемов перевозок на международных авиалиниях. В этих целях необходимо обновление парка воздушных судов на базе отечественной авиационной техники, реконструировать и технически перевооружить аэропорты использовать новейшие технологии и технические средства (спутниковые системы связи, навигации и наблюдения) и многое другое.
Маркетинговая стратегия развития транспорта предполагает принятие необходимых мер по дальнейшей коммерциализации предприятий автомобильного пассажирского транспорта. Очевидным является необходимость повышения эксплуатационных свойств и долговечности автомобильных дорог, путем совершенствования норм их проектирования, технологии строительства, ремонта и содержания, улучшения конструктивных решений и применяемых материалов.
Важнейшим фактором снижения транспортных расходов является развитие конкуренции на железнодорожном транспорте. Наибольшую сложность представляет определение монопольных и конкурентных секторов железнодорожного транспорта.
К монопольному производственно-
- инфраструктура железнодорожного транспорта - железнодорожные пути и путевое хозяйство, системы и устройства электроснабжения, сигнализации и связи, станции, пункты технического обслуживания подвижного состава в пути следования и обслуживающие их депо, локомотивное хозяйство;