Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:47, дипломная работа
Если раньше лизинговая компания «Каркаде» считалась одной из самых клиенториентированных компаний, то после кризиса и многие другие лизинговые компании стали активно развивать маркетинг взаимоотношений. В результате кризиса компании «Каркаде» пришлось задумываться не только о привлечении новых клиентов, но и о сохранении существующей клиентской базы. Все вышеприведенные факторы показали необходимость и важность проведения послекризисного маркетингового анализа конкурентной среды.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы маркетинговых исследований конкурентной среды компании ………………………………………………………………
1.1Сущность, типология и значение маркетинговых исследований в процессе наращивания конкурентоспособности компании…………..
1.2Стратегический анализ: задачи и инструменты………………………
1.3Цели и принципы конкурентного анализа ……………………………..
2 Особенности маркетинговых исследований в комплексе маркетинга компании-оператора лизинговых услуг …………………………………..
2.1Маркетинговая среда компании-оператора рынка лизинговых услуг ООО "Каркаде" (г.Ростов-на-Дону)…………………………………….
2.2Эволюция и тенденции развития рынка лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону…………………………………………………………………...
2.3Предпосылки и факторы конкурентного анализа ООО "Каркаде"…………………………………………………………………
3 Разработка системы управления маркетинговыми исследованиями лизинговой компании………………………………………………………
3.1 Направления оптимизации системы управления маркетинговыми исследованиями ООО «Каркаде»……………………………………………
3.2 Маркетинговое исследование конкурентной среды компаний-операторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону: цели, этапы, методика, анализ результатов……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….…..
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХСВЯЗЕЙ
КНЯЗЕВА А.М.
студентка группы 2008-2-М
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КОМПАНИЙ-ОПЕРАТОРОВ ЛИЗИНГОВЫХ УСЛУГ г.РОСТОВА-НА-ДОНУ (НА ПРИМЕРЕ ООО «КАРКАДЕ»)
Дипломная работа
Научный руководитель:
д.э.н., доцент Зундэ В.В.
_____________________________
Рецензент: ____________________________
____________________________
Нормоконтролер:
к.э.н., ст. преп. Пономарева И.С.
______________________________
Ростов - на - Дону 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
||
1 Теоретические основы маркетинговых исследований конкурентной среды компании ……………………………………………………………… |
||
1.1 |
Сущность, типология и
значение маркетинговых исследований
в процессе наращивания |
|
1.2 |
Стратегический анализ: задачи и инструменты………………………… |
|
1.3 |
Цели и принципы конкурентного анализа …………………………….. |
|
2 Особенности маркетинговых исследований в комплексе маркетинга компании-оператора лизинговых услуг ………………………………….. |
||
2.1 |
Маркетинговая среда
компании-оператора рынка |
|
2.2 |
Эволюция и тенденции
развития рынка лизинговых услуг
г.Ростова-на-Дону………………………………… |
|
2.3 |
Предпосылки и факторы
конкурентного анализа ООО "Каркаде"……………………………………………………… |
|
3 Разработка системы управления маркетинговыми исследованиями лизинговой компании……………………………………………………… 3.1 Направления оптимизации системы управления маркетинговыми исследованиями ООО «Каркаде»……………………………………………
3.2 Маркетинговое исследование
конкурентной среды компаний-операторов
лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону: цели,
этапы, методика, анализ результатов………………………………………………… |
| |
Заключение…………………………………………………… |
||
Список использованных источников………………………………….….. |
||
Приложения |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях хозяйствования большинство отечественных предприятий не может обновлять свои основные фонды, внедрять достижения научно-технического прогресса за счет собственных средств и вынуждено брать кредиты. Однако, в ситуации, когда банковская система недостаточно развита, и возможности получения инвестиционных кредитов ограничены, перед предприятиями встает проблема поиска альтернативных источников финансирования производства. Среди таких источников наиболее эффективным и доступным можно назвать лизинг.
Актуальность проведения маркетингового анализа конкурентной среды компаний-операторов рынка лизинговых услуг обусловлена последствиями финансово-экономического кризиса 2007-2009 гг. Вследствие кризиса ряд организаций-операторов рынка лизинга, не имевших стабильных источников финансирования и устойчивой клиентской базы, ушли с рынка. На Юге России такие компании, как РТК-лизинг и Атлант-М приостановили развитие региональной сети. Часть лизинговых компаний работало не на заключение новых договоров, а на сбор дебиторской задолженности. Кроме того, на юге России открыли свои представительства крупные российские компании такие как: «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк-Лизинг», «ДельтаЛизинг» и др. Изменились не только условия финансирования в компаниях, изменился подход к клиентам и поставщикам. Если раньше лизинговая компания «Каркаде» считалась одной из самых клиенториентированных компаний, то после кризиса и многие другие лизинговые компании стали активно развивать маркетинг взаимоотношений. В результате кризиса компании «Каркаде» пришлось задумываться не только о привлечении новых клиентов, но и о сохранении существующей клиентской базы. Все вышеприведенные факторы показали необходимость и важность проведения послекризисного маркетингового анализа конкурентной среды.
Также немаловажным является и тот факт, что многие юридические лица и индивидуальные предприниматели, до 2008 года являющиеся постоянными клиентами и партнерами лизинговых компаний, не смогли выйти из кризиса и прекратили свое существование. Многие предприятия Юга России стали убыточными и преимущества лизинга для них перестали быть актуальными. Но появились и такие организации, которые довольно легко перенесли кризисный период, снова начинают развиваться, обновлять основные фонды, приобретать транспорт, спецтехнику и оборудование, тем самым становясь весьма значительным клиентским потенциалом для лизинговых компаний. Практика 2010-2011 гг. обнаруживает, что уже недостаточно одного понимания потребителей, наступило время напряженной конкуренции. В бизнесе постепенно приходит понимание, что анализу и наблюдению за действиями конкурентов необходимо уделять не меньше внимания, чем анализу своих целевых потребителей.
Степень разработанности проблемы. Теоретической основой для исследования проблематики конкурентного анализа послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области стратегического менеджмента, маркетинга и конкуренции, таких как: И.Ансофф, Г.Ассель, П.Диксон, П.Друкер, Ф.Котлер, Ж.-Ж.Ламбен, М.Портер, Г.В.Астратова, Г.Л.Багиев, И.К. Беляевский, И.С. Березин, С.Г. Божук, М.Л. Власова, Е .П.Голубков, А.В. Зозулев, Г.И.Просветов, С.А.Солнцев, В.Д. Шкрадун и др. В работах данных авторов раскрывается сущность и стратегическое значение маркетинговой деятельности организации, определяются подходы к формированию конкурентных стратегий, а также выделяется конкурентоспособность в качестве основного объекта анализа деятельности конкурентов.
Среди зарубежных авторов, внесших значительный вклад в методологию проведения маркетинговых исследований, можно также выделить: К. Малхотра Нереша, П. Чавертона, Г.А. Черчилля, Дж. Эванса и др.
Анализ роли лизинга,
как альтернативного
Среди отечественных экономистов нельзя не отметить работы Газмана В.А, Адамова Н.А и Тилова А.А, Белоус А.П., Джуха В.М., Шатравина В. А, Шеремет А. Д., Витрянского В.В., посвященные общей характеристике лизинга, анализу развития лизингового рынка в России и за рубежом, оценке эффективности лизинговых операций и т.п.
Однако, несмотря на многочисленность
и разнообразность
Так, в научной литературе недостаточно полно освещен инструментарий выбора открытых источников информации, обеспечивающих регулярный приток актуальных и достоверных данных, не в полной мере представлена технология оптимизации системы управления маркетинговыми исследованиями, недостаточно информации о ситуации на рынке лизинговых услуг на территории Южного региона, и в частности г.Ростова-на-Дону.
Таким образом, несмотря на растущий интерес и практическую значимость данного вопроса, на практике руководители и менеджеры компаний часто вынуждены решать проблему маркетингового анализа деятельности конкурентов, действуя на основе весьма ограниченных массивов информации и используя общие, малоэффективные методы анализа.
Цель и задачи дипломной работы. Целью диплома является выявление конкурентных преимуществ и стратегических позиций лизинговых компаний на основе маркетингового анализа (на примере компании «Каркаде», основных конкурирующих фирм-операторов лизинговых услуг на территории Ростовской области, изучение их сильных и слабых сторон и разработка стратегии конкурентной борьбы в данном регионе.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- проанализировать сущность и значение маркетинговых исследований в процессе наращивания конкурентоспособности компаний;
- определить основные
задачи и инструменты
- изучить маркетинговую
среду лизинговой компании
- выявить основные тенденции развития лизингового рынка в г.Ростове-на-Дону;
- определить
наиболее важные факторы
- разработать направления оптимизации системы управления маркетинговыми исследованиями ООО «Каркаде»
- провести маркетинговое исследование основных конкурентов ООО «Каркаде» в г.Ростове-на-Дону и Ростовской области
Объектом исследования является система маркетинговых исследований на региональном рынке лизинговых услуг . Предметом выступает комплекс принципов, задач, инмтрументария и особенностей факторного анализа конкурентной среды компаний-опреаторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону.
Информационно-эмпирическую базу составляют материалы текущих публикаций в периодических изданиях, Интернет-ресурсах, статистической информации и документации компании.
Нормативно-правовую базу исследования составили законодательные акты Российской Федерации, Указы и Постановления Президента и Правительства Российской Федерации, а также другие официальные документы и материалы в их критическом осмыслении.
Структура дипломной работы. Дипломный проект состоит из введения, 3-х глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованных истчс и приложений. В первой главе «Теоретические основы маркетинговых исследований конкурентной среды компании» дается определение маркетинговым исследованиям, рассматривается классификация, этапы проведения и цели маркетинговых исследований, анализируются особенности сбора и обработки маркетинговой информации. Рассматривается понятие, а также основные методы и инструменты стратегического анализа. Исследуются направления, задачи и методики проведения конкурентного анализа.
Во второй главе «Особенности маркетинговых исследований в комплексе маркетинга компании-оператора лизинговых услуг» представлена общая характеристика предприятия ООО «Каркаде»,произведен анализ внутренней и внешней среды представительства компании в г.Ростове-на-Дону, проанализирована эволюция и определены основные тенденции развития рынка лизинга в г.Ростове-на0дону, а также выявлены основные предпосылки проведения конкурентного анализа в ростовском представительстве ООО «Каркаде»
Третья глава «Разработка системы управления маркетинговыми исследованиями лизинговой компании» основана на аналитических выводах первых двух глав, включает анализ структуры управления маркетинговыми исследованиями в компании Каркаде и разработку ряда мероприятий, направленных на оптимизацию данной структуры. Также в третьей главе, на примере ростовского представительства ООО «Каркаде» проведен анализ конкурентной среды лизинговых компаний г.Ростова-на-Дону.
Основные выводы по теме исследования последовательно излагаются в заключении.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ КОМПАНИИ
1.1 Сущность, типология и значение маркетинговых исследований в процессе наращивания конкурентоспособности компании
Маркетинговые исследования
– это важнейшая функция
Маркетинговые исследования - это целенаправленный сбор, обработка и анализ информации по разным аспектам маркетинговой деятельности, проводимые с целью уменьшения неопределенности при принятии управленческих решений.
Маркетинговые исследования
– это инструмент маркетинга, предназначенный
для осуществления связи
Маркетинговые исследования, ежегодно проводимые предприятиями, различают как по масштабам, так и по видам. Каждое из них самостоятельно определяет тематику и объем исследований исходя из имеющихся возможностей и потребностей в информации, поэтому виды маркетинговых исследований, проводимых различными компаниями, могут быть разными.