Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:37, лекция
Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
Глава 1. СФЕРА УСЛУГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Услуга и ее роль в современной экономике.
1.2. Принципы, функции, концепции и основные характеристики маркетинга услуг.
1.3 Классификация услуг.
1.4. Жизненный цикл услуги.
1.5 Ассортиментная политика в сфере услуг
1.6 Конкурентные преимущества в сфере услуг
1.6.1 Качество услуг;
1.6.2.Цена услуг;
1.6.3Уровень квалификации персонала и менеджмента;
1.7 Рынка услуг и его особенности.
1.8. Маркетинговая среда предприятий услуг
1. Сущность и классификация туристских услуг
1.1 Понятие туристического продукта и факторы, влияющие на него
1.2 Классификация туристических услуг
2. Рынок туристических услуг
2.1. Сущность туристического рынка
2.2. Структура туристического рынка
2.3. Спрос и предложение на туристическом рынке
3. Специфика маркетинга услуг туризма
3.1. Сущность и принципы применения маркетинга в туризме
3.2. Комплекс маркетинга в туризме
3.3 Стадии участия клиента в системе туристических услуг
3.4. Реклама гостиничных услуг
3.5. Маркетинговые стратегии в туризме
3.6. Организация и контроль маркетинговой деятельности
Сегодня туризм воспринимается как самый массовый феномен XX в., как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.
Табл. 1.1 Доходы и количество туристов десяти лидирующих стран по туризму на 2010 год
Страна |
Туристы |
Доход | ||
Число туристов, млн. человек |
Доля от общемирового уровня, % |
Доход от туризма, млрд. долл. |
Доля от общемирового уровня, % | |
США |
54,9 |
8,4 |
137,8 |
15 |
Испания |
66 |
10,1 |
92 |
10 |
Франция |
72,1 |
11 |
84,3 |
9,2 |
Италия |
46 |
7 |
81,9 |
8,9 |
Китай |
44,6 |
6,8 |
77,6 |
8,4 |
Германия |
23,4 |
3,6 |
77,2 |
8,4 |
Турция |
73,2 |
11,2 |
73,8 |
8 |
Великобритания |
38,2 |
5,8 |
69,9 |
7,6 |
Австрия |
21 |
3,2 |
47,3 |
5,1 |
Греция |
35 |
5,3 |
34 |
3,7 |
Всего в мире |
655,45 |
100 |
918,7 |
100 |
Туризм в широком понимании представляет собой ключевую отрасль экономики страны или отдельного региона, которая осуществляет контроль над развитием других отраслей и активно участвует в формировании валового национального (регионального) продукта.
В более узком понимании туризм можно охарактеризовать как отрасль, объединяющую множество других отраслей, связанных с обслуживанием туристов в едином технологическом режиме.
Туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью. |
Характеристики туристических услуг видятся в их:
Одной из особенностей туристических услуг является их комплексность. Комплексность обусловливает оказание целого набора услуг, в котором основная профильная услуга предоставляется в совокупности с дополнительными и сопутствующими услугами. Комплексная природа туристических услуг оказывает непосредственное влияние на качество сервиса. Например, полезный эффект от потребления туристского продукта может быть заметно ухудшен, в случае если одна либо несколько дополнительных или сопутствующих услуг окажутся неудовлетворительного качества.
Туризм (туристический продукт) - услуги, которые призваны удовлетворять определенные потребности: в отдыхе, развлечениях, познавательной деятельности. |
Туристский продукт можно представить графически в виде комплекса туристских услуг (Рисунок 1).
Рис. 3.1. Структура туристского продукта
Туризму свойствен ряд функций экономического, социального и гуманитарного характера.
Функция |
Содержание функции |
1. Экономическая функция |
Проявляется через спрос и потребление туристов. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы: основные; специфические; дополнительные. Основные потребности
туристов - это потребности в Потребление основных услуг является предпосылкой для удовлетворения специфических потребностей туристов, являющихся главной целью поездки - потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании. Дополнительные потребности туристов удовлетворяются услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений |
2. Социальная значимость |
Обусловлена возможностью удовлетворения одной из важнейших потребностей человека - восстановления и пополнения его физических, духовных, эмоциональных сил», - отмечается в Манильской декларации по мировому туризму. Туризм как многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Туризм предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни. |
3. Гуманитарная функция |
Заключается в использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект и позволяет совместить отдых с познанием окружающего мира. |
Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:
Особое место
среди факторов, оказывающих влияние
на развитие туризма, занимает сезонность,
выступающая как важнейшая
Сезонность - это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными («высокими») сезонами являются летний (июль - август) и зимний (январь - март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель - июнь, сентябрь) и «мертвый сезон» (октябрь - декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.
Направления и
цели путешествия обуславливают
потребительское поведение
Признак |
Виды |
Сфера распространения |
1. Внутренний туризм (путешествия граждан в пределах той страны, где они постоянно проживают); 2. Выездной туризм
(путешествия лиц, постоянно 3. Въездной туризм
(путешествия в пределах |
Цель распространения |
1. Рекреационный туризм (отдых и лечение); 2. Экскурсионный туризм (путешествие для знакомства с природными, историческими, культурными достопримечательностями); 3. Научный туризм (путешествие для участия в работе выставок, конгрессов, конференций, съездов, для знакомства с достижениями науки, промышленности, сельского хозяйства, для обмена опытом и т.д.); 4. Деловой туризм (поездки для проведения деловых мероприятий); 5. Этнический туризм (поездки для свидания с родственниками); 6. Спортивный туризм (поездки на соревнования); 7. Религиозный туризм; 8. Лингвистический туризм и др. |
Форма организации путешествий |
1. Индивидуальные туры; 2. Групповые туры. |
Сезонность туризам |
1. Круглогодичный; 2. Сезонный; 3. Эпизодический. |
Перечисленные в данном разделе виды туризма, конечно, этим не исчерпываются, классифицируют их также различными другими способами.
Туристический рынок- это область удовлетворения нужд населения в услугах, связанных с отдыхом, содержательным проведением досуга или же оздоровлением. |
Туристский рынок выступает в качестве:
• совокупности всех покупателей и продавцов турпродукта;
•
инструмента согласования
• места реализации турпродукта;
•
места взаимодействия
Туристский кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности. |
Формирование национального туристического рынка обусловлено конъюнктурой рынка.
Конъюнктура – экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на услуги, а также уровень и динамику цен на них. |
Конъюнктура рынка формируется и развивается под влиянием многих факторов и поэтому основная сложность заключается в определении круга этих факторов.
Внутренние факторы |
| |
|
| |
| ||
Внешний факторы |
- экономическая и политическая стабильность государства; - участие государства в международных организациях; - характер международных отношений. |
Размер рынка определяется числом покупателей, которые приобретают предложенный туристский продукт.
Емкость туристского рынка - его способность «поглотить» то или иное количество туристского продукта, то есть возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении. |
Вышеуказанная величина зависит от объема платежеспособного спроса населения и размеров туристского предложения. Емкость туристского рынка нельзя рассматривать в отрыве от уровня цен, которые являются существенным элементом рынка. В зависимости от уровня цен на туристский продукт при той же емкости рынка (общего объема спроса) потребность в туристском продукте может быть различной: при повышении цен она сокращается, при снижении - увеличивается.
При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты: основным предметом купли-продажи являются услуги; кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения; спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения; туристское предложение также характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.
В зависимости от цели путешествия различают такие туристические рынки:
Рынок туристических услуг имеет свою структуру, которая отвечает специфике потребления туристических услуг. Выделяют 2 структурные компонента настоящего рынка, рынок потребителя, где формируется спрос на турпродукт, и рынок производителя, деятельность субъектов которого нацелена на воздаяние спроса.