Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:47, дипломная работа
Если раньше лизинговая компания «Каркаде» считалась одной из самых клиенториентированных компаний, то после кризиса и многие другие лизинговые компании стали активно развивать маркетинг взаимоотношений. В результате кризиса компании «Каркаде» пришлось задумываться не только о привлечении новых клиентов, но и о сохранении существующей клиентской базы. Все вышеприведенные факторы показали необходимость и важность проведения послекризисного маркетингового анализа конкурентной среды.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы маркетинговых исследований конкурентной среды компании ………………………………………………………………
1.1Сущность, типология и значение маркетинговых исследований в процессе наращивания конкурентоспособности компании…………..
1.2Стратегический анализ: задачи и инструменты………………………
1.3Цели и принципы конкурентного анализа ……………………………..
2 Особенности маркетинговых исследований в комплексе маркетинга компании-оператора лизинговых услуг …………………………………..
2.1Маркетинговая среда компании-оператора рынка лизинговых услуг ООО "Каркаде" (г.Ростов-на-Дону)…………………………………….
2.2Эволюция и тенденции развития рынка лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону…………………………………………………………………...
2.3Предпосылки и факторы конкурентного анализа ООО "Каркаде"…………………………………………………………………
3 Разработка системы управления маркетинговыми исследованиями лизинговой компании………………………………………………………
3.1 Направления оптимизации системы управления маркетинговыми исследованиями ООО «Каркаде»……………………………………………
3.2 Маркетинговое исследование конкурентной среды компаний-операторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону: цели, этапы, методика, анализ результатов……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….…..
2.3 Предпосылки и факторы конкурентного анализа ООО "Каркаде"
Потребность в проведении
конкурентного анализа в
Кроме того, на юге России открыли свои представительства крупные российские компании: «ВЭБ-Лизинг», «Сбербанк-Лизинг», «ДельтаЛизинг» и др. Изменились не только условия финансирования в компаниях, изменился подход к клиентам и поставщикам. Если раньше компания Каркаде по праву считалась одной из самых клиенториентированных компанией в г.Ростов-на-Дону, то после кризиса и многие другие лизинговые компании стали активно развивать маркетинг взаимоотношений. В итоге компании Каркаде пришлось задумываться не только о привлечении новых клиентов, но и о сохранении существующей клиентской базы. Все вышеприведенные факторы показали необходимость проведения в компании послекризисного анализа конкурентной среды.
Для определения положения компании на рынке был проведен SWOT-анализ, который представлен в таблице 2.4.
Применительно к исследованию конкурентов SWOT-анализ включает следующие элементы:
- выявление изменений структуры потребительских предпочтений (новые возможности);
- оценка предполагаемых действий конкурентов по использованию новых возможностей (угрозы);
- определение целей и стратегии фирмы по реагированию на появляющиеся угрозы и возможности;
- изучение сильных и слабых сторон конкурентов и собственной фирмы по основным аспектам хозяйственной деятельности.
Таблица 2.4. SWOT – анализ ООО «Каркаде»34
Возможности 1. Выход на новые рынки или сегменты рынка. 2. Освоение новых направлений (сельхозтехника, оборудование). 3. Успешное самостоятельное 4. Сохранение позиции лидера. |
Угрозы 1. Возрастающее конкурентное 2. Долгое налаживание работы
в регионах присутствия, « 3. Ограничения возможности | |
Сильные стороны 1.Опыт работы в таких 2. Сильная команда 3. Опыт в построении бизнес- 5. Наличие устойчивых связей с поставщиками 6.Устойчивая материальная 7. Известность бренда. 8. Большой опыт работы в 9. Высокое качество |
СИВ 1. Известность бренда и опыт работы в сегменте лизинговой деятельности способствует выходу на новые сегменты рынка. 2. Высокий профессионализм и
наличие материальной базы 3.Высокое качество, известность бренда, профессионализм и наличие прочных связей с поставщиками способствует сохранению позиции лидера. |
|
Слабые стороны 1. Отсутствие опыта работы в новых отраслях: самолеты, подвижные составы, оборудование. 2. Отсутствие мощной рекламной
кампании с задействованием 3. Концентрация, только на определенных регионах. |
СЛВ 1. Отсутствие опыта работы в других отраслях препятствует выходу на новые рынки, такие как авиа и ж/д промышленность. 2. Слабая рекламная кампания препятствует привлечению новых клиентов. |
СЛУ 1. Концентрация на определенных регионах уступает позиции на незанятых регионах, что может привести к потере позиции лидера и открывает пути развития для конкурентов. 2. Отсутствие рекламы так же замедляет освоение в новых регионах. |
Как видно из проведенного анализа, компания достаточно конкурентоспособна и претендует на позицию лидера. Но, как и у любой компании, у Каркаде есть свои слабые стороны:
1.Компания испытывает
сложности с освоением новых
сегментов и расширением
2. Слабая реклама делает
компанию малоизвестной для
3. Лизинг развивается
очень большими темпами.
4. Лизинговая деятельность в основном сосредоточена на лизинге автотранспорта. Но на рынке лизинговых услуг есть много перспектив в развитии других отраслей.
Все вышеперечисленные факторы демонстрируют необходимость проведения полного маркетингового исследования компаний-конкурентов с целью более точного определения позиции ООО «Каркаде» на послекризисном рынке лизинговых услуг. Для дальнейшей разработки стратегии развития компании и правильного её позиционирования.
3 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ ЛИЗИНГОВОЙ КОМПАНИИ
3.1 Направления
оптимизации системы
Наращивание исследовательской функции в маркетинг=менеджменте каркаде обусловлено необходимостью усиления конкурентных позиций компании. Ближайщий конкурент – фирма – Европлан имеет развлетвенную и полнофункциональную систему маркетинга
Представляется :
- организационное направление (…);
- тематическое направление
( выработать перечень тем
- плановое направление ( осущесвлять планирование маркетинговых исследований с целяМИ, программами и методами мониторинга).
Организационная структура лизинговой компании «Каркаде» включает в себя множество департаментов, связанных между собой, как линейно, так и функционально. Организационная структура ООО «Каркаде» представлена в Приложении 2. Каждый департамент возглавляется директором, который подотчетен непосредственно Генеральному директору и его заместителям. Структура каждого департамента следующая: директор-заместитель-ведущий специалист-специалист. Маркетинговые исследования в компании проводятся департаментом маркетинга. Структура управления маркетинговыми исследованиями компании Каркаде представлен на Рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 - Структура управления маркетинговыми исследования ООО «Каркаде»
Директор по маркетингу в компании Каркаде подчиняется непосредственно заместителю генерального Директора компании и отвечает непосредственно за:
- Разработку новых продуктов;
- Маркетинговые исследования;
- Анализ маркетинговой деятельности;
- Планирование маркетинга;
- Рекламу и стимулирование сбыта;
Далее ряд своих функций директор по маркетингу делегирует специалисту по связям с общественностью, который осуществляет постоянное взаимодействие и поддерживает контакты с представителями средств массовой информации и общественности, знакомит их с официальными решениями и приказами руководства организации, подготавливает ответы на официальные запросы, следит за своевременным распространением информационных материалов о деятельности организации. Участвует в подготовке и проведении брифингов, пресс-конференций, других мероприятий и акций информационно-рекламного характера, проводимых с участием представителей средств массовой информации и общественности, обеспечивает их комплексное информационное и организационное сопровождение. Готовит пресс-релизы и другие информационные материалы для представителей средств массовой информации, проводит мониторинг электронных и печатных средств массовой информации, участвует в подготовке информационно-аналитических материалов для внутреннего пользования. Разрабатывает информационно-рекламные материалы, готовит тексты для корпоративного издания, официального WEB-ресурса организации. Участвует в подготовке заданий для социологических исследований и составлении итоговых отчетов по результатам проведения мероприятий информационно-рекламного характера.
Информацию о необходимости проведения тех или иных мероприятий с поставщиками специалист по PR получает от специалиста по работе с поставщиками, который в свою очередь следит за деятельность поставщиков легкового автотранспорта, анализирует ситуацию на рынке продаж, выявляет наиболее активных конкурентов, определяет необходимость в обучении сотрудников поставщика, разрабатывает акции по стимулированию и мотивированию поставщиков.
Маркетологи компании под непосредственным руководством Заместителя Департамента Маркетинга прогнозируют объем продаж и формируют потребительский спрос на лизинговые услуги, выявляют наиболее эффективные рынки сбыта, а также требования к характеристикам услуги. Исследуют факторы, имеющие значение для успешной реализации оказываемых услуг. Совершенствуют информационное обеспечение проводимых исследований рынка. Анализируют конкурентную среду с учетом изменений в налоговой, ценовой и таможенной политике государства, объем оборота, прибыль от продажи, конкурентоспособность, скорость реализации, факторы, влияющие на сбыт.
Заместитель Департамента маркетинга несет ответственность за организацию рекламы и стимулирование сбыта. Стоит отметить, что основные рекламные акции компании разрабатываются при помощи специализированных маркетинговых агентств.
Маркетинговые исследования в компании Каркаде проводятся непосредственно маркетологами компании, а также специалистами по взаимодействию с поставщиками.
Однако такой подход к маркетинговым исследованиям не является достаточно эффективным. В связи с тем, что компания имеет разветвленную региональную сеть, маркетологи компании могут проводить исследования основываясь только на вторичной информации, которая не всегда может отвечать целям самого исследования, быть устаревшей, противоречивой и недостоверной. Обращения в специализированные маркетинговые агентства для получения первичной информации являются весьма дорогостоящими и не всегда безопасны, т.к. в жесткой конкурентной среде многая информация является строго конфедициальной. Специалист по взаимодействию с поставщиками решает наиболее важные вопросы сотрудничества с импортерами легковых автомобилей, решает вопросы по предоставлению скидок лизинговой компании от импортера, принимает решения о необходимости и целесообразности проведения совместных маркетинговых мероприятий с автодилерами. Однако он физически не способен отслеживать сложившиеся отношения с поставщиками в каждом салоне и в каждом городе, где существует представительство ООО Каркаде.
Таким образом очевидным становится необходимость внесения изменений в организацию процесса маркетинговых исследований ООО «Каркаде», в том числе оптимизации системы управления маркетинговыми исследованиями.
В первую очередь должна возрасти роль департамента продаж в организации и проведении маркетинговых исследований. Менеджеры по лизингу постоянно, взаимодействуя, как с клиентом, так и с поставщиком имеют возможность получать первичную информацию об объемах продаж поставщиков, об активности конкурентов, о ценах и новых предложениях конкурентов, о предпочтениях потребителей и др.
В связи с этим необходимо разработать четкий план работы на месяц для каждого менеджера по лизингу, где будет определена дата визита к поставщику и цель данного визита. Данный план работы с поставщиками и клиентами должен включать такие методы маркетинговых исследований, как наблюдение, интервьирование и анкетирование поставщиков, личный и телефонный опрос клиентов, получение информации о конкурентах при помощи «Мистери шопинга».
Так же руководителю каждого структурного подразделения ежемесячно необходимо выезжать на территорию поставщика для выявления присутствия конкурентов и необходимости проведения совместных маркетинговых мероприятий. А также проводить обзвон либо встречи с как с новыми клиентами компании, так и с её партнерами с целью получения информации о качестве работы менеджеров. Данные, полученные в ходе таких проверок, а также собранные с помощью менеджеров должны структурироваться руководителем департамента в продаж в сводные отчеты и передаваться непосредственно директору департамента продаж, директору департамента маркетинга и специалисту по работе с автодилерами.
Данные изменения позволят
снизить стоимость
Вследствие внесенных изменений структура управления маркетинговыми исследованиями в ООО «Каркаде» примет вид, который изображен на рисунке 3.2
менеджер 1 менеджер 1
менеджер 2
менеджер 2
менеджер n менеджер n маркетолог 2
Рисунок 3.2 - Модель структуры управления маркетинговыми исследованиями в ООО «Каркаде».
Подводя итог данной главы необходимо отметить, что ООО «Каркаде» развивается довольно быстрыми темпами. Применение новых европейских методик управления компанией и программ развития бизнеса дают положительные результаты и позволяют спрогнозировать дальнейший рост и развитие компании. Тем не менее, необходимо обратить внимание на тот факт, что главным принципом успешной маркетинговой стратегии является внимание ко всем коммуникационным аспектам работы компании. Работа с каждой из целевых групп (клиенты, партнеры,поставщики и т.д.) должна быть систематизирована и максимально прозрачна для оценки ее качества. Создавать, а тем более применять новые маркетинговые инструменты становится все сложнее. Поэтому необходимо найти уникальный подход, ориентированный на индивидуальные бизнес цели. А в качестве одного из самых эффективных инструментов реализации данной задачи необходимо отметить комплексные маркетинговые исследования внутренней и внешней среды ООО «Каркаде» проводимые совместно департаментом маркетинга и департамента продаж.
3.2 Маркетинговое исследование конкурентной среды компаний-операторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону: цели, этапы, методика, анализ результатов
В связи с активизированием продаж автотранспорта, а также ростом объемов лизинговых сделок в 2010 году, руководство компании Каркаде пришло к выводу, что представительство в городе Ростове-на-Дону, имея в штате четырех менеджеров не способно эффективно функционировать и выполнять поставленные руководством цели. В связи с этим встал вопрос об открытии второго регионального представительства в городе Ростове-на-Дону. Для подтверждения целесообразности данного структурного изменения маркетинговый отдел компании провел массу исследований, направленных на изучение потребительской активности, на анализ лояльности поставщиков к компании, а также анализ состояния конкурентной среды компании.