Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 22:37, лекция
Исторической предпосылкой возникновения рынка услуг явилось развитие товарно-денежных отношений. Рынок услуг появился в дополнение к уже существовавшему товарному рынку, и долгое время эти два вида рынка не были дифференцированы так, как это произошло после бурного роста промышленности. К тому же многие товары, являющиеся материальным результатом услуг, попадали на товарный рынок. Так, ремесленник мог шить одежду или обувь на заказ, а при недостатке заказов либо параллельно с ними – для продажи на рынке. Лишь позднее производство товаров и исполнение услуг выделились в самостоятельные сферы деятельности.
Глава 1. СФЕРА УСЛУГ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Услуга и ее роль в современной экономике.
1.2. Принципы, функции, концепции и основные характеристики маркетинга услуг.
1.3 Классификация услуг.
1.4. Жизненный цикл услуги.
1.5 Ассортиментная политика в сфере услуг
1.6 Конкурентные преимущества в сфере услуг
1.6.1 Качество услуг;
1.6.2.Цена услуг;
1.6.3Уровень квалификации персонала и менеджмента;
1.7 Рынка услуг и его особенности.
1.8. Маркетинговая среда предприятий услуг
1. Классификация транспортных услуг
2. Транспортные тарифы
3. Маркетинг транспортных услуг
Транспортный маркетинг (маркетинг транспортных услуг) – это совокупность мероприятий по продвижению транспортных услуг на рынок.
Транспортные операции обычно рассматриваются в неразрывной связи с торговыми сделками в качестве средства их реализации. В то же время транспортные операции, являясь самостоятельным видом предпринимательской деятельности, имеют специфические особенности и свою проблематику маркетинга.
Оптовая торговля средствами производства и рыночные отношения между грузовладельцами, как правило, влияют на увеличение уровня неравномерности перевозок и приводят к неопределенности транспортно-экономических связей по сравнению с централизованной системой распределения.
Свобода выбора поставщика потребовала определенной свободы выбора транспорта, способа и условий перевозок. Все это предопределило необходимость нового подхода к планированию перевозок с учетом рыночных отношений.
Решению этих задач во многом может способствовать применение маркетинга, его принципов и методов управления.
Общество заинтересовано в сокращении транспортных затрат, присоединяемых к стоимости товара в процессе его перемещения. Продукция транспорта, обладая только ей присущей спецификой, в то же время является товаром, а следовательно, объектом маркетинга.
Применительно к рыночной экономике роль маркетинга можно оценивать с двух позиций:
Внедрение маркетинга на отечественном транспорте обусловлено необходимостью оптимизации эксплуатационных расходов и получением максимальных доходов. Растущая диспропорция между спросом и предложением на рынке перевозок требует перестройки управленческой деятельности с ориентацией на рынок.
Маркетинговая деятельность на транспорте должна включать комплексное изучение рынка, приспособление производства к потребностям рынка и продвижение транспортных услуг на рынок. Это позволит реализовать системный подход к использованию принципов маркетинга для совершенствования деятельности предприятий транспорта.
В настоящее время рынок покупателя транспортных услуг уже в достаточной степени сложился. Вместе с тем покупатель предъявляет новые требования к работе транспорта.
Транспорт, как отрасль экономики, включает:
Основная задача маркетинга транспортных услуг — убедить потребителей приобретать эти услуги. Интересы потребителя определяют основную деятельность транспорта. Предприятия транспорта должны ориентироваться на конъюнктуру рынка, максимальное приспособление разрабатываемых условий к нуждам потребителей, удовлетворение их интересов.
Маркетинг на предприятиях транспорта, прежде всего, выполняет сбытовую функцию, направленную на продвижение услуг от продавца к потребителю. С другой стороны, маркетинг можно рассматривать как процесс организации и управления всей деятельностью предприятия, направленной на оказание таких услуг, которые соответствуют потенциальному спросу.
Центральной фигурой является потребитель, который предъявляет определенные требования к транспортным услугам.
Схема 3
Основные направления маркетинговых исследований на транспорте
Продуктом деятельности предприятий транспорта является оказание различного рода транспортных услуг: перевозка грузов, пассажиров, транспортно-экспедиционные услуги и др. К услугам в широком понимании можно отнести не только перевозку товаров, но и их доставку, складирование, хранение и упаковку. Поэтому услуги по перевозкам относят к основным видам услуг. К ним примыкают услуги по погрузке и разгрузке, экспедирование, обеспечение сохранности и др. К транспортным услугам могут быть отнесены услуги коммерческого характера (сдача зданий, земельных участков, складских помещений в аренду, техническое обслуживание, ремонт автомобилей и др.). В последние годы стали развиваться услуги по страхованию транспорта, юридические консультационные услуги.
По объекту транспортировки:
Схема 2
Транспорт имеет свою специфику, обусловленную производственным процессом.
Особенности функционирования транспортных предприятий:
Продукция транспорта имеет стоимостную оценку. Чем больше объем перевозок, тем выше доля транспорта в национальном доходе, идущем на потребление и накопление для расширенного воспроизводства.
Транспортная услуга как товар, характеризуется:
Груз – товар в процессе перевозки, транспортировки, перемещения.
Грузоотправитель – физическое или юридическое лицо, отправившее груз.
Грузополучатель – физическое или юридическое лицо, получающее груз, после его перевозки, транспортировки, перемещения.
Груз как основной объект транспортной услуги может быть классифицирован по:
Сам транспортный процесс включает, по меньшей мере, три основных операции:
Схема 4
Поэтому организация перевозочного процесса объединяет целый комплекс мероприятий: от выбора типа транспортного средства и маркетинга перевозки, до обеспечения безопасности движения, контроля и устранения сбоев при транспортировке.
Цены на услуги транспорта определяются тарифами, которые дифференцированы по видам транспорта, перевозимым грузам, дальности перевозок. Выбор тарифа определяется конкретными условиями поставки грузов и перевозки пассажиров. Вместе с тем цены на услуги формируются на рынке и периодически могут меняться.
В основе транспортного тарифа лежит вид транспорта, класс перевозимого груза и расстояние. Цены зависят от спроса и предложения конкретного вида подвижного состава.
Минимальная цена на услуги определяется издержками транспорта и формируется по принципу обеспечения возмещения затрат.
Однако цены на транспортные услуги могут быть и пониженными — в случаях потребности в больших объемах услуг или массовых перевозках. Здесь возникает возможность получения дополнительной прибыли за счет роста производительности труда и снижения издержек. Вместе с тем на отдельные разовые заявки применяют повышенные тарифы.
Цена на транспортные услуги может быть установлена, исходя из величины средних издержек плюс прибыль или на основе уровня текущих цен, в зависимости от вида оказываемых услуг.
Тарифы в зависимости от степени регулирования классифицируют на:
Цены на транспортные услуги дифференцируются по видам транспорта, формам организации перевозок, расстояния перевозки и по другим признакам. Их чаще всего называют транспортными тарифами, хотя на морском транспорте - это фрахт, на автомобильном - цена перевозки, и т.д.
Транспортный тариф - величина, ставка денежной оплаты за транспортные услуги, предоставляемые гражданам и предприятиям со стороны государства, коммерческих организаций, компаний, фирм.
Фрахт - плата за перевозку груза водным путем.
Маркетинговое изучение транспортных тарифов показывает, что монопольное положение транспортных организаций на отечественном рынке транспортных услуг позволяет им поддерживать монопольно высокий уровень тарифов.
Один из способов решения проблемы диспаритета цен на товары и транспортные услуги - достижение компромисса между транспортными организациями и клиентами (грузоотправителями и грузополучателями). Установление взаимоприемлемых тарифов позволяет существенно снизить себестоимость продукции.
Тарифные соглашения должны сочетаться с активной поддержкой транспортных организаций со стороны государства. Должно предусматриваться не только установление приемлемых цен на материально-технические ресурсы, потребляемые предприятиями транспорта, но и финансирование убыточной социальной сферы транспортных организаций, установление минимальных ставок налогов, закупку и передачу пассажирского подвижного состава на баланс транспортных организаций и многое другое.
Маркетинг транспортных
услуг разнообразен. В каждом направлении
есть множества направлений
В сфере пассажирских перевозок следует делать упор на сервис, предоставляемый во время поездки: питание, устройство посадочного места, развлечение.
Во время пассажирской перевозки главным человеком, который контактирует с клиентами, является обслуживающий персонал. В данном случае важен уровень двухстороннего маркетинга. Этого нужно добиваться по средствам организации в компании внутреннего маркетинга. Внутренний маркетинг (internal marketing) - маркетинг организации сферы услуг, используемый для обучения и эффективной мотивации сотрудников, непосредственно контактирующих с клиентами, а также подготовка всего обслуживающего персонала к работе в команде и обеспечению удовлетворения потребителя.
Схема 5
Комплексное изучение рынка транспортных услуг включает в себя исследование оптимальных вариантов доставки грузов, действия транспортных предприятий как внутри страны, так и вне ее. Поэтому оптимальное планирование материальных потоков и рационализация перевозок — важнейшие направления оптимизации сферы обращения и задач маркетинговой деятельности. Оптимизация материальных потоков — это важное направление по выявлению и устранению излишних перемещений продукции, которое должно быть выгодно всем.