Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать деятельность культурно-досуговой сферы города Твери и удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг.
Введение…………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность: понятие и современное состояние……………………………………………………………………………..5
§ 1. Понятие «культурно-досуговая деятельность». Функции и методы организации культурно-досуговой деятельности…………………………………5
§ 2. История развития культурно-досуговой деятельности в России и её современное состояние…………………………………………………………….10
Глава 2. Маркетинг в организации культурно-досуговой сферы……………….18
§ 1. Особенности маркетинга в сфере культуры…………………………………18
§ 2. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культурно-досуговой деятельности……………………………...27
Глава 3. Маркетинговое исследование на тему: «Удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг»…………………….34
§ 1. Программа исследования ……………………………………………………..34
§ 2. Анализ результатов……………………………………………………………46
Заключение………………………………………………………………………….56
Список литературы…………………………………………………………………60
Приложения
Курсовая работа
по дисциплине «Маркетинг в СКСТ»
на тему
«Маркетинг в культурно-
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Культурно-досуговая
деятельность: понятие и современное
состояние………………………………………………………
§ 1. Понятие «культурно-досуговая деятельность». Функции и методы организации культурно-досуговой деятельности…………………………………5
§ 2. История развития
культурно-досуговой
Глава 2. Маркетинг в
организации культурно-
§ 2. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культурно-досуговой деятельности……………………………...27
Глава 3. Маркетинговое
исследование на тему: «Удовлетворенность
жителей города Твери ассортиментом
культурно-досуговых услуг»…………
§ 1. Программа исследования ……………………………………………………..34
§ 2. Анализ результатов…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложения
Введение
Сфера свободного времени и досуга всегда являлась объектом научного интереса. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь с временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его наполнению. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, определяющие поведение и поступки человека в этой временной сфере.
В своей совокупности данные этих наук свидетельствуют о том, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека [11, с.5-6].
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что досуг для современного общества является одной из первостепенных ценностей, в этой области реализуются многие социокультурные потребности человека. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга населения приобретает особую остроту.
Цель данной курсовой работы – проанализировать деятельность культурно-досуговой сферы города Твери и удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
Понятие «культурно-досуговая деятельность» подробно изучено такими авторами как И.Н. Ерошенков [11], А.Д. Жарков, В.М. Чижиков [17]. Функции и методы организации культурно-досуговой деятельности рассмотрены в работах А.Б. Демченко [7], Б.А. Грушина [5], Б.С. Ерасова [10].
История развития культурно-досуговой деятельности в России и её современное состояние нашли свое отражение в исследованиях П.В. Веселова [27], А.Б. Демченко [6], Н.А. Силюка [27], В.Е. Новаторова [19], З.А. Петровой [23] и др.
Особенности маркетинга в сфере культуры изучены такими авторами как И.Е. Дискин [8], А.В. Каменец [13], В.Е. Новаторов [18], С.В.Шишкин [32]. Значительный вклад в исследовании принципов и условий применения маркетинговой информации учреждениями культурно-досуговой деятельности внесли А.П. Градов [4], А.В. Каменец [13], А.И. Ильин [12], Янилов А.Б. [33].
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность: понятие и современное состояние
§ 1. Понятие
«культурно-досуговая
Досуг – это деятельность
в свободное время вне сферы
общественного и бытового труда,
благодаря которой индивид
Культурно-досуговая деятельность является составной частью социально-культурной деятельности, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.). Для совершенствования и улучшения культурно-досуговой сферы необходимо знание социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. [27, с. 45-46].
К особенностям социально-культурной деятельности можно отнести следующее:
Отличительные черты социально-культурной деятельности:
Функциями социально-культурной деятельности являются:
Человек сравнительно легко способен сформулировать цели и мотивы своего досуга, но ему сложно говорить о функциях досуга, т.е. о его целостном предназначении и месте в жизни.
Культурно-досуговая деятельность создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Здесь человек далеко не всегда может реализовать свой творческий потенциал, обратиться к любимым занятиям, пережить развлекательный эффект, снимающий внутреннее напряжение, и т.п.
Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции культурно-досуговой деятельности. На первый взгляд может показаться, что они значимы в основном для детей и юношества. Действительно, в период социализации и индивидуального развития личности досуг приобретает огромное воспитательное значение. Вместе с тем эти функции остаются важнейшими и в более зрелом возрасте человека. В это время ему в меньшей степени, но все же необходимо расширять кругозор, сохранять социальные связи, отзываться на требования времени. У взрослых подобные процессы исследователи называют не воспитанием, а вторичной социализацией, что по существу тоже связано с индивидуальным развитием [19, с.25-26].
В повседневной жизни досуговая активность выполняет множество различных функций рекреационно-оздоровительного и терапевтического типа. Без их реализации у многих людей неизбежно формируются состояние стресса, повышенный невротизм, психическая неуравновешенность, переходящие в устойчивые болезни.
Кроме того, досуговая активность позволяет личности осознать противоположные векторы своего существования. С одной стороны, досуговые занятия создают возможность межличностного взаимодействия со многими незнакомыми людьми (во время праздников, массовых зрелищ, путешествий и т.п.) и тем самым рождают ощущение единения, всеобщей связанности людей друг с другом. С другой стороны, человек на досуге нередко стремится остаться один, ощутить умиротворяющий эффект уединения, задуматься над теми сторонами своего бытия, которые в повседневных заботах не попадают в фокус его внимания. Вместе с тем, на отдыхе человек без труда завязывает знакомства, спонтанно и дружески взаимодействует с разными людьми. Но эта свобода позволяет глубже понять особую значимость близких людей, осознать роль семейно-родственных отношений.
В целом досуговая активность способна выполнять функции оздоровления психики, развития внутреннего мира, расширения индивидуальной жизненной среды. Таким образом, досуг интегрирует множество разрозненных аспектов жизни человека в единое целое, формируя у него представления о полноте своего существования. Без досуга жизнь современного человека была бы не только ущербной, она лишилась бы одного из своих базовых стержней, стала бы труднопереносимой [11, с.31-32].
Важнейшими компонентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов [7, с.3-4].
Под методами организации досуговой деятельности рассматривается совокупность управленческих действий, которые ставят своей целью определенные направления деятельности ее участников, в том числе и пользователей средствами культуры, основанных на социальных технологиях, реализация которых предполагает достижения единства культурных потребностей, поведенческой практики, повышения социальной работы, стимулирование социальной помощи и взаимопомощи. Такое понимание методов досуговой деятельности означает, что особенность включается в систему социальных отношений через досуговый коллектив, который рассматривается как зрелая социальная группа, основным направлением деятельности которого выступает досуговая деятельность. На становление и характер деятельности такой группы на первый план выходит отвечающая требованиям досуговая организация. Через распределение системы ролей, назначения индивидуального места особенностей в деятельности досуговой группы наслаиваются определенным опытом социального взаимодействия. Он является приобретением индивидуального опыта особенностей, осведомляется ею и используется в практике современной жизни и целями досуговой организации [17, с.66-67].
Методами культурно-досуговой деятельности определяются социально-психологические действия, направленные на эффективное достижение ее цели и основных задач. Основные методы предполагают использование работниками культуры определенных социально-психологических механизмов, пополняются группой специфических методов, характерных для культурно-досугового процесса и включают: