Маркетинг в культурно-досуговой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать деятельность культурно-досуговой сферы города Твери и удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность: понятие и современное состояние……………………………………………………………………………..5
§ 1. Понятие «культурно-досуговая деятельность». Функции и методы организации культурно-досуговой деятельности…………………………………5
§ 2. История развития культурно-досуговой деятельности в России и её современное состояние…………………………………………………………….10
Глава 2. Маркетинг в организации культурно-досуговой сферы……………….18
§ 1. Особенности маркетинга в сфере культуры…………………………………18
§ 2. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культурно-досуговой деятельности……………………………...27
Глава 3. Маркетинговое исследование на тему: «Удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг»…………………….34
§ 1. Программа исследования ……………………………………………………..34
§ 2. Анализ результатов……………………………………………………………46
Заключение………………………………………………………………………….56
Список литературы…………………………………………………………………60
Приложения

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)
    • музеи;
      • Музей Тверского быта;
      • Краеведческий музей;
      • Тверская картинная галерея;
      • Музей козла;
      • Молодёжный музейно-выставочный центр им. Лизы Чайкиной;
      • Музей-мемориал Медное;
      • Музей вагоностроительного завода;
      • Музей им.Салтыкова-Щедрина.
    • парки культуры и отдыха;
      • Городской сад;
      • Парк победы;
      • Сквер героям Чернобыля;
      • Сквер им.Крылова;
      • Сквер воинов-интернационалистов.
    • другие развлекательные учреждения;
      • Развлекательный комплекс «Слава»;
      • Боулинги.
    • театры;
      • Театр юного зрителя;
      • Тверской Академический театр драмы;
      • Театр кукол.  
    • филармонии;
      • Тверская Академическая областная филармония.
    • цирки.

Задачи:

    • формирование у населения духовных ценностей, гуманизма;
    • структурирование свободного времени населения;
    • создание возможностей для творческой самореализации;
    • развитие у детей и молодежи общей гуманитарной грамотности;
    • формирование у населения культуры в сфере быта, общения;
    • содействие самоорганизации, сплочению местных жителей.

Ценовая политика:

    • Низкая;
    • Средняя;
    • Высокая.

Стаж работы:

    • Менее 1 года;
    • 1 – 3 года;
    • 4 – 7 лет;
    • 8 – 10 лет;
    • Более 10 лет.

График работы:

    • с выходными днями;
    • без выходных дней.

Месторасположение:

    • центр города;
    • рядом с домом;
    • в соседних районах.

Качество обслуживания:

    • высший класс;
    • средний класс;
    • низкий класс.

3. Услуги.

    • новизна и современность услуг (новые, старые);
    • разнообразие услуг (есть, нет);
    • доступность услуг (доступны всем, доступны определенному слою общества);
    • качество услуг (высокое, среднее, низкое);
    • качество обслуживания (высокое, среднее, низкое);
    • стоимость услуг (высокая, средняя, низкая);
    • скорость предоставления услуг (высокая, средняя, низкая).

4. Удовлетворенность.

    • полностью удовлетворен;
    • частично удовлетворен;
    • частично неудовлетворен;
    • полностью неудовлетворен.

5. Ассортимент услуг культурно-досуговых учреждений.

Библиотеки:

    • доступ в Интернет;
    • наличие большого объема периодики;
    • наличие краеведческой и национальной литературы;
    • наличие электронного каталога;
    • наличие большого количества помещений;
    • возможность брать книги «в залог»;
    • возможность сканирования и ксерокопии;
    • наличие буфета;
    • наличие гардероба;
    • наличие канцелярского магазина.

Кинотеатры:

    • доступ в Интернет, бесплатный WI-FI;
    • наличие гардероба;
    • наличие буфета;
    • автопарковка;
    • зал игровых автоматов;
    • абонементные карты;
    • возможность бронирования билетов по телефону;
    • удобный доступ для людей с ограниченными возможностями;
    • возможность заказа билетов по телефону.

Ночные клубы:

    • возможность заказа и бронирования столиков;
    • бесплатный WI-FI;
    • автопарковка;
    • проведение тематических вечеринок;
    • выступления известных исполнителей;
    • возможность аренды для проведения банкетов, празднеств.

Спортивные клубы:

    • наличие современной аппаратуры;
    • наличие кабинета для массажа;
    • наличие детских залов.

Музеи:

    • наличие музейных каталогов;
    • изготовление копий  (с возможным увеличением) с музейных экспонатов с документов из фондов музеев;
    • проведение специализированных музейных программ;
    • возможность проведения фотосъёмки;
    • возможность проведения видеосъемки;
    • консультативно-справочное обслуживание;
    • организация и проведение культурно-массовых мероприятий на территории музея (театрализованные программы);
    • проведение корпоративных мероприятий на территории музея.

Факторная операционализация.

Факторы, влияющие на выбор  потребителя.

    • Личные предпочтения и интересы (познавательный, образовательный, музыкально-развлекательный, культурно-развлекательный, спортивно-оздоровительный);
    • Имидж (благоприятный, неблагоприятный);
    • Качество обслуживание (высший класс, средний класс, низкий класс);
    • Месторасположение (центр города, рядом с домом, в соседних районах);
    • Советы друзей (да, нет);
    • Стаж работы учреждения (менее 6 месяцев, около 1 года, более 3 лет, более 5 лет);
    • График работы (с выходными днями, без выходных дней);
    • Популярность (высокая, средняя, низкая);
    • Клиентура (VIP-гости, обычные люди);
    • Наличие привилегий для постоянных клиентов (да, нет);
    • Стоимость услуг (высокая, низкая, средняя);
    • Мода (да, нет);
    • Реклама (да, нет);
    • Качество предоставляемых услуг (высокое, среднее, низкое);
    • Уровень информированности об культурно-досуговых услугах (высокий, средний, низкий);
    • Пол потребителя (мужской, женский);
    • Возраст потребителя (18-24; 25-39; 40-54; 55 и старше);
    • Материальное положение потребителя (высокий доход, средний доход, низкий доход);
    • Занятость потребителя (работает, не работает);
    • Образование потребителя (неполное среднее, среднее полное, среднее специальное, неоконченное высшее, оконченное высшее);
    • Семейное положение потребителя (женат/замужем, холост/незамужем, «гражданский» брак);
    • Цели посещения учреждений культурно-досуговой сферы (узнать новые веяния культуры, улучшить свою физическую форму, получить новые знания об интересующем меня явлении, пообщаться с людьми, просто выйти из дома, прогуляться);
    • Наличие свободного времени у потребителя (несколько раз в месяц, 1 – 2 раза в месяц, несколько раз в год).

По характеру задач  данное исследование является пилотажным, т.к. охватывает небольшое количество респондентов, решает ограниченную по содержанию задачу, характеризуется упрощенной программой исследования, сжатым по объему инструментарием. По методу исследования - опрос. По частоте проведения -  разовое (точечное).

В качестве метода исследования был выбран опросный метод: анкетирование. Выбор данного метода обусловлен тем, что он позволяет исследовать мнение респондентов, как по отдельным вопросам данной темы, так и отношение респондентов к теме в целом.

Тип выборки – квотная, т.к. формирование выборочной совокупности происходит на основе определенных критериев, таких как возраст и пол респондентов. Объем выборочной совокупности – 30 человек. Макет инструментария – анкета.

Гипотезы.

    • жители города Твери посещают учреждения культурно-досуговой сферы приблизительно 1 раз в месяц;
    • целями посещения культурно-досуговых учреждений являются желание получить новые знания об интересующем явлении и общение с людьми;
    • основными направлениями проведения досуга являются познавательный, музыкально-развлекательный и спортивно-оздоровительный;
    • качество и разнообразие культурно-досуговых услуг жители города Твери оценивают как среднее;
    • основные факторы, влияющие на выбор жителей города Твери являются личные предпочтения и интересы и популярность учреждения;
    • жители города Твери частично удовлетворены ассортиментом услуг, которые предоставляют учреждения культурно-досуговой сферы;
    • для совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга жители города Твери предлагают расширить спектр услуг и снизить стоимость услуг.

 

 

§ 2. Анализ результатов

В мае 2009 года студенткой кафедры ССТ было проведено маркетинговое  исследование на тему «Удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом  культурно-досуговых услуг». Было опрошено 30 человек всех возрастов, которые являются жителями города Твери. Большинство опрошенных составили женщины (63%), мужчин – 47%. Из них – 50% составили молодые люди возрастом 18-24 года, остальные 50%  примерно поровну разделены между людьми 25-39 лет, 40-54 года и 55 и старше. Большинство опрошенных составляют работающие люди - 63%. Из 30 респондентов большинство составляют люди со средним полным, оконченным высшим и средним специальным образованием (примерно по 30%) и  7% неоконченное высшее. Половину опрошенных составили люди, несостоящие в официальном браке. 50% оценивают свое материальное состояние (мы хорошо питаемся, на одежду денег хватает, в том числе на дорогую, но машина, дача нам не по карману) как удовлетворительное. 30% без труда приобретают вещи длительного пользования; могут накопить деньги на недорогой автомобиль, но купить квартиру или коттедж не могут.

При изучении наличия  свободного времени, которое респонденты  могут посвятить досугу, было выявлено, что более половины респондентов (57%) посвящают свое время досугу несколько раз в неделю, практически в два раза меньше респондентов (27%) уделяют досугу 1 – 2 раза в месяц. При этом ответ «несколько раз в неделю» был выбран большинством мужчин и женщин и большинством работающих и неработающих людей. Подавляющее большинство   молодых людей 18-24 лет (87%) предпочитают уделять свое время досугу несколько раз в неделю. Люди от 40-54 лет уделяют досугу 1 – 2 раза в неделю, 60% людей от 55 лет и старше – несколько раз в год. При этом наблюдается закономерность, что при увеличении возраста респондента частота посещения культурно-досуговых учреждений уменьшается. В городе Твери не хватает культурно-досуговых учреждений  для людей в возрасте 40 лет и старше. И в качестве рекомендации можно предложить создание культурно-досуговых учреждений для людей в возрасте от 40 лет и старше.

Из всех культурно-досуговых  учреждений города Твери за последние 6 месяцев большинство респондентов (17%) посетили парки культуры и отдыха. И самой меньшей популярностью пользуются дома культуры (3%) и цирки (2%). Но при этом наблюдается различие в выборе культурно-досугового учреждения в зависимости от возраста респондента. Например, большинство молодых людей 18-24 лет посетили кинотеатры (18%) и ночные клубы (18%), большинство людей в возрасте от 25 до 39 лет – спортивные клубы (20%) и парки культуры и отдыха (16%), люди 40-54 лет – театры (30%) и парки культуры и отдыха (30%), а люди от 55 лет и старше в большинстве предпочитают посещение театров (40%). Поэтому организаторам культурно-досуговых учреждений следует учитывать предпочтения всех возрастов населения и улучшать качество услуг в менее популярных учреждениях культуры и досуга. Большинство людей состоящих в браке (25%) за последние 6 месяцев посетили парки культуры и отдыха, а респонденты, находящиеся в «гражданском» браке или несостоящие в браке предпочитают посещение ночных клубов и кинотеатров. В зависимости от пола респондента особых различий в посещении культурно-досуговых учреждений выявлено не было.

В выборе видов досуга большинство  опрошенных жителей города Твери предпочитают посещение спортивных клубов (14%) и кинотеатров (13%). Наименьшей популярность пользуются цирки (4%), клубы по интересам (3%), дома культуры (3%) и библиотеки (2%).

При изучении целей посещения  культурно-досуговых учреждений было выявлено, что 26% опрошенных посещают культурно-досуговые учреждения для того, чтобы просто выйти из дома/прогуляться, ненамного меньше респондентов (24%) посещают учреждения культуры и досуга, чтобы пообщаться с людьми. Наименьшее количество респондентов посещают культурно-досуговые учреждения с целью улучшить свою физическую форму (11%). При этом наблюдается различие в выборе целей посещения культурно-досуговых учреждений в зависимости от возраста респондентов. Например, люди от 18 до 39 лет посещают учреждения культуры и досуга, чтобы просто выйти из дома/прогуляться, для людей 40-54 лет главной целью является получение новых знаний об интересующем явлении, а люди 55 лет и старше выбрали ответ «пообщаться с людьми». Учитывая вышесказанное, нужно ориентироваться на цели посещения культурно-досуговых учреждений жителей города Твери и для людей 55 лет и старше создавать организации, которые помогут им реализовать свои потребности в общении. Гипотеза о том, что целями посещения культурно-досуговых учреждений являются желание получить новые знания об интересующем явлении и общение с людьми,  частично подтвердилась.

Информация о работе Маркетинг в культурно-досуговой сфере