Маркетинг услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:37, лекция

Описание работы

Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.

Содержание работы

Глава 1. СФЕРА УСЛУГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Услуга и ее роль в современной экономике.
1.2. Принципы, функции, концепции и основные характеристики маркетинга услуг.
1.3 Классификация услуг.
1.4. Жизненный цикл услуги.
1.5 Ассортиментная политика в сфере услуг
1.6 Конкурентные преимущества в сфере услуг
1.6.1 Качество услуг;
1.6.2.Цена услуг;
1.6.3Уровень квалификации персонала и менеджмента;
1.7 Рынка услуг и его особенности.
1.8. Маркетинговая среда предприятий услуг

Файлы: 1 файл

марк услуг.doc

— 919.50 Кб (Скачать файл)

Глава 5. МАРКЕТИНГ  ТУРИСТИЧЕСКИХ И РЕСТОРАННЫХ УСЛУГ

     1. Сущность и классификация туристских услуг

1.1 Понятие туристического продукта и факторы, влияющие на него

1.2 Классификация туристических услуг

2. Рынок туристических услуг

2.1. Сущность туристического рынка

2.2. Структура туристического рынка

2.3. Спрос и предложение на туристическом рынке

3. Специфика маркетинга услуг туризма

3.1. Сущность и принципы применения маркетинга в туризме

3.2. Комплекс маркетинга в туризме

3.3 Стадии участия клиента в системе туристических услуг

3.4. Реклама гостиничных услуг

3.5. Маркетинговые стратегии в туризме

3.6. Организация и контроль маркетинговой деятельности

      4.  Ресторанный бизнес: общие понятия и функции

      5. Применение инструментов маркетинга в развитии ресторанного бизнеса

1. Сущность и классификация  туристских услуг

1.1 Понятие туристического  продукта и факторы, влияющие  на него

Сегодня туризм воспринимается как самый массовый феномен XX в., как одно из самых ярких явлений нашего времени, которое проникает во все сферы жизни и изменяет окружающий мир и ландшафт. Туризм стал одним из важнейших факторов экономики, поэтому мы рассматриваем его не просто как поездку или отдых. Это понятие шире и представляет собой совокупность отношений и единство связей и явлений, которые сопровождают человека в путешествиях.

 

Табл. 1.1 Доходы и количество туристов десяти лидирующих стран по туризму на 2010 год

Страна

Туристы

Доход

Число туристов, млн. человек

Доля от общемирового уровня, %

Доход от туризма, млрд. долл.

Доля от общемирового уровня, %

США

54,9

8,4

137,8

15

Испания

66

10,1

92

10

Франция

72,1

11

84,3

9,2

Италия

46

7

81,9

8,9

Китай

44,6

6,8

77,6

8,4

Германия

23,4

3,6

77,2

8,4

Турция

73,2

11,2

73,8

8

Великобритания

38,2

5,8

69,9

7,6

Австрия

21

3,2

47,3

5,1

Греция

35

5,3

34

3,7

Всего в мире

655,45

100

918,7

100


 

Туризм в  широком понимании представляет собой ключевую отрасль экономики  страны или отдельного региона, которая  осуществляет контроль над развитием других отраслей и активно участвует в формировании валового национального (регионального) продукта.

В более узком  понимании туризм можно охарактеризовать как отрасль, объединяющую множество  других отраслей, связанных с обслуживанием  туристов в едином технологическом режиме.

 

Туризм - это совокупность отношений, связей и явлений, сопровождающих поездку и пребывание людей в местах, не являющихся местами их постоянного или длительного проживания и не связанных с их трудовой деятельностью.


 

Характеристики  туристических услуг видятся в их:

  • неосязаемости, неспособности к хранению,
  • неразрывности производства и потребления,
  • непостоянстве качества,
  • подверженности сезонным колебаниям спроса,
  • территориальной разобщенности производителя и потребителя услуг.

Одной из особенностей туристических услуг является их комплексность. Комплексность обусловливает оказание целого набора услуг, в котором основная профильная услуга предоставляется в совокупности с дополнительными и сопутствующими услугами. Комплексная природа туристических услуг оказывает непосредственное влияние на качество сервиса. Например,  полезный  эффект  от  потребления туристского продукта может быть заметно ухудшен, в случае если  одна  либо  несколько дополнительных  или сопутствующих услуг окажутся неудовлетворительного качества.

 

Туризм (туристический продукт) - услуги, которые призваны удовлетворять определенные потребности: в отдыхе, развлечениях, познавательной деятельности.


 

Туристский  продукт  можно  представить  графически  в виде комплекса туристских услуг (Рисунок 1).

Рис. 3.1. Структура  туристского продукта

 

Туризму свойствен  ряд функций экономического, социального  и гуманитарного характера.

Функция

Содержание  функции

1. Экономическая  функция

Проявляется через  спрос и потребление туристов. Потребности туристов, находящихся вне места постоянного проживания, подразделяются на три группы: основные; специфические; дополнительные.

Основные потребности  туристов - это потребности в передвижении, проживании и питании. Следовательно, услуга средств размещения, предприятий питания и транспортных организаций являются обязательными для осуществления туристской деятельности. Средства размещения (гостиницы, мотели, частные квартиры т.д.) и предприятия питания (рестораны, кафе, бары) условия для нормальной жизнедеятельности туристов. Транспортные средства осуществляют их доставку к местам и обеспечивают внутримаршрутные передвижения.

Потребление основных услуг является предпосылкой для  удовлетворения специфических потребностей туристов, являющихся главной целью поездки - потребностей во впечатлениях, развлечениях, деловых встречах, курортном обслуживании.

Дополнительные  потребности туристов удовлетворяются  услугами предприятий сервиса, торговли, культурных и развлекательных учреждений

2. Социальная значимость

Обусловлена возможностью удовлетворения одной из важнейших  потребностей человека - восстановления и пополнения его физических, духовных, эмоциональных сил», - отмечается в  Манильской декларации по мировому туризму.

Туризм как  многоплановая и активная форма отдыха способствует полному и всестороннему обновлению сил и внутренних ресурсов человека, затраченных на производстве и в быту. Туризм предоставляет возможность временно покинуть место постоянного проживания, изменить характер деятельности, привычную обстановку и образ жизни.

3. Гуманитарная  функция

Заключается в  использовании его возможностей для формирования всесторонне развитой личности. Туризм расширяет кругозор человека, повышает его интеллект  и позволяет совместить отдых  с познанием окружающего мира.


 

Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

    • Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма. К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся: природно-географические; культурно-исторические; экономические; социальные; демографические; политико-правовые; технологические;  экологические.
    • Внутренние факторы, воздействующие на туризм, - это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

Особое место  среди факторов, оказывающих влияние  на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важнейшая специфическая  проблема.

Сезонность - это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария с умеренным климатом основными («высокими») сезонами являются летний (июль - август) и зимний (январь - март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель - июнь, сентябрь) и «мертвый сезон» (октябрь - декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.

1.2. Классификация  туристических услуг

Направления и  цели путешествия обуславливают  потребительское поведение туристов. соответственно этому осуществляется классификация видом туризма.

Признак

Виды

Сфера распространения

1. Внутренний  туризм (путешествия граждан в  пределах той страны, где они постоянно проживают);

2. Выездной туризм (путешествия лиц, постоянно проживающих  в одной стране, в другую страну);

3. Въездной туризм (путешествия в пределах данной  страны лиц, не проживающих  постоянно на ее территории).

Цель распространения

1. Рекреационный туризм (отдых и лечение);

2. Экскурсионный  туризм (путешествие для  знакомства  с природными, историческими, культурными  достопримечательностями);

3. Научный   туризм (путешествие  для  участия   в  работе  выставок, конгрессов, конференций, съездов, для знакомства с достижениями науки, промышленности, сельского хозяйства, для обмена опытом и т.д.);

4. Деловой   туризм (поездки  для  проведения  деловых  мероприятий);

5. Этнический  туризм (поездки для свидания  с родственниками);

6. Спортивный  туризм (поездки на соревнования);

7. Религиозный  туризм;

8. Лингвистический  туризм и др.

Форма  организации  путешествий

1. Индивидуальные  туры;

2. Групповые  туры.

Сезонность  туризам

1. Круглогодичный;

2. Сезонный;

3. Эпизодический.


 

Перечисленные в данном разделе виды туризма, конечно, этим не  исчерпываются, классифицируют их также различными другими способами.

2. Рынок туристических  услуг

2.1. Сущность  туристическогот рынка

 

Туристический рынок- это область удовлетворения нужд населения в услугах, связанных с отдыхом, содержательным проведением досуга или же оздоровлением.


 

Туристский  рынок выступает в качестве:

     •  совокупности всех покупателей  и продавцов турпродукта;

     •  инструмента согласования интересов  продавцов и покупателей турпродукта;

     •  места реализации турпродукта;

     •  места взаимодействия интересов  как покупателей, так и продавцов  турпродукта.

 

Туристский  кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.


 

Формирование  национального туристического рынка  обусловлено конъюнктурой рынка.

 

Конъюнктура – экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, определяющих соотношение спроса и предложения на услуги, а также уровень и динамику цен на них.


 

 Конъюнктура  рынка формируется и развивается под влиянием многих факторов и поэтому основная сложность заключается в определении круга этих факторов.

 

Внутренние  факторы

  • уровень социально-экономического развития;
  • исторические факторы развития экономики;
  • объем прогресса областей производства;
  • уровень прогресса транспорта и транспортной сети;
  • демографическая ситуация и структура населения;
  • нрав миграционных процессов.
  • условия жизни населения
  • обстоятельства жизни (экологические, социально-культурные);
  • уровень жизни (уровень прибылей, сбережений и т.п.).
  • социально политическая ситуация

Внешний факторы

- экономическая  и политическая стабильность  государства;

- участие государства  в международных организациях;

- характер международных  отношений. 


 

Размер рынка  определяется числом покупателей, которые приобретают предложенный туристский продукт.

 

Емкость туристского рынка - его способность «поглотить» то или иное количество туристского продукта, то есть возможный объем реализации отдельных туров, услуг туризма и товаров туристско-сувенирного назначения при существующих ценах и предложении.


 

Вышеуказанная величина зависит от объема платежеспособного  спроса населения и размеров туристского  предложения. Емкость туристского  рынка нельзя рассматривать в  отрыве от уровня цен, которые являются существенным элементом рынка. В зависимости от уровня цен на туристский продукт при той же емкости рынка (общего объема спроса) потребность в туристском продукте может быть различной: при повышении цен она сокращается, при снижении - увеличивается.

При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты: основным предметом купли-продажи являются услуги; кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и предложения; спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения; туристское предложение также характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.

В зависимости  от цели путешествия различают такие  туристические рынки:

    • рынок рекреационного туризма;
    • рынок зеленого туризма;
    • рынок этнического туризма;
    • рынок делового туризма;
    • рынок спортивного туризма;
    • рынок религиозного туризма;
    • рынок экстремального туризма и прочие.

2.2. Структура  туристического рынка

Рынок туристических  услуг имеет свою структуру, которая  отвечает специфике потребления  туристических услуг. Выделяют 2 структурные компонента настоящего рынка, рынок потребителя, где формируется спрос на турпродукт, и рынок производителя, деятельность субъектов которого нацелена на воздаяние спроса.

Информация о работе Маркетинг услуг