Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 01:26, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать деятельность культурно-досуговой сферы города Твери и удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг.
Введение…………………………………………………………………...…………3
Глава 1. Культурно-досуговая деятельность: понятие и современное состояние……………………………………………………………………………..5
§ 1. Понятие «культурно-досуговая деятельность». Функции и методы организации культурно-досуговой деятельности…………………………………5
§ 2. История развития культурно-досуговой деятельности в России и её современное состояние…………………………………………………………….10
Глава 2. Маркетинг в организации культурно-досуговой сферы……………….18
§ 1. Особенности маркетинга в сфере культуры…………………………………18
§ 2. Принципы и условия применения маркетинговой информации учреждениями культурно-досуговой деятельности……………………………...27
Глава 3. Маркетинговое исследование на тему: «Удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг»…………………….34
§ 1. Программа исследования ……………………………………………………..34
§ 2. Анализ результатов……………………………………………………………46
Заключение………………………………………………………………………….56
Список литературы…………………………………………………………………60
Приложения
В выборе направлений досуга самым популярным ответом является «прогулки на свежем воздухе (парки культуры и отдыха)» (24%), самым непопулярным – образовательный (библиотеки) (7%). Наблюдается различие в выборе направления досуга в зависимости от возраста и материального положения респондента. Молодое поколение предпочитает музыкально-развлекательные направления досуга, т.е. посещение концертов эстрадных исполнителей и ночных клубов, а наиболее старшее поколение предпочитает спортивно-оздоровительные направления досуга, люди от 55 лет и старше предпочитают прогулки на свежем воздухе. Наблюдается закономерность, что чем выше материальный достаток респондента, тем дороже направления досуга, которые он предпочитает. Можно посоветовать уделять наибольшее внимание учреждениям культурно-досуговой сферы, которые пользуются наименьшей популярностью, создавать и реализовывать проекты повышающие популярность учреждения для привлечения аудитории. В зависимости от пола, занятости и семейного положения респондента особых различий в выборе направлений досуга выявлено не было. Гипотеза о том, что основными направлениями проведения досуга являются познавательный, музыкально-развлекательный и спортивно-оздоровительный, частично подтвердилась.
При изучении факторов, которые оказывают влияние на выбор культурно-досугового учреждения респондентом, было выявлено, что главным фактором для большинства респондентов (26%) являются личные предпочтения и интересы, качество предоставляемых услуг (19%) и стоимость услуг (17%). Наименьшее влияние оказывают имидж учреждения (2%) и реклама (2%), никакого влияния не оказывают такие факторы как стаж работы учреждения и наличие привилегий для постоянных клиентов. Из вышесказанного следует, что нужно наибольшее внимание уделять качеству предоставляемых услуг и изучать возможности населения в оплате культурно-досуговых услуг для установления приемлемых цен. Существенных различий в выборе факторов в зависимости от пола и возраста респондентов выявлено не было. Гипотеза о том, что основными факторами, влияющими на выбор жителей города Твери, являются личные предпочтения и интересы и популярность учреждения, подтвердилась частично.
Также респондентам было предложено оценить эффективность работы учреждений культурно-досуговой сферы по 5-бальной шкале. Наивысшую оценку респонденты поставили практически всем учреждениям культуры и досуга, за исключением выставок («4»). Из вышесказанного можно сделать вывод, что проведение выставок в городе Твери оценивается потребителями достаточно низко и заслуживает особого внимание со стороны организаторов.
При изучении удовлетворенности жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг, респондентам было задано несколько общих вопросов, касающихся всех учреждений культурно-досуговой сферы города Твери и несколько вопросов, касающихся характеристик услуг отдельно взятых и наиболее популярных учреждений культуры и досуга.
При изучении удовлетворенности жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг было выявлено, что большинство опрошенных полностью удовлетворены ассортиментом культурно-досуговых услуг в таких учреждениях как кинотеатры, театры, музеи, филармонии, парки культуры и отдыха, цирки и другие развлекательные учреждения (боулинги и т.п.). И частично удовлетворены ассортиментом услуг, которые предоставляют такие учреждения как ночные клубы, спортивные клубы, клубы по интересам. На основе этого, можно сделать вывод о том, что большинство опрошенных частично удовлетворены ассортиментом услуг, которые предоставляют учреждения культуры и досуга города Твери, что подтверждает одну из гипотез исследования. Наибольшее число неудовлетворенно ассортиментом культурно-досуговых услуг в таких учреждениях как библиотеки, вставки и дома культуры. И в качестве рекомендации предлагается расширить или изменить ассортимент услуг в таких учреждениях как ночные клубы, спортивные клубы, клубы по интересам. Особое внимание следует уделить выставкам, библиотекам и домам культуры.
Далее была изучена удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом и предоставлением услуг и характеристиками работы в таких учреждениях культуры и досуга как музеи, библиотеки, кинотеатры и ночные клубы города Твери.
При изучении удовлетворенности
ассортиментом и
Из двух представленных библиотек города Твери наиболее посещаемой является библиотека имени Горького. Респонденты полностью удовлетворены ассортиментом услуг в обеих библиотеках города Твери. При изучении удовлетворенности респондентов предоставлением некоторых услуг в библиотеках города было выявлено, что респонденты полностью удовлетворены предоставлением большинства услуг, таких как доступ в Интернет – 93% из 100%, наличие большого объема периодики (90%), наличие краеведческой и национальной литературы (77%), наличие электронного каталога (83%), наличие большого количества помещений (53%), возможность сканирования и ксерокопии (90%), наличие канцелярского магазина (83%) и наличие гардероба (93%). И полностью неудовлетворенны лишь наличием буфета (90%) и возможностью брать книги «в залог» (70%). Вышесказанное указывает на неудовлетворенность жителей города Твери наличием буфета в библиотеках города и возможностью брать книги «в залог», в качестве рекомендации можно предложить рассмотрение и возможности реализация этих проектов в библиотеках города.
Из трех представленных кинотеатров города Твери наиболее популярным является кинотеатр «Звезда», большинство респондентов полностью удовлетворены ассортиментом услуг в данном кинотеатре, также предоставлением услуг и характеристиками работы. Намного уступают ему кинотеатры «Вулкан» и «Тверь». Кинотеатр «Вулкан» является менее популярным и большинство респондентов неудовлетворенны работой данного кинотеатра. Респонденты полностью неудовлетворенны предоставлением большинства представленных услуг в кинотеатрах города Твери. Например, таких как доступ в Интернет, бесплатный WI-FI, автопарковка, зал игровых автоматов, абонементные карты, удобный доступ для людей с ограниченными возможностями, возможность заказа билетов по телефону, возможность бронирования билетов по телефону. Все это говорит о низкой удовлетворенности жителей города Твери в предоставлении услуг в кинотеатрах города и, что кинотеатрам нужно не только расширять ассортимент услуг, но и повышать их качество, учитывая при этом желания населения.
При изучении удовлетворенности ассортиментом услуг, которые предоставляют ночные клубы города Твери, респондентам было предоставлено оценить 11 ночных клубов города Твери. Большинство опрошенных полностью удовлетворенны ассортиментом услуг практически всех клубов, кроме таких как «Санрайз», «Сити» и «От заката до рассвета». Респонденты полностью неудовлетворенны предоставлением таких услуг как автопарковка (70%), бесплатный WI-FI (77%), возможность аренды для проведения банкетов и празднеств (83%) и выступления известных исполнителей (90%). И большинство респондентов полностью удовлетворены предоставлением таких услуг как возможность заказа и бронирования столиков (97%) и проведение тематических вечеринок (93%). Ночным клубам предлагается построить отдельные места для автопарковки, чаще приглашать известных исполнителей и рассмотреть возможности реализации такой услуги как возможность аренды для проведения банкетов, празднеств.
При изучении характеристик работы учреждений культуры и досуга большинство респондентов удовлетворены такими характеристиками как качество услуг, стоимость услуг, доступность услуг, новизна и современность услуг, скорость предоставления услуг, график работы и месторасположение учреждения. И неудовлетворенны качеством обслуживания и разнообразием. На разнообразие услуг и качество обслуживания в учреждениях культуры и досуга города Твери следует обратить особое внимание и разработать программы для повышения уровня качества обслуживания.
Также было выявлено, что большинство респондентов удовлетворены количеством мест для удовлетворения досуговых потребностей. В качестве путей совершенствования культурно-досуговой сферы города респонденты назвали создание организаций для людей пенсионного возраста (27%) и для людей 40-50 лет (27%). В качестве основного недостатка культурно-досуговой сферы города Твери большинство респондентов выбрало ответ «недостаток услуг для пожилых людей». По мнению респондентов главными задачами, которые должны решать учреждения культурно-досуговой сферы города являются формирование у населения духовных ценностей, гуманизма (25%) и развитие у детей и молодежи общей гуманитарной грамотности (21%). Из всех возрастов населения города Твери следует особое внимание уделять людям в возрасте 55 лет и старше, для удовлетворения их досуговых потребностей предлагается создание организаций для людей пенсионного возраста.
В результате проведения данного маркетингового исследования была проанализирована удовлетворенность жителей города Твери ассортиментом культурно-досуговых услуг. Можно сделать вывод, что жители города Твери частично удовлетворены ассортиментом культурно-досуговых услуг.
Рекомендации:
Заключение
Культурно-досуговая деятельность создает для человека возможности реализовать потребности и аспекты его внутреннего развития, что невозможно в полной мере в деловой сфере, в домашнем хозяйстве, на фоне повседневных забот. Тем самым реализуются компенсаторные функции, поскольку в утилитарных областях практики ограничена свобода действий и выбора. Особо следует выделить воспитательные и просветительные функции культурно-досуговой деятельности. Все это говорит о высоком значении культурно-досуговой деятельности в жизни каждого человека.
Важнейшими компонентами культурно-досуговой деятельности выступают люди, социальные группы, организации и фирмы, которые определяются в качестве ее субъектов.
Под методами организации досуговой деятельности рассматривается совокупность управленческих действий, которые ставят своей целью определенные направления деятельности ее участников, в том числе и пользователей средствами культуры, основанных на социальных технологиях, реализация которых предполагает достижения единства культурных потребностей, поведенческой практики, повышения социальной работы, стимулирование социальной помощи и взаимопомощи.
В настоящее время культура живет, развивается и, как свидетельствует практика многих российских регионов дополняется новыми культурно-досуговыми центрами. Изучив историю развития социальной организации досуга в нашей стране, можно выделить основные этапы становления системы социальной организации досуга, начиная с дореволюционной поры и до наших дней.
С развитием рыночных
отношений культурно-досуговая
Рассмотренные принципы маркетинга в сфере культуры раскрывают важную роль данной деятельности в управлении культурной организацией. Учреждения культуры, занятые поиском путей оптимизации внутренней работы, в первую очередь должны разрабатывать маркетинговую стратегию, отличающуюся своей комплексностью и разнонаправленностью.
Сегодня, большинство организаций культуры не располагают конкретными сведениями о социальных, демографических, экономических и прочих признаках, характеризующих посетителей данных учреждений, о запросах, предпочтениях, замечаниях и требованиях населения к сфере культуры, оценкам деятельности театров, музеев, библиотек, клубных и прочих досуговых организаций. Но поскольку конечной целью функционирования объектов и субъектов культуры и искусства является удовлетворение и формирование многообразных духовных потребностей людей, учреждения культуры должны обладать обширным информационным полем о реальном участии различных социальных групп (сегментов) в культурном процессе. Наличие такой информации — одно из основополагающих условий успешного разрешения экономических трудностей, возникших в сложившейся современной рыночной ситуации, связанных как с перспективным, так и с текущим планированием эффективной деятельности организаций культуры.