Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:47, дипломная работа
Если раньше лизинговая компания «Каркаде» считалась одной из самых клиенториентированных компаний, то после кризиса и многие другие лизинговые компании стали активно развивать маркетинг взаимоотношений. В результате кризиса компании «Каркаде» пришлось задумываться не только о привлечении новых клиентов, но и о сохранении существующей клиентской базы. Все вышеприведенные факторы показали необходимость и важность проведения послекризисного маркетингового анализа конкурентной среды.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы маркетинговых исследований конкурентной среды компании ………………………………………………………………
1.1Сущность, типология и значение маркетинговых исследований в процессе наращивания конкурентоспособности компании…………..
1.2Стратегический анализ: задачи и инструменты………………………
1.3Цели и принципы конкурентного анализа ……………………………..
2 Особенности маркетинговых исследований в комплексе маркетинга компании-оператора лизинговых услуг …………………………………..
2.1Маркетинговая среда компании-оператора рынка лизинговых услуг ООО "Каркаде" (г.Ростов-на-Дону)…………………………………….
2.2Эволюция и тенденции развития рынка лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону…………………………………………………………………...
2.3Предпосылки и факторы конкурентного анализа ООО "Каркаде"…………………………………………………………………
3 Разработка системы управления маркетинговыми исследованиями лизинговой компании………………………………………………………
3.1 Направления оптимизации системы управления маркетинговыми исследованиями ООО «Каркаде»……………………………………………
3.2 Маркетинговое исследование конкурентной среды компаний-операторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону: цели, этапы, методика, анализ результатов……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….…..
Актуальность маркетингового исследования конкурентной среды компаний-операторв. Общий анализ конкурентной среды компании показал, что финансовый кризис 2008 года значительно изменил экономическую ситуацию в стране. Не в меньшей мере произошли изменения и на рынке операторов лизинговых услуг. Ряд компаний, не имевших стабильных источников финансирования и устойчивой клиентской базы, например лизинговая компания «Москомерц-лизинг», ушли с рынка. Некоторые компания, например РТК-лизинг, Атлант-М приостановили развитие регионально сети. Часть компаний работало не на заключение новых договоров, а на сбор дебиторской задолженности. На плаву остались только крупные игроки лизингового рынка, лидеры продаж, такие как лизинговая компания Европлан, Центр-инвест, Банк Интеза, ВЭБ-лизинг и т.д. Но в посткризисный период и им приходится не просто. Ряд клиентов и постоянных партнеров лизинговых компаний не смогли пережить кризис. Многие предприятия стали убыточными в силу естественных причин, и преимущества лизинга для них просто перестали быть актуальными. Но появились и такие организации, которые довольно легко перенесли кризисный период, подзатянув пояса. И теперь снова начинают развиваться, обновлять основные фонды, приобретать транспорт, спецтехнику и оборудование, тем самым становясь весьма лакомым кусочком для лизинговых компаний.
На основании проведенных исследований и полученных данных региональное руководство ООО «Каркаде» поставило задачу маркетологам компании, а также руководителям региональных представительств провести маркетинговые исследования конкурентов на подотчетной им территории.
Целью маркетингового исследования конкурентной среды на рынке компаний-операторов лизинговых услуг в г. Ростове-на-Дону является – выявление основных конкурентов на территории Ростовской области, изучение их сильных и слабых сторон и разработка стратегии конкурентной борьбы в данном регионе.
Данное маркетинговое исследование состоит из следующих этапов:
- качество телефонного диалога сотрудника или сервис-центра;
- Выявление техники продаж;
- Оценка работы мерчендайзеров компаний-конкурентов;
6. Подведение итогов исследования, выводы, осмысление данных специалистами.
Гипотезы, подлежащие проверке в ходе маркетингового исследования:
Для проведения данного маркетингового исследование решено использовать следующие методы:
Устный опрос сотрудников автосалонов проводился директором Ростовского представительств ООО «Каркаде» и ведущим менеджером при встрече-знакомстве с сотрудниками автосалонов, а также во время последующих визитов в автосалон. В первую очередь опрашивался руководитель поставщика, затем менеджеры по продажам автомобилей и кредитные специалист.
Сотрудникам поставщика и руководителю задавались следующие вопросы:
В опросе участвовали сотрудники ключевых автосалонов города.
В результате данного опроса выявлено, что в Ростове-на-Дону 2 основных игрока на рынке компаний-операторов лизинговых услуг: ЗАО «Европлан» и ООО «Каркаде». С данными фирмами автосалоны сотрудничают более 5 лет, имеют согласованные программы скидок, неоднократно проводили совместные мероприятия по привлечению клиентов с совместным бюджетом. Также эти 2 компании регулярно проводят в автосалонах обучение сотрудников. Неоднократно сотрудники автосалонов принимали участие в конкурсах, организованных данными лизинговыми компаниями и получали призы в виде поездок на Чемпионат Формулы-1 либо на Королевские скачки в Великобритании.
В некоторых автосалонах города, например «Юна Мотрос» и «Авто Лига» существуют рабочие места для сотрудников компании Европлан.
Главные положительные моменты, которые отмечали поставщики в работе данных лизинговых компаний:
Однако мимо положительных моментов в ходе опроса поставщиков были выявлены и недочеты в работе данных лизинговых компаний такие как:
Также поставщиками в ходе опроса были выделены такие компании, как Ресо-Лизинг, Раф-лизинг, Балтийский лизинг, Уралсиб-лизинг, Лизинговая компания банка Центр-Инвест, а также компания ДельтаЛизинг. Однако лояльность к данным компаниям отмечается у единичных менеджеров автосалонов и продиктована, скорее всего, либо личными взаимоотношениями, либо материальной заинтересованностью данных менеджеров в сотрудничестве с данными лизинговыми компаниями. Т.к. большинством респондентов было отмечено, что в данных компаниях, хоть и ставка удорожания зачастую бывает ниже, чем у ООО «Каркаде», но сроки рассмотрения сделок длятся до 2-х недель, зачастую клиент отказывается от работы с данными компаниями из-за большого перечня документов, необходимых для оформления договора лизинга. Так же нередко отмечались проблемы, связанные со своевременностью перечисления денежных средств поставщику и с профессионализмом сотрудников лизинговых компаний, с постоянно меняющимися кадрами.
Следующим методом маркетинговых исследований является проведение анкетирования менеджеров автосалонов.
Периодичность проведения анкетирования – с 01 по 05 число каждого месяца. Анкеты отправляются на электронную почту наиболее лояльного к компании Каркаде сотрудника поставщика, либо кредитному менеджеру.
Бланк анкеты представлен в Приложении 3.
Цель анкетирования – получение ежемесячно информации об объемах продаж лизинговых услуг и размере доли продаж каждого конкурента.
В результате анкетирования были получены следующие данные, представленные на рисунках 3.1, 3.2 и 3.3:
Рисунок 3.1 Доля продаж лизинговых-компаний в общем объеме продаж лизинговых услуг по автосалонам г. Ростова-на-Дону за март 2011 года.
Рисунок 3.2 Доля продаж лизинговых-компаний в общем объеме продаж лизинговых услуг по автосалонам г. Ростова-на-Дону за апрель 2011 года.
Рисунок 3.3 Доля продаж лизинговых-компаний в общем объеме продаж лизинговых услуг по автосалонам г. Ростова-на-Дону за май 2011 года.
В результате данного анкетирования выявлено, что основная доля продаж автомобилей в лизинг 60-70% приходится на компании ЗАО «Европлан» и ООО «Каркаде». Также отдельно можно выделить компанию ВЭБ-Лизинг, на которую приходится не менее 10% от общего количества лизинговых сделок с легковым автотранспортам. К тому же стоит отметить, что доля компании ВЭБ-Лизинг будет только увеличиваться, так как в её портфеле в основном новые клиенты, а в портфеле Каркаде и Европлана около 50% занимают продажи повторным клиентам и партнерам компаний. Среди прочих лизинговых компаний рассматривались: Центра-Инвест, Банк Интеза, Адмирал лизинг, Дельтализинг, Балтийский лизинг, Альянс-Лизинг, Ресо-Лизинг и РАФ лизинг.
Следующим методом маркетинговых исследований стало наблюдение за посетителями автосалонов, целью которого стала оценка работы мерчендайзеров и менеджеров конкурирующих фирм.
Задачами наблюдения является – изучение отношения и интереса посетителей автосалона к рекламным материалам лизинговых компаний, представленных в автосалоне.
Для организации процесса наблюдения были выбраны 5 ключевых автосалонов города, с объемами продаж более 150 автомобилей в месяц: Орбита (Ниссан), Орбита Леон Авто (Пежо), Гедон (Митсубиши), Л-Авто (Фольксваген), Астра-авто (Опель, шевроле).
Наблюдателями являлись менеджеры по лизингу Ростовского представительства ООО «Каркаде». Наблюдение проводилось 2 раза в неделю – в будний день и в выходной в течение 7 часов (с 10 до 13 и с 15 до 19 часов) по согласованию с руководством автосалона. Рекламные материал, представленные в автосалонах: бумажные буклеты в стойках на ресепшн-зоне, на столах менеджеров по продажам, а клиентской зоне, а также в больших рекламных стойках возле выхода из автосалонов.
Объекты наблюдения – посетители автосалонов. Предмет наблюдение – внимание и отношение к рекламной продукции лизинговых компаний.
В результате данного исследования наблюдатели выявили, что в автосалонах города в основном представлены материалы компаний Европлан, Каркаде, Раф-Лизинг и ВЭБ-Лизинг. Рекламные материалы данных фирм отличаются от материалов других компаний размерами, ярким и нестандартным оформлением, качеством и плотностью бумаги. Помимо данных компаний в клиентской зоне расположены буклеты ещё как минимум семи компаний, среди которых: Ресо-Лизинг, ДельтаЛизинг, Балтийский лизинг, Интерлизинг, БалтИнвест, Лизинговая компания «Уралсиб», Адмирал лизинг и др.
В основном посетители автосалонов обращают внимание на буклеты, расположенные на стойке ресепшн. Так же интерес вызывают буклеты, представленные в клиентской зоне, однако их листают больше «от скуки», нежели из интереса, оставляя на журнальном столике. Буклеты, расположенные возле выхода особым интересом и спросом не пользуются. Также отмечено, что многие посетители просят менеджеров автосалонов лично порекомендовать им какую-либо лизинговую компанию. Помимо этого данное наблюдение выявило, что многие посетители автосалонов ещё не знакомы с инструментом лизинга и в выборе лизинговой компании изначально полагаются на рекомендацию поставщика.
Данные полевые исследования помогли определить, что основной популярность в Ростове-на-Дону пользуются компании Европлан, Каркаде и ВЭБ-Лизинг. Также среди конкурентов активно развиваются и привлекают новых клиентов Ресо-Лизинг, РАФ-лизинг, Адмирал-Лизинг.
Для более углубленного исследования данных лизинговых компаний были проведены кабинетные исследования:
Также были проведены
следующие полевые
В результате всех проведенных маркетинговых исследований сделаны следующие выводы: