Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:37, лекция
Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
Глава 1. СФЕРА УСЛУГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Услуга и ее роль в современной экономике.
1.2. Принципы, функции, концепции и основные характеристики маркетинга услуг.
1.3 Классификация услуг.
1.4. Жизненный цикл услуги.
1.5 Ассортиментная политика в сфере услуг
1.6 Конкурентные преимущества в сфере услуг
1.6.1 Качество услуг;
1.6.2.Цена услуг;
1.6.3Уровень квалификации персонала и менеджмента;
1.7 Рынка услуг и его особенности.
1.8. Маркетинговая среда предприятий услуг
Элементы территориальной структуры рынка потребителя являются территориальными образованиями, каковые характеризуются некоторым уровнем концентрации спроса и зависимым от него радиусом обслуживания.
На рынке туристических услуг действует два типа компаний: туроператоры и турагенты.
Туроператор - компания-производитель туристских услуг. Это «завод» или «фабрика» по производству туров из различных компонентов (авиабилет, размещение в гостинице, трансфер, экскурсионное обслуживание, оформление страховки и визы). |
Туроператорам отводится отдельная роль в туристской индустрии. Они приобретают туристские продукты (места в самолетах, номера в гостиницах и другие услуги), формируют пакеты услуг туризма и продают их (прямо или косвенно) различным пользователям - туристам с целью получения прибыли. Туроператор может продавать услуги туризма раздельно. Это делается либо из соображений прибыли, либо по другой необходимости.
В первом случае, когда туроператор формирует туристский пакет, он выступает в роли производителя туристского продукта. Это верно, даже если купленные услуги собираются использовать конкретно по назначению, без всяких условий. Туристские пакеты, известные как инклюзив-туры, отличаются друг от друга составляющими элементами.
Во втором случае,
когда туроператор продает
Ценность туроператора состоит в его способности страховаться от снижения расценок покупкой в больших количествах услуг туризма, необходимых для формирования туристских пакетов, экономически доступных для туриста.
Турагент – «магазин», основная цель которого - продать туристскую услугу (путевку). |
Турагенты, как правило, не владеют средствами обслуживания и выступают в роли посредников между предприятием туристского обслуживания и покупателем туристской путевки.
Наличие туристических
предприятий, которые обеспечивают
практически
С другой стороны,
части территориальной
Концентрация значительного количества культурно-исторических ресурсов увеличивает уровень времени необходимого для удовлетворения культурно-познавательной цели туриста, предопределяет развитие туристическо-экскурсийного центра. Если же туристическо-экскурсионная деятельность содержит значительную территорию, усложняя функции центра, к туристическо-рекреационных, то слово идет о туристическо-рекреационный узел.
Рынок туристических
услуг функционирует, удовлетворяя
платежеспособный спрос населения,
которое создается под влиянием
объективных условий и
Туристский спрос – это степень подтверждения туристами своей платежеспособностью потребностей в определенном турпродукте и по определенной цене. |
В любом случае, основой туристского спроса является потребность туриста в отдыхе, лечении, познании, общении, то есть в том, что подталкивает его к путешествию.
Виды спроса |
Характеристика |
1. Эластичный |
Изменяющийся в соответствии изменения цен на туристский продукт. |
2. Неэластичный |
Стабильный, не зависящим от колебания цен. |
3. Полноценный |
Когда и турист и производитель туристского продукта удовлетворены объемом предоставляемых услуг. |
4. Отсутствующий |
Игнорирование
потребителями предлагаемого |
5. Отрицательный |
Когда большая часть рыночных игроков недооценивает туристский продукт, и согласна на дополнительные издержки, но чтоб не приобретать его. |
6. Падающий |
Когда туристы теряют интерес к определенному туристскому продукту. |
7. Открытый |
Когда туристы нуждаются в каком-либо туристском направлении или услуге, а рынок этого не приобретает. |
8. Нерегулярный |
Испытывающий сезонные и другие колебания. |
Туристский спрос является категорией социальной и массовой и характеризуется такими чертами, как динамизм, многообразие и комплексность, эластичность, неравномерность во времени и пространстве и др. Он формируется под влиянием многочисленных факторов объективного и субъективного характера.
Динамичное развитие туризма во всем мире обусловлено прежде всего действием комплекса демографических, природно-географических, социально-экономических и научно-технических факторов. Наряду с ними выделяется группа субъективных факторов, включающих вкусы и предпочтения потребителей (туристов), национальные традиции, мода, престиж и др.
Условия развития туристического спроса | |
Объективные факторы |
- экономические - социокультурные - психологические - урбанистические - политические - экологические обстоятельства. |
Субъективные факторы |
- этна-религиозная принадлежность - возраст и пол - семейное состояние, количество детей - социальная категория - место жительства - уровень и обстоятельства жизни - профессия и должность - наличие свободного времени - мода - конъюнктура рынка. |
Итак, спрос на турпродукт создается при условиях специфического уровня и стиля жизни населения, он похоже подвластный колебаниям, ритмика которых задается ресурсными условиями территории.
Предложение на рынке туристических услуг - это и количество благ, услуг и тех или иных товаров туристического назначения, которую изготовители готовы продать за определенную цену. |
Если спрос
представляет собой вероятную, прогнозируемую
емкость рынка, то предложение является
уже фактическим объемом турист
К туристскому предложению относится все, что может быть использовано для удовлетворения туристского спроса и охватывает очень разнообразные элементы. Оно состоит из первичного и производного предложений.
Отнесение предложения к первоначальному или производному базируется на том, какие особенности, пригодные для использования в туризме, уже имеются в регионе, а какие должны быть созданы для привлечения туристов.
Первичное предложение изначально не связано с туризмом, и большая роль здесь отводится туристским ресурсам. Туристские ресурсы можно подразделить на три основные группы:
Производное предложение состоит из туристской инфраструктуры и туристской супраструктуры.
Туристская инфраструктура подразделяется на инфраструктуру, обусловленную развитием туризма, и собственно туристскую инфраструктуру. Дополнительные системы инфраструктуры, которые строятся для того, чтобы обеспечить жизнедеятельность дополнительного количества жителей, выделяются в группу, обусловленную развитием туризма, и относятся к производному предложению.
К собственно туристской инфраструктуре принадлежат транспортные средства; сооружения для размещения туристов: туристские, курортные сооружения, развлекательные учреждения, центры для проведения конгрессов и семинаров; сооружения для оказания посреднических услуг (службы обслуживания и информации).
В туристскую супраструктуру входят гостиничные предприятия и предприятия питания.
Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.
В то же время в туризме есть своя специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля, как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75%, товаров - 25%), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства, более того, в определенной ситуации.
В традиционном
производстве, имеющем конкретный результат
труда (товар в материально-веществен
Туристическому продукту присущи свои отличительные особенности.
1 |
Туристический продукт - это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами. |
2 |
Спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий. |
3 |
Потребитель, как
правило, не может увидеть турпродукт
до его потребления, а само потребление
в большинстве случаев |
4 |
Потребитель преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот. |
5 |
Турпродукт зависит от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса. |
6 |
Предложение туристских услуг отличается негибким производством. Они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса. |
7 |
Туристский продукт создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. |
8 |
Не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих мелочей и мелких деталей. |
9 |
Оценка качества туристских услуг отличается значительной субъективностью: большое влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы). |
10 |
На качество туристских услуг оказывают воздействие внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т. д.) |
Эти специфические особенности туристского продукта оказывают существенное влияние на маркетинг в туризме.