Маркетинговый анализ конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена рядом причин.
Во-первых, успех на рынке продовольственных товаров зависит не столько от производственных и финансовых возможностей фирм, сколько от планирования сбытовой деятельности предприятия.
Во-вторых, предприятие добившиеся минимального времени обслуживания потребителей, получают конкурентные преимущества, способствующие расширению зоны потенциального сбыта своей продукции.
В-третьих, анализ структуры сбыта предприятия позволяет определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в условиях кризиса, когда финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………..…..5
1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия……..5
1.2 Анализ рынка мяса Республики Беларусь………………..……………..9
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…………………………...12
Общие сведения о предприятии……………………………………...12
Ресурсы предприятия…………………………………………………13
Поставки сырья и ресурсов, основные поставщики, организация и анализ закупок сырья………………………………………………………………17
Производство продукции…...………………………………………..17
Реализация продукции…...…...……………………………………....18
Экономические результаты деятельности предприятия...…………19
АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ»…...……………………………………….21
3.1 Товарная политика предприятия………………………………………..21
3.2 Ценовая политика предприятия………………………………………...25
3.3 Сбытовая политика………………………………………………………27
3.4 Коммуникационная политика…………………………………………..29
3.5 Организация и управление маркетинговой деятельностью на предприятии………………………………………………………………….33
МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «АФПГ ЖЛОБИНСКИЙ МЯСОКОМБИНАТ» И РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЕЁ ПОВЫШЕНИЮ….........................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………..43

Файлы: 1 файл

загружено.docx

— 428.72 Кб (Скачать файл)

 

Примечание. Источник: собственная разработка автора.

 

Приведенные данные показывают, что наибольший удельный вес в составе оборотных средств занимают запасы, которые в 2012-2013 гг. имеют тенденцию к увеличению по сравнению с 2011 г. В структуре запасов наибольший удельный вес занимают сырьё и материалы 26 % в 2012 г. и 30 % в 2013 г. Значительный удельный вес в составе запасов принадлежит готовой продукции и товаром отгруженным, которые в 2013 г. составили 29% и 25% соответственно. Следует отметить, что группировка оборотных активов в балансе за 2013 г. несколько изменена, в связи с чем итоги по строке «Запасы и затраты» в таблице 2.1 указаны по методике группировки оборотных средств по балансу за 2013 г.

 

Таблица 2.2 – Показатели эффективности использования оборотных средств.

Показатели

Годы

Темп роста, %

22012

2013

2013 к 2012

Выручка от реализации продукции, млн.руб.

85320

103922

122

Средние остатки оборотных средств, млн.руб.

18658

25403

136

Коэффициент оборачиваемости

4,5

4

89

Длительность оборота, дни

80

90

112

Коэффициент загрузки оборотных средств

0,219

0,244

111


 

Примечание. Источник: собственная разработка автора на основе приложений.

 

Вывод: в 2012-2013 годах на 1 рубль оборотных средств приходилось 4,5 рублей реализованной продукции. Снижение этого показателя, которое в 2013 году составило 4 рубля показывает замедление оборота оборотных средств. Следует также отметить увеличение длительности оборота и увеличение из года в год коэффициента загрузки оборотных средств.

 

Таблица 2.3 - Динамика, состав и структура себестоимости товарной продукции за 2012-2013 гг.

Показатели

Годы

Изменение

2012

2013

2013/

2012

1.Материальные затраты, млн.руб.

 удельный вес, %

52832

77

69193

80

131

104

1.1.Сырьё и материалы, млн.руб.

 удельный вес в материальных затратах, %

45033

85

61571

89

137

105

1.2.Топливо и энергия  на технологические цели, млн.руб.

 удельный вес в материальных затратах, %

3942

8

5722

8

145

100

2.Расходы на оплату  труда, млн.руб.

 удельный вес, %

6288

9

7145

8

114

89

3.Отчисления на социальные  нужды, млн.руб.

 удельный вес, %

2170

3

2484

3

114

100

4.Амортизация основных  фондов и нематериальных активов, млн.руб.

удельный вес, %

2185

 

3

2680

 

3

123

 

100

5.Прочие затраты, млн.руб. удельный вес, %

5304

8

5226

6

98

75

5.1.Из них: налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции:, млн.руб. удельный вес в прочих  затратах, %

1545

29

712

14

46

48

6.Затраты на производство  продукции – всего: млн.руб.

 удельный вес, %

68779

100

86728

100

126

-


 

Себестоимость фактически выпущенной товарной продукции за 2012 г. составила 68779 млн. руб. а в 2011 г. составил 86728 млн.руб., увеличившись на 26 % по сравнению с 2013 г. Следует отметить, что существенное влияние на темп роста затрат оказывает ценовой фактор, присутствующий в затратах каждого года.

Наибольший удельный вес в структуре себестоимости занимают материальные затраты производства (до 80%), из которых сырьё и материалы, а затем затраты на топливо и энергию являются наиболее существенными составляющими затрат.

Следующим весомым показателем затрат в себестоимости продукции являются расходы на оплату труда, затем следует отметить, что существенный удельный вес в прочих затратах составляют налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции: 14% в 2012 г. Однако, в 2013 г. их удельный вес составлял 29%, что на 70% больше, чем в 2011 г. Причина такого роста объясняется немалой просроченной задолженностью по платежам в бюджет комбикормового завода, присоединённого к ОАО, находившегося на момент присоединения в тяжёлом финансовом положении.

Используя данные отчёта о прибылях и убытках рассмотрим формирование прибыли в ОАО.

 

Таблица 2.4 - Формирование прибыли организации, млн.руб.

Показатели

Годы

Изменение, %

2012

2013

2013/2012

1.Выручка от реализации  продукции (за вычетом налогов  и сборов включаемых в выручку)

75797

91560

121

2.Себестоимость реализованной  продукции 

67533

83154

123

3.Расходы на реализацию

4230

5934

140

4.Прибыль от реализации  произведённой продукции

4034

2472

61

5.Прибыль (убыток) операционных  доходов и расходов (+ ; -)

13

-33

-

6.Прибыль (убыток) от внереализационных  доходов и расходов (+; -)

19

246

-

7.Прибыль отчётного периода

4066

2685

66

8. Налоги, сборы и платежи  из прибыли

1397

1226

88

9. Прочие расходы и  платежи из прибыли

79

10

-

10. Сумма полученной прибыли  по конечному финансовому результату (чистая прибыль)

2590

1449

56


 

Примечание. Источник: собственная разработка автора на основе приложений.

В 2012 - 13 гг. наблюдалась тенденция: прибыль отчётного периода увеличилась по сравнению с прибылью от реализации за счёт прибыли от внереализационных (включая операционные) доходов и расходов на 32 млн.руб. в 2012 г. и на 213 млн.руб. в 2013 г.

Рост положительного сальдо внереализационных доходов и расходов в 2013 г. объясняется уменьшением суммы расходов, т.е увеличением доходов за счёт курсовых и суммовых разниц и прочих внереализационных доходов.

Показатели рентабельности рассматриваемого предприятия представлены в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 - Показатели рентабельности

 

Показатели

Ед. изм.

Годы

Изменение,

(+ ; -) 2013 г.

2012

2013

к 2012

1.Прибыль от реализации  продукции

Млн руб.

4034

2472

-1562

2.Сумма полученной прибыли  по конечному финансовому результату 

Млн.руб.

2590

1449

-1141

3.Фонд заработной платы

Млн.руб.

7501,8

8981,6

+1479,8

4.Среднегодовые остатки  капитала (основного и оборотного 

Млн.руб.

50539

65935

+15396

5.Себестоимость реализованной  продукции с учётом расходов  на реализацию 

Млн.руб.

71563

89088

-17525

6.Общая рентабельность 

%

3,6

1,6

-2

7.Рентабельность реализованной  продукции 

%

5,6

2,8

-2,8

8.Рентабельность трудовых  ресурсов:

- по чистой прибыли 

- по прибыли от реализации  продукции 

%

 

34,5

53,8

 

16,1

27,5

 

-18,4

-26,3

9.Рентабельность капитала 

%

5,1

2,2

-2,9


 

Примечание. Источник: собственная разработка автора на основе приложений.

О неравномерности работы предприятия свидетельствуют рассчитанные в таблице 2.5 показатели рентабельности, которые в 2013 году значительно ниже, чем в 2012 году: по общей рентабельности – 20%; по рентабельности реализованной продукции – 2,8%; по рентабельности капитала – на 2,9% и т.д.

 

Таблица 2.6 – Обеспеченность трудовыми ресурсами в 2011-13 годах

 

Категории персонала

Значение показателя (человек)

Абсолютный прирост (человек)

Темп роста, %

2011

2012

2013

2012 к 2011

2013 к 2012

2012 к 2011

2013 к 2012

Среднесписочная численность работников, всего

1172

1158

1152

-14

-6

99

99

Промышлено-производственный персонал

973

964

951

-9

-13

99

99

из него:

             

рабочие

775

764

755

-11

-9

99

99

служащие

198

200

196

-2

-4

101

98

из них:

             

руководители

100

95

96

-5

1

95

101

специалисты

93

98

94

5

-4

106

96


 

Примечание. Источник: собственная разработка автора на основе приложений.

Данные таблицы показывают, что численность работников промышленно-производственного персонала имеет тенденцию к снижению. Так, в 2012 году по отношению к 2011 г. и в 2011 г. по отношению к 2012 г. этот показатель снизился на один процент. Численность рабочих тоже снизилась как в 2011 году, так и 2013 году и составило 99%.

Наблюдается также снижение численности служащих по сравнению с 2012 г.на 2%, тогда как численность служащих по отношению к 2011 году выросла на 1%. Штат руководителей в 2013 году по сравнению с 2012 годом увеличился на 1 человека.

Результаты анализа показывают, что состав работающих по категориям персонала на ОАО «АФПК «Жлобинский мясокомбинат» существенно не изменился, за исключением работников общественного питания, численность которых увеличилась с 15 человек в 2013 году до 48 человек в связи с присоединением к мясокомбинату комбикормового завода, на котором имеется объект общественного питания (столовая).

 

    1. Поставки сырья и ресурсов, основные поставщики, организация и анализ закупок сырья

 

Закупки сельскохозяйственных продуктов и сырья организованы мясокомбинатом у предприятий АПК и населения. Значение заготовок скота и мяса заключается в том, что эта продукция - сырьё для ряда отраслей, прежде всего для продуктового комплекса.

Все виды скота закупаются на скотобойных пунктах, а мясопродукты (мясо, сало, субпродукты) - на складах-холодильниках, приёмозаготовительных пунктах, в организациях торговли и общепита.

Сырьевой зоной для работы мясокомбината являются СПК Гомельской области, с которыми заключаются договора-контрактации на покупку скота.

Сведения о закупке скотосырья приведены в таблице 2.7 в приложении.

Скот на Жлобинский мясокомбинат поступает с закрепленной сырьевой зоны центровывозом. Приемка скота на мясокомбинате осуществляется на базе предубойного содержания скота приемщиком по количеству и качеству.

Далее скот поступает в цех первичной переработки скота для полной переработки. Убой производится на линиях переработки КРС и свиней комплексными бригадами по переработке скота. Обработанные туши по галерее и подвесным конвейерам передаются на термическую обработку в холодильник.

    1. Производство продукции

Выпуск продукции в натуральном стоимостном выражении характеризуется следующими показателями:

 

Таблица 2.8 – Производство продукции в 2012-2013 гг.

Показатели

Ед изм.

2012

2013

Темп роста

Поступление скота

тн.

17924

16945,0

105,8

В том числе из госсырья

тн.

10943

11734,0

93,3

Мясо и субпродукты 1 кат.

тн.

10191

9446,0

107,9

Жиры пищевые

тн.

424

371,0

114,3

Сухие корма

тн.

701

87,0

в 8 раз.

Колбасные изделия:

 в т. ч. вареные,

 сосиски

тн.

6433

6649,0

96,8

тн.

3018

3184,0

94,8

тн.

1092

1099,0

99,4

 П/копченые

тн.

464

409,0

113,4

 Т/копченые

тн.

615

483,0

127,3

 Копчености

тн.

392

352,0

111,4

 Н/фондовые

тн.

852

990,0

86,1

 Давальч.

тн.

-

132,0

-

П/фабрикаты

 в.т.ч. пельмени

тн.

1108

1074,0

103,2

тн.

299

53,0

в 6 раз.

Блочное

тн.

51

24,0

212,5

Консервы мясные

туб.

489

115,0

425,2

Выработка прод. с 1тн.сырья

тыс.руб

3508

3370,0

104,1

Информация о работе Маркетинговый анализ конкурентоспособности