Информация, собираемая
в ходе маркетинговых исследований,
необходима всем учреждениям культуры. Для сотрудников театров, музеев,
библиотек и иных досуговых организаций
важно знать состав своей аудитории, мотивы,
предпочтения, ожидания и замечания посетителей.
Исследования такого свойства устанавливают
своеобразную обратную связь между учреждениями
культуры и населением, создают возможность
воздействия массового спроса на формирование
структуры предложения услуг на рынке
культуры, обеспечивают оперативность
принятия верных управленческих решений.
В результате проведения
маркетингового исследования была проанализирована удовлетворенность
жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых
услуг. Анализ показал, что большинство
опрошенных частично удовлетворены ассортиментом
культурно-досуговых услуг. Также было
выявлено, что в городе Твери не хватает
культурно-досуговых учреждений для
людей в возрасте 40 лет и старше. И в качестве
рекомендации предлагается создание культурно-досуговых
учреждений для людей в возрасте от 40 лет
и старше. Проведение выставок в городе
Твери оценивается потребителями достаточно
низко и заслуживает особого внимание
со стороны организаторов. Для
привлечения аудитории и повышения популярности
музеев, возможно рассмотрение реализации
таких проектов как изготовление копий
с музейных экспонатов и документов из
фондов музеев, проведение специализированных
музейных программ и проведение корпоративных
мероприятий на территории музея. Рассмотреть возможности реализации
постройки буфетов и возможности брать
книги «в залог» в библиотеках города.
Кинотеатрам города Твери необходимо
не только расширять ассортимент услуг,
но и повышать их качество, учитывая при
этом желания населения. Ночным клубам
предлагается построить отдельные места
для автопарковки, чаще приглашать известных
исполнителей и рассмотреть возможности
реализации такой услуги как возможность
аренды для проведения банкетов, празднеств.
Также предлагается расширить
или изменить ассортимент услуг
в таких учреждениях как выставки,
ночные клубы, спортивные клубы, клубы
по интересам, дома культуры, библиотеки. Организаторам культурно-досуговых
учреждений следует учитывать предпочтения
всех возрастов населения и улучшать качество
услуг в менее популярных учреждениях
культуры и досуга, таких как библиотеки,
дома культуры и цирки. Нужно ориентироваться на цели посещения
культурно-досуговых учреждений жителей
города Твери и для людей 55 лет и старше
создавать организации, которые помогут
им реализовать свои потребности в общении. Можно посоветовать уделять наибольшее
внимание учреждениям культурно-досуговой
сферы, которые пользуются наименьшей
популярностью, создавать и реализовывать
проекты повышающие популярность учреждения
для привлечения аудитории (библиотеки).
Необходимо наибольшее внимание уделять
качеству предоставляемых услуг и изучать
возможности населения в оплате культурно-досуговых
услуг для установления приемлемых цен.
На разнообразие услуг и качество обслуживания
в учреждениях культуры и досуга города
Твери следует обратить особое внимание
и разработать программы для повышения
уровня качества обслуживания. Из всех
возрастов населения города Твери следует
особое внимание уделять людям в возрасте
55 лет и старше, для удовлетворения их
досуговых потребностей предлагается
создание организаций для людей пенсионного
возраста.
Список литературы:
- Ансофф
И.К. Стратегическое управление. – М., 1999.
- Галуцкий Г.М. Основы финансов и финансирование культурной деятельности. – М.: АСКИД, 1996.
- Голубков Е.П. Процесс маркетинговых исследований // Маркетинг в России и за рубежом. – 1997. – №11.
- Градов
А.П. Экономическая стратегия фирмы. – СПб.: СпецЛит, 2000.
- Грушин Б.А. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1999.
- Демченко А.Б. Возможности российского досуга. – М., 1999.
- Демченко А.Б. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества // Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. – 1996. – №2.
- Дискин И.Е. Культура. Стратегия социально-экономического развития. – М.: Экономика, 2000.
- Дмитриева
И.Н., Бюджеты развития: опыт США // Финансы – 2002. – №11.
- Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебное пособие. – М: Аспект пресс, 2001.
- Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. – М.: НГИК, 2000.
- Ильин
А.И. Управление предприятием – М.: Высшая
школа, 2003.
- Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. – М.: МГУК, 2001.
- Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. — СПб.: Питер Ком, 1998.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Перевод с английского. – М.: «Росинтер», 1996.
- Кунц
Г.О., Доннел С.А Управление: системный и ситуационный
анализ управленческих функций. – М.:
Прогресс, 2001.
- Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М. – М.: Издательство МГУК, 1998.
- Новаторов
В.Е. Маркетинг в социально-культурной
сфере. – М., 1999.
- Новаторов В.Е. Организаторы досуга. – М.: сов. Россия, 1997.
- Носков
А.Б. Новые стратегии управления // Журнал
для акционеров. – 1999. – №4.
- Ноэль Э. Массовые опросы. – М.: АВА-ЭСТРА, 1999.
- Оучи
У. Методы эффективного управления. – М.:
Экономика, 1999.
- Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 2001.
- Паркинсон С.А.,
Рустомжи М.К. Искусство управления. –
М.: Лениздат, 1998.
- Поршнев
А.Г. Управление организацией. – М.,: ИН-ФРА-М, 2001.
- Руденко
А.И. Стратегическое планирование на предприятии: Учеб. пособие.
– М., 1997.
- Силюк
Н.А., Веселов П.В. Организация управленческого труда. – М.:
Экономика, 2001.
- Тян
Р.Б. Планирование деятельности предприятия Учеб. Пособие
– М., 2002.
- Уткин
Э.А. Управление фирмой. – М.: Акалис, 2003.
- Цыгичко
В.Н. Руководителю о принятии решений. – М.:
Финансы и статистика, 2001.
- Шершнева
З.Е. Стратегическое управление. – М., 1999
г.
- Шишкин
С.В. Экономика и управление в сфере
культуры: поиск новых моделей. – М., 1999.
- Янилов А.Б. // www.cultinfo.ru
Приложение 1. Направления маркетинга культурной организации
Приложение 2. Спираль развития направлений маркетинговой
деятельности в сфере культуры
Приложение 3. Составляющие внешней среды маркетинга
культурной организации
Приложение 4. Инструментарий
Анкета.
Здравствуйте!
Студентка кафедры социологии и
социальных технологий Тверского государственного технического университета
проводит социологическое исследование
на тему «Удовлетворенность жителей города
Твери ассортиментом культурно-досуговых
услуг». Прошу Вас принять участие в исследовании.
Опрос анонимный. Все полученные данные
будут обобщены.
- Как часто у Вас бывает свободное время, которое Вы можете посвятить досугу?
- несколько раз в неделю;
- 1 – 2 раза в месяц;
- несколько раз в год;
- иное ___________________________
- Что из перечисленного Вы делали хотя бы раз за последние 6 месяцев? Выберите несколько вариантов ответа.
- хожу в гости, принимаю гостей;
- читаю газеты и журналы;
- провожу время на даче;
- читаю книги;
- выезжаю в лес, на охоту или рыбалку;
- занимаюсь шитьем, рукоделием;
- занимаюсь любительской фотографией, видеосъемкой;
- учусь, повышаю квалификацию;
- путешествую, занимаюсь туризмом;
- иное ____________________________
- Какие из нижеперечисленных учреждений культурно-досуговой сферы Вы посетили хотя бы 1 раз в жизни? Выберите несколько вариантов ответа.
- музеи;
- выставки;
- кинотеатры;
- театры;
- ночные клубы;
- спортивные клубы (тренажерный зал, бассейн);
- клубы по интересам;
- филармонии;
- цирки;
- парки культуры и отдыха;
- библиотеки;
- дома культуры;
- другие развлекательные учреждения (боулинги и т.п.);
- иное __________________________
- Какие из нижеперечисленных учреждений культурно-досуговой сферы Вы посетили за последние 6 месяцев? Выберите несколько вариантов ответа.
- музеи;
- выставки;
- кинотеатры;
- театры;
- ночные клубы;
- спортивные клубы (тренажерный зал, бассейн);
- клубы по интересам;
- филармонии;
- цирки;
- парки культуры и отдыха;
- библиотеки;
- дома культуры;
- другие развлекательные учреждения (боулинги и т.п.);
- иное __________________________
- Какие виды культурного досуга Вы предпочитаете? Выберите несколько вариантов ответа.
- музеи;
- выставки;
- кинотеатры;
- театры;
- ночные клубы;
- спортивные клубы (тренажерный зал, бассейн);
- клубы по интересам;
- филармонии;
- цирки;
- парки культуры и отдыха;
- библиотеки;
- дома культуры;
- другие развлекательные учреждения (боулинги и т.п.);
- иное __________________________
- Насколько Вы удовлетворены ассортиментом культурно-досуговых услуг, которые предоставляют учреждения культурно-досуговой сферы города Твери?
степень
удовлетво-
ренности
культурно-
досуговое
учреждение |
Полностью удовлетворен |
Частично удовлетворен |
Частично неудовлетворен |
Полностью неудовлетворен |
не
посещал |
1. Музеи. |
|
|
|
|
|
2. Выставки. |
|
|
|
|
|
3. Кинотеатры. |
|
|
|
|
|
4. Театры. |
|
|
|
|
|
5. Ночные клубы. |
|
|
|
|
|
6. Спортивные клубы. |
|
|
|
|
|
7. Клубы по интересам. |
|
|
|
|
|
8. Филармонии. |
|
|
|
|
|
9. Цирки. |
|
|
|
|
|
10. Парки культуры и отдыха. |
|
|
|
|
|
11. Библиотеки. |
|
|
|
|
|
12. Дома культуры. |
|
|
|
|
|
13. Другие развлекательные учреждения. |
|
|
|
|
|
- Оцените эффективность работы всех учреждений культурно-досуговой сферы города Твери по 5-бальной шкале.
оценка
культурно-досуговое
учреждение |
«1» |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
не посещал |
1. Музеи. |
|
|
|
|
|
|
2. Выставки. |
|
|
|
|
|
|
3. Кинотеатры. |
|
|
|
|
|
|
4. Театры. |
|
|
|
|
|
|
5. Ночные клубы. |
|
|
|
|
|
|
6. Спортивные клубы. |
|
|
|
|
|
|
7. Клубы по интересам. |
|
|
|
|
|
|
8. Филармонии. |
|
|
|
|
|
|
9. Цирки. |
|
|
|
|
|
|
10. Парки культуры и
отдыха. |
|
|
|
|
|
|
11. Библиотеки. |
|
|
|
|
|
|
12. Дома культуры. |
|
|
|
|
|
|
13. Другие развлекательные
учреждения. |
|
|
|
|
|
|
- С какой целью Вы посещаете учреждения культурно-досуговой сферы? Выберите несколько вариантов ответа.
- узнать новые веяния культуры;
- улучшить свою физическую форму;
- получить новые знания об интересующем меня явлении;
- пообщаться с людьми;
- просто выйти из дома, прогуляться;
- иное _____________________________
- Какие направления досуга Вы предпочитаете? Выберите несколько вариантов ответа.
- познавательный (музеи, выставки);
- образовательный (библиотеки);
- музыкально-развлекательный (концерты эстрадных исполнителей, ночные клубы);
- культурно-развлекательный (филармонии, театры);
- спортивно-оздоровительный (бассейн, тренажерный зал);
- прогулки на свежем воздухе (парки культуры и отдыха);
- иное ________________________________