Маркетинговый анализ конкурентной среды компаний операторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону (на примере ООО "Каркаде")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Если раньше лизинговая компания «Каркаде» считалась одной из самых клиенториентированных компаний, то после кризиса и многие другие лизинговые компании стали активно развивать маркетинг взаимоотношений. В результате кризиса компании «Каркаде» пришлось задумываться не только о привлечении новых клиентов, но и о сохранении существующей клиентской базы. Все вышеприведенные факторы показали необходимость и важность проведения послекризисного маркетингового анализа конкурентной среды.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы маркетинговых исследований конкурентной среды компании ………………………………………………………………
1.1Сущность, типология и значение маркетинговых исследований в процессе наращивания конкурентоспособности компании…………..
1.2Стратегический анализ: задачи и инструменты………………………
1.3Цели и принципы конкурентного анализа ……………………………..
2 Особенности маркетинговых исследований в комплексе маркетинга компании-оператора лизинговых услуг …………………………………..
2.1Маркетинговая среда компании-оператора рынка лизинговых услуг ООО "Каркаде" (г.Ростов-на-Дону)…………………………………….
2.2Эволюция и тенденции развития рынка лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону…………………………………………………………………...
2.3Предпосылки и факторы конкурентного анализа ООО "Каркаде"…………………………………………………………………
3 Разработка системы управления маркетинговыми исследованиями лизинговой компании………………………………………………………
3.1 Направления оптимизации системы управления маркетинговыми исследованиями ООО «Каркаде»……………………………………………
3.2 Маркетинговое исследование конкурентной среды компаний-операторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону: цели, этапы, методика, анализ результатов……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….…..

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ Князевой ОБРАЗЕЦ.doc

— 460.00 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХСВЯЗЕЙ

 

 

КНЯЗЕВА А.М.

 

студентка группы  2008-2-М

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КОМПАНИЙ-ОПЕРАТОРОВ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ г.РОСТОВА-НА-ДОНУ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КАРКАДЕ»)

Дипломная работа

 

 

 

Научный руководитель:            

д.э.н., доцент Зундэ В.В.

_____________________________

 

Рецензент:        ____________________________

____________________________

Нормоконтролер:   

к.э.н., ст. преп. Пономарева И.С.

______________________________

 

 

 

 

Ростов - на - Дону 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение………………………………………………………………………..

 

1 Теоретические основы маркетинговых исследований конкурентной среды компании ………………………………………………………………

 

1.1

Сущность, типология и  значение  маркетинговых исследований в процессе наращивания конкурентоспособности  компании…………..

 

1.2

Стратегический анализ: задачи и инструменты…………………………

 

1.3

Цели и принципы конкурентного  анализа ……………………………..

 

2 Особенности маркетинговых исследований в комплексе маркетинга компании-оператора лизинговых услуг …………………………………..

 

2.1

Маркетинговая среда  компании-оператора рынка лизинговых услуг ООО "Каркаде" (г.Ростов-на-Дону)…………………………………….

 

2.2

Эволюция и тенденции  развития рынка лизинговых услуг  г.Ростова-на-Дону…………………………………………………………………...

 

2.3

Предпосылки и факторы  конкурентного анализа  ООО "Каркаде"…………………………………………………………………

 

3 Разработка системы управления маркетинговыми исследованиями лизинговой компании………………………………………………………

3.1    Направления оптимизации системы управления  маркетинговыми               исследованиями ООО «Каркаде»……………………………………………

 

3.2     Маркетинговое исследование конкурентной среды компаний-операторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону: цели, этапы, методика, анализ результатов……………………………………………………………

 

 

Заключение……………………………………………………………………

 

Список  использованных источников………………………………….…..

 

Приложения

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. В современных условиях хозяйствования большинство отечественных предприятий не может обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса за счет собственных средств и вынуждено брать кредиты. Однако, в ситуации, когда банковская система недостаточно развита, и возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, перед предприятиями встает проблема поиска альтернативных источников финансирования производства. Среди таких источников наиболее эффективным и доступным можно назвать лизинг.

Актуальность  проведения маркетингового анализа конкурентной среды компаний-операторов рынка лизинговых услуг обусловлена последствиями финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг. Вследствие кризиса ряд организаций-операторов рынка лизинга, не имевших стабильных источников финансирования и устойчивой клиентской базы, ушли с рынка. На Юге России такие компании, как РТК-лизинг и Атлант-М приостановили развитие региональной сети. Часть лизинговых компаний работало не на заключение новых договоров, а на сбор дебиторской задолженности. Кроме того, на юге России открыли свои представительства крупные российские компании такие как: «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк-Лизинг», «ДельтаЛизинг» и др. Изменились не только условия финансирования в компаниях, изменился подход к клиентам и поставщикам. Если раньше лизинговая компания «Каркаде» считалась одной из самых клиенториентированных компаний, то после кризиса и многие другие лизинговые компании стали активно развивать маркетинг взаимоотношений. В результате кризиса компании «Каркаде» пришлось задумываться не только о привлечении новых клиентов, но и о сохранении существующей клиентской базы. Все вышеприведенные факторы показали необходимость и важность проведения послекризисного маркетингового анализа конкурентной среды.

Также немаловажным является и тот факт, что многие юридические лица и индивидуальные предприниматели, до 2008 года являющиеся постоянными клиентами и партнерами лизинговых компаний, не смогли выйти из кризиса и прекратили свое существование. Многие предприятия Юга России стали убыточными и преимущества лизинга для них перестали быть актуальными. Но появились и такие организации, которые довольно легко перенесли кризисный период, снова начинают развиваться, обновлять основные фонды, приобретать транспорт, спецтехнику и оборудование, тем самым становясь весьма значительным клиентским потенциалом для лизинговых компаний. Практика 2010-2011 гг. обнаруживает, что уже недостаточно одного понимания потребителей, наступило время напряженной конкуренции. В бизнесе постепенно приходит понимание, что анализу и наблюдению за действиями конкурентов необходимо уделять не меньше внимания, чем анализу своих целевых потребителей.

Степень разработанности  проблемы. Теоретической основой для  исследования  проблематики конкурентного анализа послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического менеджмента, маркетинга и  конкуренции, таких как: И.Ансофф, Г.Ассель, П.Диксон, П.Друкер, Ф.Котлер, Ж.-Ж.Ламбен, М.Портер, Г.В.Астратова, Г.Л.Багиев, И.К. Беляевский, И.С. Березин, С.Г. Божук, М.Л. Власова, Е .П.Голубков, А.В. Зозулев, Г.И.Просветов, С.А.Солнцев, В.Д. Шкрадун и др. В работах данных авторов раскрывается сущность и стратегическое значение  маркетинговой  деятельности организации, определяются подходы к формированию конкурентных стратегий, а также выделяется конкурентоспособность в качестве основного объекта анализа деятельности конкурентов.

Среди зарубежных авторов, внесших значительный вклад в  методологию проведения  маркетинговых   исследований, можно также выделить: К. Малхотра Нереша, П. Чавертона, Г.А. Черчилля, Дж. Эванса и др.

Анализ роли лизинга, как альтернативного инструмента  финансирования предприятий представлен в работах таких зарубежных ученных, как П. Балтус, Б. Майджер, Т. Кларк, Ричард Хайнсворт и др.

Среди отечественных  экономистов  нельзя не отметить работы Газмана В.А, Адамова Н.А и Тилова А.А, Белоус А.П., Джуха В.М.,  Шатравина В. А, Шеремет А. Д., Витрянского В.В., посвященные общей характеристике лизинга, анализу развития лизингового рынка в России и за рубежом, оценке эффективности лизинговых операций и т.п.

Однако, несмотря на многочисленность и разнообразность монографических  работ и периодических изданий  на тему маркетинговых исследований конкуренции, а также теоретических материалов и практических работ на тему анализа рынка финансовых и лизинговых услуг, роль маркетингового анализа конкуренции среди лизинговых компаний в послекризисный период остается мало изученной и проанализированной. 

Так, в научной литературе недостаточно полно освещен инструментарий выбора открытых источников информации, обеспечивающих регулярный приток актуальных и достоверных данных, не в полной мере представлена технология оптимизации системы управления  маркетинговыми исследованиями, недостаточно информации о ситуации на рынке лизинговых услуг на территории Южного региона, и в частности г.Ростова-на-Дону.

Таким образом, несмотря на растущий интерес и практическую значимость данного вопроса, на практике руководители и менеджеры компаний часто вынуждены решать проблему маркетингового анализа деятельности конкурентов, действуя на основе весьма ограниченных массивов информации и используя общие, малоэффективные методы анализа.

Цель и задачи дипломной работы. Целью диплома является выявление конкурентных  преимуществ и стратегических позиций   лизинговых компаний на основе маркетингового анализа (на примере компании «Каркаде», основных конкурирующих фирм-операторов лизинговых услуг на территории Ростовской области, изучение их сильных и слабых сторон и разработка стратегии конкурентной борьбы в данном регионе.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

- проанализировать сущность  и значение  маркетинговых исследований  в процессе наращивания конкурентоспособности компаний;

- определить основные  задачи и инструменты стратегического  анализа, а также выделить цели и принципы конкурентного анализа;

- изучить  маркетинговую  среду лизинговой компании Каркаде  в г.Ростове-на-Дону;

- выявить основные тенденции развития лизингового рынка в г.Ростове-на-Дону;

- определить  наиболее важные факторы конкурентного  анализа ООО «Каркаде»;

- разработать направления оптимизации системы управления  маркетинговыми исследованиями ООО «Каркаде»

- провести маркетинговое исследование основных конкурентов ООО «Каркаде» в г.Ростове-на-Дону и Ростовской области

Объектом исследования является система маркетинговых исследований на региональном рынке лизинговых услуг . Предметом выступает комплекс принципов, задач, инмтрументария и особенностей факторного анализа конкурентной среды компаний-опреаторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону.

Информационно-эмпирическую базу составляют материалы  текущих публикаций в периодических изданиях, Интернет-ресурсах, статистической информации и документации компании.

Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, Указы и Постановления Президента и Правительства Российской Федерации, а также другие официальные документы и материалы в их критическом осмыслении.

Структура дипломной работы. Дипломный проект состоит из введения, 3-х глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных истчс и приложений. В первой главе «Теоретические основы маркетинговых исследований конкурентной среды компании» дается определение маркетинговым исследованиям, рассматривается классификация, этапы проведения и цели маркетинговых исследований, анализируются особенности сбора и обработки маркетинговой информации. Рассматривается понятие, а также основные методы и инструменты стратегического анализа. Исследуются направления, задачи и методики проведения конкурентного анализа.

 Во второй главе  «Особенности маркетинговых исследований в комплексе маркетинга компании-оператора лизинговых услуг» представлена общая характеристика предприятия ООО «Каркаде»,произведен анализ внутренней и внешней среды представительства компании в г.Ростове-на-Дону, проанализирована эволюция и определены основные тенденции развития рынка лизинга в г.Ростове-на0дону, а также выявлены основные предпосылки проведения конкурентного анализа в ростовском представительстве ООО «Каркаде»

Третья глава  «Разработка системы управления маркетинговыми исследованиями лизинговой компании» основана на аналитических выводах первых двух глав,  включает анализ структуры управления маркетинговыми исследованиями в компании Каркаде и разработку ряда мероприятий, направленных на оптимизацию данной структуры. Также в третьей главе, на примере ростовского представительства ООО «Каркаде» проведен анализ конкурентной среды лизинговых компаний г.Ростова-на-Дону.

       Основные выводы по теме исследования последовательно излагаются в заключении. 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ

 

1.1 Сущность, типология  и значение маркетинговых исследований в процессе наращивания конкурентоспособности компании

 

Маркетинговые исследования – это важнейшая функция маркетинга. Они не ограничиваются изучением  рынка, а охватывают весь процесс  маркетинга от поиска идей нового товара до особенностей использования этого товара потребителем. Поэтому маркетинговым исследованиям подвергаются все виды деятельности и сферы маркетинга.

Маркетинговые исследования - это целенаправленный сбор, обработка  и анализ информации по разным аспектам маркетинговой деятельности, проводимые с целью уменьшения неопределенности при принятии управленческих решений.

Маркетинговые исследования – это инструмент маркетинга, предназначенный  для осуществления связи компании с элементами рыночной среды посредством  выполнения определенных процедур (постановки проблемы, планирования и реализации методов сбора данных) с целью получения информации о возможностях для бизнеса или путях разрешения проблемной ситуации, способствующий тем самым снижению риска управленческих решений и пониманию рыночных процессов.1

Маркетинговые исследования, ежегодно проводимые предприятиями, различают  как по масштабам, так и по видам. Каждое из них самостоятельно определяет тематику и объем исследований исходя из имеющихся возможностей и потребностей в информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными компаниями, могут быть разными.

Информация о работе Маркетинговый анализ конкурентной среды компаний операторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону (на примере ООО "Каркаде")