Маркетинговый анализ деятельности ОАО «Торжокский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:37, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является обоснование, на основе маркетингового анализа деятельности предприятия, экономической эффективности внедрения в производство линии шоковой заморозки слоеных полуфабрикатов.
Задачи работы:
изучить теоретические аспекты маркетингового планирования и основы формирования ассортиментной политики предприятия;
проанализировать текущую деятельность предприятия;
разработать маркетинг-план внедрения в производство скорозамороженных слоеных полуфабрикатов.

Содержание работы

Стр.

Введение…………………………………………………………………
5

Теоретические основы маркетингового планирования…………….
7
Понятие и роль маркетингового планирования в
деятельности предприятия………………………………………………
7
Основы формирования товарной стратегии предприятия………
12
Современные проблемы внедрения на рынок
товаров-новинок…………………………………………………………
19
Тенденции развития рынка хлебопекарной отрасли РФ………...
22

Маркетинговый анализ деятельности
ОАО «Торжокский хлебозавод»………………………………………..
30
Организационно-экономическая характеристика
предприятия……………………………………………………………..
30
Финансовый анализ деятельности предприятия…………………
40
Анализ маркетинговой деятельности предприятия……………..
44

Маркетинговый план внедрения в производство цеха по
производству слоеных полуфабрикатов шоковой заморозки……......
49
Характеристика основных этапов производства
слоеных полуфабрикатов……………………………………….............
49
Сущность, этапы и экономическая эффективность
маркетингового плана………...................................................................
55

Охрана труда в ОАО «Торжокский хлебозавод»…………………..
68

Выводы и предложения…………………………………………………
72

Список литературы………………………………………………………
75

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Красильников.docx

— 410.14 Кб (Скачать файл)

Предприятие обладает хорошими складскими и производственными  помещениями, в которых за последнее время был произведён как косметический, так и капитальный ремонт.

Главный экономист обеспечивает формирование цен на хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, работы и услуги автотранспорта с учётом конъюнктуры рынка; строго соблюдение режима экономии материальных, топливо энергетических, трудовых и финансовых ресурсов на всех участках хозяйственной деятельности предприятия; соблюдение планово-финансовой дисциплины; организует работу по нормированию труда, обеспечивает контроль над расходованием фонда оплаты труда, правильностью применения форм и систем заработной платы, тарифных ставок и расценок, должностных окладов, установление разряда рабочим; участвует в рассмотрении проектов расширения и реконструкции предприятия и другое.

Для обеспечения  бесперебойной работы производства имеется отдел главного механика, который осуществляет работы по ремонту  оборудования, а также отдел главного энергетика, который обеспечивает нормальное функционирование систем электро- и газоснабжения.

Всё пекарное оборудование переведено на газовое  сырьё.

В связи  со спецификой выпускаемой продукции, ОАО «Торжокский хлебзавод», не имеет возможности отгружать изготовляемую продукцию в дальние регионы, так как срок реализации хлебобулочных и кондитерских изделий ограничен от 48 часов до 120. Таким образом, роль предприятия может быть оценена только с точки зрения близлежащих регионов и областей.

По данным 2010 года выпуск продукции хлебокомбината занимает около 4-5% от объёмов производства всей Тверской области. Внешнеэкономическая деятельность предприятия может быть обозначена покупкой различного оборудования из-за рубежа.

С января 2009 года все производства, отделы и цеха переведены на полное компьютерное обеспечение, которое позволит ускорить процесс производства, реализации продукции, а также надлежащим образом отслеживать и учитывать расходы на изготовление продукции, а также подсчитывать полученную прибыль. За качественной работой компьютерных сетей следит отдел программистов.

На ОАО  «Торжокский хлебозавод» работают следующие основные цеха: тестоприготовительный (в тестоприготовительном цехе производится замес и подготовка теста, затем это тесто поступает в пекарный и кондитерский цеха, где из него выпекают хлебобулочные изделия разных наименований и сортов); пекарный; бараночный.

Объём и  удельный вес каждого вида продукции  зависит в первую очередь от спроса и количества заказов. Работа на предприятии, как правило, осуществляется в 2 смены.

Для поставок сырья предприятие использует в  основном железнодорожный транспорт, а также транспорт поставщиков. Возможна доставка собственными транспортными средствами.

Технологическая система производства хлеба и  хлебобулочных изделий включает в себя следующие этапы: хранение и подготовка сырья к производству, приготовление и разделка теста, выпечка и хранение хлеба.

Так как  основным видом деятельности предприятия  является производство хлеба и хлебобулочных изделий, то для производства этой продукции необходимо основное и дополнительное сырьё.

Для хлебопечения используют муку ржаную: обойную и  обдирную, пшеничную: 1 и 2 сорта и  муку овсяную. Дрожжи вызывают процесс спиртового брожения. Образовавшийся в результате спиртового брожения углекислый газ разрыхляет тесто и обеспечивает необходимую пористость изделий. На хлебозаводе использует прессованные и сухие дрожжи. Соль улучшает структурно-технологические свойства теста и вкус изделий. Соль включает в рецептуру каждого хлебобулочного изделия в дозе 1-2,5% от массы муки. Для хлебопечения применяют молотую соль первого и второго сорта – 1, 2 и 3 помолов. Вода является одним из видов основного сырья. Для приготовления теста на каждые 100 кг муки требуется 40-70 литров воды.

Для производства хлебобулочных и кондитерских изделий  ОАО «Торжокский хлебозавод» используется также дополнительно (вспомогательное) сырьё такие как: крахмал, патоку, сахар-песок, солод, молоко и молочные продукты, творожная сыворотка, жиры, коровье масло, яичный порошок, изюм, маковое семя, ароматизаторы – эссенция и пряности (тмин, кориандр, гвоздика, корица, ванилин и другие).

При характеристике комбината особо  важное внимание следует уделить  экономическим показателям его  деятельности, так как они определяют конечные результаты производства и эффективность производства продукции (табл. 1).

Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности1

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Всего доходов и поступлений, тыс. руб.

135 472

141 326

156 956

147 848

181 355

Общие расходы, тыс. руб.

128 601

137 216

150 078

170 075

171 895

Выручка от продажи, тыс. руб.

137 645

142 036

156 555

178 280

181 223

Затраты на производство и реализацию продукции, работ, услуг – всего, тыс. руб.

121 513

128 867

147 373

169 292

167 577

в т.ч. себестоимость продукции

115 390

121 759

139 248

159 050

156 949

коммерческие расходы

 

6 123

7 108

8 125

1 0242

1 0628

Прибыль от реализации, тыс. руб.

16132

13169

9 182

8 988

13 646

Прочие доходы, тыс. руб.

507

458

401

200

132

Прочие расходы, тыс. руб.

78

96

120

302

3 584

Прибыль отчетного года до налогообложения, тыс. руб.

11 478

101 23

6 878

8 405

9 460

Чистая прибыль, тыс. руб.

10423

9215

5 823

7 135

6 647

Общая рентабельность

предприятия, %

21,36

18,25

16,80

17,69

14,22

Рентабельность производства, %

8,58

7,15

3,95

4,21

3,97

Рентабельность продаж, %

8,18

7,01

3,72

4,00

3,67


 

Анализ динамики показателей, представленных в таблице 1, позволяет утверждать, что за исследуемый период произошли  следующие изменения: размер выручки  от продаж увеличился в 2010 г. по сравнению с 2006 г. на 31,7%; прибыль от реализации сократилась на 25,5%; размер чистой прибыли уменьшился на 36,3%. Заметно сократился уровень рентабельности: рентабельность производства уменьшилась на 4,6 процентных пункта; рентабельность продаж – соответственно на 4,5 процентных пункта.

Структура ассортимента продукции ОАО «Торжокский  хлебозавод» представлен на рисунке 3.



Рисунок 3 – Изменение структуры ассортимента продукции ОАО «Торжокский хлебозавод»

 

Существенных изменений в структуре  товарной продукции предприятия  за последние три года не отмечено. Ежегодно увеличивается удельный вес  традиционных для хлебопекарной  отрасли продуктов – батона нарезного (с 20,5% в 2008 г. до 22,5% в 2010 г.) и хлеба «Дарницкого» (с 24,6% в 2008 г. до 25,8% в 2010 г.).

Для анализа эффективности современной  товарной политики завода (по данным о  рентабельности продаж) необходимо проанализировать данные, отображенные на рисунке 4.

 


Рисунок 4 – Рентабельность (-убыточность) продаж основных

ассортиментных позиций ОАО  «Торжокский хлебозавод»

 

Согласно информации, представленной на рисунке 4 максимально «проблемными» ассортиментными позициями в товарном портфеле ОАО «Торжокский хлебозавод» являются слойки «Сладкие» и слойки «Сытные». К основным причинам такого положения вещей относятся (по экспертной оценке главного технолога и главного экономиста завода): короткий срок сохранности продукции и низкий уровень потребительской вовлеченности в процесс приобретения слоек. Этот факт побуждает к изысканию действенных путей предотвращения дальнейшего сокращения значения анализируемых показателей, которое, согласно нашим предположениям, возможно остановить посредством внесения изменений в товарную политику за счет введения нового вида продукции на базе старого – слоек слоеных шоковой заморозки. Однако, для этого, необходимо проанализировать финансовое состояние предприятия, поскольку каждое мероприятие, направленное на совершенствование товарной политики требует определенных финансовых вложений.

2.2. финансовый анализ деятельности предприятия

 

Для изучения размещения средств в имуществе  предприятии, динамики стоимости и  состава имущества воспользуемся таблицей 2, в которой проведем горизонтальный и вертикальный анализ имущественного положения предприятия.

 

Таблица 2 – Характеристика имущественного положения ОАО «Торжокский хлебозавод» в 2010 году

 

Показатели 

Сумма, руб.

Изменение за год, руб. (+,-)

Темп изменения, % (+,-)

Удельный вес в имуществе  предприятия, %

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

Имущество предприятия всего

40004

47139

7135

17,84

100,00

100,00

в т.ч. Внеоборотные активы

28527

33787

5260

18,44

71,31

71,68

из них:

нематериальные  активы

0

0

0

0,00

0,00

0,00

основные средства

28466

33776

5310

18,65

71,16

71,65

незавершенное строительство

0

11

11

0,00

0,00

0,02

долгосрочные вложения

61

0

-61

-100

0,15

0,00

Оборотные средства

11477

13352

1875

16,34

28,69

28,32

из них:

запасы

6496

8353

1857

28,59

16,24

17,72

дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

4082

3841

-241

-5,90

10,20

8,15

краткосрочные  финансовые вложения

0

61

61

0,00

0,00

0,13

денежные средства

899

1097

198

22,02

2,25

2,33


 

За период 2008-2010 гг. имущество предприятия увеличилось на 17,8% или на 7135 тыс. руб., что может означать тенденцию увеличения потенциальных возможностей предприятия. Это увеличение произошло за счет роста внеоборотных активов на 18,4%, что в абсолютном значении составило 5260 тыс. руб. и роста оборотных активов на 16,3% или на 1875 тыс. руб. Рост доли внеоборотных активов в имуществе предприятия с 71,3% до 71,7% свидетельствует о капитализации прибыли и направлениях инвестиционной политики комбината.

Значительных  изменений в структуре внеоборотных и оборотных активов за анализируемый период не произошли. Например, рост запасов составил 28,65, а доля их в имуществе предприятия увеличилась с 16,2% до 17,7%, что может свидетельствовать о производстве продукции, не пользующейся спросом, или неспособности предприятия организовать эффективную систему сбыта.

Формирование  и приращений капитала предприятия  может произойти за счет собственных  и заемных средств. Такие изменения  отражаются в пассиве баланса предприятия. Для определения состава капитала, вложенного в имущество предприятия воспользуемся таблице 3.

Анализируя  таблицы 3 можно сделать вывод о том, что за анализируемый период не произошло существенных изменений в структуре капитала предприятии. Так доля собственного капитала составляет 78,4% в 2004 году и 78,1% в 2006 году, соответственно доля заемного капитала также значительно не изменилась.

Общий размер капитала предприятия увеличился на 6404 тыс. руб. или на 15,9%. Это произошло  за счет увеличения собственного капитала на 4856 тыс. руб. или на 15,4% и за счет увеличения заемного капитала на 1548 тыс. руб. или на 17,8%.

 

 

 

Таблица 3 – Оценка капитала, вложенного в имущество в 2010 г.

 

Показатели 

Сумма, руб.

Изменение за год, руб. (+,-)

Темп изменения, % (+,-)

Удельный вес  в источниках средств предприятия, %

на начало года

на конец года

на начало года

на конец года

Источники средств предприятия  всего

40344

46748

6404

15,87

100

100

в т.ч. собственный капитал

31634

36490

4856

15,35

78,41

78,06

из него: средства, приравненные к собственным средствам

-79

-912

-833

0,00

-0,20

-1,95

заемный капитал

8710

10258

1548

17,77

21,59

21,94

из него: кредиторская задолженность

5710

5258

-452

0,00

14,15

11,25

Собственные источники средств для формирования внеоборотных активов

28466

33787

5321

18,69

70,56

72,27

Наличие собственных оборотных средств

3243

3615

372

11,47

8,04

7,73

Информация о работе Маркетинговый анализ деятельности ОАО «Торжокский хлебозавод»