Маркетинговый анализ конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин.
Во-первых, успех на рынке продовольственных товаров зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от планирования сбытовой деятельности предприятия.
Во-вторых, предприятие добившиеся минимального времени обслуживания потребителей, получают конкурентные преимущества, способствующие расширению зоны потенциального сбыта своей продукции.
В-третьих, анализ структуры сбыта предприятия позволяет определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в условиях кризиса, когда финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..…..5
1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия……..5
1.2 Анализ рынка мяса Республики Беларусь………………..……………..9
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…………………………...12
Общие сведения о предприятии……………………………………...12
Ресурсы предприятия…………………………………………………13
Поставки сырья и ресурсов, основные поставщики, организация и анализ закупок сырья………………………………………………………………17
Производство продукции…...………………………………………..17
Реализация продукции…...…...……………………………………....18
Экономические результаты деятельности предприятия...…………19
АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…...……………………………………….21
3.1 Товарная политика предприятия………………………………………..21
3.2 Ценовая политика предприятия………………………………………...25
3.3 Сбытовая политика………………………………………………………27
3.4 Коммуникационная политика…………………………………………..29
3.5 Организация и управление маркетинговой деятельностью на предприятии………………………………………………………………….33
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕЁ ПОВЫШЕНИЮ….........................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..43

Файлы: 1 файл

загружено.docx

— 428.72 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..…..5

1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности  предприятия……..5

1.2 Анализ рынка мяса Республики Беларусь………………..……………..9

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…………………………...12
    1. Общие сведения о предприятии……………………………………...12
    2. Ресурсы предприятия…………………………………………………13
    3. Поставки сырья и ресурсов, основные поставщики, организация и анализ закупок сырья………………………………………………………………17
    4. Производство продукции…...………………………………………..17
    5. Реализация продукции…...…...……………………………………....18
    6. Экономические результаты деятельности предприятия...…………19
  2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…...……………………………………….21

3.1 Товарная политика предприятия………………………………………..21

3.2 Ценовая политика предприятия………………………………………...25

3.3 Сбытовая политика………………………………………………………27

3.4 Коммуникационная политика…………………………………………..29

3.5 Организация и управление  маркетинговой деятельностью на  предприятии………………………………………………………………….33

  1. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕЁ ПОВЫШЕНИЮ….........................................................35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..43

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Введение

 

 

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.

Особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления.

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин.

  • Во-первых, успех на рынке продовольственных товаров зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от планирования сбытовой деятельности предприятия.
  • Во-вторых, предприятие добившиеся минимального времени обслуживания потребителей, получают конкурентные преимущества, способствующие расширению зоны потенциального сбыта своей продукции.
  • В-третьих, анализ структуры сбыта предприятия позволяет определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в условиях кризиса, когда финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Реализация маркетинговых стратегий в сбытовой деятельности требует длительного времени, значительных финансовых затрат, поскольку, как правило, требуются инвестиционные вложения в сбыт. Поэтому, на основании всего вышеизложенного, основными задачами курсовой работы являются:

1) рассмотреть сущность, и факторы конкурентоспособности;

2) дать организационно-экономическую характеристику предприятия;

3) провести анализ маркетинговой деятельности предприятия;

4) предложить пути совершенствования  маркетинговой деятельности.

Объектом исследования работы является ОАО «АФПК Жлобинский мясокомбинат».

Предметом данной работы является повышение конкурентоспособности на примере ОАО «АФПК Жлобинский мясокомбината».

Целью работы являются выработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности мясокомбината:

  • Пути расширение каналов сбыта предприятия.
  • Повышение эффективности имеющихся каналов сбыта, за счёт оптимизации логистических издержек.

Методологической основой работы являются методологические и методические положения, изложенные научных публикациях, законодательных и нормативных документах о конкуренции и регулирующих коммерческую деятельность. При исследовании отдельных аспектов работы использованы методы системного, ситуационного и экономического анализа.

Работа состоит из введения, четырёх разделов, заключения, списка использованных источников.

При написании данной курсовой работы использовалась учебная литература, представленная такими авторами как Осипова Л.В., Ильин А.И., Панкратов Ф.Г., Акулич И.А., Котлер Ф., Савицкая Г.В. и другие. В качестве информационной базы для написания послужили материалы бухгалтерской, статистической и оперативной отчётности ОАО «АФПК Жлобинского мясокомбината».

Информационной основой также послужили законодательные и нормативные акты Республики Беларусь по хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, научно – методическая литература, периодические издания, статистические материалы.

 

  1. Теоретические аспекты оценки уровня конкурентоспособности предприятия

 

 

    1. Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия

 

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [11, с. 303].

По-мнению Г.А. Яшевой, под конкурентоспособностью предприятия понимается экономическая категория, которая характеризует способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию при лучшем, чем у конкурентов, использовании своего потенциала. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений. Выход на рынок с конкурентоспособным товаром – лишь исходный момент в работе предприятия по освоению рынка и закреплению на нем [25, с. 20].

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как: конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках; вид производимого товара; ёмкость рынка (количество ежегодных продаж); лёгкость доступа на рынок; однородность рынка; конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке; конкурентоспособность отрасли; возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны.

Существуют общие принципы, которые дают конкурентные преимущества производителям:

1. Нацеленность всех и  каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

  • Близость предприятия к клиенту.
  • Создание автономии и творческой атмосферы на предприятии.
  • Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.
  • Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.
  • Умение твёрдо стоять на своём.
  • Простота организации, минимум уровней управления и служебного персонала.
  • Умение быть одновременно мягким и жёстким. Держать под жёстким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчинённым менее важные.

Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных принципов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия [7, с. 234].

По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с определёнными проблемами и задачами, преодоление и решение которых осуществляются посредством применения различных управленческих методик и технологий. Проанализировав эти задачи, можно выявить ключевые характеристики или индикаторы конкурентоспособности предприятия, отражающие состояния предприятия по мере его развития.

Первая задача, которая возникает у предприятия, функционирующего в условиях рынка, это элементарное выживание или способность оплачивать свои счета, т.е. обеспечение платежеспособности. Задача решается принятием экстренных мер по реализации уже произведенной продукции, проведением ряда маркетинговых мероприятий; анализа рынка, ассортимента, ценовой политики, методов продвижения. По достижении платёжеспособности возникает естественная задача достижения прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые меры необходимо дополнить мерами экономическими (анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности и т.п.) [1, с. 75].

После решения насущных текущих задач возникают задачи другого уровня. Первой ключевой характеристикой на втором уровне является стратегичность управления. Менеджмент компании после решения текущих задач должен сосредоточить своё внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должна быть компания в средне- и долгосрочном будущем. Для её решения разрабатываются стратегическая концепция, стратегия предприятия и на основе SWOT – анализа и бизнес – планов, стратегии для каждого подразделения.

Выполнение этих двух условий должно запустить сложные процессы самоорганизации и адаптации бизнеса в меняющихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие эффекта синергизма и повысить уровень управляемости и конкурентоспособности предприятия.

Представим взаимосвязь выявленных ключевых характеристик состояния предприятия с его конкурентоспособностью и качеством менеджмента на рисунке 1.1.

1. Оперативный уровень  управления КСП:

    • Платежеспособность.
    • Прибыльность. (КСП продукции)

2. Стратегичность управления

3. Тактический уровень  управления КСП:

    • Адаптивность системы управления

4. Финансовая и управленческая  прозрачность

5. Управляемость бизнеса  хозяйственного состояния предприятия

6. Стратегический уровень  управления КСП:

7. Инвестиционная привлекательность

 

Рис. 1.1. Ключевые характеристики состояния предприятия

 

Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные полходы к оценке и повышению его конкурентоспособности (КС), можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности:

Задача обеспечения КС предприятия включает обеспечение КС продукции и собственно КС предприятия.

Следует выделить разные критерии КС предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии.

Основным показателем КС предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель КС продукции.

На тактическом уровне КС предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния.

На стратегическом уровне КС предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса [11, с. 221].

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

Информация о работе Маркетинговый анализ конкурентоспособности