Маркетинг в культурно-досуговой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать деятельность культурно-досуговой сферы города Твери и удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность: понятие и современное состояние……………………………………………………………………………..5
§ 1. Понятие «культурно-досуговая деятельность». Функции и методы организации культурно-досуговой деятельности…………………………………5
§ 2. История развития культурно-досуговой деятельности в России и её современное состояние…………………………………………………………….10
Глава 2. Маркетинг в организации культурно-досуговой сферы……………….18
§ 1. Особенности маркетинга в сфере культуры…………………………………18
§ 2. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культурно-досуговой деятельности……………………………...27
Глава 3. Маркетинговое исследование на тему: «Удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг»…………………….34
§ 1. Программа исследования ……………………………………………………..34
§ 2. Анализ результатов……………………………………………………………46
Заключение………………………………………………………………………….56
Список литературы…………………………………………………………………60
Приложения

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

В концепции маркетинга, культурная деятельность общества, рассматривается, в первую очередь, с точки зрения «потребления» и «производства», освоения населением духовными ценностями и продуктами культурной сферы. Следовательно, основная задача маркетинга в области социально-культурной деятельности — выявление различных типов участия людей в культурной жизни по степени активности и отслеживания изменения этих типов среди различных социальных групп и общества в целом.

Организационные принципы проведения маркетинговых исследований в сфере культуры предопределяют ряд этапов — программирование, сбор, обработка, анализ данных, а также  кооперирование проводимых исследований, с целью объединения усилий на наиболее трудоемких этапах социологического исследования, в частности, сбора и обработки информации. Чтобы обладать широким информационным полем организации должны использовать новейшие компьютерные разработки и достижения. Применение компьютеризации в исследовательской работе не должно ограничиваться разовой обработкой данных. Важнейшая задача в этой области — создание и обеспечение функционирования «банка данных», объединяющего информацию различных типов маркетингового исследования в единую систему. Наличие такого механизма дает возможность для организаций культуры и их сотрудников получить в любое время данные исследований (в целом или фрагментарно), проведенных в разное время, оперативно сопоставить, проанализировать полученные результаты и т.д., что резко повысит ценность информации и ее сохранность [18, с.36-37].

Таким образом, на настоящий  момент большинство организаций культуры не располагают конкретными сведениями о социальных, демографических, экономических и прочих признаках, характеризующих посетителей данных учреждений, о запросах, предпочтениях, замечаниях и требованиях населения к сфере культуры, оценкам деятельности театров, музеев, библиотек, клубных и прочих досуговых организаций. Но поскольку конечной целью функционирования объектов и субъектов культуры и искусства является удовлетворение и формирование многообразных духовных потребностей людей, учреждения культуры должны обладать обширным информационным полем о реальном участии различных социальных групп (сегментов) в культурном процессе. Наличие такой информации — одно из основополагающих условий успешного разрешения экономических трудностей, возникших в сложившейся современной рыночной ситуации, связанных как с перспективным, так и с текущим планированием эффективной деятельности организаций культуры.

Культурные явления  и процессы, как правило, непредсказуемы, часто не имеют объективных критериев  для оценки, описываются только субъективными  характеристиками. Поэтому возникает  настоятельная потребность в  комплексном, систематическом изучении общественного мнения, его всестороннем учете при принятии важных управленческих решений по регулированию культурных процессов, которая определяет необходимость в проведении постоянных маркетинговых исследований.

 

 

 

Глава 3. Маркетинговое  исследование на тему: «Удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг».

 

§ 1. Программа  исследования

Свободное время является одним из важных средств формирования личности. Использование свободного времени населением является своеобразным индикатором его культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности или социальной  группы.

Культурно-досуговая  деятельность создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты своего внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. С помощью культурно-досуговой деятельности реализуются компенсаторные функции, воспитательные и просветительные функции. Все это говорит о высоком значении культурно-досуговой деятельности в жизни каждого человека.

Совершенствование деятельности культурно-досугового центра по организации досуга сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы населения, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды культурно-досуговых занятий.

Изучение предпочтений населения в выборе культурно-досуговых  услуг поможет в совершенствовании  учреждений культурно-досуговой сферы и разработке новых проектов, направленных на удовлетворение потребностей общества.

Цель данного маркетингового исследования – проанализировать удовлетворенность  жителей города Твери ассортиментом  культурно-досуговых услуг.

Задачи маркетингового исследования:

    • определить частоту посещения учреждений культурно-досуговой сферы жителями города Твери;
    • определить цель посещения культурно-досуговых учреждений жителями города Твери;
    • определить основные направления проведения досуга;
    • выявить мнения жителей города Твери о качестве, разнообразие культурно-досуговых услуг;
    • определить факторы, влияющие на выбор жителей города Твери при выборе культурно-досугового учреждения;
    • изучить насколько жители города Твери удовлетворены деятельностью  учреждений культурно-досуговой сферы;
    • определить пути совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга.

Объект маркетингового исследования – жители города Твери.

Предмет маркетингового исследования – удовлетворенность  жителей города Твери ассортиментом  культурно-досуговых услуг.

Семантическая операционализация.

Досуг – это деятельность в свободное время вне сферы  общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает  свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Социально-культурная деятельность – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга.

Культурно-досуговая деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.

Методы организации  досуговой деятельности – совокупность управленческих действий, которые ставят своей целью определенные направления деятельности ее участников, в том числе и пользователей средствами культуры, основанных на социальных технологиях, реализация которых предполагает достижения единства культурных потребностей, поведенческой практики, повышения социальной работы, стимулирование социальной помощи и взаимопомощи.

Маркетинговая среда  культурно-досуговой сферы –  это совокупность факторов на макро- и микроуровнях, напрямую влияющих на эффективность работы организации.

Макросреда – это  политические, экономические, демографические, социокультурные, научно-технические факторы, которые определяют развитие сферы культуры.

Микросреда подразделена на две составляющие: внутреннюю и  внешнюю. Внешней средой маркетинга является окружающая среда, на которую  фирма выходит со своими маркетинговыми мероприятиями. Внутренняя среда маркетинга включает тех лиц и те силы, которыми осуществляется маркетинг внутри фирмы.

Организация – это  общественное объединение или государственное  учреждение.

Организация культурно-досуговой  сферы – это общественное объединение или государственное учреждение, деятельность которого направлена на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы в сфере досуга

Удовлетворенность –  это чувство того, кто доволен исполнением своих желаний, потребностей.

Ассортимент –  состав однородной продукции по видам, сортам и маркам. Различают ассортимент  услуг, ассортимент продукции и  торговый ассортимент. В маркетинге характеристиками ассортимента являются: ширина, глубина, устойчивость и высота ассортимента.

Услуга – это любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не приводят к завладению чем-либо.

Культурно-досуговые  услуги – это любое мероприятие  или выгода, которые организации  культурно-досуговой сферы предлагают потребителю.

Житель – человек, который живет, проживает где-нибудь, обитатель.

Структурная операционализация.

1. Жители города Твери.

Пол.

    • Мужской;
    • Женский.

Возраст.

    • 18-24;
    • 25-39;
    • 40-54;
    • 55 и старше.

Материальное положение.

    • не можем свести концы с концами;
    • денег хватает только на питание, покупка одежды – проблема;
    • на питание денег хватает, одежду покупаем самую дешевую; покупка вещей длительного пользования – проблема;
    • мы хорошо питаемся, на одежду денег хватает, в том числе на дорогую, но машина, дача нам не по карману;
    • без труда приобретаем вещи длительного пользования; можем накопить деньги на недорогой автомобиль, но купить квартиру или коттедж не можем;
    • нет материальных проблем, можем приобрести недвижимость, дорогой автомобиль, заграничный тур.

Занятость.

    • Работаю;
    • Не работаю.

Образование.

    • Неполное среднее;
    • Среднее полное;
    • Среднее специальное;
    • Неоконченное высшее;
    • Оконченное высшее.

Семейное положение.

    • Женат/замужем;
    • Холост/незамужем;
    • «Гражданский» брак.

Цели посещения учреждений культурно-досуговой сферы.

    • узнать новые веяния культуры;
    • улучшить свою физическую форму;
    • получить новые знания об интересующем меня явлении;;
    • пообщаться с людьми;
    • просто выйти из дома, прогуляться.

Наличие свободного времени.

    • несколько раз в неделю;
    • 1 – 2 раза в месяц;
    • несколько раз в год.

2. Культурно-досуговая сфера.

Учреждения культурно-досуговой сферы:

    • библиотеки;
      • Библиотека им. Горького;
      • Библиотека Герцена.
    • выставки;
      • Выставочный зал.
    • дома культуры;
      • ДК «Пролетарка»;
      • ДК «Металлург»;
      • ДК «Химволокно»;
      • Дом Союзов.
    • кинотеатры;
      • «Звезда»;
      • «Вулкан»;
      • «Тверь».
    • клубы;
    • ночные:
      • «Зеркало»;
      • «Зебра»;
      • «Принц»;
      • «Диско 80-ых»;
      • «Диско 90-ых»;
      • «Культура»;
      • «Винтер»;
      • «Санрайз»;
      • «Сити»;
      • «От заката до рассвета»;
      • «Лазурный».
    • спортивные:
      • Тренажерные залы:
      • Бассейны.
    • по интересам:
      • Профсоюзный клуб;
      • Клуб ветеранов труда;
      • Шахматный клуб;
      • Клуб книголюбов;
      • Клуб юмористов;
      • Артистический клуб.

Информация о работе Маркетинг в культурно-досуговой сфере