Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:47, дипломная работа
Если раньше лизинговая компания «Каркаде» считалась одной из самых клиенториентированных компаний, то после кризиса и многие другие лизинговые компании стали активно развивать маркетинг взаимоотношений. В результате кризиса компании «Каркаде» пришлось задумываться не только о привлечении новых клиентов, но и о сохранении существующей клиентской базы. Все вышеприведенные факторы показали необходимость и важность проведения послекризисного маркетингового анализа конкурентной среды.
Введение………………………………………………………………………..
1 Теоретические основы маркетинговых исследований конкурентной среды компании ………………………………………………………………
1.1Сущность, типология и значение маркетинговых исследований в процессе наращивания конкурентоспособности компании…………..
1.2Стратегический анализ: задачи и инструменты………………………
1.3Цели и принципы конкурентного анализа ……………………………..
2 Особенности маркетинговых исследований в комплексе маркетинга компании-оператора лизинговых услуг …………………………………..
2.1Маркетинговая среда компании-оператора рынка лизинговых услуг ООО "Каркаде" (г.Ростов-на-Дону)…………………………………….
2.2Эволюция и тенденции развития рынка лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону…………………………………………………………………...
2.3Предпосылки и факторы конкурентного анализа ООО "Каркаде"…………………………………………………………………
3 Разработка системы управления маркетинговыми исследованиями лизинговой компании………………………………………………………
3.1 Направления оптимизации системы управления маркетинговыми исследованиями ООО «Каркаде»……………………………………………
3.2 Маркетинговое исследование конкурентной среды компаний-операторов лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону: цели, этапы, методика, анализ результатов……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………….…..
Основными конкурентами компании «Каркаде» в г.Ростов-на-Дону являются такие лизинговые компании, как Европлан, ВЭБ-лизинг, Ресо-Лизинг, Дельта-Лизинг, Раф-Лизинг, Сбербанк-лизинг, Интеза, Балтийский лизинг, Альянс-лизинг, Центр-Капитал и другие лизинговые компании. Однако, проведя сравнительный анализ объемов продаж данных компаний, а также предлагаемых ими лизинговых условий, реальными конкурентом для ООО «Каркаде» в городе Ростов-на-Дону является Ростовское представительство компании «Европлан» и ОАО «ВЭБ-лизинг». Общий объем продаж этих трех компаний составляет более 80% от всего объема лизинговых сделок Ростова и области. Только эти 3 компании предлагают своим клиентам такой уникальный продукт как «Лизинг 0%» - приобретение автомобиля в лизинг без удорожания, лизинг без первоначального взноса, предоставляют персонального менеджера по проведению лизинговой сделки, выезжают в офис клиента для сбора необходимых документов. Однако, компания «Каркаде» также имеет и ряд преимуществ выгодно, отличающих её от основного конкурента. Одним из этих преимуществ является наличие соглашений с основными поставщиками автотранспорта на приобретение автомобилей по специальным ценам со скидками.
Относительно взаимодействия компании со СМИ – «Каркаде» активно сотрудничает с различного рода изданиями. Периодически выходят статьи о деятельности и новых достижениях компании в журналах «Я Покупаю», «Искусство Потрбления», «Деловой квартал», «Лизинг-Ревю», Газета «Коммерсантъ». Участвует в исследованиях, проводимых журналами «Финанс» и «Эксперт», имеет свой собственный сайт www.carcade.com. Помимо этого «Каркаде» активно участвует в совместно проводимых с поставщиками акциях, презентациях, присутствует на открытиях новых салонов, выставляет свои стенды на территории торгового центра «Горизонт».
Проведение такого рода маркетинговых исследований позволяет компании получить всестороннюю, объективную оценку положения на рынке и разработать стратегию дальнейшего развития.
Подводя итог данного
раздела необходимо отметить, что
ООО «Каркаде» развивается
2.2 Эволюция и тенденции развития рынка лизинговых услуг г.Ростова-на-Дону
Рынок лизинга, с 2001 года демонстрировавший положительные темпы прироста (в среднем около 68% в год), в 2008 году в связи с мировым экономическим кризисом впервые сократился. Четвертый квартал 2008 года, обычно наиболее продуктивный для рынка лизинга и приносивший объем сделок, сопоставимый с первой половиной года, обеспечил чуть более 1/7 части годовой суммы контрактов. Новый бизнес на рынке по итогам 2008 года снизился на 27,8% к результату 2007 года. Сумма новых лизинговых сделок составила 720 млрд. руб., а совокупный портфель лизинговых компаний (платежи к получению) 1390 млрд. руб26.
Кризис ликвидности в США заставил сменить свои оптимистические взгляды и многие лизинговые компании Ростова-на-Дону. Значительную часть финансирования компании получали из-за рубежа, в связи с кризисом финансирование российских лизинговых компаний иностранными инвесторами либо значительно снизилось, либо прекратилось вовсе. Перед лизинговыми компаниями встала серьезная проблема поиска новых источников финансирования. Почти всем компаниям пришлось поднять ставки финансирования на 1,5-3% из-за снижения банками объемов кредитования и сократить количество сделок с клиентами из-за ограниченности свободных денежных ресурсов на открытом рынке.
В целом, развитие рынка лизинговых услуг в Ростове-на-Дону прошло ряд этапов, охарактеризованных в таблице 2.1.
Таблица 2.1 – Этапы развития рынка лизинговых услуг в ростве-на Дону27
Этапы
До 2008 года ростовский лизинговый рынок развивался очень активно. В 2007 году его объем достиг порядка 10 млрд. рублей28.
На данном этапе распределение спроса по сегментам на рынке лизинговых услуг складывалось следующим образом: 40% — автолизинг, 30% — спецтехника, 10% — с/х техника, 10% — строительное оборудование и 10% — другие виды лизинга.
Одной из первых свою деятельность в Ростове-на-Дону начала компания РостовАгроЛизинг в 1991 году. Компания ООО "РостовАгроЛизинг" является структурным подразделением агропромышленного комплекса области и приемником областной "Сельхозтехники". ООО "РостовАгроЛизинг" обеспечивает предприятия АПК сельскохозяйственной техникой, запасными частями, осуществляет сервисное обслуживание, а также производит передачу техники и современных технологий в лизинг за счет федерального и регионального бюджетов на выгодных условиях. На протяжении многих лет компания сотрудничает с передовыми Российскими и Иностранными заводами производителями сельскохозяйственной техники и комплектующих. В настоящее время ООО "РостовАгроЛизинг" является поставщиком и сертифицированным сервисным центром заводов-производителей сельскохозяйственной техники и запасных частей. Компания предоставляет широкий ассортимент предоставляемых услуг по поставке и передаче в лизинг техники, запасных частей и удобрений.
В 1999 году в Ростове-на-Дону начинает свою деятельность Компания Europlan (до 18.05.2004 DeltaLeasing) , где группа профессионалов в области финансирования малого бизнеса, с начальным капиталом от фонда Delta Capital строит федеральный лизинговый бизнес с небольшой региональной лизинговой компании29. На данный момент компания Европлан насчитывает более 60 представительств по всей стране. Данную компанию можно считать первопроходцем на рынке лизинга г.Ростова-на-Дону, т.к. в 90-е годы информации о лизинге практически не было, доверие к банкам и финансовым организациям было настолько мало, что многие предприниматели и руководители организаций тех лет и слышать не хотели о лизинге и его преимуществах. К тому же учитывая особенности развития нашей страны, в 90-е годы ещё не сложилось практики легального ухода от налогов. В преимущества лизинга не верили. Специалисты в данной сфере были ещё малоопытными и, получив обучение от иностранных партнеров, не всегда могли правильно объяснить и показать все лизинговые преимущества российским бизнесменам.
В 2003-2005 годах экономическая ситуация в стране постепенно стабилизируется. Руководители организаций начинают понимать, что развитие бизнеса невозможно без заемных средств и начинают более активно пользоваться услугами кредитных и страховых организаций. В это время многие московские лизинговые компании начинают развитие своих региональных сетей. В Ростове-на-Дону открывают свои филиалы такие компании, как Центр-Инвест, Центр-Капитал, Адмира-Лизинг, Ресо-Лизинг, и Каркаде.
Позже в 2006-2007 годах на рынке появляются такие игроки, как РАФ-Лизинг, Банк Интеза (КМБ-Лизинг), Элемен Лизинг и др.
Следует отметить и ряд компаний, которые занимались развитием региональной сети и в период кризиса, среди них Дельта Лизинг и Альянс Лизинг.
Несомненно, огромный резонанс вызвало открытие в 2009 году компании ВЭБ-Лизинг, первой государственной компании, осуществляющей лизинговую деятельность по примеру и на принципах коммерческих лизинговых компаний.
Крупные игроки лизингового рынка Европлан и Каркаде отнеслись к появлению нового игрока очень негативно.
2009 год стал для лизинговых компаний периодом проверки качества сформированных портфелей сделок. Значительное время и усилия были потрачены лизингодателями на работу с проблемными клиентами и санацию лизингового портфеля. Нехватка заемных средств в начале года с одной стороны, а с другой – нехватка надежных клиентов в результате ужесточения требований, обусловили снижение объема новых сделок на рынке в целом по сравнению с 2008 годом на 56%30.
В 2010 году южный рынок лизинга вышел из пике и достиг уровня 2007 года, а в целом по стране этот рынок, по данным РА «Эксперт», увеличился не менее чем в 2,3 раза. Динамику ситуации на Юге отражают следующие показатели. Если в 2009 году объём нового бизнеса в ЮФО и СКФО сократился до уровня 16–16,5 млрд рублей, то по итогам 2010 года он вырос приблизительно в 2 раза.
В 2010 году лизинговыми компаниями было заключено 48 736 договоров. Структура рынка значительно не менялась. По-прежнему подавляющее большинство договоров, 46,3%, заключалось на срок от 25 до 36 месяцев. Также пользовались популярность договора сроком от 13 до 24 месяцев, на их долю приходилось 36,09%.Средняя стоимость договоров, заключаемых на срок до 3 лет достаточно низка – 2,38 млн рублей. Что может свидетельствовать об умеренной политике в отборе контрагентов сделок и самих предметов лизинга31.
Лидером рынка автолизинга в 2010 году стала компания Europlan, профинансировавшая сделки на 15,916 млрд руб., большая часть которых пришлась на легковой транспорт32. Быстрый рост в сегменте легкового автотранспорта продемонстрировали также компании «Каркаде», «Газтехлизинг» и «Фольксваген Груп Финанц». Вторым по объемам новых сделок с автотранспортом стала компания Газтехлизинг, большая часть сделок которой приходилась на грузовой транспорт. В целом заметно увеличение доли грузовых автомобилей в совокупном бизнесе: в истекшем году на него пришлось 46,7% от общего числа операций, годом ранее его доля незначительно превышала отметку в 30%.
Начало 2011 года охарактеризовалось дальнейшим ростом объема лизинговых сделок в сегменте автотранспорта, что символизирует почти полное преодоление негативных тенденций кризисных лет. По данным экспертов, объем лизинговых сделок в первом квартале этого года увеличился в несколько раз по сравнению с прошлогодними показателями33. При этом повсеместно наблюдается уменьшение стоимости лизинговых услуг для клиентов: сегодня лизинговые компании предлагают даже более выгодные условия, чем в 2007 году.
Одной из главных отличительных черт 2011 года на рынке лизинга легкового автотранспорта является обострение конкуренции на рынке ЮФО и в том числе г. Ростова-на-Дону. Рынок лизинга в 2010 году начал активно восстанавливаться. Это видно и по продажам, и по ожившим в 2010 году конкурентам. Все операторы, которые приостанавливали свою деятельность, вновь вышли на рынок в 2010 году, а те, кто продолжал работать, начали активную экспансию. В регионе успешно работают как местные игроки, так и филиалы крупных федеральных лизинговых компаний. При этом количество федеральных игроков в ЮФО пока невелико по сравнению с общим количеством участников лизингового рынка в России. Тем не менее некоторые компании федерального уровня давно существуют на рынке ЮФО (например, Europlan), некоторые существенно расширяют свой бизнес в регионе («Сбербанк Лизинг»), а некоторые только начинают выходить на этот рынок, открывая новые представительства. В 2010 году, например, компании «Соллерс-Финанс» и «Сбербанк Лизинг» осваивали регион Северного Кавказа. Региональную экспансию на рынок лизинговых услуг продолжила и компания «ВЭБ-лизинг». Так, в начале ноября в разных концах России открылись офисы ОАО «ВЭБ-лизинг», в том числе и в Сочи. Компания «ДельтаЛизинг» в 2011 году открыла представительство в Краснодаре, а ГК «Балтийский лизинг» — в Ставрополе и Волгограде.
Однако рынок лизинга остается чрезвычайно чувствительным к стабильности в экономике, поскольку связан с длительными инвестиционными проектами. Спрос на лизинговые услуги хоть и растет, но все еще остается уязвимым. Это обусловлено короткими сроками планирования у лизингополучателей и медленным улучшением их финансового состояния.
Что касается развития лизинговой компании Каркаде, то в начале 2011 года она обеспечила рост спроса со стороны малого и среднего бизнеса, разработав ряд программ со льготными условиями финансирования и сделав лизинг еще доступнее. Минимальное удорожание составило 0%, минимальный размер первого платежа снизился до 9%, срок договора лизинга увеличился до 48 месяцев. Получить финансирование в Каркаде могут юридические лица и индивидуальные предприниматели, бизнес которых существует от шести месяцев.
Драйверами спроса стали
успешные проекты, которые компания
запустила и реализовала
Для обеспечения растущего спроса на лизинг Каркаде привлекает банковские кредиты в таких банках ОАО «РосБР», ОАО «Сбербанк России», ЗАО «ЮниКредит Банк», Getin Noble Bank S.A.
Качество обслуживания клиентов всегда является приоритетным направлением работы компании. На обновленном сайте Каркаде с января 2011 года действует сервис «Личный кабинет», позволяющий лизингополучателям в режиме on-line контролировать все операции по договору, скачивать дубликаты первичных документов, оперативно получать консультационную поддержку по юридическим, бухгалтерским и налоговым вопросам лизинга.
В 1 квартале 2011 года компания открыла 2 новых филиала, подтвердив свой основополагающий принцип - «Быть ближе к клиенту». Региональная сеть ООО «Каркаде» одна из самых широких в России - она включает 53 представительства в 46 крупных городах.
В заключении данной главы можно выделить несколько факторов, оказывающих влияние на активный рост рынка автолизинга в г.Ростов-на-Дону: