Маркетинг в культурно-досуговой сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать деятельность культурно-досуговой сферы города Твери и удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность: понятие и современное состояние……………………………………………………………………………..5
§ 1. Понятие «культурно-досуговая деятельность». Функции и методы организации культурно-досуговой деятельности…………………………………5
§ 2. История развития культурно-досуговой деятельности в России и её современное состояние…………………………………………………………….10
Глава 2. Маркетинг в организации культурно-досуговой сферы……………….18
§ 1. Особенности маркетинга в сфере культуры…………………………………18
§ 2. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культурно-досуговой деятельности……………………………...27
Глава 3. Маркетинговое исследование на тему: «Удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг»…………………….34
§ 1. Программа исследования ……………………………………………………..34
§ 2. Анализ результатов……………………………………………………………46
Заключение………………………………………………………………………….56
Список литературы…………………………………………………………………60
Приложения

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 1.34 Мб (Скачать файл)

В мировой практике существуют две основные модели организации маркетинговой деятельности в сфере культуры — американская и французская.

Американская модель в большей степени направлена на привлечение индивидуальных, корпоративных  и государственных финансовых вложений в некоммерческую организацию. Объектами маркетинга в данном варианте являются друзья учреждения, спонсоры, меценаты, фонды и органы государственной власти. В организационной структуре американского учреждения культуры главную роль играет отдел развития. Так, в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке отдел развития имеет сложную внутреннюю организационную структуру и насчитывает более 75 штатных сотрудников. Около 35 специалистов работают в Обществе друзей музея, которое является составной частью отдела развития. Каждый сотрудник Общества отвечает за одно из трех направлений деятельности — программное обеспечение (организация мероприятий Общества друзей), работа с волонтерами, а также с индивидуальными и корпоративными членами.

Около 40 специалистов отдела развития музея «Метрополитен» заняты маркетинговым планированием и исследованием рынка, а также организацией и проведением кампаний для привлечения средств вкладчиков, спонсоров, благотворительных фондов и государства.

Французская модель организации  маркетинговой деятельности в сфере культуры является противоположной американской. Основное внимание здесь уделяется не привлечению потенциальных спонсоров, а созданию и удовлетворению спроса посетителей. Так, музей «Лувр» в Париже отличается своей гибкой ценовой политикой: системой скидок, льготными и бесплатными часами работы, доступом в музей в послерабочее время. Кроме того, в музее существует сеть постоянно действующих конференций, семинаров, абонементного обслуживания, детских, школьных, студенческих и взрослых групп. На территории Лувра постоянно проходят концерты, музыкальные вечера, публичные лекции и т.д.

В американской модели существуют те же разновидности услуг культурной организации, но их отличие состоит  в том, что они преследуют прежде всего финансовые цели, а не задачи максимального удовлетворения потребительского спроса. Причина различий — в особенностях структуры финансовых источников американских и французских учреждений культуры. Для сравнения, доля государственных субвенций и субсидий Лувра составляет около 58%, в то время как в музее «Метрополитэн» — около 14%.

Организационная структура  маркетинга в Лувре состоит из четырех отделов. Три службы занимаются привлечением в музей посетителей. Это служба работы с аудиторией, в задачи которой входят организация и реклама концертов, спектаклей и других мероприятий. Близкой по целям является культурная служба, функции которой заключаются в распространении информации о музее и привлечении посетителей. Культурная служба проводит конференции и коллоквиумы, совместно работает с культурными учреждениями и ассоциациями, а также готовит информационные и рекламные материалы. Самым большим отделом в организационной структуре маркетинга является служба гостеприимства. В ней работают около 60 постоянных сотрудников и 35 человек частично занятых. В системе маркетинга служба гостеприимства играет важную роль. Она занимается предоставлением информационных услуг посетителям, развитием партнерских отношений в различных регионах, а также проводит маркетинговые исследования внутри музея и за его пределами.

Общей чертой американской и французской моделей является наличие службы по связям с общественностью, работающей над созданием имиджа организации. Внимание общественности привлекается через средства массовой информации, сотрудничество с другими учреждениями и организациями-партнерами, а также со спонсорами, благотворителями и органами государственной власти, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

В настоящее время  в России формируется промежуточная  модель организации маркетинга в сфере культуры. Ее отличительной чертой является сочетание различных элементов из американской и французской моделей. Многие российские культурные организации продолжают советские традиции работы с посетителями, которые близки к французской модели. Так как государство уже не в состоянии полностью обеспечивать учреждения культуры, им приходится дополнительно заниматься привлечением финансовых средств на покрытие текущих и капитальных расходов. В организационной структуре управления российских учреждений культуры формируются отделы развития, маркетинга, общества друзей, службы гостеприимства и сектора связей с общественностью. Но штат данных отделов и выполняемые ими функции существенно ограничены. Так, в Государственном Эрмитаже служба связей с общественностью фактически является пресс-службой, а штат отдела развития и маркетинговых исследований состоит всего из пяти человек. В «Русском музее» отдел развития, служба маркетинга и Общество друзей занимаются проведением различных мероприятий, при этом не имея четко определенных функций [33].

Рассмотренные выше принципы маркетинга в сфере культуры раскрывают важную роль данной деятельности в  управлении культурной организацией. Учреждения культуры, занятые поиском  путей оптимизации внутренней работы, в первую очередь должны разрабатывать маркетинговую стратегию, отличающуюся своей комплексностью и разнонаправленностью.

§ 2. Принципы и  условия применения маркетинговой  информации учреждениями культурно-досуговой  деятельности

Проведение маркетинговых  исследований в сфере культуры продиктовано потребностью учреждений и органов управления данной отрасли в информации о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью [18, с.21-22].

Сегодня, большинство  организаций культуры не располагают  конкретными сведениями о социальных, демографических, экономических и  прочих признаках, характеризующих  посетителей данных учреждений, о запросах, предпочтениях, замечаниях и требованиях населения к сфере культуры, оценкам деятельности театров, музеев, библиотек, клубных и прочих досуговых организаций. Но поскольку конечной целью функционирования объектов и субъектов культуры и искусства является удовлетворение и формирование многообразных духовных потребностей людей, учреждения культуры должны обладать обширным информационным полем о реальном участии различных социальных групп (сегментов) в культурном процессе. Наличие такой информации — одно из основополагающих условий успешного разрешения экономических трудностей, возникших в сложившейся современной рыночной ситуации, связанных как с перспективным, так и с текущим планированием эффективной деятельности организаций культуры.

Вышеизложенное во многом обусловлено тем, что маркетинг тесно связан с потребительским поведением на рынке культурных услуг. В политике маркетинга сферы культуры повторения практически исключены, поэтому необходим индивидуальный подход для разных рыночных ситуаций. Следовательно, маркетинг ориентирован на конкретных потребителей, в то время как спектр предпочтений и вкусов потребителей культурных услуг довольно широк [3, с.18-19].

Культурные явления  и процессы, как правило, непредсказуемы, часто не имеют объективных критериев для оценки, описываются только субъективными характеристиками. Поэтому возникает настоятельная потребность в комплексном, систематическом изучении общественного мнения, его всестороннем учете при принятии важных управленческих решений по регулированию культурных процессов, которая определяет необходимость в проведении постоянных маркетинговых исследований.

Первостепенное значение должно придаваться выявлению ярко выраженных тенденций в развитии культурных потребностей и запросов различных слоев населения, а также деятельности всех видов организаций, функционирующих в сфере духовной жизни общества. Исследования такого свойства должны быть максимально нацелены на анализ общей специфики поведения потребителей: особенностей социального, демографического, национального состава населения, его мобильности, традиций, обычаев, духовно-нравственных элементов и т.д. [33]

Первой задачей выбора методов проведения маркетинговых  исследований, что является начальным  этапом разработки плана маркетинга в сфере культуры, выступает ознакомление с отдельными методами, которые могут использоваться при сборе и анализе маркетинговой информации. Следует отметить, что наиболее приемлемыми методами маркетингового исследования для области культуры являются методы опроса потребителей, экспертные оценки и экспериментальные методы. На практике при проведении конкретного маркетингового исследования обычно используется не один, а несколько типов исследований, причем в любой последовательности.

Информация, собираемая в ходе маркетинговых исследований, необходима всем учреждениям культуры. Для сотрудников театров, музеев, библиотек и иных досуговых организаций важно знать состав своей аудитории, мотивы, предпочтения, ожидания и замечания посетителей. Исследования такого свойства устанавливают своеобразную обратную связь между учреждениями культуры и населением, создают возможность воздействия массового спроса на формирование структуры предложения услуг на рынке культуры, обеспечивают оперативность принятия верных управленческих решений [18, с.32-33].

Деятельность учреждений культуры по сбору маркетинговой  информации может включать в себя следующие виды работ:

  • разработка программы маркетингового исследования для условий конкретного типа организаций культуры;
  • оценка организации финансово-хозяйственной и маркетинговой деятельности объектов культуры, сравнительный анализ полученных результатов с проектными данными программы маркетингового исследования;
  • выполнение конкретных социологических исследований (анкетирование, опросы, экспертные оценки) на предмет выявления духовных потребностей, позиций, предпочтений, ориентаций и запросов населения, применительно к сфере культуры;
  • разработка образца опросного листа, перевод полученной качественной информации, содержащейся в анкетах в форме вопросов и ответов в количественную;
  • сбор необходимой информации о запросах и предпочтениях посетителей учреждений культуры разных типов и масштабов.

Разработка программы  маркетингового исследования состоит  из ряда основных этапов:

  • определение целей маркетингового исследования;
  • определение объекта маркетингового исследования;
  • определение методов маркетингового исследования;
  • составление сметы расходов на маркетинговое исследование;
  • определение необходимых ресурсов и сроков исполнения;
  • формулировка конкретных решений и путей предстоящей деятельности [3, с.27-28].

Однако, в силу экономических, социальных, демографических, политических и иных условий, складывающихся в  сфере культурного обслуживания, специалистам занимающимся исследованиями по сбору маркетинговой информации приходится перераспределять средства, менять порядок запланированных мероприятий по маркетингу. Например, в программу маркетинговой деятельности включены исследования нескольких групп населения с целью выявления их интересов и потребностей в сфере досуга. Но уже первый квартал года показал, что одна из намеченных к изучению групп, ведет себя по отношению к предлагаемым услугам очень активно и заинтересованно, что проблемы привлечения этой выборки практически не существует. Возможно, в этом случае имеет смысл отказаться от проведения намеченного анкетирования данной категории населения, сэкономив тем самым некоторую часть средств и времени для реализации других мероприятий по маркетингу.

Сегодня, маркетинговые  исследования в сфере культуры определяется ее отраслевым характером и совпадает с основными областями культуры: сценическое, музыкальное, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, библиотечное, музейное, клубное дело, рекреационно-досуговая, экспозиционно-выставочная, информационно-пропагандисткая деятельность. Каждая из названных областей культуры может рассматриваться отдельно или в комплексе по особой методике, состоящей из 4-х элементов:

  • выявление и анализ позиций, предпочтений и запросов всего населения (опросы различных социальных групп населения по территориальному признаку об их ориентации и участии в культурной среде, ее оценках, предпочтениях, ориентациях и др.).
  • сбор необходимой информации о запросах и предпочтениях посетителей учреждений культуры разных типов и видов (анкетирование зрителей и слушателей в театральных, концертных, выставочных залах, библиотеках, музеях, клубах, дискотеках и т.д., нацеленное на изучение социального, возрастного и демографического состава посетителей, обстоятельств посещения, оценок деятельности и др.).
  • научно-исследовательская работа совместно с экспертами и ведущими специалистами (выявление суждений, рекомендаций и предложений по актуальным проблемам развития культуры и искусства).
  • оценка потенциала конкурентов — производителей культурных благ и услуг (анализ конкурентной обстановки, определение экономического и творческого потенциала конкурентов и характерных для них способов реагирования на изменение потребительского спроса и рыночной ситуации).

Особый интерес также  представляет широко применяемая зарубежными маркетологами методика оценки деятельности какой-либо организации потребителями по нескольким, наиболее важным показателям [33].

Фрагментарный анализ результатов  исследования такого свойства позволяет  выяснить соотношение позитивных и  негативных характеристик деятельности рассматриваемых организаций, выявить и сравнить потенциальные возможности и отличия творческой и организационной деятельности в условиях рыночной экономики, отметить положительные и отрицательные стороны проводимой ими работы с точки зрения их реальных посетителей. Основываясь на этих данных руководству организаций следует строить дальнейшую стратегию и тактику маркетинга, что позволит создать развитую досуговую инфраструктуру, с учетом требований потребителей и существенно повысить посещаемость этих учреждений.

Следует отметить, что  особое внимание проведению маркетинговых  исследований по сбору информации о  потребителях следует уделять бюджетным  организациям культуры — библиотекам, музеям, театрам и кинотеатрам  и т.п., так как сегодня государство в наименьшей степени заботится о развитии непроизводственной сферы, и этим учреждениям самим приходится находить пути к выживанию в условиях рынка и жесткой конкуренции, что, в конечном счете наталкивает на мысль о широком применении методов маркетинга в сложившейся противоречивой ситуации [3, с.26-27].

Информация о работе Маркетинг в культурно-досуговой сфере