Маркетинговый анализ деятельности ОАО «Торжокский хлебозавод»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 11:37, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является обоснование, на основе маркетингового анализа деятельности предприятия, экономической эффективности внедрения в производство линии шоковой заморозки слоеных полуфабрикатов.
Задачи работы:
изучить теоретические аспекты маркетингового планирования и основы формирования ассортиментной политики предприятия;
проанализировать текущую деятельность предприятия;
разработать маркетинг-план внедрения в производство скорозамороженных слоеных полуфабрикатов.

Содержание работы

Стр.

Введение…………………………………………………………………
5

Теоретические основы маркетингового планирования…………….
7
Понятие и роль маркетингового планирования в
деятельности предприятия………………………………………………
7
Основы формирования товарной стратегии предприятия………
12
Современные проблемы внедрения на рынок
товаров-новинок…………………………………………………………
19
Тенденции развития рынка хлебопекарной отрасли РФ………...
22

Маркетинговый анализ деятельности
ОАО «Торжокский хлебозавод»………………………………………..
30
Организационно-экономическая характеристика
предприятия……………………………………………………………..
30
Финансовый анализ деятельности предприятия…………………
40
Анализ маркетинговой деятельности предприятия……………..
44

Маркетинговый план внедрения в производство цеха по
производству слоеных полуфабрикатов шоковой заморозки……......
49
Характеристика основных этапов производства
слоеных полуфабрикатов……………………………………….............
49
Сущность, этапы и экономическая эффективность
маркетингового плана………...................................................................
55

Охрана труда в ОАО «Торжокский хлебозавод»…………………..
68

Выводы и предложения…………………………………………………
72

Список литературы………………………………………………………
75

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Красильников.docx

— 410.14 Кб (Скачать файл)

 

Важное место в имуществе  предприятия занимает оборотный  капитал, совершающий оборот в течение  года или одного производственного  цикла и обеспечивают непрерывность  производственного процесса.

Для оценки обеспеченности предприятия  собственными оборотными средствами на покрытие запасов, дебиторской задолженности, выплату заработной платы и для изучения факторов, оказывающих влияние на их изменение, воспользуемся таблицей 4.

 

 

Таблица 4 – Обеспеченность оборотными средствами и

эффективность их использования, 2010 г.

 

Показатели 

Сумма, руб.

Изменение за год, руб. (+,-)

на начало года

на конец года

Наличие собственных оборотных  средств

3186

3615

429

Запасы

6496

8353

1857

Дебиторская задолженность покупателей  за товары, работы и услуги

2428

1894

-534

Итого:

8924

10247

1323

Краткосрочные кредиты и займы

3000

5000

2000

Кредиторская задолженность покупателей  за товары, работы и услуги

3003

1384

-1619

Авансы, полученные от покупателей  и заказчиков

0

1100

1100

Итого:

6003

7484

1481

Запасы и затраты, не прокредитованные банком

8924

9147

223

Излишек (+), недостаток (-) собственных  оборотных средств для покрытия запасов, затрат и дебиторской задолженности 

-2817

-3869

-1052

Выручка от продаж товаров, продукции, работ, услуг за минусом НДС, руб.

178280

181223

2943

Число дней в отчетном периоде, дней

360

360

0

Однодневная продажа продукции, работ, услуг, тыс. руб.

495,22

503,40

8,18

Средняя стоимость остатков оборотных  средств, тыс. руб.

11817

12961

1144

Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств

15,09

13,98

-1,10

Коэффициент закрепления оборотных  средств

0,066

0,072

0,01

Длительность оборота оборотных  средств, дней

23,86

25,75

1,89

Сумма высвобожденных (-) или дополнительно  привлеченных (+) оборотных средств по сравнению с предыдущим годом, тыс. руб.

-1078,422

-886,92

191,50


 

Анализируя данные таблицы 4 можно сделать следующие выводы. Рассматриваемое предприятие увеличило размер собственных оборотных средств на 429 тыс. руб. и их размер составил 3615 тыс. руб. Однако собственных оборотных средств для покрытия запасов и кредиторской задолженности не хватает на сумму 1052 тыс. руб., что свидетельствует о неустойчивом финансовом положении предприятия. Размер дневной выручки предприятия увеличился на 8,2 тыс. руб. Коэффициент оборачиваемости за отчетный период снизился на 1,1 пункт. Соответственно возрос показатель длительности одного оборота с 23,9 дней до 25,8 или почти на 2 дня, то есть увеличилось время, в течение которого оборотные средства принимают денежную форму за счет реализации продукции в одном периоде. Коэффициент закрепления оборотных средств увеличился на 0,01 пункт. Все это свидетельствует о снижении эффективности использования оборотных средств предприятия.

 

2.3. Анализ маркетинговой деятельности предприятия

 

Отдел сбыта занимается деятельностью  по реализации, произведённой продукции. Хлебокомбинат имеет возможность доставлять продукцию своим автотранспортом. Транспортный отдел общества имеет в наличии 75 единиц автотранспорта. Отдел сбыта выполняет следующие функции:

  • следит за наличием товара в собственной торговой сети;
  • оформляет транспортные расчёты и платёжные документы на товары и материалы;
  • контролирует соблюдение правил, сроков и условий хранения товаров до отправки в торговые точки и товарных точках предприятия;
  • сопровождает грузы к месту назначения;
  • обеспечивает необходимый режим хранения и сохранности при их транспортировке;
  • изучает спрос и цены на товары, продукты и другие.

На ОАО «Торжокский хлебозавод» система обслуживания потребителей организована через выделение отдела сбыта  в составе: начальника отдела, осуществляющего руководство отдела, работой с оптовыми клиентами и составление плана продаж; диспетчеров по работе с магазинами города, которые занимаются приемом заявок от магазинов, составлением рейсов для развозки продукции по городу, контролем дебиторской задолженности); старших операторов по работе с клиентами осуществляющих выписку накладных клиентам, работающим самовывозом, выпиской накладных в рейс по городу, введение в компьютерную базу прихода готовой продукции, и составление отчетов; операторов отдела сбыта, занимающихся выпиской накладных в рейсы по городу; менеджеров   региональных   продаж. В их функции входит поиск   клиентов   в   регионах   и заключение договоров на поставку продукции, а также проведение презентаций продукции в регионах; менеджеров по работе с магазинами города, осуществляющие контроль наличия продукции в торговой сети города, продвижение продукции в магазинах города, и контроль дебиторской задолженности; торговые представители; кладовщики складов готовой продукции; грузчики-экспедиторы отдела сбыта, осуществляющие доставку продукции в магазины города и получение наличных денег за продукцию; грузчики на складе готовой продукции. Общая численность отдела сбыта составляет 27 человек.

Отдел сбыта входит в состав коммерческой службы предприятия, в которую также входят отдел маркетинга и транспортный отдел. На рисунке 5 схематично представлена организационная структура управления коммерческой службы предприятия. При обслуживании потребителей предприятие использует как прямые, так и косвенные каналы распределения продукции различных уровней.

Завод имеет в собственности 5 магазинов и 3 торговых палатки, расположенных в черте города. Но само предприятие не осуществляет торговую деятельность, сдаёт их в аренду предпринимателям. Также предприятие осуществляет доставку продукции в предприятия розничной торговли города кольцевым развозом с использованием собственного автотранспорта. Для этого диспетчер отдела сбыта принимает заявки (по телефону или через менеджеров по работе с магазинами города) и формирует три рейса по городу (одна автомашина на два района города). Развозку продукции осуществляют грузчики-экспедиторы отдела сбыта и водители транспортного отдела. Частные предприниматели (розничной торговли) приобретают продукцию самовывозом на предприятии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5 – Организационная структура управления коммерческой службы ОАО «Торжокский хлебозавод»

 

В обязанности торговых агентов  входит сбор заявок с клиентуры и  контроль дебиторской задолженности, анализ регионального рынка сбыта.

Завод использует также косвенные каналы распределения своей продукции с привлечением оптовых (крупно-мелкооптовых) предприятий и независимых посредников города, области и других областей, которые приобретают продукцию самовывозом.

На предприятии также осуществляет доставка продукции оптовым (крупно-мелкооптовым) покупателям (независимым посредникам) города, области и других областей транспортом предприятия.

Для более наглядного представления  существующих каналов распределения продукции изобразим их на рисунке 6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 – Схема каналов товародвижения предприятия.

Как видно из представленной схемы  предприятие использует различные каналы товародвижения. Из них, канал нулевого уровня, и одноуровневый канал распределения являются наиболее затратными (содержание фирменных магазинов, заработная плата персонала магазинов, транспортные расходы по доставке небольших партий продукции в магазины города (без оплаты транспортных расходов) и др.).

       При доставке продукции крупным и средним оптовикам, транспортные издержки уменьшаются в зависимости от объема поставки и за счет оплаты транспортных расходов частью оптовиков (в практике предприятия около 10 % оптовиков оплачивают транспортные расходы).

Среднемесячный объем реализации предприятия в 2010 году составляет 15 101,92 тыс. руб., из них: фирменная торговля – 407,75 тыс. руб. или 2,7% от общего объема продаж; торговые точки города – 3488,54 тыс. руб. или 23,1%; оптовые посредники города – 8759,11 тыс. руб. или 58%; оптовые посредники в регионах – 2446,51 тыс. руб. или 16,2%. Как видно из представленных цифр, реализация продукции через фирменную торговую сеть предприятия незначительна – всего ишь 3% общего товарооборота предприятия. Объемы продаж в магазины города (кольцевой развоз) составляет 23,1% общего объема реализации, что свидетельствует о недостаточно эффективной работе менеджеров по работе с магазинами города.

Маркетинговые исследования показали, что емкость рынка города Торжок по данному виду продукции составляла в 2010 году приблизительно 2,5 млн. руб. в месяц. При эффективной организации работы менеджеров есть возможность наращивать объемы реализации. Однако для увеличения объем продаж существуют определенные трудности в достижении этих мероприятий. такие как:

  • относительно высокая цена продукции по сравнению с конкурентами (причина высокая себестоимость);
  • жесткая конкуренция на рынке хлебобулочной продукции;
  • зачастую несоответствие качества продукции её цене;
  • отсутствие рекламно-информационной работы предприятия и слабая профессиональная подготовка менеджеров по работе магазинами города.

В сложившейся ситуации необходимо предпринять меры, которые способствовали не снижению доли внешнего рынка, а наоборот – увеличению. Это возможно сделать за счет совершенствования товарной, ассортиментной, ценовой, рекламной политики предприятия.

3.МАРКЕТИНГОВЫЙ ПЛАН ВНЕДРЕНИЯ  В ПРОИЗВОДСТВО ЛИНИИ ПО ПРОИЗВОДСТВУ СЛОЕНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ ШОКОВОЙ ЗАМОРОЗКИ

    1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ

ЭТАПОВ  ПРОИЗВОДСТВА СЛОЕНЫХ ПОЛУФАБРИКАТОВ

Вопросы, связанные с правильной организацией производства слоеного теста и готовых  изделий из него, вызывают повышенный интерес. Но необходимо определить основные критерии, которым должен отвечать технологический процесс.

Организация производства слоеных полуфабрикатов шоковой заморозки (СПШЗ) состоит из трех компонентов: производство (производительность 150, 850, 1500 кг/смену); транспортировка; выпечка и продажа.

1. Процесс приготовления теста под СПШЗ, имея ряд особенностей, не представляет собой чего-либо специфического и производится на базе стандартного хлебопекарного оборудования отечественного или импортного производства. Более интересен процесс слоения теста путем многократного раскатывания тестозаготовок с прослойкой импортного маргарина на тестораскаточной машине.

На стадии замеса теста необходимо обеспечить оптимальный уровень развития клейковины с целью обеспечения хорошей  газоудерживающей способности теста и недопущения его деформации в ходе размораживания. Это позволяет получить конечный продукт с хорошим объемом и структурой. Необходимо максимально замедлить начало процесса брожения, которое могло бы неблагоприятно сказаться на жизнеспособности дрожжей (в случае приготовления дрожжевого слоеного теста).

Важным  для замеса является: получение холодного теста для замедления начала брожения (+18...+20°С); максимальное развитие клейковины теста для обеспечения лучшей газо– и формоустойчивости; приготовление теста плотной консистенции для ограничения его возможного деформирования во время размораживания.

Для получения  этих параметров необходимо использовать очень холодную воду (можно добавлять лед, сухой лед – твердый углекислый газ). Для этих целей можно приобрести либо охладитель воды либо льдогенератор. Охлажденную муку (рекомендуется хранить ее на холоде) как можно позднее добавлять дрожжи. Необходимо кондиционировать воздух в цехе (+15...+16°С) и использовать охлаждающую рубашку для тестомеса. Нужно следить за равномерным распределением дрожжей в тесте плотной консистенции. Брожение после замеса должно практически отсутствовать.

Готовое слоеное тесто раскатывается  в пласт толщиной до 5 мм и идет на нарезку и формование тестозаготовок. На стадии формования необходимо обеспечить быстрое формование готовых изделий (для предотвращения развития дрожжей на этой стадии). Нарезка производится на специальной машине, нарезающей тестозаготовки в виде либо классической треугольной формы, либо квадратов, кругов, прямоугольников. Далее заготовки формуются на машине для формовки круассанов и укладываются на подовые листы. Отформованные тестозаготовки поступают на замораживание в специальные холодильные аппараты – бластеры (температура заморозки – 38°C и температура хранения в специальных секциях «консерваторах» – 18°C). На стадии консервации важнейшее значение имеет быстрое замораживание тестовых заготовок без существенного повреждения дрожжей и структуры теста.

2. Транспортировка  осуществляется в специальных  контейнерах, длительное время сохраняющих внутреннюю температуру (скорости потери холода – 1°С в час).

3. Выпечка  и продажа производится в торгово-производственном  модуле. Замороженные полуфабрикаты аккуратно раскладывают на листы или противни  (расстояние между изделиями не должно быть меньше 3-4 см) и размораживают при комнатной температуре в течении 45-60 минут. Желателен постоянный доступ свежего воздуха (вентиляция: естественная или принудительная) и полное отсутствие посторонних запахов, которые легко «впитываются» размораживаемыми изделиями. О готовности изделия к расстойке говорит мягкость и податливость начинки после легкого нажатия на полуфабрикат ложкой или рукой. Размороженные полуфабрикаты помещают в расстоечный шкаф при температуре 30-35C  и относительной влажности 75-80%.  Продолжительность расстойки 60-80  минут (при этом объём изделий должен увеличиться в 1,5-2 раза). Для получения красивой румяной корочки изделия перед выпечкой желательно смазать взбитым яйцом.

Информация о работе Маркетинговый анализ деятельности ОАО «Торжокский хлебозавод»