Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:47, дипломная работа
Если раньше лизинговая компания «Каркаде» считалась одной из самых клиенториентированных компаний, то после кризиса и многие другие лизинговые компании стали активно развивать маркетинг взаимоотношений. В результате кризиса компании «Каркаде» пришлось задумываться не только о привлечении новых клиентов, но и о сохранении существующей клиентской базы. Все вышеприведенные факторы показали необходимость и важность проведения послекризисного маркетингового анализа конкурентной среды.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы маркетинговых исследований конкурентной среды компании ………………………………………………………………
1.1Сущность, типология и значение маркетинговых исследований в процессе наращивания конкурентоспособности компании…………..
1.2Стратегический анализ: задачи и инструменты………………………
1.3Цели и принципы конкурентного анализа ……………………………..
2 Особенности маркетинговых исследований в комплексе маркетинга компании-оператора лизинговых услуг …………………………………..
2.1Маркетинговая среда компании-оператора рынка лизинговых услуг ООО "Каркаде" (г.Ростов-на-Дону)…………………………………….
2.2Эволюция и тенденции развития рынка лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону…………………………………………………………………...
2.3Предпосылки и факторы конкурентного анализа ООО "Каркаде"…………………………………………………………………
3 Разработка системы управления маркетинговыми исследованиями лизинговой компании………………………………………………………
3.1 Направления оптимизации системы управления маркетинговыми исследованиями ООО «Каркаде»……………………………………………
3.2 Маркетинговое исследование конкурентной среды компаний-операторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону: цели, этапы, методика, анализ результатов……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….…..
Классификация маркетинговых исследований2.
- разведочные исследования;
- описательные (дескриптивные) исследования;
- казуальные исследования.
2. По способу получения данных различают:
- первичные, полевые исследования;
- вторичные, кабинетные исследования.
3. По методу сбора данных выделяют:
- количественные исследования,
в основе которых лежат
- качественные исследования.
4. По временному признаку
маркетинговые исследования
5. По масштабу исследования
выделяют локальные,
Основными направлениями маркетинговых исследований являются3:
Содержание маркетинговых исследований определяется товарной структурой предприятия, типом и особенностями рынка, на котором оно функционирует.
Без исследования конкурентов невозможно обеспечить себе преимущества на рынке, укрепить и расширить занимаемую на нем долю. Проведение маркетинговых исследований позволяет найти способы оптимального конкурентного поведения. С данной целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, определяется занимаемая ими доля рынка и тенденции изменений этой роли, реакция потребителей на совершенствование товара или услуги, на изменение цен, развитие сервиса и т.д.
Контроль деятельности конкурентов позволяет руководству компании постоянно быть готовым к потенциальным угрозам и своевременно предпринимать предупреждающие либо ответные действия.
Несмотря на многообразие видов проводимых маркетинговых исследований, в основе всех их лежит общая методология, определяющая порядок выполнения.
Этапы проведения маркетинговых исследований:
1. Выявление проблем
и формулирование целей
2. Составление плана маркетингового исследования.
3. Поиск, сбор и обработка вторичной информации и первичной информации. Составление плана выборки.
4. Систематизация и анализ собранной информации.
5. Составление отчета о проведении исследования.
Первый этап является одним из самых важных среди этапов исследований. Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успешного проведения (сноска на учебник).
Цели маркетинговых исследований вытекают из выявленных на предприятии проблем, а достижение этих целей позволяет получить информацию, необходимую для решения этих проблем.
Цели маркетинговых исследований можно разбить на три группы:
- поисковые – предусматривают сбор предварительных данных, помогающих определить проблему и выработать ряд гипотез.
- описательные – направлены
на получение характеристик
- экспериментальные – ориентированы на проверку рабочих гипотез.
Отбор источников, сбор и анализ маркетинговой информации проводятся как поочередно, так и одновременно.
В основе сбора вторичной
информации лежат "кабинетные" исследования.
Они осуществляются на основе официальных
печатных источников информации и дают
общие представления о
Внутренними источниками вторичной информации являются: цены, объем производства и реализации продукции, каналы товародвижения, медиаплан предприятия, бизнес-план, финансовая и бухгалтерская отчетность организации, информация об учредителях и т.д4.
Внешние источники вторичной информации могут быть открытыми и закрытыми5.
Среди открытых (официальных) источников внешней информации выделяют: данные государственной статистики, отраслевые данные и базы данных, информацию об объемах производства товарных рынков, информация из интернета, книг, учебников, монографий и др. Неофициальными источниками являются приобретение товаров конкурентов, информация о контрагентах, сделках, стратегиях конкурентов, их финансовая информация.
Первичная информация - это сведения, которые впервые собирают для какой-либо конкретной цели. Первичная информация становится необходимой в тех случаях, когда анализ вторичных источников не обеспечивает необходимыми сведениями.
Основные достоинства и недостатки первичной и вторичной маркетинговой информации приведены в Таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Достоинства и недостатки первичной и вторичной информации6.
Тип информации |
Достоинства |
Недостатки |
Вторичная |
- невысокая стоимость получения данных; - высокая скорость сбора; - разнообразие источников - информация может содержать
данные, которые предприятие |
- неполнота либо слишком общий характер информации; - информация может быть - невысокое качество данных; - данные могут быть ненадежными, |
Первичная |
- соответствует целям - сведения являются наиболее оперативными; - методология сбора - данные доступны предприятию и недоступны конкурентам; -надежность информации может быть определена. |
- длительные сроки сбора - высокий уровень затрат - предприятие может оказаться неспособным собрать первичный материал. |
На практике используются следующие основные методы полевых исследований:
- опросы (анкетирование, личные и телефонные интервью, экспертные опросы, фокус-группы, глубинное интервью);
- наблюдение;
- эксперимент;
- панельные исследования.
Организационные формы проведения маркетинговых исследований определяются масштабами и структурой предприятия, целями и задачами исследований. Крупные компании оценку эффективности своей хозяйственной деятельности и конкурентоспособности, предпочитают проводить самостоятельно, так как значительная часть информации связана с коммерческой тайной. Что же касается изучения рынка, то исследование этих проблем часто поручается специализированным организациям.
Под конкурентоспособностью понимают наличие у компании определенных конкурентных преимуществ и её способность эффективно использовать имеющиеся преимущества в процессе конкурентной борьбы7.
Уровень квалификации менеджмента играет наиболее важную роль в обеспечении конкурентоспособности предприятий. Данная проблема может быть решена двумя путями: первый — повышение квалификации существующих управляющих и второй — замена управляющих новыми, более квалифицированными. Важными условиями для решения проблемы эффективного менеджмента и создания механизмов естественной ротации кадров предприятий является наличие, с одной стороны, системы контроля и ответственности, а с другой - системы мотивации. Контроль эффективности менеджмента должны осуществлять собственники предприятия.
Для того чтобы быть конкурентоспособной на рынке любая организация должна уделять немало времени проведению маркетинговых исследований. В соответствии с концепцией маркетинга, компании достигают конкурентного преимуществ путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов. Компании могут предоставлять большую потребительскую ценность, предлагая клиентам более низкие, по сравнению с конкурентами, цены на аналогичные товары и услуги или обеспечивая больше выгод, которые оправдывают более высокие цены.
Таким образом, маркетинговые стратегии должны учитывать не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов.
Маркетинговые средства исследования конкурентов состоят из совершенствования товара, изменение цен, товарные марки, проведение рекламных кампаний, развитие сервиса.
Стратегическое маркетинговое управление предназначено для решения главных стратегических вопросов в различных сферах деятельности компании. В рамках формирования конкурентной стратегии компании проводятся анализ и прогнозирование потребностей и спроса, конъюнктуры рынка, факторов конкурентного преимущества, анализ связей фирмы с внешней средой, анализ и прогнозирование качества аналогичных товаров и услуг конкурентов и т.д.
Стратегический анализ - это систематический процесс получения знаний о внутренних и внешних условиях, способных повлиять на выбор и осуществление стратегии, а также на рыночные позиции компании.
Под стратегическим анализом предприятия также понимается выявление стратегических зон хозяйствования, их взаимосвязи, окружения и других важных характеристик8.
В научной и учебно-методической литературе представлены следующие основные методы и инструменты стратегического анализа: PEST – анализ, методика анализа отрасли, SNW – анализ, матрицы угроз и возможностей (профиль среды), SWOT – анализ, методы портфельного анализа, матрица АДЛ, матрица Хофера, GAP-анализ и др.
PEST-анализ (STEP) — это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технологических (Technological) аспектов внешней среды которые могут повлиять на стратегию компании.
По результатам PEST-анализа производится анализ барьеров входа в отрасль, оцениваются вероятные проблемы, связанные с предложенными факторами, также, оцениваются потенциальные риски и т.д.
Применяемый для анализа среды метод SWOT— сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. Для установления этих связей составляется матрица SWOT-анализа, которая представлена на Рисунке 1.1
Возможности |
Угрозы | |
Сильные стороны |
Поле «СИВ» |
Поле «СИУ» |
Слабые стороны |
Поле «СЛВ» |
Поле «СЛУ» |
Рисунок 1.1 – Матрица SWOT-анализа9.
Выявив сильные и
слабые стороны и взвесив факторы
по степени важности, руководство
компании может определить те функциональные
зоны, которые требуют немедленного
вмешательства или могут
SNW-анализ представляет собой анализ слабых и сильных сторон организации. Внутренняя среда оценивается по трем значениям: Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная сторона) и Weakness (слабая сторона). Как показала практика, в ситуации стратегического анализа внутренней среды организации в качестве нейтральной позиции лучше всего фиксировать среднерыночное состояние для данной конкретной ситуации.
Наиболее распространенным и эффективным методом стратегического анализа является портфельный анализ.
Портфельный анализ - это инструмент, с помощью которого предприятие оценивает свою хозяйственную деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления и прекращения или сокращения инвестиций в неэффективные проекты. Таким образом он обеспечивает ясное представление о затратах и прибыли диверсифицированной фирмы.
Основным приемом портфельного
анализа является построение двумерных
матриц, с помощью которых бизнес-